ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 06.10.09 373

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    
     1.    Федеральный    государственный   образовательный   стандарт
начального  общего  образования  (далее - Стандарт) представляет собой
совокупность   требований,   обязательных   при   реализации  основной
образовательной     программы     начального     общего    образования
образовательными  учреждениями,  имеющими государственную аккредитацию
<*>.
     --------------------------------
     <*> Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета   Российской   Федерации,   1992,  N  30,  ст.  1797;  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 49,
ст. 6070).
     
     Стандарт включает в себя требования:
     к   результатам   освоения   основной  образовательной  программы
начального общего образования;
     к  структуре основной образовательной программы начального общего
образования,  в  том  числе  требования  к соотношению частей основной
образовательной   программы   и  их  объему,  а  также  к  соотношению
обязательной   части   основной  образовательной  программы  и  части,
формируемой участниками образовательного процесса;
     к   условиям   реализации   основной   образовательной  программы
начального  общего  образования,  в  том  числе  кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям.
     Требования  к результатам, структуре и условиям освоения основной
образовательной  программы  начального  общего  образования  учитывают
возрастные   и   индивидуальные  особенности  обучающихся  на  ступени
начального  общего образования, самоценность ступени начального общего
образования как фундамента всего последующего образования.
     2.   Стандарт   учитывает  образовательные  потребности  детей  с
ограниченными возможностями здоровья <*>.
     --------------------------------
     <*> При этом при реализации основных образовательных программ для
обучающихся   с   ограниченными   возможностями  здоровья  могут  быть
установлены  специальные  федеральные  государственные образовательные
стандарты   (пункт   5   статьи  7  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и  Верховного  Совета  Российской  Федерации,  1992,  N  30, ст. 1797;
Собрание  законодательства  Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150;
2007, N 49, ст. 6070).
     
     3.   Стандарт   является   основой   объективной   оценки  уровня
образования обучающихся на ступени начального общего образования.
     4.  Нормативный  срок освоения основной образовательной программы
начального общего образования составляет четыре года <*>.
     --------------------------------
     <*>  Нормативный срок освоения основной образовательной программы
начального  общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья  может  быть  увеличен с учетом особенностей психофизического
развития   и  индивидуальных  возможностей  детей  (в  соответствии  с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
     
     5.  Стандарт  разработан  с  учетом  региональных, национальных и
этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
     6. Стандарт направлен на обеспечение:
     равных  возможностей  получения  качественного  начального общего
образования;
     духовно-нравственного   развития   и  воспитания  обучающихся  на
ступени  начального  общего  образования,  становление  их гражданской
идентичности как основы развития гражданского общества;
     преемственности  основных  образовательных  программ дошкольного,
начального   общего,  основного  общего,  среднего  (полного)  общего,
начального  профессионального,  среднего  профессионального  и высшего
профессионального образования;
     сохранения   и  развития  культурного  разнообразия  и  языкового
наследия  многонационального  народа  Российской  Федерации,  права на
изучение   родного  языка,  возможности  получения  начального  общего
образования   на   родном  языке,  овладения  духовными  ценностями  и
культурой многонационального народа России;
     единства  образовательного  пространства  Российской  Федерации в
условиях  многообразия  образовательных систем и видов образовательных
учреждений;
     демократизации образования и всей образовательной деятельности, в
том числе через развитие форм государственно-общественного управления,
расширение  возможностей  для  реализации права выбора педагогическими
работниками  методик  обучения  и  воспитания,  методов  оценки знаний
обучающихся,     воспитанников,     использования    различных    форм
образовательной    деятельности    обучающихся,    развития   культуры
образовательной среды образовательного учреждения;
     формирования    критериальной    оценки    результатов   освоения
обучающимися  основной  образовательной  программы  начального  общего
образования,  деятельности  педагогических работников, образовательных
учреждений, функционирования системы образования в целом;
     условий   для  эффективной  реализации  и  освоения  обучающимися
основной  образовательной  программы  начального общего образования, в
том  числе  обеспечение  условий  для  индивидуального  развития  всех
обучающихся,  в  особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в
специальных   условиях   обучения,   -   одаренных  детей  и  детей  с
ограниченными возможностями здоровья.
     7.  В  основе  Стандарта  лежит  системно-деятельностный  подход,
который предполагает:
     воспитание  и  развитие  качеств личности, отвечающих требованиям
информационного  общества, инновационной экономики, задачам построения
демократического   гражданского   общества  на  основе  толерантности,
диалога  культур  и  уважения  многонационального,  поликультурного  и
поликонфессионального состава российского общества;
     переход  к стратегии социального проектирования и конструирования
в  системе  образования  на  основе разработки содержания и технологий
образования,   определяющих   пути   и  способы  достижения  социально
желаемого  уровня  (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
     ориентацию   на   результаты  образования  как  системообразующий
компонент  Стандарта,  где  развитие  личности  обучающегося на основе
усвоения  универсальных  учебных  действий,  познания  и освоения мира
составляет цель и основной результат образования;
     признание   решающей   роли   содержания   образования,  способов
организации  образовательной  деятельности и взаимодействия участников
образовательного  процесса в достижении целей личностного, социального
и познавательного развития обучающихся;
     учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей  обучающихся,  роли  и значения видов деятельности и форм
общения  для  определения  целей  образования  и воспитания и путей их
достижения;
     обеспечение   преемственности   дошкольного,  начального  общего,
основного и среднего (полного) общего образования;
     разнообразие   организационных   форм   и   учет   индивидуальных
особенностей  каждого  обучающегося (включая одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого
потенциала,  познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
     гарантированность  достижения  планируемых  результатов  освоения
основной  образовательной программы начального общего образования, что
и  создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
     8.  В  соответствии  со  Стандартом  на ступени начального общего
образования осуществляется:
     становление   основ   гражданской  идентичности  и  мировоззрения
обучающихся;
     формирование  основ  умения  учиться  и способности к организации
своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной  деятельности,  планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль  и  оценку,  взаимодействовать  с  педагогом и сверстниками в
учебном процессе;
     духовно-нравственное    развитие    и   воспитание   обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
     укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
     Стандарт  ориентирован  на  становление  личностных характеристик
выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
     любящий свой народ, свой край и свою Родину;
     уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
     любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
     владеющий   основами  умения  учиться,  способный  к  организации
собственной деятельности;
     готовый  самостоятельно  действовать  и отвечать за свои поступки
перед семьей и обществом;
     доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать  собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
     выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
     

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа