О ГОДЕ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ И СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 27.10.2009). Постановление. Правительство Москвы. 17.02.09 115-ПП

Фрагмент документа "О ГОДЕ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ И СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 27.10.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

СТРАТЕГИЯ
          ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
                        НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

     В  Москве  более  1,2  млн.  человек - инвалиды. Это почти каждый
десятый житель города.
     Правительством  Москвы,  Московской городской Думой, префектурами
округов  и  управами  районов,  общественными организациями проводится
планомерная,  последовательная  работа по интеграции инвалидов в жизнь
нашего города. Эта деятельность носит системный характер.
     Начиная  с 1998 года реализуются комплексные городские программы,
которые  фокусируются на повышении качества и уровня жизни инвалидов и
других  лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития устойчиво
функционирующей, экономически эффективной и доступной системы услуг по
медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
     В  2001  году  был принят Закон города Москвы N 3 "Об обеспечении
беспрепятственного    доступа   инвалидов   к   объектам   социальной,
транспортной  и  инженерной  инфраструктур  города  Москвы".  С  этого
времени  в  качестве  приоритетной ставится задача создания комфортных
условий   жизнедеятельности   для   инвалидов   и   других   категорий
маломобильных  граждан. Начиная с 2001 года в городских программах эти
мероприятия  выделяются  в  специальный раздел, в котором определяются
целевые количественные показатели по каждому виду объектов. Темпы этой
работы  особенно  возросли  за  последние два года в рамках реализации
Комплексной  целевой  программы  "Социальная  интеграция  инвалидов  и
других   лиц  с  ограничениями  жизнедеятельности  города  Москвы"  на
2007-2009  годы  (далее  -  Программа).  Если  за  2001-2003 годы были
оборудованы для инвалидов 1387 объектов города, то только за последние
два  года  уже  сделано  в  десять раз больше (13708). По обустройству
наземных и подземных пешеходных переходов этот показатель увеличился с
80 до 5435 единиц.
     К  настоящему  времени  сформирована  методическая  и нормативная
база, необходимая для формирования комфортной среды жизнедеятельности:
     - определены  категории инвалидов, для которых требуется создание
особых условий пользования объектами городской инфраструктуры (лица на
креслах-колясках,  с  опорами  для передвижения, с проблемами зрения и
слуха);
     - дифференцированы     по     отдельным     элементам    объектов
градостроительной   инфраструктуры   (общественные   и  жилые  здания,
дворовые и рекреационные территории, улично-пешеходная сеть, остановки
и  средства  общественного  пассажирского  транспорта  и  т.д.) виды и
составы  работ,  обеспечивающие  безбарьерность  объектов  для  разных
категорий инвалидов;
     - создана  унифицированная система комплексной оценки фактической
доступности  для  разных  категорий  инвалидов  и других маломобильных
граждан   (родителей   с  малолетними  детьми,  граждан  с  временными
ограничениями в передвижении и др.) городских зданий и сооружений.
     По данным инвентаризации, проводимой с 2006 года управами районов
и   префектурами  административных  округов,  удельный  вес  доступных
сооружений  административных  зданий,  к  сожалению, пока невелик и не
превышает   25-30%  по  разным  административным  округам.  На  основе
получаемых  сведений  набирается общегородская специализированная база
данных, определяются совместно с инвалидами приоритетные для адаптации
учреждения, а также состав работ.
     По  данным  Департамента  жилищно-коммунального  хозяйства города
Москвы и префектур административных округов города Москвы к концу 2008
года  из 12,5 тыс. наземных пешеходных переходов понижением бордюрного
камня  обустроено  порядка  4  тыс. наземных пешеходных переходов, что
составляет   32%   от  общего  объема  работ.  Практического  опыта  в
комплексном  подходе  решения  этих  задач ни в Москве, ни в России до
2008  г. не было. В связи с чем в 2008 году по поручению Мэра Москвы с
комплексами   городского  хозяйства  и  социальной  сферы  с  участием
московских организаций инвалидов разработаны типовые проектные решения
по  адаптации  наземных  пешеходных  переходов  для беспрепятственного
передвижения  маломобильных  групп населения путем установки модульных
железобетонных  конструкций.  По  данной технологии в 2008 г. в рамках
широкомасштабных  экспериментальных работ всего обустроено 1156 сходов
с  тротуара  на проезжую часть (560 пешеходных переходов). С 2009 года
сходы  с  тротуара  на  проезжую  часть  в  местах наземных пешеходных
переходов   будут   обустраиваться   только  с  применением  модульных
конструкций.
     Кардинально   изменилась   ситуация   с  доступностью  городского
пассажирского   наземного  транспорта.  Если  в  2001-2005  годах  ГУП
"Мосгортранс"    производились    лишь   отдельные   целевые   закупки
предназначенных    для   беспрепятственного   пользования   инвалидами
транспортных средств (в 2002 году - 5 ед., в 2005 - 76 ед.), то с 2006
года   приобретается   весь   новый   подвижной   состав  (автобусы  и
троллейбусы),    рассчитанный    на    обслуживание   всех   категорий
пользователей,  в том числе и инвалидов. В настоящее время в городе на
399  маршрутах (54% автобусных и 87% троллейбусных маршрутов) работают
1157 низкопольных автобусов и 281 низкопольный троллейбус.
     В  2007 году по заказу Департамента транспорта города Москвы были
разработаны  опытные  образцы  трамвая, полностью доступного для лиц с
любыми  ограничениями,  и  остановочный павильон ожидания. В 2008 году
они  приняты  к  изготовлению. Можно констатировать, что уже сейчас на
примере   адаптации   городского   наземного   транспорта  реализуется
определенный  Конвенцией  о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН
(далее  -  Конвенция)  принцип "дизайн для всех", основанный на модели
изначальной  безбарьерной  доступности  всего,  что есть в городе, для
всех  пользователей  (независимо  от  возраста,  социального  статуса,
физических и интеллектуальных возможностей).
     Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время городская
среда является не приспособленной для инвалидов. Инфраструктура города
сложилась   в  основном  до  1995  года  -  законодательного  введения
требования  о  безбарьерной  среде  жизнедеятельности  для  инвалидов.
Сейчас  москвичи с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата,
с  проблемами  зрения  и  слуха  испытывают  серьезные  трудности  при
передвижении  по городу, особенно при переезде в разные его районы. По
объективным  оценкам,  быстро  проблема  адаптации  "старой" городской
инфраструктуры  не  решится  ввиду  большого  объема работ и сложности
инфраструктуры города.
     Постепенно расширяются возможности для получения инвалидами услуг
по реабилитации.
     В  связи  с реформой федерального законодательства и кардинальным
пересмотром  компетенции  органов  государственной  власти в отношении
инвалидов   (передачи   в   федеральное  подчинение  городской  службы
медико-социальной экспертизы; усложнения порядка обеспечения инвалидов
протезами  и  другими  техническими средствами реабилитации и передачи
этих   функций   органам   Фонда  социального  страхования  Российской
Федерации;  ликвидации  института внесения работодателями обязательной
платы  на  создание  рабочих  мест для инвалидов в случае невыполнения
квоты)  был  принят  Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О
дополнительных  мерах  социальной  поддержки  инвалидов и других лиц с
ограничениями    жизнедеятельности    в    городе   Москве",   которым
регламентировано   оказание   дополнительных   услуг  по  реабилитации
инвалидам за счет средств городского бюджета.
     Выполнение   городских   целевых   программ   позволяет  поэтапно
осуществлять   системные   мероприятия,   направленные   на   снижение
показателей  инвалидности,  восстановление и укрепление здоровья лиц с
хроническими заболеваниями.
     Значительно  увеличился  объем предоставленных инвалидам и другим
лицам,  страдающим  хроническими  заболеваниями,  услуг по медицинской
многопрофильной  реабилитации:  если в 2004 году услуги получили более
500  тыс.  инвалидов,  то  в  2007 г. этот показатель возрос до 1 млн.
человек   (в   т.ч.   в   дневных  стационарах  -  50,6  тыс.).  Курсы
восстановительного    лечения    ежегодно    проводятся    22,5   тыс.
детей-инвалидов.
     В   соответствии  с  российским  и  московским  законодательством
обязательное  медицинское страхование обеспечивает всем застрахованным
горожанам   равные  возможности  в  получении  бесплатной  медицинской
помощи. Московским городским фондом ОМС за счет средств своего бюджета
осуществляется информационно-разъяснительная работа среди москвичей по
повышению  правовой  культуры  и осведомленности населения о порядке и
условиях получения гарантированной государством медицинской помощи.
     Сложившаяся   в   городе   комплексная  система  реабилитационных
учреждений   различного   ведомственного   подчинения   позволяет   на
современном  уровне  оказывать необходимую медико-социальную помощь не
только   москвичам,   но  и  другим  гражданам  Российской  Федерации,
прибывающим  из  других  регионов.  В  настоящее  время  в  этой сфере
работают  более  1,4  тыс.  организаций,  предоставляющих медицинские,
образовательные  и  социальные  услуги инвалидам (детям и взрослым), в
том   числе   городского   подчинения   -  1016,  федерального  -  44,
негосударственных   -   139.   Вместе   с  тем  в  настоящее  время  в
государственной     системе     здравоохранения    нет    ни    одного
специализированного  центра,  работающего  по  долгосрочным программам
комплексной  медико-социальной  реабилитации  "спинальников". Только в
2009  году  в  Москве  планируется открыть первый такой центр, который
должен    стать    не    только    медицинским   учреждением,   но   и
научно-методическим  штабом,  отрабатывающим новые формы и методы этой
категории пациентов.
     Сегодня  в  городе функционирует разветвленная дифференцированная
сеть   специализированных   образовательных  учреждений  для  детей  с
ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает создание им
индивидуальной  адаптивной среды, - детские сады компенсирующего (234)
и  комбинированного  (426)  видов, специальные (коррекционные) школы и
школы-интернаты  (54),  начальные школы - детские сады компенсирующего
вида  (29),  средние  общеобразовательные  учреждения "Школа надомного
обучения"   (14),   средние   общеобразовательные   учреждения  "Школа
здоровья" (81), санаторно-лесные школы (4), санаторные школы-интернаты
(3),  центры  образования  (2),  образовательные учреждения для детей,
нуждающихся  в  психолого-педагогической  и  медико-социальной  помощи
(54),  учреждения  начального и среднего профессионального образования
(45).
     Во всех типах образовательных учреждений, удовлетворяющих в целом
потребности  маленьких москвичей с нарушениями здоровья, воспитывается
и  обучается  свыше  50  тысяч  детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья,  в  том  числе  свыше  18 тыс. детей-инвалидов. Более 3 тыс.
детей  обучаются  индивидуально  на дому, в том числе с использованием
дистанционных  образовательных  технологий.  Всего в 2008 году система
образования   охватывает   74,5   процента  детей-инвалидов  школьного
возраста  и  36,7  процента  детей-инвалидов дошкольного возраста. При
этом постоянно увеличивается количество детей с тяжелыми ограничениями
жизнедеятельности, получающих образовательные услуги.
     Создание   условий  для  полноценного  воспитания  и  образования
детей-инвалидов  и  молодежи,  адекватного  их  состоянию  и здоровью,
выделено   в   один   из   приоритетов   социальной  политики  города.
Постановлением  Правительства  Москвы  от  15.04.2008 N 302-ПП принята
подпрограмма  "Совершенствование  работы с детьми-инвалидами и другими
детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2008-2009 годы".
     Кроме   того,   в   20   домах   ребенка   городского  подчинения
воспитывается   450  детей-инвалидов.  В  7  детских  домах-интернатах
системы  социальной  защиты  населения города проживает 1806 "тяжелых"
детей-инвалидов,   которые   получают  весь  комплекс  мероприятий  по
воспитанию,  медицинской  и социальной реабилитации, обучаются навыкам
обслуживания и самостоятельной жизнедеятельности.
     Анализ  современной  ситуации показывает, что уже сейчас в Москве
реализуются  основные положения международных соглашений и стандартов,
принятых  в  отношении  инвалидов.  Более  того,  комплексная  целевая
программа   "Социальная   интеграция   инвалидов   и   других   лиц  с
ограничениями  жизнедеятельности  города  Москвы"  на  2007-2009  годы
рассчитана  на  раннюю реабилитацию москвичей с ограничениями здоровья
по болезни или по возрасту, но не желающих получать статус инвалида по
разным причинам или не имеющих на то оснований. В программе содержится
более  тысячи  мероприятий, по каждому из которых установлены плановые
целевые  количественные  показатели,  объемы работ и выделяемые на эти
цели  финансовые  средства  (утвержденный  в  настоящее время плановый
объем финансирования составляет более 34 млрд. рублей).
     Кроме  того,  ряд  направлений дополнительно реализуется в других
профильных городских программах <1>.
--------------------------------
     <1>   Городская   целевая  подпрограмма  по  вопросам  физической
культуры  и  спорта  для  лиц  с  ограниченными возможностями здоровья
(2008-2009 гг.);
     городская  целевая  комплексная  программа  "Культура  Москвы" на
2008-2010 гг.;
     городская   целевая   программа   развития  наземного  городского
пассажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 гг.;
     городская  целевая  программа  строительства гаражей-стоянок в г.
Москве на период 2008-2010 гг.;
     городская    целевая    программа    по    капитальному   ремонту
многоквартирных домов г. Москвы на 2008-2014 гг.
     Отдельные   профильные  направления  отрабатываются  в  городских
программах  развития  "Столичное  здравоохранение  на  2008-2010 гг.",
"Столичное образование-5", "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) и др.

     Выполнение  всех  утвержденных  программ  и  планов  обеспечивает
решение  основных практических задач по всем аспектам реабилитационной
помощи   различным   категориям   инвалидов-москвичей  (независимо  от
возраста,  причины  и тяжести инвалидности), способствует профилактике
инвалидности, снижению тяжести социальной дезадаптации инвалидов.
     По сравнению с 2003 годом снизилось число детей-инвалидов (с 27,4
тыс.  чел.  до  25,6 тыс. чел.). Несколько снизилось число инвалидов I
группы,  имеющих  тяжелые  ограничения  жизнедеятельности (с 81,9 тыс.
чел. до 71,7 тыс. чел.).
     Вместе  с  тем  количество инвалидов в городе остается большим. В
числе   лиц,  имеющих  инвалидность,  229  тыс.  чел.  трудоспособного
возраста;  инвалидов  с нарушением опорно-двигательного аппарата около
26  тыс., в том числе на креслах-колясках - более 7,3 тыс.; незрячих и
слабовидящих - свыше 10 тыс. лиц; глухих - около 5,5 тыс. чел.
     В  общей численности инвалидов 6,2 процента составляют те, у кого
I  группа,  76,8  процента  -  II  группа;  17 процентов - III группа.
Основными  причинами  инвалидности у взрослых являются болезни системы
крови   и  злокачественные  новообразования,  болезни  костно-мышечной
системы и последствия травм.
     В  семьях или самостоятельно проживают около 100 тысяч москвичей,
нуждающихся  в постороннем уходе. Около 16 тыс. инвалидов с нарушением
опорно-двигательного  аппарата  используют  вспомогательные  опоры для
передвижения.  Около  60  тыс.  инвалидов не выходят из дома по разным
причинам.
     Более   14   тыс.   инвалидов,   страдающих   особенно   тяжелыми
заболеваниями  и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, находятся
на  полном  государственном  обеспечении  в  стационарных  учреждениях
социального обслуживания.
     Около  1,5 тыс. детей-инвалидов со сложными дефектами, в основном
дошкольного  возраста  (987  чел.)  все  еще  не  включены в системный
образовательный   процесс   и   получают  преимущественно  медицинские
реабилитационные услуги.
     Все  эти москвичи нуждаются в специально приспособленных условиях
и требуют повседневной помощи в бытовой и общественной жизни.
     В  этой связи в среднесрочном периоде необходимо решить следующие
задачи:
     - реорганизовать   деятельность   органов  исполнительной  власти
города   Москвы   и  перейти  от  "заявительного"  принципа  работы  с
инвалидами  к  адресному  выявлению их потребностей в реабилитации для
устранения  или  возможно  полной  компенсации  имеющихся  ограничений
жизнедеятельности;
     - обеспечить  безусловное предоставление инвалидам и другим лицам
с   ограничениями  жизнедеятельности  в  полном  объеме  установленных
действующим  законодательством государственных гарантий по комплексной
медико-социальной реабилитации;
     - создать   межведомственную   систему   постоянного  мониторинга
потребностей   инвалидов  (особенно  детей-инвалидов  и  лиц  молодого
возраста)   и   других   лиц   с   ограничениями  жизнедеятельности  в
реабилитации  и  адаптации  среды жизнедеятельности, объема и качества
предоставляемых реабилитационных услуг;
     - оптимизировать   и  переструктурировать  сеть  реабилитационных
учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти города
Москвы,  в  целях  приближения  их  к  месту  жительства и обеспечения
"активного" социального патронажа.
     Еще  одной  основной задачей является создание новой, эффективной
системы государственной поддержки инвалидов на рынке труда.
     Последовательная политика в этом направлении проводится городом с
1998 года через квотирование рабочих мест для инвалидов в соответствии
с  Законом  города  Москвы  от  12  ноября  1997  года  N  47, а также
использование  средств  целевого бюджетного фонда квотирования рабочих
мест  в  городе  Москве, образованного в соответствии с Законом города
Москвы  от 26 июня 2002 года N 32. По оценочным данным на предприятиях
города  трудятся  сейчас около 145 тыс. инвалидов. За последние десять
лет на квотируемых рабочих местах работало более 45 тысяч москвичей из
числа инвалидов и молодежи.
     Ежегодно  за  счет  городского бюджета создается дополнительно от
300  до  780  рабочих  мест.  Вместе с тем общая потребность в рабочих
местах  для  трудоустройства  инвалидов  с  учетом видов патологий, по
данным экспертных исследований (официальная статистика не собирается),
составляет  не  менее  2,5  тыс.  в  год,  из  них около половины - на
специализированных участках и цехах.
     С  советских  времен  в  городе  функционируют специализированные
предприятия всероссийских общественных объединений инвалидов (ВОИ, ВОС
и    ВОГ),   а   также   предприятия   местной   промышленности   (ЗАО
"Горспецпром").   С   2000   года  после  отмены  налоговых  льгот  по
хозяйственной    деятельности    неуклонно   сокращается   численность
работающих  на  них инвалидов. В настоящее время на них занято около 4
тыс.  чел., в том числе 2,9 тыс. инвалидов. Ввиду значительного износа
многие   рабочие   места   (более   80   процентов)  требуют  коренной
модернизации.  Уровень  заработной  платы  на  указанных  предприятиях
является  крайне  низким.  В настоящее время не определена продуманная
долгосрочная  программа  поддержки  деятельности  этих организаций, на
которых  не  только  работают,  но  и  получают  услуги  по медицине и
реабилитации, общаются самые тяжелые категории инвалидов (слепые люди,
граждане с психическими и интеллектуальными расстройствами).
     Степень  вовлечения  в  активную  жизнь  инвалидов  отстает от их
реальных    потенциальных    возможностей.    Отсутствие   приемлемого
трудоустройства  создает как дополнительные социальные проблемы, так и
неоправданно  сокращает  численность  экономически активного населения
города,  дефицит  которого  становится  все  более острой проблемой. В
условиях  нарастающего  дефицита  рабочей  силы в Москве более широкое
трудоустройство  инвалидов  могло  бы  улучшить  ситуацию на городском
рынке  труда.  Тем более что для многих людей с инвалидностью сам факт
занятости   является   важным  доказательством  их  полноценности  для
общества.
     Негативное  влияние  на  этот  процесс  оказало вступление в силу
Федерального  закона  от  22  августа  2004 г. N 122-ФЗ в части отмены
института  внесения  работодателями  в  бюджеты  субъектов специальных
платежей  в  качестве  альтернативного  механизма квотирования рабочих
мест.   С  2004  года  более  чем  в  2  раза  сократилось  количество
работодателей, квотирующих рабочие места для инвалидов (с 15 тыс. до 7
тыс.  чел.  соответственно).  В настоящее время не создана комплексная
система  государственного  стимулирования работодателей, участвующих в
программах  по  трудоустройству инвалидов. В связи с этим работодатели
экономически   не   заинтересованы   организовывать  рабочие  места  с
применением гибких форм занятости.
     Несмотря   на  законодательные  инициативы  субъектов  Российской
Федерации  о  восстановлении обязательной платы работодателей в случае
отказа  инвалидам  в  трудоустройстве,  до  настоящего времени решение
Государственной  Думой  не  принято.  Необходимо  в  кратчайшие  сроки
определить   на   федеральном   уровне  принципиальные  направления  и
конкретные  мероприятия  для  эффективного  решения  этой  задачи, что
позволит  инвалидам проявить себя в работе, использовать потенциальные
способности, обеспечить материальную независимость.
     Поэтому достигнутые положительные результаты все еще не позволяют
считать Москву городом, где для всех в полном объеме обеспечены равные
возможности для жизни и развития.
     По  ряду  значимых  для  инвалидов  и  членов их семей социальных
проблем  (свободное  перемещение  по улицам города и беспрепятственный
доступ   к   объектам   социальной   и   транспортной  инфраструктуры;
возможность  рационального  трудоустройства по желаемой специальности;
удобство   получения  необходимых  технических  средств  реабилитации;
обустройство   жилья;   равный   с   другими   гражданами   доступ   к
государственным  медицинским  услугам) уже в краткосрочной перспективе
требуется принятие дополнительных мер.
     Кроме  того,  реально  складывающаяся  ситуация  показывает,  что
многие  практические задачи лежат в смежных сферах городского развития
- архитектуры,   строительства,   потребительского  рынка,  жилищно  -
коммунального  хозяйства,  транспорта  и   др.   Имеется   еще   много
несогласованности  в работе различных городских служб,  обеспечивающих
доступ потребителям,  в том числе имеющим особые потребности в связи с
инвалидностью, к обычным, повседневным услугам.
     Еще  одним  серьезным  препятствием для решения проблем инвалидов
является   "неготовность"   российского   и   московского   сообщества
воспринимать их равными членами общества, признавать равенство их прав
на  образование,  труд, досуг, занятия физической культурой и спортом,
на общественную и политическую деятельность.
     Как   следствие,   вовлеченность   инвалидов   в  образовательные
процессы,  общественно полезный труд, общественную жизнь пока остается
низкой.
     При  этом Москва готова к формированию качественно новой политики
в  отношении инвалидов. Уже принята основная нормативно-правовая база,
создается инфраструктура специализированных учреждений, отрабатываются
конкретные  механизмы  создания  безбарьерной  городской среды (жилья,
общественных,   административных,   торговых  и  промышленных  зданий,
средств  транспорта,  переходов и тротуаров, рекреационных зон и др.).
Город  сейчас  тратит  значительные  финансовые  средства на указанные
цели.
     Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Это в корне должно
изменить   роль  данной  категории  населения  в  общественной  жизни,
предоставив   им  равные  возможности  для  личностной  и  гражданской
самореализации.  Именно поэтому следующий год в столице объявлен Мэром
Москвы Годом равных возможностей.
     Но  это только первый шаг на пути к достижению генеральной цели -
превращения  Москвы  уже  к  2020 году в город, где реально обеспечены
равные возможности для развития всем ее жителям.
     Почему  в качестве ориентира для реализации Стратегии выбран этот
период?
     Руководством  страны выдвинут план превращения России к 2020 году
в  одного  из  лидеров  мирового развития. Это значит, что страна и ее
столица  должны  стать  не только мощными с точки зрения инновационной
экономики,  но  и  комфортным  местом  проживания  для  людей с самыми
различными личностными и физическими особенностями.
     Одновременно  разрабатывается  Стратегия социально-экономического
развития  Москвы  до  2025  года,  стержневой  идеей  которой является
превращение нашего города в место, где комфортно жить всем.
     Несмотря  на  значительные усилия по улучшению жизни в городе, не
только  в  2009  году,  но  и  в  последующие несколько лет не удастся
полностью  решить  многие  проблемы  инвалидов  и членов их семей. Для
этого потребуется напряженная и последовательная работа в долгосрочном
периоде.
     Целями разработки и реализации Стратегии являются:
     - интенсификация  в  городе  Москве  экономических  и  социальных
процессов  и  ресурсов для улучшения качества жизни инвалидов и членов
их семей;
     - повышение   темпов   и   эффективности  работ  для  обеспечения
инвалидам  равного  с  другими гражданами доступа к объектам городской
инфраструктуры, услугам и информации;
     - формирование  толерантного  отношения общества к инвалидам и их
проблемам.
     При   этом  необходимо  достижение  баланса  между  потребностями
инвалидов и членов их семей, инфраструктурой учреждений и организаций,
оказывающих   услуги  данным  категориям  населения,  и  возможностями
городского хозяйства по удовлетворению этих потребностей.
     В   результате   выполнения   Стратегии   в  городе  должна  быть
сформирована   и   в  полном  объеме  реализована  функция  управления
процессом социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями
жизнедеятельности;  созданы условия для исключения несогласованности в
работе  заинтересованных  органов  исполнительной  власти;  обеспечено
единство   и   целенаправленность   развития   всех  смежных  структур
городского управления.
     Основными инструментами реализации Стратегии должны стать:
     - регулярный  анализ  и  прогнозирование потребностей инвалидов и
других   лиц  с  ограничениями  жизнедеятельности  в  реабилитационных
услугах;
     - оптимизация    процессов    создания    в    городе   доступной
инфраструктуры    для    инвалидов    с    различными    ограничениями
жизнедеятельности;
     - постоянная  актуализация  комплекса выполняемых работ исходя из
реальных запросов инвалидов и членов их семей;
     - устранение   дисбаланса   общественных  отношений  в  городе  и
формирование толерантного отношения к инвалидам и проблемам, связанным
с инвалидностью.
     В  соответствии  с  предлагаемой  Стратегией  - Стратегией равных
возможностей  должны  быть скоординированы и взаимоувязаны между собой
все  утвержденные  (37)  и разрабатываемые городские целевые программы
(по мероприятиям, срокам, ресурсам и ожидаемым результатам).
     При  этом  реализация  Стратегии  в  долгосрочной  перспективе не
должна  снизить  уже  достигнутые темпы работы. В 2009 году необходимо
сделать   мощный  рывок,  поскольку  каждый  шаг  в  этом  направлении
тестирует общество на человечность, степень цивилизованности, а значит
и   приумножает  тот  социальный  позитив,  в  котором  нуждается  все
городское сообщество.
     Принципы  "равных возможностей" отвергают устоявшийся в последнее
время  термин "люди с ограниченными возможностями". Возможности у всех
людей  равны,  но  именно  сложившиеся  в  обществе  барьеры делают их
"ограниченными".  Стратегия  в соответствии с Конвенцией отвергает эти
барьеры как искусственное явление, придуманное и реализованное людьми,
для  которых инвалидность - отклонение от "нормы", которую они сами же
и придумали.
     Стратегическая задача города - освободиться от этого многолетнего
заблуждения,  не  только  исходя  из всегда актуальных гуманистических
соображений,  но  и  отчетливо  понимая: без трудового и общественного
вклада  инвалидов  Россия и Москва не станет экономически процветающей
страной. Из этой когорты людей должны появиться высокопрофессиональные
специалисты  по  информационным  технологиям,  инновациям, психологи и
педагоги   нового  поколения,  финансовые  консультанты  и  банковские
менеджеры, предприниматели.
     По  определению  действующего  Федерального  закона "О социальной
защите  инвалидов в Российской Федерации" "инвалид - это лицо, которое
имеет  нарушение  здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное   заболеваниями,   последствиями  травм  или  дефектами,
приводящее  к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость
его   социальной   защиты".   Общество,  конечно,  должно  делать  все
необходимое  для  того,  чтобы  предотвращать возникновение каких-либо
отклонений  в  здоровье у своих граждан. Но этого не удается избегать,
поэтому   инвалидность   не   перестает  быть  общественно  нормальным
явлением.
     Равные  возможности  - это не просто безбарьерная среда обитания,
доступность   общественных  учреждений,  это  "универсальный  дизайн",
который  означает  дизайн  предметов,  обстановок,  программ  и услуг,
призванный  сделать  их  в  максимально возможной степени пригодными к
пользованию   для   всех   людей   без   необходимости  адаптации  или
специального  дизайна. "Универсальный дизайн" не исключает специальные
устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.
     Равные  возможности  -  это  и наличие достаточного числа рабочих
мест, приспособленных к особенностям инвалидов.
     Очевидно,  что  равные  возможности  должны быть не просто благим
пожеланием  и  броским  лозунгом,  а  частью  ментальности всех членов
общества.  Они  должны  обеспечить  свободное,  ничем  не ограниченное
соучастие  инвалидов  в  образовательном  процессе  (инклюзивность), в
трудовой  и  общественной деятельности. В городе "равных возможностей"
инвалид не должен себя ощущать инвалидом.
     Уже  в  2009  году  москвичами  должны  быть  реализованы опорные
принципы отношения к инвалидам, изложенные в Конвенции и Стратегии:
     - уважение    присущего    человеку   достоинства,   его   личной
самостоятельности,  включая  свободу  делать свой собственный выбор, и
независимости;
     - недискриминация;
     - полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
     - уважение  особенностей  инвалидов  и  их  принятие  в  качестве
компонента людского многообразия и части человечества;
     - равенство возможностей;
     - доступность;
     - равенство мужчин и женщин;
     - уважение  развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение
права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
     Москвичам  предстоит совместными усилиями внедрить эти принципы в
жизнь  нашего  города,  без  которых  будут  бесполезны  все усилия по
превращению  Москвы  в  место  жизни,  где у всех действительно равные
возможности для самореализации во благо каждого персонально и России в
целом.

Фрагмент документа "О ГОДЕ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ И СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 27.10.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа