Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2009)".
3.1. Принципы, требования и проектирование единой светоцветовой среды города Как уже отмечалось, раздельное проектирование средств освещения затрудняет, а в ряде случаев исключает, возможность создания в городе гармоничной светоцветовой среды. Нужен иной подход, который бы позволил гармонично увязывать средства и приемы освещения между собой, с застройкой и ландшафтом, благоустройством территории и, соблюдая эти условия, формировать безопасную, комфортную эстетичную светоцветовую среду, создавать художественно выразительные светоцветовые пространства - виды и панорамы, запоминающиеся горожанами и туристами. В качестве общего принципа формирования единой светоцветовой среды Москвы определяется взаимоувязанное применение средств и приемов освещения при организации того или иного светового пространства (панорам, видов). Для реализации этого принципа вводятся следующие правила: Система световых пространств формируется в исторической и современной функционально-планировочной и архитектурно - пространственной структуре города с учетом назначения и значимости ее элементов, а также условий обзора видов и панорам. Выбор средств и приемов освещения при формировании единой светоцветовой среды регламентируется определенными требованиями к взаимоувязанному их применению в зависимости от градостроительной ситуации. Проектирование средств освещения увязывается с состоянием и проектированием территории или объекта в целом, его благоустройства в частности, и осуществляется в соответствии с Концепцией организации светоцветового пространства. Формирование системы световых пространств в структуре города. Системоформирующей основой световых пространств служит историческая и современная функционально-планировочная и архитектурно-пространственная структура города, определенная Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, согласно основным положениям которой архитектурное и ландшафтное освещение, световая реклама и информация, их колористика и дизайн являются одними из средств комплексного благоустройства вечернего города. При проектировании единой световой среды должны учитываться назначение и значимость элементов структуры города, в которых организуются светоцветовые пространства, а также условия их обзора. Принимая во внимание объективный характер концентрации средств освещения и зрительских наблюдений в зависимости от функциональной нагрузки и общественной значимости территорий, в структуре города формируется следующая система световых пространств: световой каркас, образуемый светоцветовыми пространствами: - исторического ядра города; - других общественных центров, включая общественные пространства общегородского значения; - магистралей радиальных и кольцевых общегородского и районного значения; - территорий концентрации современных высотных зданий; - территорий набережных рек Москвы и Яузы; световая ткань, образуемая светоцветовыми пространствами: - территорий жилого назначения; - территорий производственного и коммунального назначения; - природных территорий рекреационного назначения; - особо охраняемых природных территорий. В световом каркасе города выделяются зоны исторического наследия и зоны особого городского значения, а в световой ткани - зоны общего городского значения, указанные в приложении 2 к Правилам установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме "одного окна". Такие зоны имеются в историческом центре - в границах Камер-Коллежского вала, срединной зоне города - от внешней стороны Садового кольца до внешней стороны Третьего транспортного кольца, периферийной зоне города - от внешней стороны Третьего транспортного кольца до границ города, включая МКАД. На их территориях выделяются 138 важных точек обзора панорам различного значения. В число ценных панорам, наблюдаемых в секторах обзора с городских смотровых площадок, включены: обширная панорама, наблюдаемая с Воробьевых гор и включающая набережные, спортивный комплекс "Лужники", Кремль, "сталинские" высотки, строящийся ММДЦ "Москва-Сити", панорамы, обозреваемые с Бережковской набережной (д. 22-26) - Новодевичьего и Андреевского монастырей, высотных зданий МГУ и Президиума РАН, панорамы, открывающиеся с площадки у здания Президиума РАН (Ленинский проспект, 32А) - спортивного комплекса "Лужники", Андреевского монастыря, высотного комплекса МГУ, Кремль, "сталинские" высотки, строящиеся ММДЦ "Москва-Сити" и ряд других высотных зданий, фрагмент Третьего транспортного кольца и др., панорамы исторического прибрежного ландшафта Москвы-реки с исторической и современной застройкой, наблюдаемые с площадок церкви Вознесения в Музее-заповеднике "Коломенское" и ул. Гурьянова (д. 49-53), панорамы исторического ландшафта, просматриваемые с верхнего пруда Музея-заповедника "Царицыно"; панорама Москвы-реки, окружающей застройки со световыми доминантами и акцентами, включая исторические, открывающаяся с предлагаемой смотровой площадки ММДЦ "Москва-Сити". Кроме того, к числу ценных панорам и видов относятся световые пространства, обозреваемые с 60 точек, расположенных в зонах исторического наследия и зонах особого городского значения, включая 33 точки обзора высотных зданий программы "Новое кольцо Москвы", а также 29 точек обзора, намечаемых на общегородских территориях высотных комплексов данной программы. К особо ценным городским видам и панорамам, обозреваемым в зонах исторического наследия центра города с 8 наиболее посещаемых туристами и горожанами точек, отнесены: три вида на ансамбль Московского Кремля с Большого Каменного и Москворецкого мостов и Софийской набережной, два вида Красной площади от Исторического музея и со стороны Покровского собора, две панорамы Театральной площади и вид на застройку Яузской улицы с площади Яузские Ворота. Таким образом, в структуре города согласно архитектурно-художественным замыслам должны совершенствоваться и вновь создаваться более 150 световых панорам, важных для восприятия вечернего облика. Регламентация взаимоувязанного применения средств и приемов освещения при формировании единой светоцветовой среды. Проектирование светоцветовой среды, контроль за ее состоянием должны осуществляться в соответствии с определенными требованиями, регламентирующими взаимоувязанное применение средств и приемов освещения в зависимости от градостроительной ситуации. Предлагаемые Концепцией требования определены в результате обобщения положений распорядительных и нормативных документов, а также рекомендаций и исследований отечественных и зарубежных специалистов по вопросам избирательного применения средств освещения, их приемов и светотехнических характеристик, стилевых и технических решений осветительных установок, световой и освещаемой рекламы и информации, праздничного оформления. В качестве общих обязательных требований к взаимоувязанному применению средств и приемов освещения выделяются: - избирательное применение средств и приемов освещения в конкретной исторической или современной градостроительной ситуации, обеспечивающее формирование эстетичной, комфортной и безопасной светоцветовой среды с соблюдением соответствующих норм проектирования каждого средства освещения; - выбор типов, размеров и мест размещения световых рекламных и информационных конструкций, обеспечивающих их гармоничное сочетание с архитектурой зданий, другими средствами освещения и не препятствующих зрительному восприятию достопримечательных видов и панорам; - выделение в световой среде архитектурным освещением и избирательным применением световой информации и рекламы в качестве акцентов или доминант объектов особой исторической, архитектурной, общественной и композиционной значимости (см. примечание); - использование стилей осветительных установок утилитарного, архитектурного и ландшафтного освещения, световых рекламных и информационных конструкций, не диссонирующих с застройкой, архитектурой зданий и между собой; - энергетическое регулирование использования всех средств освещения на конкретной территории для обеспечения необходимого уровня комфорта и художественной выразительности среды, применение в утилитарном, архитектурном, ландшафтном и праздничном освещении, световой рекламе и информации новейших светотехнических технологий, источников света и световых приборов, повышающих качество освещения, увеличивающих срок их эксплуатации и интервалы технического обслуживания. Примечание. Архитектурному освещению с избирательным применением световой рекламы и информации подлежат: - объекты особой исторической значимости: памятники истории, архитектуры и садово-паркового искусства, включая воссозданные, с учетом режимов охранных зон; - объекты особой общественной значимости: здания, предназначенные для осуществления столичных функций и функций административных центров субъектов Российской Федерации - города Москвы и Московской области, современные культовые объекты, культурные центры, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи и выставочные центры, вокзалы, аэропорты, входы в станции метро, спортивные и гостиничные комплексы; - объекты особой архитектурной значимости: высотные здания, телевизионные и радиобашни, пешеходные и автомобильные мосты, памятники и монументы, фонтаны; - другие объекты особой композиционной значимости: общественные и жилые здания, расположенные на планировочных осях площадей, осях и изгибах радиальных и кольцевых магистралей и набережных, на возвышенном рельефе площадей, магистралей, набережных и бульваров, на их пересечениях; производственные здания, инженерные сооружения (градирни, трубы, портовые и другие краны, высокомачтовые осветительные установки), занимающие доминантное положение вдоль радиальных и кольцевых автомагистралей, Южной рокады, МКАД, сооружения входов в городские парки и лесопарки, а также сооружения "воздушных" аттракционов. Предложенные Концепцией требования к взаимоувязанному применению средств освещения после их согласования целесообразно включить в МГСН 1.02-02 "Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы" и МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение". Проектирование единой светоцветовой среды. В целях гармоничной увязки средств и приемов освещения между собой, с сохраняемой или изменяемой застройкой и ландшафтом, их благоустройством на конкретной территории, создания художественно выразительных светоцветовых видов и панорам, обозреваемых с важных точек города, требуется соответствующий порядок проектирования световой среды. В настоящее время ни в Российской Федерации, ни в городе Москве - субъекте Российской Федерации нет документа, определяющего общий для всех средств освещения порядок проектирования единой светоцветовой среды, а глава "Благоустройство" исключена из Единого порядка предпроектной и проектной подготовки строительства в городе Москве пунктом 12 постановления Правительства Москвы от 11.07.2006 N 500-ПП "Об упрощении процесса согласования проектной документации в организации строительства". В данной ситуации предлагается следующий порядок проектирования единой светоцветовой среды города. В качестве основы взаимоувязанной разработки проектной документации средств освещения в зонах светового каркаса города, включая зоны исторического наследия и зоны особого городского значения, должны разрабатываться концепции организации светоцветовых пространств конкретных территорий. Вид градостроительной или проектной документации, наиболее подходящей для разработки Концепции с учетом конкретной ситуации (проект планировки, схема комплексного благоустройства, проект комплексного благоустройства, проект застройки, проект строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяется Москомархитектурой. В случае наличия такой документации Концепция разрабатывается дополнительно к ней (как составная часть), согласовывается и утверждается в установленном порядке. В организации светоцветового пространства намечается общий архитектурно-художественный замысел его формирования с учетом сохранения и (или) изменения застройки, ландшафта и благоустройства, отношения территории к особо ценным, ценным или важным городским видам и панорамам, состояния средств освещения. В соответствии с архитектурно-художественным замыслом, требованиями к взаимоувязанному применению средств освещения нормами их проектирования определяются: - главные точки обзора видов и панорам; - транспортные и пешеходные зоны и площадки нового и подлежащего модернизации утилитарного наружного освещения, цвета его света; - доминантные и акцентные объекты нового и подлежащего корректировке архитектурного освещения, включая искусственные набережные, памятники и монументы, акцентные элементы декоративного освещения - фонтаны, малые архитектурные формы, цветники, кустарники, другие элементы благоустройства; - основные цвета света и приемы архитектурного освещения выбранных объектов; - места размещения, допустимые типы и размеры новой и подлежащей корректировке световой рекламы и информационно-коммуникационных указателей; - допустимые места, ориентация и размеры светящихся и подсвечиваемых вывесок, располагаемых на фасадах зданий, а также панно-перетяжек; - допустимые уровни освещенности и яркости утилитарного, архитектурного, рекламного и праздничного освещения; - зоны и объекты, на которые не допускается воздействие динамических приемов освещения; - места и объекты размещения праздничной иллюминации и другого праздничного светоцветового оформления; - места размещения совмещенных со световой рекламой и информацией некапитальных стационарных сооружений (остановочные павильоны, киоски, туалетные и таксофонные кабины). Концепция организации светоцветового пространства должна включать: пояснительную записку, содержащую анализ существующего положения и обоснование намечаемых решений, схему размещения объектов и средств освещения, эскизные решения светоцветовых видов и панорам. На основе Концепции должна разрабатываться, согласовываться и утверждаться в установленном порядке проектная документация, необходимая для средств освещения. Разработка проектной документации для средств освещения может осуществляться по решению заказчика: - в виде разделов проекта комплексного благоустройства: "Утилитарное наружное освещение", "Архитектурное и ландшафтное освещение", "Световая реклама, информация и подсвечиваемые некапитальные стационарные сооружения", "Праздничное световое оформление" (при необходимости); - в виде соответствующих рабочих проектов. При наличии проблемных ситуаций в световой ткани города, особенно в ее зонах общегородского значения, принципиальные решения по формированию световой среды должны предварительно, по усмотрению Москомархитектуры, прорабатываться в соответствующей документации (проект планировки, схема комплексного благоустройства, проект комплексного благоустройства, проект застройки) и затем учитываться в проектной документации для средств освещения. В остальных случаях проектная документация для средств освещения разрабатывается в установленном порядке в соответствии с требованиями к взаимоувязанному применению средств освещения и нормами их проектирования. По решению заказчика она может разрабатываться: - в виде разделов проекта комплексного благоустройства: "Утилитарное наружное освещение", "Архитектурное и ландшафтное освещение", "Световая реклама, информация и (при необходимости) подсвечиваемые некапитальные стационарные сооружения", а также (при необходимости) "Праздничное световое оформление"; - в виде соответствующих рабочих проектов. Разработка документации указанных выше стадий проектирования должна осуществляться по заданию заказчика с включением соответствующих вопросов проектирования светоцветовой среды, согласованных Службой главного художника города Москвы. При проектировании единой светоцветовой среды важно использовать стили осветительных установок утилитарного, архитектурного и ландшафтного освещения, световых рекламных и информационных конструкций, а также совмещенных со световой рекламой и информацией остановочных павильонов, киосков, таксофонных и туалетных кабин, не диссонирующие с архитектурой застройки и ландшафтом, между собой. Для выполнения этих условий целесообразна разработка каталогов и альбомов разнообразных стилевых и дизайнерских решений указанных элементов оформления и благоустройства города, которые должны согласовываться Художественным советом Архитектурного совета Москвы Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2009)".