ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 23.11.09 655

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

III. Требования к разделам обязательной части основной
         общеобразовательной программы дошкольного образования
     
     3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
     1)  возрастные  и  индивидуальные  особенности контингента детей,
воспитывающихся в образовательном учреждении;
     2)   приоритетные   направления   деятельности   образовательного
учреждения   по   реализации  основной  общеобразовательной  программы
дошкольного образования;
     3)  цели  и  задачи  деятельности  образовательного учреждения по
реализации    основной   общеобразовательной   программы   дошкольного
образования;
     4)    особенности    осуществления    образовательного   процесса
(национально-культурные, демографические, климатические и другие);
     5) принципы и подходы к формированию Программы.
     3.2.   Организация  режима  пребывания  детей  в  образовательном
учреждении включает:
     1)  описание  ежедневной организации жизни и деятельности детей в
зависимости   от   их   возрастных  и  индивидуальных  особенностей  и
социального         заказа         родителей,        предусматривающая
личностно-ориентированные  подходы  к  организации  всех видов детской
деятельности;
     2)   проектирование   воспитательно-образовательного  процесса  в
соответствии   с  контингентом  воспитанников,  их  индивидуальными  и
возрастными особенностями.
     3.3.   Содержание  психолого-педагогической  работы  по  освоению
детьми  образовательных  областей  "Физическая  культура", "Здоровье",
"Безопасность",  "Социализация",  "Труд",  "Познание", "Коммуникация",
"Чтение   художественной   литературы",  "Художественное  творчество",
"Музыка"  ориентировано  на  развитие  физических,  интеллектуальных и
личностных  качеств  детей.  Задачи психолого-педагогической работы по
формированию  физических,  интеллектуальных и личностных качеств детей
решаются  интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей
наряду   с  задачами,  отражающими  специфику  каждой  образовательной
области, с обязательным психологическим сопровождением.
     3.3.1.  Содержание  образовательной области "Физическая культура"
направлено  на  достижение  целей  формирования  у  детей  интереса  и
ценностного  отношения  к  занятиям  физической культурой, гармоничное
физическое развитие через решение следующих специфических задач:
     развитие   физических  качеств  (скоростных,  силовых,  гибкости,
выносливости и координации);
     накопление  и  обогащение  двигательного  опыта  детей (овладение
основными движениями);
     формирование   у   воспитанников   потребности   в   двигательной
активности и физическом совершенствовании.
     3.3.2.  Содержание  образовательной области "Здоровье" направлено
на  достижение  целей  охраны  здоровья  детей  и  формирования основы
культуры здоровья через решение следующих задач:
     сохранение  и  укрепление  физического  и  психического  здоровья
детей;
     воспитание культурно-гигиенических навыков;
     формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
     3.3.3.    Содержание   образовательной   области   "Безопасность"
направлено   на   достижение  целей  формирования  основ  безопасности
собственной     жизнедеятельности     и    формирования    предпосылок
экологического  сознания (безопасности окружающего мира) через решение
следующих задач:
     формирование  представлений об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них;
     приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира
природы поведения;
     передачу  детям знаний о правилах безопасности дорожного движения
в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
     формирование    осторожного   и   осмотрительного   отношения   к
потенциально   опасным   для   человека  и  окружающего  мира  природы
ситуациям.
     3.3.4.    Содержание   образовательной   области   "Социализация"
направлено  на  достижение целей освоения первоначальных представлений
социального характера и включения детей в систему социальных отношений
через решение следующих задач:
     развитие игровой деятельности детей;
     приобщение   к   элементарным   общепринятым  нормам  и  правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
     формирование  гендерной,  семейной,  гражданской  принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
     3.3.5.  Содержание  образовательной  области "Труд" направлено на
достижение  цели  формирования  положительного отношения к труду через
решение следующих задач:
     развитие трудовой деятельности;
     воспитание  ценностного  отношения  к  собственному  труду, труду
других людей и его результатам;
     формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
     3.3.6.  Содержание  образовательной области "Познание" направлено
на   достижение  целей  развития  у  детей  познавательных  интересов,
интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
     сенсорное развитие;
     развитие     познавательно-исследовательской    и    продуктивной
(конструктивной) деятельности;
     формирование элементарных математических представлений;
     формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
     3.3.7.    Содержание   образовательной   области   "Коммуникация"
направлено  на  достижение целей овладения конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих
задач:
     развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
     развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического  строя  речи,  произносительной  стороны речи; связной
речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности;
     практическое овладение воспитанниками нормами речи.
     3.3.8.  Содержание образовательной области "Чтение художественной
литературы"  направлено  на  достижение  цели  формирования интереса и
потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
     формирование  целостной  картины  мира,  в  том  числе  первичных
ценностных представлений;
     развитие литературной речи;
     приобщение   к   словесному   искусству,  в  том  числе  развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса.
     3.3.9.   Содержание   образовательной   области   "Художественное
творчество"  направлено  на  достижение  целей формирования интереса к
эстетической   стороне   окружающей  действительности,  удовлетворение
потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
     развитие   продуктивной  деятельности  детей  (рисование,  лепка,
аппликация, художественный труд);
     развитие детского творчества;
     приобщение к изобразительному искусству.
     3.3.10. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на
достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку через решение следующих задач:
     развитие музыкально-художественной деятельности;
     приобщение к музыкальному искусству.
     Основные    общеобразовательные   программы   содержат   перечень
необходимых  для осуществления воспитательно-образовательного процесса
программ, технологий, методических пособий.
     3.4.   Раздел   программы   "Содержание   коррекционной   работы"
разрабатывается  при  воспитании  в  образовательном  учреждении детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
     Содержание   коррекционной   работы  должно  быть  направлено  на
обеспечение  коррекции  недостатков  в  физическом и (или) психическом
развитии  различных  категорий  детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
     Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
     выявление    особых    образовательных   потребностей   детей   с
ограниченными  возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их
физическом и (или) психическом развитии;
     осуществление            индивидуально            ориентированной
психолого-медико-педагогической    помощи    детям   с   ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития
и  индивидуальных  возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
     возможность   освоения   детьми   с  ограниченными  возможностями
здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
     Указанный  раздел  должен  содержать  перечень, содержание и план
реализации  индивидуально  ориентированных  коррекционных мероприятий,
обеспечивающих   удовлетворение  особых  образовательных  потребностей
детей   с   ограниченными  возможностями  здоровья,  их  интеграцию  в
образовательном учреждении и освоение ими Программы, предусматривающих
в том числе:
     описание  системы  комплексного  психолого-медико-педагогического
сопровождения  детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое
обследование   детей  с  целью  выявления  их  особых  образовательных
потребностей,  мониторинг  динамики  развития  детей,  их успешности в
освоении    основной    общеобразовательной    программы   дошкольного
образования, планирование коррекционных мероприятий;
     описание  специальных  условий  обучения  и  воспитания  детей  с
ограниченными  возможностями  здоровья, в том числе безбарьерной среды
их   жизнедеятельности,   использование   специальных  образовательных
программ  и  методов  обучения  и воспитания, специальных методических
пособий  и  дидактических  материалов,  технических  средств  обучения
коллективного  и  индивидуального  пользования,  предоставление  услуг
ассистента   (помощника),   оказывающего   детям  необходимую  помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
     В   содержании   коррекционной   работы   должно   быть  отражено
взаимодействие  в  разработке  и  реализации коррекционных мероприятий
воспитателей,  специалистов  образовательного учреждения (музыкального
руководителя,  воспитателя  или  инструктора  по  физической культуре,
других  педагогов),  специалистов  в области коррекционной педагогики,
медицинских    работников   образовательного   учреждения   и   других
организаций,  специализирующихся  в области оказания поддержки детям с
ограниченными возможностями здоровья.
     В   случае   невозможности  комплексного  усвоения  воспитанником
Программы  из-за  тяжести  физических  и  (или) психических нарушений,
подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической
комиссией,  содержание  коррекционной работы формируется с акцентом на
социализацию  воспитанника  и формирование практически-ориентированных
навыков.
     3.5.    Планируемые    результаты    освоения   детьми   основной
общеобразовательной  программы  дошкольного образования подразделяются
на итоговые и промежуточные.
     Планируемые   итоговые   результаты   освоения   детьми  основной
общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать
интегративные   качества   ребенка,  которые  он  может  приобрести  в
результате освоения Программы:
     физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками.  У  ребенка  сформированы  основные  физические  качества  и
потребность   в   двигательной  активности.  Самостоятельно  выполняет
доступные  возрасту  гигиенические  процедуры,  соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни;
     любознательный,   активный.  Интересуется  новым,  неизвестным  в
окружающем  мире  (мире  предметов  и  вещей,  мире  отношений и своем
внутреннем  мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах  детской  деятельности).  В  случаях  затруднений  обращается за
помощью  к  взрослому.  Принимает  живое,  заинтересованное  участие в
образовательном процессе;
     эмоционально  отзывчивый.  Откликается  на эмоции близких людей и
друзей.    Сопереживает   персонажам   сказок,   историй,   рассказов.
Эмоционально  реагирует  на  произведения  изобразительного искусства,
музыкальные и художественные произведения, мир природы;
     овладевший  средствами  общения  и  способами  взаимодействия  со
взрослыми  и  сверстниками.  Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные   средства   общения,   владеет   диалогической  речью  и
конструктивными   способами   взаимодействия   с  детьми  и  взрослыми
(договаривается,  обменивается  предметами,  распределяет действия при
сотрудничестве).  Способен  изменять  стиль  общения  со  взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации;
     способный  управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые    нормы   и   правила   поведения.   Поведение   ребенка
преимущественно    определяется    не    сиюминутными    желаниями   и
потребностями,   а  требованиями  со  стороны  взрослых  и  первичными
ценностными  представлениями  о  том  "что  такое  хорошо  и что такое
плохо".  Ребенок  способен  планировать свои действия, направленные на
достижение  конкретной  цели.  Соблюдает  правила  поведения  на улице
(дорожные  правила),  в  общественных  местах  (транспорте,  магазине,
поликлинике, театре и др.);
     способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные  возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные
знания  и  способы  деятельности  для решения готовых задач (проблем),
поставленных  как  взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации
может   преобразовывать   способы  решения  задач  (проблем).  Ребенок
способен  предложить  собственный  замысел  и воплотить его в рисунке,
постройке, рассказе и др.;
     имеющий   первичные   представления   о  себе,  семье,  обществе,
государстве,  мире  и  природе.  Ребенок  имеет  представление о себе,
собственной   принадлежности   и   принадлежности   других   людей   к
определенному   полу;   о  составе  семьи,  родственных  отношениях  и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об  обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности
к нему; о мире;
     овладевший   универсальными  предпосылками  учебной  деятельности
-умениями  работать  по  правилу  и  по  образцу,  слушать взрослого и
выполнять его инструкции;
     овладевший   необходимыми   умениями   и   навыками.   У  ребенка
сформированы  умения и навыки, необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
     Промежуточные  результаты  освоения Программы раскрывают динамику
формирования  интегративных  качеств воспитанников в каждый возрастной
период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
     3.6.    Система   мониторинга   достижения   детьми   планируемых
результатов  освоения  Программы  (далее - система мониторинга) должна
обеспечивать  комплексный  подход  к  оценке  итоговых и промежуточных
результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики
достижений  детей  и  включать описание объекта, форм, периодичности и
содержания мониторинга.
     В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и
личностные  качества  ребенка  путем  наблюдений  за  ребенком, бесед,
экспертных  оценок,  критериально-ориентированных  методик нетестового
типа,  критериально-ориентированного  тестирования,  скрининг-тестов и
др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является
сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка
и  др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и
др.)  методов,  обеспечивающее  объективность  и  точность  получаемых
данных.
     Периодичность    мониторинга    устанавливается   образовательным
учреждением   и   должна   обеспечивать  возможность  оценки  динамики
достижений   детей,   сбалансированность   методов,   не  приводить  к
переутомлению   воспитанников   и  не  нарушать  ход  образовательного
процесса.
     Содержание    мониторинга    должно    быть   тесно   связано   с
образовательными программами обучения и воспитания детей.
     Обязательным   требованием   к   построению  системы  мониторинга
является   использование   только   тех  методов,  применение  которых
позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа