Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2009)".
2.3. Анализ проблемных ситуаций формирования единой светоцветовой среды Москвы Наряду с вышеизложенными достижениями в области светового облика Москвы результаты выборочных обследований территорий и объектов различного назначения свидетельствуют о ряде факторов, сдерживающих создание выразительной, гармоничной, комфортной и безопасной светоцветовой среды. 1. Недостаточное выявление средствами освещения специфики исторической и современной функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации территории. В историческом ядре города требуется развитие архитектурного и ландшафтного освещения: - на территории туристической рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы"; - вдоль основных улиц, на площадях в пределах Садового кольца; - вдоль бульваров; - вдоль Садового кольца. Значительное количество объектов, нуждающихся в архитектурном и ландшафтном освещении, расположено в функционально нагруженных и композиционно значимых элементах общественных пространств, прибрежных территорий, автомагистралей общегородского значения, но не участвует в формировании их светоцветовой среды. 2. Архитектурное освещение коснулось далеко не всех объектов особой исторической, архитектурной, общественной и композиционной значимости. Более половины существующих высотных зданий и комплексов, за исключением центральной части города, не имеют архитектурного освещения и, следовательно, не участвуют в формировании светоцветовой среды города. Около 60% объектов особой значимости также нуждаются в архитектурном освещении. Не менее 300 таких же по значимости объектов не участвуют в светоцветовых композициях вдоль радиальных (вылетных) и кольцевых автомагистралей и у въездов в город. Около 100 объектов особой значимости, расположенных на набережных Москвы-реки (вне центра) и общегородских водоемов, не имеют архитектурного освещения. 3. Наблюдаются недостатки в применении средств и приемов освещения. Проведенные специалистами натурные исследования утилитарного, архитектурного освещения и рекламы с целью оценки их существующего состояния и выявления типовых ошибок позволяют сделать следующие выводы. Утилитарное освещение. В утилитарном наружном освещении отмечены следующие недостатки: 1) значительное превышение яркости дорожного покрытия по сравнению с нормируемой. Например, на Есенинском бульваре проектная яркость превышает значения, регламентируемые МГСН 2.06-99, в 2 раза, а измеренная мобильной лабораторией - в 3 раза; 2) неравномерность распределения яркости дорожного покрытия часто превышает нормируемые значения; 3) светильники утилитарного освещения, некорректно выбранные или неправильно установленные, слепят водителей и пешеходов; 4) в ряде случаев обилие желтого света от светильников наружного освещения с натриевыми лампами НЛВД мешает архитектурно-художественному оформлению зданий и сооружений (например, освещение Триумфальной арки на Кутузовском проспекте). В частности, для усиления художественного впечатления может потребоваться переход утилитарных осветительных установок на источники белого цвета (МГЛ, светодиоды); 5) неудовлетворительны с точки зрения развития архитектурно-художественного освещения столицы номенклатура и дизайн светильников утилитарного освещения. Архитектурное освещение. Типовые ошибки в архитектурном освещении можно условно разделить на концептуальные, проектные, эксплуатационные. К концептуальным ошибкам относятся: 1) отсутствие концептуальной градостроительной проработки; 2) необоснованное "выхватывание" из городской среды отдельных объектов освещения, приводящее к искажению всей световой среды; 3) превышение яркости освещенных фасадов зданий, не имеющих исторической или художественной ценности, по сравнению с яркостью фасадов культовых зданий; 4) использование стереотипного освещения: способы и средства освещения не менялись в течение последних 5 лет; 5) недостаточен ассортимент декоративных опор и венчающих светильников; 6) недостаточно учитывается тот факт, что утилитарное освещение является приоритетным, первоосновой всех других видов освещения и от его сочетания с другими видами зависит общее состояние световой среды города; 7) во многих случаях неправильно определено взаимное соотношение светотехнических параметров архитектурного и утилитарного освещения, из-за чего нарушается сама идея архитектурного освещения; 8) недостаточно применение в архитектурном освещении такого перспективного источника, как светодиоды; 9) недостаточно применение динамичного освещения и установок с использованием лазерной техники. К проектным ошибкам относятся: 10) излишняя яркость зданий или их фрагментов; 11) ослепленность и дискомфорт наблюдателей вследствие неправильной ориентации выходных отверстий прожекторов; 12) образование нежелательных теней и "кусочного" освещения зданий; 13) значительное количество установок с лампами НЛВД в садово-парковых зонах искажает цветопередачу лиц пешеходов; 14) заливающее освещение Московского Кремля со стороны ГУМа создает чрезмерную блескость при попадании в глаза прямого потока прожекторов, что затрудняет восприятие исторических объектов Красной площади. Иллюминационное освещение зданий ГУМа с гирляндами неэффективных ламп накаливания смотрится на Красной площади как призрак ушедшего века. К эксплуатационным ошибкам относятся: 15) неудовлетворительная эксплуатация установок разных видов наружного освещения, что приводит к резкому изменению вечернего облика города (например, Комсомольская площадь со зданиями трех вокзалов); 16) изменение цветности ламп (красно-сине-зеленое) в процессе эксплуатации при использовании МГЛ с кварцевой горелкой для архитектурного освещения зданий (например, освещение здания Манежа); 17) при отсутствии контроля за работающими установками в результате перегорания ламп теряются целые фрагменты объекта. Реклама и восприятие городской среды в части рекламного, витринного и архитектурного освещения. Реклама помимо своего прямого назначения призвана участвовать в формировании светоцветовой среды города. В настоящее время эта задача выполняется недостаточно: 1) рекламные установки, в особенности имеющие большие размеры, завышенные яркости и установленные вблизи проезжей части или непосредственно на архитектурно освещенных объектах, зачастую затрудняют восприятие композиции застройки, архитектурного облика зданий и дорожной обстановки; 2) наибольший эстетический ущерб светоцветовой среде вечерне-ночного города наносит крупноразмерная световая информация, размещаемая на крышах зданий, которые по своей архитектуре и градостроительным соображениям не могут быть включены в светопанорамы и должны оставаться в тени; 3) существует проблема с формированием световых ансамблей: применяемое рекламное, витринное и архитектурное освещение не должно разбивать объект на несколько составляющих. Оно должно формировать из одного здания или ансамбля зданий единое целое, пропорциональное и гармоничное. Объект не должен распадаться на разрозненные фрагменты, все части должны выглядеть расположенными соразмерно, иначе говоря, должна быть соблюдена архитектоника здания; 4) имеются случаи, когда здания освещались объект за объектом, без единого концептуального решения, поэтому световой ансамбль сложился стихийно и не обладает необходимой целостностью: масса штучно освещенных объектов не превращается в единое, гармонично пропорционированное (в световых величинах) целое, а остается суммой разрозненных светоформ; 5) не обеспечивается гармоничность приемов архитектурного освещения и световой рекламы. Последняя не используется для развития силуэтных образов зданий и сооружений. В настоящее время крышная и фасадная световая реклама занимает здания и сооружения, которые лучше всего видны с магистралей, набережных, площадей, территорий пересадочных узлов, других общественных территорий. При этом почти повсеместно наблюдается дисгармония дизайна рекламы с архитектурой зданий и сооружений - несоблюдение масштабности и пропорциональности, яркое экранирование глухих торцов зданий, исключающее собственно здания из зрительного восприятия архитектурно-пространственных композиций, подавление своим светом, цветом и рисунком архитектурных особенностей объектов; 6) отмечены резкие колебания освещенности и яркости, источниками которых являются светодиодные экраны в моменты демонстрации видеороликов со значительным содержанием ярко-белого фона. Возможны помехи для участников дорожного движения и излишней засветки исторических фасадов зданий; 7) затрудняет визуальное восприятие монотонное заливающее витринное освещение. Информационные носители были бы более выразительны при комбинированном (заливающем и локальном) освещении с использованием разнояркого и разноспектрального света на витринах и вывесках разных фасадов и их деталях; 8) при проектировании витринного и рекламного освещения не всегда учитывается, какого рода здание освещается - жилое или общественное. Поэтому при освещении жилых домов, выходящих на центральные улицы и магистрали или в спальных районах с типовой безликой застройкой, акцент желательно делать на подсветке торговых комплексов, ресторанов, магазинов; 9) будучи мощным выразительным средством рекламы и светового дизайна, наружное освещение развлекательных заведений или торговых центров имеет очевидную коммерческую направленность. В такой ситуации важно соблюсти разумную достаточность и подходить к оценке возможностей декоративного света с позиции эстетически оправданной функции. Это особенно актуально там, где доминирует историческая застройка; 10) в жилой среде наиболее перспективными являются системы освещения, встроенного в малые формы. Более того, вся "городская мебель" должна решаться со встроенным освещением, равно как и нижние этажи жилых и общественных зданий, - это рационально и эффективно во всех отношениях; 11) функционально-световая информация для пешеходов и водителей явно недостаточна и неупорядоченна на всем протяжении транспортных магистралей, а также в туристско-рекреационных зонах; 12) как правило, установки архитектурного освещения работают во временных интервалах. Обычно разграничивают праздничное и будничное освещение. Ночной режим также может состоять из нескольких фаз. Например, в час ночи основной массив световых приборов может гаснуть, оставляя включенными только отдельные элементы; 13) отсутствует светокомпозиционная система распределения света, доминирует периферийное утилитарное наружное освещение с однообразно желтой, некачественной цветностью освещения, определяющей условия цветовой адаптации глаз пешеходов, водителей и пассажиров автотранспорта. Световые ансамблевые решения не развиты. 4. Стихийное образование светоцветовых панорам: 1) некоторые светоцветовые панорамы, сложившиеся без проектной проработки, нуждаются в совершенствовании. При этом ранее примененные технические и дизайнерские решения архитектурного освещения устарели и не обеспечивают должного зрительского эффекта, например, ценная панорама, обозреваемая со смотровой площадки Воробьевых гор на спорткомплекс "Лужники" и историческую застройку, включая Кремль; 2) не все особо ценные московские виды и панорамы, которые архитектурная общественность города предлагает взять под защиту, получили должную проектную проработку: - вид с Софийской набережной на Кремль; - вид с Большого Каменного моста на Кремль и Боровицкую площадь; - вид от Покровского собора в сторону Исторического музея; - вид с Никольской башни в сторону Покровского собора; - вид с Москворецкого моста в сторону Кремля; - вид на Театральную площадь от ГАБТ в сторону Китай-города; - вид в сторону Яузского бульвара от площади Яузских ворот; - вид с Театральной площади на Большой театр; 3) со стороны Красной площади при направлении взгляда в сторону Москворецкого моста, влево от Покровского собора просматривается цветовая динамичная реклама здания Мосэнерго на Раушской набережной, которая нарушает привычную панораму, обозреваемую с южной части Красной площади; 4) на Театральном проезде выделяются своей яркостью, особенно яркостью проездной арки, здания исторического Третьяковского проезда. Справа от него темный фасад гостиницы "Метрополь", слева пятнистый фасад "Наутилуса". На Лубянской площади видны темные фасады зданий ФСО, осветительные установки которых явно устарели, что сказывается на достаточно темном виде большей части площади; 5) в перспективах Тверской улицы - нечетной стороны за зданием Правительства Москвы и четной стороны за Пушкинской площадью наблюдается светоцветовой хаос витрин, рекламы и архитектурно освещения. Подобная неблагоприятная картина наблюдается в панораме улицы Новый Арбат. 5. Стилевые и технические недостатки осветительных установок: 1) стиль и дизайн элементов осветительных установок не всегда учитывают характер архитектурно-пространственной организации зон города: стиль "ретро" - в исторических частях города; "арт-дизайн" и "хайтек" - в современной застройке; материал для изготовления современных осветительных установок - литой чугун; 2) применение современных энергосберегающих технологий светотехнического оборудования, систем управления и электропитания установок наружного освещения отстает от зарубежного уровня; 3) на территориях зоны многофункционального и специализированного использования (общественно-деловые, культурно-информационные, торговые, гостиничные, научно-технические, учебные, лечебно-оздоровительные, спортивно-рекреационные и природно-рекреационные, жилые) затраты на потребляемую электроэнергию для их освещения оказываются весьма высокими. Это в значительной мере объясняется наличием устаревших осветительных установок, которые работают в течение 20, 25 или 30 лет. Выходом в данной ситуации является модернизация освещения путем частичного или полного обновления используемого оборудования. 6. Вопросы развития светового праздничного оформления: 1) отсутствует общий регламент работы осветительного оборудования в целом по городу, который бы регулировал режим его работы по рабочим, выходным и праздничным дням и переключение в зависимости от дня и времени суток, временные интервалы для динамических и других специальных эффектов; 2) развитие и регулирование праздничного оформления Москвы, особенно в части праздничной иллюминации, тормозится: - отсутствием современного зонирования территорий города по условиям совершенствования и развития праздничного оформления; - отсутствием индивидуальных проработок каждой зоны с точки зрения возрождения исторических образов; - отсутствием проработок специального оформления памятных мест и объектов туристической индустрии, рекреационных зон отдыха; - недостаточное использование интерактивных средств оформления мест массовых гуляний, высокотехнологичных приемов оформления и мультимедийных и водных шоу-программ при проведении общегородских мероприятий. Выводы по разделу 2: 1) включить в проект закона города Москвы "О художественном оформлении города Москвы", разработка которого предусмотрена распоряжением Мэра Москвы от 28.12.2007 N 383-РМ "О плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2008 год", положения, определяющие статус формирования единой светоцветовой среды как одной из составляющих художественного оформления города Москвы, вопросы регулирования взаимоувязанного применения всех средств освещения, включая рекламу, в целях обеспечения эстетичной, комфортной и безопасной городской среды в вечерне-ночное время; 2) разработать требования, регламентирующие взаимоувязанное применение утилитарного, архитектурного и ландшафтного освещения, световых и освещаемых рекламных конструкций, витринного освещения между собой, с архитектурой зданий, окружающими и близлежащими объектами; 3) осуществить переход от раздельного проектирования средств освещения к взаимоувязанному проектированию светоцветовых пространств путем гармоничного применения средств и приемов освещения на конкретных территориях и объектах с учетом состояния и проектирования их застройки, ландшафта и комплексного благоустройства; 4) шире применять в практике совершенствования и развития единой световой среды Москвы традиционные и новаторские подходы к созданию выразительного светоцветового облика города, его территорий и объектов различного назначения и значимости; 5) использовать методы мониторинга, оценки степени светового загрязнения и определения его максимально допустимых уровней, предложенных Международной комиссией по освещению (МКО); 6) усовершенствовать методическую базу комплексного праздничного оформления и иллюминации с учетом условий их развития в городе; 7) разработать регламент работы и переключения осветительного оборудования по будням, выходным и праздничным дням в зависимости от времени суток, использования динамических и других специальных эффектов. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2009)".