О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2009). Постановление. Правительство Москвы. 11.11.08 1037-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3.1. Принципы, требования и проектирование единой
                      светоцветовой среды города

     Как  уже  отмечалось, раздельное проектирование средств освещения
затрудняет,  а в ряде случаев исключает, возможность создания в городе
гармоничной светоцветовой среды.
     Нужен  иной  подход,  который  бы  позволил  гармонично увязывать
средства  и  приемы  освещения между собой, с застройкой и ландшафтом,
благоустройством  территории  и,  соблюдая  эти  условия,  формировать
безопасную,   комфортную  эстетичную  светоцветовую  среду,  создавать
художественно   выразительные  светоцветовые  пространства  -  виды  и
панорамы, запоминающиеся горожанами и туристами.
     В  качестве  общего  принципа  формирования  единой светоцветовой
среды Москвы определяется взаимоувязанное применение средств и приемов
освещения  при  организации  того  или  иного  светового  пространства
(панорам, видов).
     Для реализации этого принципа вводятся следующие правила:
     Система   световых   пространств  формируется  в  исторической  и
современной функционально-планировочной      и      архитектурно     -
пространственной структуре города с учетом назначения и значимости  ее
элементов, а также условий обзора видов и панорам.
     Выбор   средств  и  приемов  освещения  при  формировании  единой
светоцветовой  среды  регламентируется  определенными  требованиями  к
взаимоувязанному  их  применению  в  зависимости  от градостроительной
ситуации.
     Проектирование  средств  освещения  увязывается  с  состоянием  и
проектированием  территории или объекта в целом, его благоустройства в
частности,  и  осуществляется  в соответствии с Концепцией организации
светоцветового пространства.
     Формирование системы световых пространств в структуре города.
     Системоформирующей    основой    световых    пространств   служит
историческая     и     современная    функционально-планировочная    и
архитектурно-пространственная     структура    города,    определенная
Генеральной   схемой   комплексного   благоустройства  города  Москвы,
согласно  основным  положениям  которой  архитектурное  и  ландшафтное
освещение,  световая  реклама  и  информация,  их колористика и дизайн
являются  одними  из  средств  комплексного  благоустройства вечернего
города.
     При  проектировании  единой  световой  среды  должны  учитываться
назначение   и   значимость  элементов  структуры  города,  в  которых
организуются светоцветовые пространства, а также условия их обзора.
     Принимая  во  внимание  объективный характер концентрации средств
освещения  и  зрительских  наблюдений  в зависимости от функциональной
нагрузки  и  общественной  значимости  территорий,  в структуре города
формируется следующая система световых пространств:
     световой каркас, образуемый светоцветовыми пространствами:
     - исторического ядра города;
     - других  общественных центров, включая общественные пространства
общегородского значения;
     - магистралей  радиальных  и кольцевых общегородского и районного
значения;
     - территорий концентрации современных высотных зданий;
     - территорий набережных рек Москвы и Яузы;
     световая ткань, образуемая светоцветовыми пространствами:
     - территорий жилого назначения;
     - территорий производственного и коммунального назначения;
     - природных территорий рекреационного назначения;
     - особо охраняемых природных территорий.
     В  световом каркасе города выделяются зоны исторического наследия
и  зоны  особого городского значения, а в световой ткани - зоны общего
городского  значения,  указанные в приложении 2 к Правилам установки и
эксплуатации  объектов  наружной рекламы и информации в городе Москве,
утвержденным постановлением   Правительства   Москвы   от   21.11.2006
N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы
и  информации  в  городе  Москве  и  регламенте  подготовки документов
Комитетом рекламы,  информации и оформления города Москвы заявителям в
режиме  "одного  окна".  Такие  зоны имеются в историческом центре - в
границах Камер-Коллежского вала,  срединной зоне города -  от  внешней
стороны  Садового  кольца  до  внешней  стороны Третьего транспортного
кольца,  периферийной  зоне  города  -  от  внешней  стороны  Третьего
транспортного кольца до границ города, включая МКАД. На их территориях
выделяются 138 важных точек обзора панорам различного значения.
     В число ценных панорам, наблюдаемых в секторах обзора с городских
смотровых   площадок,   включены:  обширная  панорама,  наблюдаемая  с
Воробьевых гор и включающая набережные, спортивный комплекс "Лужники",
Кремль, "сталинские" высотки, строящийся ММДЦ "Москва-Сити", панорамы,
обозреваемые  с  Бережковской  набережной (д. 22-26) - Новодевичьего и
Андреевского   монастырей,  высотных  зданий  МГУ  и  Президиума  РАН,
панорамы,  открывающиеся с площадки у здания Президиума РАН (Ленинский
проспект,   32А)   -  спортивного  комплекса  "Лужники",  Андреевского
монастыря,  высотного  комплекса  МГУ,  Кремль,  "сталинские" высотки,
строящиеся  ММДЦ  "Москва-Сити" и ряд других высотных зданий, фрагмент
Третьего   транспортного   кольца   и   др.,   панорамы  исторического
прибрежного   ландшафта   Москвы-реки  с  исторической  и  современной
застройкой,    наблюдаемые    с    площадок    церкви   Вознесения   в
Музее-заповеднике  "Коломенское"  и ул. Гурьянова (д. 49-53), панорамы
исторического    ландшафта,    просматриваемые    с   верхнего   пруда
Музея-заповедника   "Царицыно";   панорама   Москвы-реки,   окружающей
застройки  со световыми доминантами и акцентами, включая исторические,
открывающаяся с предлагаемой смотровой площадки ММДЦ "Москва-Сити".
     Кроме  того,  к  числу  ценных панорам и видов относятся световые
пространства,   обозреваемые   с   60  точек,  расположенных  в  зонах
исторического наследия и зонах особого городского значения, включая 33
точки  обзора высотных зданий программы "Новое кольцо Москвы", а также
29  точек  обзора,  намечаемых  на  общегородских территориях высотных
комплексов данной программы.
     К  особо ценным городским видам и панорамам, обозреваемым в зонах
исторического наследия центра города с 8 наиболее посещаемых туристами
и  горожанами точек, отнесены: три вида на ансамбль Московского Кремля
с  Большого  Каменного  и Москворецкого мостов и Софийской набережной,
два   вида  Красной  площади  от  Исторического  музея  и  со  стороны
Покровского   собора,  две  панорамы  Театральной  площади  и  вид  на
застройку Яузской улицы с площади Яузские Ворота.
     Таким      образом,      в      структуре     города     согласно
архитектурно-художественным замыслам должны совершенствоваться и вновь
создаваться   более   150  световых  панорам,  важных  для  восприятия
вечернего облика.
     Регламентация   взаимоувязанного  применения  средств  и  приемов
освещения при формировании единой светоцветовой среды.
     Проектирование  светоцветовой  среды,  контроль  за ее состоянием
должны  осуществляться  в  соответствии  с определенными требованиями,
регламентирующими   взаимоувязанное   применение   средств  и  приемов
освещения в зависимости от градостроительной ситуации.
     Предлагаемые   Концепцией   требования  определены  в  результате
обобщения положений распорядительных и нормативных документов, а также
рекомендаций и исследований отечественных и зарубежных специалистов по
вопросам  избирательного  применения  средств  освещения, их приемов и
светотехнических   характеристик,   стилевых   и  технических  решений
осветительных  установок,  световой и освещаемой рекламы и информации,
праздничного оформления.
     В  качестве  общих  обязательных  требований  к  взаимоувязанному
применению средств и приемов освещения выделяются:
     - избирательное   применение   средств   и  приемов  освещения  в
конкретной  исторической  или  современной градостроительной ситуации,
обеспечивающее   формирование   эстетичной,  комфортной  и  безопасной
светоцветовой  среды с соблюдением соответствующих норм проектирования
каждого средства освещения;
     - выбор  типов,  размеров  и мест размещения световых рекламных и
информационных  конструкций, обеспечивающих их гармоничное сочетание с
архитектурой  зданий, другими средствами освещения и не препятствующих
зрительному восприятию достопримечательных видов и панорам;
     - выделение   в   световой   среде   архитектурным  освещением  и
избирательным  применением  световой  информации  и рекламы в качестве
акцентов  или  доминант  объектов  особой исторической, архитектурной,
общественной и композиционной значимости (см. примечание);
     - использование   стилей  осветительных  установок  утилитарного,
архитектурного   и   ландшафтного   освещения,  световых  рекламных  и
информационных    конструкций,    не   диссонирующих   с   застройкой,
архитектурой зданий и между собой;
     - энергетическое   регулирование   использования   всех   средств
освещения на конкретной территории для обеспечения необходимого уровня
комфорта   и   художественной   выразительности  среды,  применение  в
утилитарном,   архитектурном,  ландшафтном  и  праздничном  освещении,
световой  рекламе  и  информации новейших светотехнических технологий,
источников  света  и световых приборов, повышающих качество освещения,
увеличивающих   срок   их   эксплуатации   и   интервалы  технического
обслуживания.
     Примечание.  Архитектурному освещению с избирательным применением
световой рекламы и информации подлежат:
     - объекты  особой  исторической  значимости:  памятники  истории,
архитектуры  и  садово-паркового  искусства,  включая  воссозданные, с
учетом режимов охранных зон;
     - объекты особой общественной значимости: здания, предназначенные
для осуществления столичных функций и функций административных центров
субъектов  Российской  Федерации - города Москвы и Московской области,
современные  культовые объекты, культурные центры, театры, кинотеатры,
концертные залы, музеи и выставочные центры, вокзалы, аэропорты, входы
в станции метро, спортивные и гостиничные комплексы;
     - объекты   особой  архитектурной  значимости:  высотные  здания,
телевизионные   и   радиобашни,   пешеходные  и  автомобильные  мосты,
памятники и монументы, фонтаны;
     - другие объекты особой композиционной значимости:
     общественные  и жилые здания, расположенные на планировочных осях
площадей,   осях  и  изгибах  радиальных  и  кольцевых  магистралей  и
набережных, на возвышенном рельефе площадей, магистралей, набережных и
бульваров, на их пересечениях;
     производственные  здания, инженерные сооружения (градирни, трубы,
портовые  и  другие  краны,  высокомачтовые  осветительные установки),
занимающие   доминантное   положение   вдоль  радиальных  и  кольцевых
автомагистралей,  Южной  рокады,  МКАД,  сооружения входов в городские
парки и лесопарки, а также сооружения "воздушных" аттракционов.

     Предложенные  Концепцией требования к взаимоувязанному применению
средств  освещения после их согласования целесообразно включить в МГСН
1.02-02  "Нормы  и правила проектирования комплексного благоустройства
на   территории   города   Москвы"   и   МГСН  2.06-99  "Естественное,
искусственное и совмещенное освещение".
     Проектирование единой светоцветовой среды.
     В  целях  гармоничной  увязки  средств  и приемов освещения между
собой,  с  сохраняемой  или  изменяемой  застройкой  и  ландшафтом, их
благоустройством  на  конкретной  территории,  создания  художественно
выразительных  светоцветовых  видов  и  панорам, обозреваемых с важных
точек   города,   требуется   соответствующий  порядок  проектирования
световой среды.
     В настоящее время ни в Российской Федерации, ни в городе Москве -
субъекте  Российской  Федерации нет документа, определяющего общий для
всех  средств  освещения  порядок  проектирования единой светоцветовой
среды,   а   глава  "Благоустройство"  исключена  из  Единого  порядка
предпроектной  и  проектной  подготовки  строительства в городе Москве
пунктом  12  постановления Правительства Москвы от 11.07.2006 N 500-ПП
"Об   упрощении   процесса   согласования   проектной  документации  в
организации строительства".
     В  данной  ситуации предлагается следующий порядок проектирования
единой светоцветовой среды города.
     В    качестве   основы   взаимоувязанной   разработки   проектной
документации  средств  освещения  в  зонах  светового  каркаса города,
включая   зоны   исторического  наследия  и  зоны  особого  городского
значения,  должны  разрабатываться концепции организации светоцветовых
пространств конкретных территорий.
     Вид   градостроительной   или  проектной  документации,  наиболее
подходящей  для  разработки  Концепции  с  учетом  конкретной ситуации
(проект   планировки,   схема   комплексного  благоустройства,  проект
комплексного  благоустройства,  проект застройки, проект строительства
(реконструкции,        капитального       ремонта),       определяется
Москомархитектурой.  В  случае  наличия  такой  документации Концепция
разрабатывается   дополнительно   к   ней   (как   составная   часть),
согласовывается и утверждается в установленном порядке.
     В   организации   светоцветового  пространства  намечается  общий
архитектурно-художественный   замысел   его   формирования   с  учетом
сохранения  и  (или) изменения застройки, ландшафта и благоустройства,
отношения территории к особо ценным, ценным или важным городским видам
и   панорамам,   состояния   средств   освещения.   В  соответствии  с
архитектурно-художественным  замыслом, требованиями к взаимоувязанному
применению средств освещения нормами их проектирования определяются:
     - главные точки обзора видов и панорам;
     - транспортные  и пешеходные зоны и площадки нового и подлежащего
модернизации утилитарного наружного освещения, цвета его света;
     - доминантные   и   акцентные   объекты   нового   и  подлежащего
корректировке    архитектурного   освещения,   включая   искусственные
набережные,  памятники  и  монументы, акцентные элементы декоративного
освещения  - фонтаны, малые архитектурные формы, цветники, кустарники,
другие элементы благоустройства;
     - основные   цвета   света   и  приемы  архитектурного  освещения
выбранных объектов;
     - места  размещения, допустимые типы и размеры новой и подлежащей
корректировке   световой   рекламы   и  информационно-коммуникационных
указателей;
     - допустимые   места,   ориентация   и   размеры   светящихся   и
подсвечиваемых  вывесок,  располагаемых  на  фасадах  зданий,  а также
панно-перетяжек;
     - допустимые   уровни   освещенности   и   яркости  утилитарного,
архитектурного, рекламного и праздничного освещения;
     - зоны   и   объекты,   на  которые  не  допускается  воздействие
динамических приемов освещения;
     - места  и  объекты  размещения праздничной иллюминации и другого
праздничного светоцветового оформления;
     - места размещения совмещенных со световой рекламой и информацией
некапитальных стационарных сооружений (остановочные павильоны, киоски,
туалетные и таксофонные кабины).
     Концепция    организации   светоцветового   пространства   должна
включать:   пояснительную  записку,  содержащую  анализ  существующего
положения  и обоснование намечаемых решений, схему размещения объектов
и средств освещения, эскизные решения светоцветовых видов и панорам.
     На  основе  Концепции  должна  разрабатываться, согласовываться и
утверждаться   в   установленном   порядке   проектная   документация,
необходимая для средств освещения.
     Разработка  проектной  документации  для  средств освещения может
осуществляться по решению заказчика:
     - в   виде   разделов   проекта   комплексного   благоустройства:
"Утилитарное   наружное   освещение",   "Архитектурное  и  ландшафтное
освещение",    "Световая    реклама,   информация   и   подсвечиваемые
некапитальные    стационарные   сооружения",   "Праздничное   световое
оформление" (при необходимости);
     - в виде соответствующих рабочих проектов.
     При наличии проблемных ситуаций в световой ткани города, особенно
в   ее   зонах  общегородского  значения,  принципиальные  решения  по
формированию  световой  среды  должны  предварительно,  по  усмотрению
Москомархитектуры,   прорабатываться  в  соответствующей  документации
(проект   планировки,   схема   комплексного  благоустройства,  проект
комплексного  благоустройства, проект застройки) и затем учитываться в
проектной документации для средств освещения.
     В  остальных случаях проектная документация для средств освещения
разрабатывается  в установленном порядке в соответствии с требованиями
к   взаимоувязанному   применению   средств  освещения  и  нормами  их
проектирования. По решению заказчика она может разрабатываться:
     - в   виде   разделов   проекта   комплексного   благоустройства:
"Утилитарное   наружное   освещение",   "Архитектурное  и  ландшафтное
освещение",   "Световая  реклама,  информация  и  (при  необходимости)
подсвечиваемые  некапитальные  стационарные  сооружения", а также (при
необходимости) "Праздничное световое оформление";
     - в виде соответствующих рабочих проектов.
     Разработка  документации  указанных  выше  стадий  проектирования
должна    осуществляться    по    заданию   заказчика   с   включением
соответствующих    вопросов    проектирования   светоцветовой   среды,
согласованных Службой главного художника города Москвы.
     При  проектировании единой светоцветовой среды важно использовать
стили   осветительных   установок   утилитарного,   архитектурного   и
ландшафтного    освещения,   световых   рекламных   и   информационных
конструкций,  а  также  совмещенных со световой рекламой и информацией
остановочных  павильонов,  киосков,  таксофонных и туалетных кабин, не
диссонирующие с архитектурой застройки и ландшафтом, между собой.
     Для  выполнения этих условий целесообразна разработка каталогов и
альбомов  разнообразных  стилевых  и  дизайнерских  решений  указанных
элементов   оформления   и   благоустройства  города,  которые  должны
согласовываться  Художественным  советом  Архитектурного совета Москвы
Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа