Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2009)".
2.2. Обобщение опыта создания светоцветового облика в Москве и других городах Историческая справка. История наружного освещения уходит в далекие времена. Долгое время для освещения главных сооружений и центра ряда городов использовались растительное масло, керосин, а затем и газ. Настоящий переворот в проблему освещения внесло изобретение электричества и электрической лампы. Массовые, эффектные, праздничные электрические зрелища организовывались и в России с конца XIX века. Шедевром осветительного искусства стала иллюминация Москвы в дни коронации Николая II в 1896 г. Электрическими гирляндами были прорисованы контуры башен, соборов и стен Кремля, Большой театр, Московская городская Дума, Красные ворота и другие сооружения. В 1912 г. были установлены одобренные городской управой нормы освещенности для разных районов Москвы. Все улицы и проезды были разделены на 5 классов в зависимости от характера уличного освещения и общего благоустройства. Начиная с 30-х годов прошлого века эффективные разрядные источники электрического света вытесняют лампы накаливания из систем освещения городских пространств. В Москве с 1975 г. в уличных светильниках стали широко использоваться натриевые лампы высокого давления, ставшие в последующие годы доминирующими в системах функционального освещения улиц и площадей. Излучая желтый свет, они создают характерную гомогенную окраску вечерней среды города и даже ночного неба. Сегодня в установках наружного освещения, к которым предъявляются повышенные требования по цветопередаче (стадионы, выставки, пешеходные зоны), все чаще используются металлогалогенные лампы. В ближайшей перспективе создание уличных осветительных систем на основе нового поколения источников света - полупроводниковых светодиодов. Архитектурное освещение самых высоких объектов Москвы - кремлевских башен, "сталинских высоток" появилось в 50-х годах прошлого века. Первая осветительная установка (ОУ) архитектурного освещения для высотных зданий была создана для гостиницы "Украина". Это здание залито желтым светом осветительных приборов с натриевыми лампами. Последовательно проводилось освещение всех семи высотных зданий. Более интересным и величественным стало здание МГУ. Помимо высотных зданий были освещены Шуховская и Останкинская (1968 г.) телебашни, причем последняя имеет повседневный и праздничный режимы работы осветительных установок. Немаловажную роль в создании декоративно-художественного образа Останкинской башни сыграло применение источников света различного спектрального состава - от желтого до голубоватого, разработка специального светового прибора на основе зенитного прожектора. Светоцветовая среда Москвы последние почти 15 лет во многом определялась реализацией мероприятий, предусмотренных распоряжением Премьера Правительства Москвы от 15.04.1993 N 653-РП "Об улучшении светового оформления города", постановлениями Правительства Москвы от 02.08.1994 N 644 "Об утверждении генеральной схемы светоцветового оформления города и мероприятиях по ее реализации", от 26.11.1996 N 940 "О комплексном благоустройстве Москвы: колористика, архитектурное освещение, ландшафтная архитектура", а также рядом распоряжений Мэра Москвы по указанным вопросам. Директивным документом, на который ориентировался выбор объектов рабочего проектирования по городской программе архитектурного освещения, было распоряжение Мэра Москвы от 19.07.1999 N 750-РМ "О мерах по совершенствованию архитектурного художественного освещения г. Москвы на период до 2005 г.". К настоящему времени городом реализовано и эксплуатируется около 800 исторических и современных объектов архитектурного освещения. Параллельно развивается инвестиционный сектор архитектурного освещения, начало которому положило распоряжение Мэра Москвы от 01.11.1995 N 581-РМ "Об архитектурном освещении объектов в г. Москве". По имеющимся оценкам, количество реализованных крупных инвестиционных проектов архитектурного освещения в Москве составляет не менее 20. Тенденции формирования светового облика исторических территорий и объектов. В Москве формирование светоцветовой среды как важной художественно-градостроительной задачи было впервые определено упомянутым постановлением Правительства Москвы от 02.08.1994 N 664 и реализовывалось по утвержденной им генеральной схеме светоцветового оформления центральной части города и вылетных магистралей. На территории исторического центра города определилась тенденция формирования световых ансамблей, доминант и акцентов объектов исторического наследия: Кремль, собор Василия Блаженного, Новодевичий, Спасо-Андроников, Симонов и другие монастыри, комплекс храмов Замоскворечья, старинные здания Московского университета, воссозданные здания Манежа и Храма Христа Спасителя, церкви Троицы на Воробьевых горах, Богоявления в Елохове, памятник архитектуры в Третьяковском проезде, католический собор на Большой Никитской ул., Белорусский, Ярославский, Казанский и другие вокзалы, многие другие объекты. В архитектурном освещении объектов в исторической части Москвы используется в основном белый заливающий свет. При этом в утилитарном наружном освещении используется желтый свет натриевых ламп. Следует отметить, что в ряде зарубежных столиц наметилась тенденция к преобладанию белого цвета света в освещении их центральных частей. Законодательно закреплено применение белого цвета света при освещении исторического центра Парижа. В Москве в последние годы больше внимания стало уделяться вопросу гармоничного применения всех средств освещения, включая световую рекламу, на центральных площадях и улицах. Опыт формирования светового силуэта города. В последние годы на базе новых высотных комплексов в Москве сформировалось более 30 выразительных световых композиций. Выразительность световых образов объектов общественного назначения обеспечивается сочетанием приемов светоцветового внутреннего и наружного архитектурного освещения, подчеркивающим их архитектурно-планировочную структуру и дизайн. Например, офисное здание на наб. Тараса Шевченко у моста "Багратион". В новых жилых высотных домах средствами цветного освещения стали чаще выделяться завершающие (венчающие) части зданий, широкие простенки, пояса и другие архитектурные элементы зданий: жилые комплексы и дома: "Воробьевы горы", на Давыдковской ул., на Можайском шоссе, в Карамышевском пр., на проспекте 60-летия Октября, ул. Трофимова и др. За рубежом при проектировании и реализации высотных комплексов общественно-делового и развлекательного назначения, а также различных высотных сооружений успешно применяются светоцветовые композиции с меняющимся (динамичным) рисунком, яркостью и цветовой гаммой. Подобный опыт накапливается и в Москве (комплекс "Воробьевы горы", гостиница "Белград" и др.). Получила распространение практика временного декоративного освещения строящихся комплексов, включая подсветку стрел подъемных кранов. Такие решения успешно применены при строительстве ММДЦ "Москва-Сити", 2-й очереди Российского культурного центра "Красные холмы", комплекса "Хорошевская горка", 2-й и 3-й очередей комплекса "Алые паруса", а также объектов фирмы "Крост", которая до сдачи объекта в эксплуатацию применяет внутреннее цветное освещение. В панораме вечернего города все более активно участвует светоцветовая композиция строящегося комплекса ММДЦ "Москва-Сити". В его архитектурном освещении применены и начинают функционировать с учетом колористических решений фасадов осветительные приборы и устройства широкого диапазона мощностей излучения и светораспределения с источниками света различного спектра. Такие достижения совместной работы архитекторов, дизайнеров и светотехников заслуживают распространения на высотных новостройках города. Световое оформление набережных. В Москве световому оформлению набережных уделяется все большее внимание в связи с их особой ролью в развитии туристско-рекреационных функций. Комплексное световое оформление Раушской набережной, являющейся важным градоформирующим звеном, выразилось в гармоничном сочетании приемов архитектурного, утилитарного и художественно-декоративного освещения, что позволило создать единый световой ансамбль и художественно выразительную панораму со стороны Москворецкой набережной и прилегающих мостов - Москворецкого и Большого Устьинского. Гранитная набережная с ее береговой линией подчеркнуты орнаментальной светоцветовой горизонталью, отделяющей освещенные фасады от темных вод Москвы-реки. Впервые в отечественной практике в таком объеме были использованы осветительные устройства со светодиодами. Особенный интерес представляет производственный корпус Мосэнерго с трубами, преобразившийся с помощью света в многопалубный 5-трубный корабль. Единый светоцветовой ансамбль Софийской набережной сформировался на противоположном от Кремля берегу Москвы-реки. За счет удачного сочетания приемов архитектурного освещения в этом ансамбле, его световых доминантах и акцентах проявились архитектурные особенности объектов исторического наследия разных веков. Определенный интерес для широкого применения в московских условиях представляют используемые за рубежом такие приемы освещения набережных, как ландшафтное освещение в сочетании с ландшафтной организацией и благоустройством набережных (города Прага, Париж, Страсбург, Бостон); стилизация светильников с учетом исторической застройки (Стокгольм, Бостон, Флоренция); выделение средствами световой информации и рекламы совмещенной с ними городской мебели пешеходных зон с активными туристскими и рекреационными нагрузками (города Париж, Стокгольм). Опыт формирования световой среды общественных пространств (площадей, пешеходных улиц, рекреационных и спортивных зон). Рядом с площадью Киевского вокзала сформировалось привлекательное место для отдыха и прогулок - новая площадь Европы. Центром ансамбля является фонтан и скульптурная композиция "Похищение Европы". В темное время суток свет дает возможность "обыграть" архитектурные особенности скульптурной композиции и окружающего ландшафта, обеспечить светоцветовые декоративные спецэффекты. Площадь плавно переходит в современный пешеходный мост. В 2001 г. главный пролет Краснолужского моста, памятника архитектуры начала XX века, перемещен вверх по течению реки Москвы в район Киевского вокзала и преобразован в пешеходный мост Богдана Хмельницкого. В основу проектных решений положен принцип единства архитектурной и световой композиций. Особенностью новых пешеходных мостов является единство наружного и внутреннего освещения. Нарядная осветительная установка архитектурного освещения моста, безусловно, является основным украшением прилегающих набережных. Архитектурное освещение здания Московской государственной филармонии и Большого концертного зала им. П.И. Чайковского, расположенное на углу главной улицы Москвы - Тверской и одной из центральных площадей - Триумфальной, основано на использовании локального и заливающего приемов освещения. Светом выделен внутренний объем портика, а его колонны удачно смотрятся на контражуре. Спектральный состав источников света выбирался с учетом особенностей близлежащих действующих осветительных установок. Со стороны Тверской применен холодно-белый свет, а со стороны площади - тепло-белый. В честь 100-летия основания МХАТа был выполнен комплекс работ по архитектурному освещению зданий по Камергерскому переулку. Обновленные фасады выделены светом осветительных приборов заливающего и локального света, причем здание МХАТа имеет наибольшую яркость. Система торшеров и настенных светильников придает декоративно-торжественный образ пешеходной зоне переулка. Музейный комплекс на Поклонной горе, посвященный Победе над фашизмом, занимает значительную территорию и включает ряд зданий, монументов и памятников. Главный монумент на Центральной площади освещается мощными прожекторами заливающего света различного светораспределения. Для воспроизведения цветовой гаммы элементов памятника применены источники света различного спектрального состава. Для заливающего и локального освещения православного храма, для подсветки икон на его фасаде выбраны лампы с высоким качеством цветопередачи. Архитектурное освещение протяженного невысокого здания Музея Победы проводилось с учетом других центральных объектов и эффектно выделяется в панораме комплекса. Перечисленные и другие объекты, образуя фон, торжественно смотрятся с ансамблем подсвеченных фонтанов. В Москве на базе крупных планировочных образований спортивного назначения сформированы световые ареалы спортивных комплексов "Лужники", "Динамо", "Локомотив", "Торпедо", "Олимпийский" и "Крылатское". Это позволило выделить их оригинальный световой образ и подчеркнуть функциональное и композиционное значение в структуре города. Большая спортивная арена в Лужниках - крупнейший спортивный комплекс столицы. В процессе реконструкции возведено кольцевое светопрозрачное покрытие над трибунами. Архитектурное освещение комплекса имеет несколько режимов освещения: дежурное, ежедневное и празднично-спортивное. Осветительные приборы установлены на трех ярусах фасада и внутри под светопрозрачным куполом. Поярусное освещение тепло-белым светом подчеркнуло кольцеобразность фасада и выделило нижнюю обходную галерею. Являясь частью главной панорамы Москвы, предъявляемой всем гостям столицы со смотровой площадки МГУ, освещенная арена, несомненно, является ее доминантой. Световые композиции отдельных объектов особой исторической, общественной, архитектурной и композиционной значимости. Исторический музей в силу своего месторасположения - одним фасадом на Красной площади, а другим на Манежной - является важным градообразующим объектом центральной части Москвы. Его архитектурное освещение с учетом прилегающих зданий и их осветительных установок основано на заливающем и локальном освещении кирпичных стен желтым и тепло-белым светом, а серебристой кровли и шатров холодно-белым светом. В своем новом световом обличии здание Исторического музея органично вписалось в вечерние силуэты центральных площадей, дополнительно украсив их. Новодевичий монастырь - жемчужина русского зодчества, свидетель важнейших исторических событий страны. Цель архитектурного освещения столь выдающегося памятника - передать целостность его величия, подчеркнуть его градоформирующую значимость, культурно-историческую ценность. Действуют осветительные установки внешние, т.е. работающие на город, и внутриансамблевые. Применение разнообразных приемов освещения, осветительных приборов с различным светораспределением и источников света различного спектрального состава позволило сформировать неповторимый световой комплекс, являющийся украшением Москвы в темное время суток. Останкинская башня благодаря значительной высоте и своеобразному силуэту является градостроительной доминантой, воспринимаемой с больших расстояний. Осветительная установка архитектурного освещения, создающая новый выразительный образ башни в темное время суток, имеет ежедневный и праздничный режимы освещения. В будние дни на фоне темного неба воспринимается набор холодно-белых световых колец с желтым акцентом зоны ресторана и венчающей антенны. В праздники башня залита светом прожекторов по всей высоте и подобна фантастической свече. Разнообразие светильников (Москва и зарубежье). В последние годы в результате реконструкции освещения Москва стала намного ярче, появилось много разнообразных по дизайну и светотехнике светильников. Город имеет свои исторические традиции освещения, начиная с керосиновых и газовых фонарей. Над созданием светильников для освещения памятника А.С. Пушкину и территории около Большого театра трудились известные архитекторы и скульпторы (А.М. Опекушин, 1880 г.; Альберт Кавос, 1865 г.). Но старинные опоры с характерными кронштейнами можно увидеть только в музее "Огни Москвы". Для освещения уникальных архитектурных объектов осветительные приборы покупаются у зарубежных производителей. Можно заметить, что для исторических зон сохраняется стилизация дизайна светильников, неповторимая и присущая только данной территории. В Нью-Йорке на Манхеттене остаются опоры с кронштейнами, разработанные еще в 30-е годы. В некоторых городах для особо популярных пешеходных зон разрабатываются новые нетрадиционные стилевые решения для осветительных установок, независимые от их исторического местонахождения, а в некоторых случаях испытываются новые технологические решения, например, светильники отраженного света и световой столбик в Эдинбурге. Для современных же территорий застройки принято разрабатывать единую концепцию благоустройства вместе с освещением. В качестве интересного примера можно привести оригинальный дизайн опор утилитарного освещения в международном аэропорту в городе Миннеаполисе, штат Миннесота, США. Форма кронштейна дублирует конструктивный изгиб навесов над автобусными остановками, которые, в свою очередь, похожи на форму кровли терминала. В современном же деловом центре Миннеаполиса (Downtown) установлены простые, но характерные для всего района одинаковые опоры. В Эдинбурге на территории морского порта также установлены оригинальные светильники, не имеющие аналогов в других районах города. Праздничная иллюминация. В Москве уже не первый год разрабатывается и реализуется программа праздничного оформления города. Пока она только захватила основные зоны массовых гуляний, улицы и площади центра города, вылетные трассы. Но уже в них читается попытка выделить своим стилем, придать некий образ и характер каждому направлению. Для каждого проспекта разработана своя концепция, свой образ оформления. К примеру, широкий Ленинский проспект встречает нас колоссальным фейерверком на весь фасад здания на Калужской площади и эта тема оформления прослеживается вдоль всего проспекта. Оформление промышленных магистралей с маловыразительной и, как правило, крупногабаритной архитектурой отличается большими объемами и большей декоративностью. Например, в оформлении Волгоградского проспекта применена экологическая тема. Световые опоры на мосту оформлены гирляндами, напоминающими кусты, фасад административного здания трансформировался в ветвистое дерево, в целом создается впечатление бесконечного светящегося леса, поглощающего все пространство магистрали и украшающего скучный пейзаж. Официально-представительскому характеру Кутузовского проспекта соответствуют строгие световые решения, удачно использованы цвета государственной символики: белый, синий, красный. Учет архитектурно-градостроительных решений каждой трассы, улицы, площади, использование современных материалов и новейших технологий в области света позволят вести нескончаемую игру с пространством, скрывать или, наоборот, подчеркивать, резко менять облик, создавая различные образы, а главное - праздничное настроение, и не повторяться. Оформление развивается в пространстве города по своим законам и со своей философией праздника. Основная задача - вызывать радость и будоражить чувства. Пример - световые гирлянды на фасаде не просто создают узор. Прием умышленно "ломает" архитектуру, придавая новый образ привычному объему. Другой пример - оформление фасадов зданий Нового Арбата. Но совсем по-другому смотрятся электрогирлянды, подчеркивающие архитектурные особенности улицы, площади и придающие им сказочный вид. В праздничном освещении используется целый набор выразительных средств: это и яркие абстрактные световые панели-кронштейны на опорах городского освещения, крупномасштабные световые панно и перетяжки с различными праздничными сюжетами, объемно-пространственные конструкции, флагштоки с подсветкой драпировок, световые гирлянды на мостах и улицах. Используется вся возможная палитра световых материалов для достижения необходимого эффекта. Это и дюралайт, клип-лайт, и прожектора, стробоскопы, светодиоды и обычные лампы. Все заложенные эффекты должны органично вписываться в единую композицию и создавать необыкновенно иллюзорное пространство. В Москве удачно внедрена технология производства светодинамических перетяжек через улицы города и крупномасштабных панно. Именно в этих изделиях впервые была использована динамика, основанная на смене цвета и изображений, включая элементы мультипликации. Ее преимущества очевидны: яркая выразительность и красочность, динамичность, легкость в монтаже и эксплуатации. Многочисленные гирлянды, панно и свет лампочек не контрастируют между собой, а создают единый ансамбль. Постоянный поиск в средствах выражения идей привел к образованию целой серии элементов средового дизайна, используемых в оформлении города, с учетом зарубежного опыта. Это временно устанавливаемые объемно-пространственные конструкции, драпированные тканым или виниловым материалом и внешне подсвеченные прожекторами. Форма и стиль их разнообразны в зависимости от тематики городского мероприятия или праздника. К тематическим конструкциям относятся и искусственные ели, устанавливаемые ежегодно на определенных местах. К средствам оформления традиционно относятся флагштоки как стационарные, так и легко возводимые на период праздника. Места установки элементов оформления определены программой оформления города, но на современном этапе нуждаются в корректировке и развитии. В программу оформления города входит также комплексное оформление площадей и мест массовых гуляний. Сегодня идея комплексного оформления этих территорий может быть расширена, внедряя интерактивные средства оформления - мультимедийные шоу. С использованием эффектов светодинамики, проекции, лазерных и пиротехнических эффектов и светомузыкальных фонтанов. Этот прием оформления нуждается в отдельной программной разработке и творческом осмыслении для конкретного места использования. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2009)".