ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ДЕКЛАРАЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И МЕТОДИКИ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ, УЧИТЫВАЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ НА. Приказ. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. 15.12.09 412

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ДЕКЛАРАЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И МЕТОДИКИ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ, УЧИТЫВАЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ НА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

II. Дополнительные требования к содержанию декларации
                безопасности гидротехнических сооружений
                          объектов энергетики
     
     9.   Общая   информация,  включающая  данные  о  гидротехнических
сооружениях  и  природных  условиях  района  их  расположения, меры по
обеспечению    безопасности,   предусмотренные   проектом,   правилами
эксплуатации  и  предписаниями  органа  надзора, сведения о финансовом
обеспечении  гражданской  ответственности  за вред, который может быть
причинен  в  результате аварии ГТС, основные сведения о собственнике и
эксплуатирующей организации:
     9.1. Сведения об эксплуатирующей организации и собственнике ГТС.
     9.1.1. Эксплуатирующая организация.
     Приводятся    организационно-правовая    форма    эксплуатирующей
организации, ее полное и сокращенное наименования.
     В   случае,   когда   эксплуатирующая   организация  не  является
собственником ГТС, приводятся также следующие сведения:
     почтовый  адрес, телефон, факс, электронная почта, адрес страницы
в Интернете (при наличии);
     наименование  должности,  фамилия,  имя  и  отчество руководителя
эксплуатирующей организации;
     наименование   документа,   на   основании   которого   действует
организация (Устав, Положение), сведения о государственной регистрации
организации.
     Если  государственными  органами  исполнительной власти, органами
местного     самоуправления     либо    организации    любой    другой
организационно-правовой   формы   принято   решение  о  преобразовании
организации-собственника  или  эксплуатирующей организации, на балансе
которой  находится  имущество гидротехнического сооружения, приводятся
сведения  о  содержании  этого  решения  и  установленных  сроках  его
реализации.
     В   случае   если   эксплуатирующая   организация   не   является
собственником   ГТС,   приводится   информация  о  документе,  которым
имущество  ГТС  передано  собственником эксплуатирующей организации, с
указанием срока действия этого документа.
     9.1.2. Собственник ГТС.
     Приводятся  организационно-правовая  форма,  полное и сокращенное
наименования  организации-собственника, почтовый адрес, телефон, адрес
электронной  почты,  другие средства связи, адрес страницы в Интернете
(при   наличии),  наименование  должности,  фамилия,  имя  и  отчество
руководителя организации - собственника ГТС.
     В   случае,  когда  ГТС  находятся  (полностью  или  частично)  в
государственной  (федеральной  либо субъекта Российской Федерации) или
муниципальной собственности, указывается наименование органа (органов)
исполнительной  власти  или органов местного самоуправления, в ведении
которого  находятся  ГТС,  и  приводятся  его  адрес  и указанные выше
средства связи.
     В  случае,  если  имущество  ГТС  находится  в  частной  и  (или)
государственной,   а   равно   и  (или)  муниципальной  собственности,
приводится перечень долей имущества ГТС, относящихся к соответствующим
видам собственности.
     Приводится    ссылка    на    документ,   устанавливающий   право
собственности  на  ГТС,  с  указанием  наименования  документа, даты и
номера     его     регистрации,    органа    исполнительной    власти,
зарегистрировавшего   документ  (включая  реквизиты  записи  в  Едином
государственном  реестре  прав собственности на недвижимое имущество и
сделок   с   ним   (далее  -  ЕГРП),  если  проведена  государственная
регистрация права собственности в ЕГРП).
     9.1.3. Сведения о разработчике проекта ГТС.
     Приводятся  организационно-правовая  форма,  полное и сокращенное
наименования  проектной  организации,  почтовый  адрес, телефон, адрес
электронной  почты,  другие средства связи, адрес страницы в Интернете
(при   наличии),  наименование  должности,  фамилия,  имя  и  отчество
руководителя.
     9.1.4. Сведения о строительных организациях.
     Приводятся  организационно-правовые  формы,  полное и сокращенное
наименования  строительных организаций, почтовый адрес, телефон, адрес
электронной  почты,  другие средства связи, адрес страницы в Интернете
(при  наличии),  наименование  должностей,  фамилии,  имена и отчества
руководителей.
     9.1.5.   Сведения   о  наличии  и  основных  результатах  расчета
вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС.
     Приводятся   результаты   расчета   размера   вероятного   вреда,
причиненного  в  результате  аварии  ГТС, выполненного в установленном
порядке.
     В Декларации приводятся основные физические показатели вероятного
вреда  и  его  общий  размер  в  рублях,  сценарии аварий, для условий
которых   выполнялся   расчет,   а   также   указываются  организации,
привлекавшиеся к выполнению расчета.
     9.1.6.  Величина и источники формирования финансового обеспечения
ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС.
     Указывается  финансовое обеспечение гражданской ответственности в
случае  возмещения  причиненного  вреда: размер собственных средств, в
пределах которых собственник (эксплуатирующая организация) принял риск
возмещения   вреда,  а  также  размер  страховой  суммы,  определенной
договором страхования риска гражданской ответственности.
     9.1.7.   Список   источников   информации,   использованных   при
разработке  декларации  безопасности  гидротехнических  сооружений,  а
также     перечень    источников    (нормативных    правовых    актов,
нормативно-технической   документации,   научных  публикаций,  отчетов
организации  и  другие  источники),  на  которые  имеются нумерованные
ссылки в тексте декларации, приводится в приложении.
     9.2. Основные параметры ГТС.
     9.2.1. Указываются:
     наименование   субъекта   Российской   Федерации,  муниципального
образования,  бассейнового  округа, на территории которого расположено
ГТС,   наименование  водного  объекта,  на  котором  расположено  ГТС,
местоположение створа ГТС - расстояние от устья или истока водотока;
     расчетный  максимальный  расход  воды  (обеспеченность),  включая
основной, поверочный расчетные случаи;
     суммарный   сбросной   расход   воды   через  все  водопропускные
сооружения  гидроузла  с  учетом  аккумулирования  части  стока реки в
водохранилище, включая основной, поверочный расчетные случаи;
     общая  длина  сооружений  напорного  фронта  ГТС, наличие и общая
характеристика   существующих  ГТС  и/или  прочих  сооружений  каскада
водохранилищ  на водном объекте, информация о ГТС, входящих в комплекс
обследуемого ГТС.
     9.2.2.   В   дополнение  приводятся  данные  об  установленной  и
фактически   используемой   мощности   энергетического   оборудования,
выработке  электрической и тепловой энергии, а также использовании ГТС
для   регулирования   режимов   наполнения  и  сработки  водохранилищ,
указываются основные потребители электрической и тепловой энергии.
     Приводятся   сведения  о  составе,  назначении  и  размещении  на
территории  объекта  всех  ГТС,  а  также других основных сооружений и
основного технологического оборудования.
     На   схематическом  плане  или  генплане  объекта,  помещаемом  в
приложении  к  Декларации,  рекомендуется  привести основные объекты и
сооружения,   которые  упоминаются  в  Декларации,  а  также  объекты,
информация  о  которых  необходима  для  правильного  представления об
эффективности  и  достаточности  принимаемых  мер  безопасности  ГТС и
подготовки  противоаварийных  мероприятий,  границы  зон отчуждения, а
также охранных, водоохранных и санитарно-защитных зон.
     9.3. Основные характеристики ГТС.
     9.3.1.   Указывается   назначение,   класс   и  вид  ГТС  и  срок
эксплуатации  ГТС  в  соответствии  с  установленными требованиями при
регистрации ГТС.
     9.3.2.    Приводится    описание    каждого    ГТС,   подлежащего
декларированию,   с   использованием   чертежей   характерных  планов,
поперечных  и  продольных  разрезов  ГТС,  их  оснований  и  береговых
примыканий.
     Описания ГТС даются с указанием следующих данных:
     назначение и тип сооружения;
     эксплуатационные характеристики;
     геометрические характеристики;
     наименования   и   основные   физико-механические  характеристики
грунтов и строительных материалов (по данным изысканий и строительного
контроля,   исполнительной   документации,   исследований   в   период
эксплуатации);
     сведения  об  особенностях  геологической  структуры  основания и
физико-механические     характеристики     грунтов     основания,    о
геокриологических особенностях территории;
     технологические особенности возведения сооружений;
     описания работы противофильтрационных устройств и дренажей;
     технологические  характеристики  гидромеханического  оборудования
ГТС.
     9.3.3.  Характеристика водохранилища, образованного ГТС, дается с
указанием  основных  водопользователей, данных о каскаде водохранилищ,
приводятся   сведения  о  наличии  утвержденных  правил  использования
водохранилищ   (правил  использования  водных  ресурсов  водохранилищ,
определяющие  режим  их  использования, в том числе режим наполнения и
сработки   водохранилищ,   и   правил   технической   эксплуатации   и
благоустройства  водохранилищ,  определяющие  порядок использования их
дна  и берегов), указывается наименование организации, эксплуатирующей
водохранилище.
     Сведения  о  водохранилище  иллюстрирует  его схема, помещаемая в
приложении   к   Декларации.   На   схеме   приводится  размещение  на
водохранилище  основных  ГТС  (защитных,  транспортных,  водозаборных,
укрепительных  и  других),  а  также  показываются  границы  субъектов
Российской   Федерации.  Приводятся  данные  об  использовании  водных
ресурсов,  сведения  о  проблемах, связанных с негативным воздействием
существующих условий эксплуатации водохранилища и района нижнего бьефа
на  безопасность  ГТС  (переполнение  водохранилища  путем длительного
форсирования  уровня  воды, ограничения уровня воды в водохранилище по
различным  причинам,  снижение уровня воды в нижнем бьефе в результате
промышленной  выемки  грунта  со дна русла, воздействие льда и волн на
напорные сооружения и другие явления).
     В  случаях, когда действующие правила использования водохранилищ,
включающие в себя правила использования водных ресурсов водохранилищ и
правила  технической  эксплуатации  и благоустройства водохранилищ, не
соответствуют    современным    условиям    и    требованиям   водного
законодательства,  приводится  информация  о  состоянии  разработки  и
сроках представления на утверждение новых правил.
     9.3.4.   Приводится   перечень   основных  работ  по  текущему  и
капитальному   ремонту   ГТС,   сроки   их   выполнения,  наименования
генеральных подрядчиков.
     При  выполнении  работ по реконструкции ГТС и замене их основного
оборудования  указывается состав, стоимость и сроки выполненных работ,
наименование генподрядчика.
     Приводятся  данные  об  эффективности  выполненных работ (влиянии
результатов  работ на повышение надежности и безопасности эксплуатации
ГТС), сроках службы отремонтированных (реконструированных, замененных)
элементов ГТС до очередного ремонта.
     9.3.5.  Приводятся климатические и гидрологические характеристики
по  проекту  ГТС,  а  также  по современным данным метеорологических и
гидрометрических наблюдений, если они изменяют или дополняют проектные
данные;  статистические показатели наблюдений за температурой воздуха,
атмосферными  осадками,  скоростью  ветра,  толщиной снежного покрова,
периодом  снеготаяния,  интенсивностью испарения с водной поверхности,
периодом  ледостава,  характеристиками  гидрографа  водотоков, периоды
прохождения  паводков и другие. Отражаются изменения проектных данных,
произошедшие  по причинам техногенного характера, а также в результате
накопления     информации,     совершенствования     нормативной     и
научно-технической базы сбора и анализа данных наблюдений.
     Геологические,     гидрогеологические     и     геокриологические
характеристики приводятся как по данным проекта, так и по данным более
поздних  изысканий. Приводятся данные об изменениях гидрогеологических
и геокриологических условий после сдачи ГТС в эксплуатацию и за период
эксплуатации, если такая информация имеется.
     Дается  общая  характеристика топографических особенностей района
расположения ГТС и в зоне нижнего бьефа, а также данные о произошедших
в  период  после  окончания  строительства  естественных и техногенных
топографических   изменениях,   включая   как   изменения  топографии,
снижающие   уровень  безопасности  ГТС  или  ужесточающие  последствия
аварий,   так   и  изменения,  оказывающие  положительное  влияние  на
безопасность.
     Приводятся    полные    данные    о    нормированных    расчетных
характеристиках    сейсмических   воздействий   по   проекту,   данные
действующего    на   момент   составления   декларации   сейсмического
районирования,    а    также    данные   сейсмических   наблюдений   и
микросейсморайонирования   зоны   расположения   объекта,  если  такая
информация имеется.
     Сведения  об  оползневой и селевой опасности также приводятся как
по проекту, так и по данным наблюдений за период эксплуатации ГТС.
     10.   Анализ  и  оценка  безопасности  ГТС,  включая  определение
возможных источников опасности.
     Основные сведения, характеризующие степень безопасности ГТС.
     10.1.   Приводятся   сведения   по  обеспечению  эксплуатационной
надежности  и  безопасности  ГТС,  в  том  числе  наличие  на  объекте
подразделения     охраны     и    технических    систем    обнаружения
несанкционированного  проникновения  на  территорию, систем физической
защиты.
     10.2.  Сведения  о  состоянии  ГТС  и  их  соответствии критериям
безопасности.
     Дается  характеристика  установленных  критериев безопасности ГТС
объекта.  Допускается приведение утвержденных критериев безопасности в
приложении к Декларации.
     Приводятся  основные результаты наблюдений за состоянием ГТС и их
гидромеханического   оборудования,   указываются  основные  дефекты  и
локальные   повреждения,  дается  характеристика  развития  негативных
процессов  в  сооружениях  и  основаниях,  которые  могут  привести  к
снижению уровня безопасности ГТС.
     Указывается  форма  и периодичность выпуска отчетных материалов о
результатах  эксплуатационного контроля за состоянием ГТС и выполнения
ремонтных работ, направленных на обеспечение безопасности ГТС.
     Приводятся результаты анализа соответствия критериям безопасности
ГТС показателей состояния ГТС, полученным при осуществлении контроля и
диагностики состояния ГТС следующими методами:
     инструментальными и визуальными наблюдениями за состоянием ГТС;
     проведением специальных, в том числе подводных, обследований;
     выполнением    поверочных   расчетов   (расчетных   исследований)
прочности  и  устойчивости  ГТС,  режимов  фильтрации и фильтрационной
прочности   грунтов,  сейсмостойкости,  водопропускной  способности  и
других характеристик.
     Оценка  состояния  декларируемых ГТС выполняется с использованием
разработанных  критериев безопасности, путем сравнения диагностических
показателей   состояния  ГТС  (качественных  и  количественных)  с  их
критериальными   значениями.   Сведения   рекомендуется   приводить  в
табличной  форме. В конце раздела приводится вывод об эксплуатационном
состоянии каждого декларируемого ГТС и комплекса в целом.
     10.3.  Сведения  об  организации  инструментального и визуального
контроля состояния ГТС.
     Приводится  общий  и  дифференцированный по отдельным сооружениям
перечень   контролируемых   показателей   состояния   ГТС   и  внешних
воздействий  на них, периодичность наблюдений, применяемых технических
средств  и  систем  контроля  состояния  ГТС, данные о метрологическом
обеспечении  инструментального  контроля  (наличие  методик выполнения
измерений,  проведение  поверки средств и систем измерений, сведения о
территориальных  органах  метрологического  надзора),  иные сведения о
работоспособности и техническом состоянии КИА.
     Организация     инструментального    и    визуального    контроля
характеризуется следующими положениями:
     количественный    состав    и   квалификационная   характеристика
подразделений  эксплуатирующей  организации, осуществляющих наблюдения
за состоянием ГТС;
     ответственные лица;
     система  профессиональной  подготовки,  повышение  квалификации и
аттестация ведущих специалистов;
     форма  ведения  базы  данных  и  результатов обработки наблюдений
(журналы  наблюдений, компьютерные базы данных, периодическая отчетная
документация);
     техническая     оснащенность     подразделений,    осуществляющих
наблюдения:  мобильные  средства  измерения,  средства  неразрушающего
контроля, средства инструментального обеспечения обследований ГТС и их
оснований,  средства подводных обследований, компьютерное обеспечение,
оргтехника,  специализированное  программное  обеспечение  ведения баз
данных,  обработки  и  анализа  данных  наблюдений, автоматизированные
системы диагностического контроля состояния ГТС (системы мониторинга и
другие системы).
     10.4.  Анализируется  достаточность  и  обеспечение сохранности и
готовности  к  использованию  имеющихся  на  декларируемом  объекте  и
привлекаемых  резервов  строительных  материалов, землеройной техники,
автотранспорта,   водолазных   средств,   другого   оборудования   для
оперативной ликвидации повреждений и аварийных ситуаций на сооружении.
     10.5.   Анализ   условий  возникновения  аварий  гидротехнических
сооружений.
     10.5.1. Данные об авариях, имевших место на аналогичных объектах.
     Приводятся  описания аварий, произошедших на аналогичных объектах
в  России  и за рубежом, со ссылкой на источник информации. По каждому
случаю   аварии  указываются  установленные  причины  и  (при  наличии
информации) - последствия и основные мероприятия по ее ликвидации.
     10.5.2. Анализ схем возможных сценариев развития аварий.
     Анализ  схем  возможных аварий выполняется на основании данных об
авариях  на аналогичных сооружениях, сведений о состоянии сооружений и
негативных   изменениях   их  состояния,  данных  о  соответствии  ГТС
критериям  безопасности и возможном превышении расчетных нагрузок. При
определении  причин аварии следует учитывать данные мировой статистики
по наиболее вероятным причинам аварий ГТС.
     10.5.3.     Оценка    уровня    безопасности    (риска    аварии)
гидротехнических сооружений.
     Количественная  и  качественная  оценки риска различных сценариев
развития аварий и общая оценка уровня безопасности ГТС (для сооружений
I,   II  и  III  классов)  рекомендуется  осуществлять  вероятностными
методами,  принятыми  в  настоящее  время  в  мировой  и отечественной
гидротехнике.
     Следует  иметь в виду, что результаты количественной оценки риска
аварии   в   вероятностной   постановке   должны  быть  сопоставимы  с
результатами  определения  уровня  безопасности  в  детерминистической
постановке.
     10.5.4. Характеристика чрезвычайных ситуаций на ГТС включает:
     указание  времени,  места  и  обстоятельств,  которые  привели  к
развитию  аварии  и  возникновению  чрезвычайной  ситуации, выявленных
нарушений  требований  норм  и  правил  в  области  защиты населения и
территорий   от  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  количество  людей,
попавших  в зону чрезвычайной ситуации, травмированных и нуждающихся в
госпитализации,  погибших  и  пропавших без вести, размер причиненного
ущерба,  включающего  прямые  потери, социально-экономические потери и
вред, причиненный окружающей среде;
     схемы  (3D  модели  в  формате  AUTODESK  3DS  MAX)  с  указанием
источника, поражающих факторов и зон чрезвычайной ситуации;
     оценку  действий  руководителей  и  персонала  ГТС по локализации
аварии  и  предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, а также
организации   взаимодействия  с  привлекаемыми  аварийно-спасательными
формированиями (службами).
     10.6.  Проводится  анализ  изменений  условий  эксплуатации ГТС и
природных условий за междекларационный период.
     10.7.  Проводится  анализ  соответствия  квалификации  работников
эксплуатирующей организации ГТС действующим нормам и правилам.
     10.8.     Проводится     анализ     соответствия    реализованных
конструктивно-компоновочных решений требованиям норм, правил и условий
безопасной эксплуатации ГТС, предусмотренных проектом.
     Указываются  конкретные  параметры ГТС или характеристики условий
их  эксплуатации, которые не соответствуют нормам, правилам и условиям
безопасной эксплуатации ГТС, предусмотренных проектом, в том числе:
     геометрические  размеры ГТС (отметки гребня плотин и дамб, ширина
по  гребню,  углы заложения откосов грунтовых плотин и другие размеры,
указанные в проекте);
     превышение отметок гребня плотины (а также гребня ядра или экрана
грунтовой  плотины)  над  нормальным  и  форсированным  уровнем воды в
водохранилище;
     водопропускная способность;
     характеристики сейсмостойкости;
     уровни воды в водохранилище;
     уровни  воды в нижнем бьефе (изменение зависимости уровня воды от
расхода);
     физико-механические   и  фильтрационные  характеристики  грунтов,
использованных для возведения сооружений, а также грунтов основания;
     характеристики  бетона  и  других  материалов, использованных для
возведения сооружений и строительных конструкций;
     фактические  показатели механической и фильтрационной прочности и
устойчивости сооружений и их оснований;
     другие параметры ГТС.
     Анализируются  возможные  причины  несоответствия  параметров ГТС
проектным  или  нормативным  значениям, в том числе ошибки, допущенные
при строительстве ГТС, изменения свойств грунтов и материалов в период
эксплуатации,  изменения  состояния ГТС, а также изменения нормируемых
показателей   расчетных   нагрузок   и  параметров  ГТС.  Сведения  об
изменениях  в  период  эксплуатации  ГТС  физико-механических  свойств
грунтов  и  строительных  материалов  получают  путем сравнения данных
строительного  контроля (при их отсутствии - данных проекта) с данными
специальных   обследований   и   периодических   исследований  в  ходе
эксплуатации ГТС.
     Приводятся  сведения  о  фактически  достигнутом и прогнозируемом
превышении   расчетных  значений  внешних  воздействий,  обусловленном
природными и техногенными причинами, если такая информация имеется.
     10.9.  При  определении в Декларации соответствия ГТС действующим
нормам  и правилам в области обеспечения безопасности ГТС, локализации
и  ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций) указывается дата и номер заключения МЧС России
или его территориального органа о готовности ГТС объекта к локализации
и  ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности принимаемых мер по
защите населения и территорий в случае аварии на ГТС.
     11. Определение значения риска аварии ГТС.
     11.1. Описываются возможные источники опасности для ГТС, сценарии
возможных  аварий  и  повреждений ГТС в результате воздействия каждого
источника опасности в отдельности и одновременно нескольких источников
опасности,  проводится расчет значения степени опасности (вероятности)
для  каждого  возможного  сценария  аварий  и повреждений, указывается
максимальное значение вероятности аварии ГТС, которое может привести к
возникновению  чрезвычайной  ситуации, а также расчет параметров волны
прорыва  при  гидродинамической  аварии  и  расчет  размера вероятного
вреда,   который   может   быть  причинен  в  результате  аварии  ГТС,
выполненного  в соответствии с законодательством Российской Федерации,
значение риска аварии ГТС.
     11.2.  При  определении в Декларации значения риска аварии на ГТС
приводится   перечень  источников  аварий  природного  и  техногенного
характера; описываются (3D модели в формате AUTODESK 3DS MAX) сценарии
возможных  аварий  и  повреждений ГТС в результате воздействия каждого
источника  опасностей отдельности и одновременно нескольких источников
опасности;  в расчетах приводятся ссылки на нормативные и методические
документы, в соответствии с которыми они выполнялись.
     11.3. Выводы о соответствии значению риска аварии ГТС допустимому
уровню   риска   основываются   на  сопоставлении  значений  расчетных
показателей  с  установленными  отраслевыми показателями, а показатели
риска чрезвычайных ситуаций не превышают установленные или аналогичные
показатели,   которые   определены   для   муниципальных   образований
(субъектов Российской Федерации).
     12.    Сведения   об   обеспечении   готовности   эксплуатирующей
организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных
ситуаций опасных повреждений и аварийных ситуаций.
     12.1.   Сведения  о  принимаемых  на  ГТС  мерах  по  обеспечению
эксплуатационной  надежности,  а  также по предотвращению и ликвидации
аварийных ситуаций включают в себя:
     о  соответствии  системы  организации  контроля за состоянием ГТС
требованиям безопасности ГТС;
     о  проводимых  тренировках работников эксплуатирующей организации
по действиям в экстремальных и предаварийных ситуациях и их оценку;
     о  наличии  и состоянии на объекте технических и иных средств для
аварийного  открытия  (закрытия)  водосливных и водосбросных устройств
ГТС при возникновении угрозы аварийной ситуации;
     о    наличии    автономных   установок,   обеспечивающих   работу
оборудования ГТС при прекращении подачи энергии.
     12.2.  В  данном разделе приводятся сведения о профессиональной и
противоаварийной подготовке персонала, содержании и организации работы
по  повышению квалификации работников, регулярной проверке знаний норм
и   правил   безопасной  эксплуатации  ГТС.  Указываются  программы  и
нормативные   документы,   в   соответствии   с   которыми  проводятся
мероприятия   по   профессиональной   и   противоаварийной  подготовке
персонала;  данные  о  противоаварийных  тренировках личного состава и
достаточности частоты проведения таких тренировок.
     13.  Показатели готовности работников эксплуатирующей организации
к ликвидации аварийных ситуаций на ГТС.
     13.1. Приводятся сведения о наличии разработанного, утвержденного
и  согласованного  в  установленном порядке плана ликвидации возможных
аварий  ГТС,  локализации  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и их
последствий,  согласованного  в  установленном порядке с определенными
законодательством   Российской   Федерации  государственными  органами
исполнительной    власти,    органами    местного   самоуправления   и
территориальными органами МЧС России.
     Приводятся  сведения  о  готовности к действию системы оповещения
персонала  и  населения  об  опасности чрезвычайной ситуации и порядке
оповещения.
     Приводятся  сведения  о  составе  сил  медицинского обеспечения и
порядок  оказания доврачебной помощи пострадавшим работникам объекта и
населению.
     13.2.  При подготовке Декларации разрабатывается план действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ГТС. Одновременно
осуществляется  подготовка Заключения о готовности ГТС к локализации и
ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  и  достаточности  мер  по  защите
населения  и  территорий  от чрезвычайных ситуаций (далее - Заключение
МЧС  России),  организуемая  территориальными  органами  МЧС  России в
соответствии с методическими рекомендациями МЧС России.
     В зависимости от характера возможной чрезвычайной ситуации на ГТС
выдача    Заключений    МЧС   России   собственнику   (эксплуатирующей
организации) осуществляют:
     уполномоченное  структурное  подразделение  центрального аппарата
МЧС  России  -  при  возможной  чрезвычайной  ситуации  федерального и
трансграничного характера;
     региональный  центр  МЧС  России  -  при  возможной  чрезвычайной
ситуации межрегионального и регионального характера;
     Главное  Управление МЧС России по субъекту Российской Федерации -
в остальных случаях.
     Заключение  включает  в  себя  установление  характера  возможных
чрезвычайных  ситуаций  при аварии на ГТС в соответствии с действующей
классификацией  и  на  основе  анализа исходных данных, полученных при
обследовании ГТС, проводимом в соответствии с пунктом 4 Дополнительных
требований:
     значений риска аварии ГТС, которые могут привести к возникновению
чрезвычайных ситуаций;
     значения  природных  нагрузок  по  каждому  из  опасных природных
воздействий,  которые  могут  привести  к  возникновению  чрезвычайных
ситуаций,  с  учетом  их  периодичности и интенсивности воздействия на
объект;
     границ  зон  возможного  затопления для рассматриваемых сценариев
аварий  на ГТС (для хранилищ жидких отходов промышленных предприятий -
дополнительно границ зон вредного воздействия на окружающую среду);
     размеров зон действия вторичных поражающих факторов (от аварий на
промышленных  объектах, вызванных воздействием волны прорыва на здания
и сооружения промышленных объектов в зонах затопления);
     возможного  количества  пострадавших,  в  том  числе  погибших, и
численности   населения,   у  которого  могут  быть  нарушены  условия
жизнедеятельности  (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов
и возможного вредного воздействия на окружающую среду);
     степеней  разрушения  зданий  и  сооружений  в  зонах  возможного
затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);
     величины  возможного  ущерба  физическим  и  юридическим  лицам в
случае возникновения чрезвычайной ситуации;
     класс   опасности   отходов,   находящихся   в  зонах  возможного
затопления  (подтопления)  при  возникновении чрезвычайных ситуаций на
ГТС;
     сведения  о  наличии  и состояния технических систем, исключающих
распространение  опасных  отходов  в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций на ГТС;
     показатели защищенности объекта от опасных природных процессов;
     состояние   резервов   материальных   и  финансовых  средств  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     сведения об оснащенности объекта локальными системами оповещения,
средствами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций;
     возможностей по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
ГТС силами объекта;
     необходимости   привлечения   сил   и   средств  территориальных,
региональных  или  федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на ГТС.
     Заключение  должно содержать обоснованные выводы о готовности или
неготовности  ГТС  к  локализации  и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
установленного    характера,    достаточности    или   недостаточности
принимаемых  и запланированных мер по защите населения и территорий от
чрезвычайных   ситуаций,  которые  осуществляются  на  основе  анализа
выполнения:
     требований   нормативных   документов   по  защите  населения  на
прилегающей  территории,  которая  может  оказаться  в зоне затопления
(подтопления) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС;
     ранее  принятых решений МЧС России и его территориальных органов,
органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по
вопросам   обеспечения  готовности  ГТС  к  локализации  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  и  достаточности принимаемых и запланированных
мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     мероприятий,   направленных   на   снижение   риска  и  смягчение
последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
     комплекса   мероприятий,   предусмотренных  актами  расследования
причин возникновения чрезвычайных ситуаций;
     мероприятий,  предусмотренных Планом действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     требований  к системам оповещения населения, техническим системам
предупреждения   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  технических
решений   по   защите   персонала  и  населения  от  катастрофического
затопления;
     решений  по  обеспечению устойчивости пунктов и систем управления
производственным  процессом, безопасности находящегося в них персонала
и возможности управления процессом в условиях чрезвычайной ситуации;
     мероприятий  по  созданию  мест  размещения  резервных источников
электро-,  тепло-,  газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих
функционирование   объекта   при   чрезвычайной  ситуации  и  действия
аварийно-восстановительных  подразделений  при ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
     требований  к  системам  оповещения  о  чрезвычайных  ситуациях и
системам  контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению
постороннего   вмешательства   в  деятельность  объекта  (по  системам
физической защиты и охраны объекта);
     мер  по  обеспечению  готовности  сил  и  средств к локализации и
ликвидации  возможной чрезвычайной ситуации (укомплектованность личным
составом  аварийно-восстановительных подразделений, укомплектованность
приборами  и оборудованием, подготовка руководящего, производственного
персонала и личного состава аварийно-восстановительных подразделений и
их готовность к действиям при чрезвычайных ситуациях;
     решений     по     обеспечению     беспрепятственной    эвакуации
производственного персонала с территории объекта, ввода и передвижения
на объекте сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     требований   к   наличию   и  размещению  резервов  финансовых  и
материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     13.3.  Приводятся  данные о типовых конструктивно-технологических
решениях и материально-техническом обеспечении предотвращения развития
опасных   повреждений   и   аварийных   ситуаций  на  ГТС,  подлежащих
декларированию     их    безопасности.    Анализируется    техническая
эффективность   и   достаточность   этих  решений.  Указываются  новые
технические  решения,  находящиеся  в  стадии  разработки и инженерной
подготовки.
     Анализируется   достаточность   и   обеспечение   сохранности   и
готовности  к  использованию  имеющихся  на  декларируемом  объекте  и
привлекаемых  резервов  строительных  материалов, землеройной техники,
автотранспорта,   водолазных   средств,   другого   оборудования   для
оперативной ликвидации повреждений и аварийных ситуаций на сооружении.
Обосновывается   возможность   использования   существующих   карьеров
грунтовых  материалов,  а  также  строительной  техники, находящейся в
распоряжении  других  организаций,  с которыми имеются соответствующие
договоры.
     Характеризуется  состояние дорог, мостов и подъездов в районе ГТС
и на территории ГТС, состояние аварийных выходов для эксплуатационного
персонала  на  объекте.  Обосновывается  соответствие  дорог, мостов и
подъездов  для  беспрепятственного применения и маневрирования машин и
механизмов,   достижение  необходимой  интенсивности  укладки  грунта,
бетонных  блоков,  инъектирования  противофильтрационных  материалов в
аварийные сооружения.
     Приводятся  сведения о наличии и организации противоаварийных сил
и  аварийно-спасательной  службы,  уровне их технической оснащенности,
численности  относящегося  к  ним  персонала,  а  также  о  порядке их
подготовки и действий в случае локализации или ликвидации аварии.
     14.   Порядок   информирования   населения,   Ростехнадзора  (его
территориального  органа),  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской    Федерации,    органов    местного    самоуправления    и
территориальных  органов  МЧС  России  о  возможных и возникших на ГТС
аварийных ситуациях.
     Характеризуется порядок информирования о возможных и возникших на
сооружениях  авариях  и  аварийных ситуациях: населения, Ростехнадзора
(его территориального органа), органов исполнительной власти субъектов
Российской    Федерации,    органов    местного    самоуправления    и
территориальных органов МЧС России.
     15.  Заключение,  включающее оценку уровня безопасности отдельных
ГТС  и комплекса ГТС объекта, а также перечень необходимых мероприятий
по обеспечению безопасности.
     Приводятся  итоговые  оценки  уровня  безопасности (риска аварии)
каждого  декларируемого  сооружения  и  комплекса ГТС в целом, а также
перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности.
     Характеризуются основные причины изменения уровня безопасности за
период  эксплуатации ГТС и возможных изменений уровня безопасности ГТС
при дальнейшей эксплуатации.
     16. Другие данные о безопасности гидротехнических сооружений.
     16.1.  Приводятся  данные,  характеризующие  уровень безопасности
ГТС,   полученные   в  результате  обследования  ГТС,  предшествующего
составлению Декларации.
     16.2. Приводятся основные мероприятия по обеспечению безопасности
ГТС и планируемые сроки их выполнения.
     В  состав  мероприятий,  направленных на обеспечение безопасности
декларируемых  ГТС, включаются мероприятия, рекомендованные комиссиями
по  обследованию  ГТС, мероприятия, незавершенные к моменту проведения
последнего обследования ГТС, другие мероприятия, необходимость которых
выявилась при подготовке Декларации.
     При  подготовке  перечня  указанных  мероприятий следует в первую
очередь учитывать требования ранее выданных предписаний.
     При   подготовке   Декларации   рекомендуется  также  рассмотреть
необходимость проведения следующих мероприятий:
     развитие  и  совершенствование  технических и программных средств
контроля  состояния ГТС, включая оснащение ГТС современными средствами
контроля, создание компьютерных баз данных и автоматизированных систем
диагностического контроля (мониторинга) состояния ГТС;
     совершенствование    технологии   ликвидации   аварий   (способов
производства работ) и обеспечение сохранности и готовности технических
средств  противоаварийного  назначения,  а  также  дорог  и  аварийных
запасов строительных материалов;
     предотвращение   негативных   воздействий   возможных   аварийных
ситуаций на окружающую среду и другие мероприятия.
     17. Приложения.
     В  состав  приложений  к  Декларации  в дополнение к приложениям,
указанным в пункте 8 Положения, входят:
     ситуационный план с нанесенными границами территории ГТС, опасной
и охранной зон в масштабе 1:25000;
     общая  схема размещения КИА и пунктов наблюдения на декларируемых
ГТС (для ГТС: I - III класса);
     генеральный план гидроузла в масштабе 1:5000;
     планы  и  разрезы  по сооружениям напорного фронта, ограждающим и
защитным   дамбам,   план   водохранилища,  характерные  продольные  и
поперечные разрезы ГТС и его основанию в масштабе 1:1000;
     план  территории  ГТС  с прилегающими территориями, попадающими в
зону  затопления  в  случае  прорыва  напорного  фронта - в масштабе и
детализации, допустимых для открытого пользования.
     Текстовая  и  графическая  информация  о декларируемых ГТС должна
быть   достаточной   для   последующего  анализа  безопасности  ГТС  и
обоснования  готовности  ГТС  к  локализации и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, которые могут возникнуть в результате аварии ГТС.
    

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ДЕКЛАРАЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И МЕТОДИКИ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ, УЧИТЫВАЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ НА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа