Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2011 ГОДЫ".
4. Анализ состояния условий и охраны труда в организациях отраслей экономики города Реализация государственной политики в области охраны труда в организациях города Москвы осуществляется путем выполнения городских программных мероприятий по охране труда. Логическим продолжением реализации городских программ по охране труда явилось утверждение постановлением Правительства Москвы от 23 октября 2007 г. N 920-ПП Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы. Таблица 1 Результаты реализации Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда (2008-2009 годы) ---------------------------------------------------------------------------- | Показатель реализации | Ожидаемые | Фактические | | программных мероприятий | результаты | результаты | | |-------------------|----------------------| | | 2008 г. | 2009 г.| 2008 г. | 2009 г. | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Снижение уровня | 1,5 | 1,45 | 1,4 | 1,2 | | производственного | | | | | | травматизма (число | | | | | | пострадавших в расчете на | | | | | | 1000 работающих) | | | | | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Количество вопросов, | 8 | 8 | 6 | 10 | | рассмотренных | | | | | | Межведомственной комиссией | | | | | | по охране труда при | | | | | | Правительстве Москвы | | | | | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Количество работников, | 55,0 | 58,0 | 93,0 | 58,0 | | прошедших обучение по охране | | | | | | труда (тыс. чел.) | | | | | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Количество обслуженных | 1600 | 1800 | 1728 | 1805 | | организаций | | | | | | специалистами Московского | | | | | | городского центра условий и | | | | | | охраны труда (ед.) | | | | | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Разработка методических | не | не | 3 | 4 | | материалов по охране труда | менее | менее | | | | (шт.) | 2-х | 2-х | | | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Рост количества рабочих | 4,0 | 6,0 | 4,2 | 6,4 | | мест, на которых проведена | | | | | | аттестация рабочих мест по | | | | | | условиям труда (%) | | | | | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Количество аттестованных | 120 | 120 | 220 | 300 | | рабочих мест в бюджетных | | | | | | организациях города (ед.) | | | | | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Обеспечение бюджетных | 600 | 1000 | 2878 | 3000 | | организаций города Москвы | | | | | | нормативными правовыми | | | | | | актами по охране труда | | | | | | (экз.) | | | | | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Снижение уровня | 2,0 | 2,2 | 2,0 | 5,0 | | производственного | | | | | | травматизма в организациях | | | | | | малого предпринимательства | | | | | | (по оперативным | | | | | | данным Государственной | | | | | | инспекции труда в городе | | | | | | Москве на 01.02.2010 (%) | | | | | |-------------------------------|---------|---------|-----------|----------| | Тираж нормативных документов | 20,0 | 20,0 | 43,0 | 70,0 | | и методических материалов по | | | | | | охране труда для обеспечения | | | | | | организаций города | | | | | | (тыс.экз.) | | | | | ---------------------------------------------------------------------------- Следует отметить, что в результате реализации городских программных мероприятий по охране труда за 5 лет число тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом снизилось на 44% - с 1218 случаев в 2004 году до 677 случаев в 2009 году. По данным Государственной инспекции труда в городе Москве в 2009 году произошли на производстве 677 несчастных случаев (в 2008г.- 796), в том числе 199 случаев со смертельным исходом (в 2008 г. - 250). Дальнейшему повышению уровня социальной защищенности работников способствует развитие системы управления охраной труда и совершенствование городской нормативной и методической базы по охране труда. Московской городской Думой принят Закон города Москвы от 12.03. 2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве". В целях его реализации разработаны правовые акты Правительства Москвы, утвердившие в том числе Положение о системе государственного управления охраной труда, Регламент подготовки и выдачи заявителям Департаментом труда и занятости населения города Москвы разрешений на право проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, Порядок формирования сведений о существующих условиях труда в организациях города Москвы и другие документы. С целью обеспечения безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах разработаны и утверждены главным государственным санитарным врачом города Москвы рекомендации по обеспечению безопасных условий труда в строительных организациях города, по выполнению гигиенических требований к условиям труда при ремонте и обслуживании автотранспортных средств на предприятиях и в организациях; по обеспечению выполнения гигиенических требований к условиям труда подростков и инвалидов на предприятиях и в организациях города Москвы. В городской системе управления охраной труда ведущая роль отведена Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, которая осуществляет координацию взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и социальных партнеров с федеральными органами государственного надзора и контроля, органами социального страхования и государственной статистики. Комиссия рассматривает на своих заседаниях наиболее актуальные для города вопросы состояния условий и охраны труда. Регулярно контролируется ход выполнения городских программных мероприятий, рассматриваются вопросы состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, реализации государственной политики в области охраны труда в административных округах и отраслях экономики. В 2008-2009 годы издано и передано работодателям города более 113 тысяч экземпляров нормативной и методической литературы по охране труда 12 наименований. В 2009 году изменилась структура занятости населения города. По данным Мосгорстата снизилась численность занятых в промышленности - на 17,2%, жилищно-коммунальном хозяйстве - на 12,8%, финансовой сфере - на 11,2%, строительстве - на 4,6%. В то же время возросла численность работников сферы образования (6,1%), здравоохранения (6,3%), торговли (2,0%), транспорта (0,2%). Таблица 2 Среднесписочная численность работников предприятий, учреждений и организаций по видам экономической деятельности ---------------------------------------------------------------------- | Среднесписочная численность | Количество работников, тыс. чел. | | работников предприятий, | | | учреждений и организаций |----------------------------------| | города Москвы: | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | всего: | 6396,8 | 6458,2 | 6445,3 | | в том числе: | | | | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | промышленность | 658,9 | 645,8 | 534,5 | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | транспорт и связь | 377,3 | 391,7 | 392,5 | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | строительство | 378,3 | 508,1 | 484,7 | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | образование | 389,3 | 379,5 | 404,0 | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | оптовая и розничная торговля, | 1204,3 | 1219,7 | 1244,4 | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | услуги по ремонту | | | | | здравоохранение и | 314,2 | 321,6 | 341,9 | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | предоставление социальных | | | | | услуг | | | | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | жилищно-коммунальное | | | | | хозяйство | 279,3 | 265,8 | 231,8 | |---------------------------------|-----------|---------|------------| | финансовая деятельность | 325,1 | 295,8 | 262,8 | ---------------------------------------------------------------------- Кризисные явления в экономике оказывают негативное влияние на решение проблем в области охраны труда. Однако, несмотря на наличие фактов снижения объемов финансирования мероприятий по охране труда, сокращения специалистов служб охраны труда, отказа от проведения обучения по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в городе удается сохранить тенденцию снижения уровня производственного травматизма. Травматизм с тяжелым и смертельным исходом, по оперативным данным Государственной инспекции труда в городе Москве снизился на 19,5%. по сравнению с 2007 годом. Таблица 3 Производственный травматизм ---------------------------------------------------------------------- | | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |-------------------------------------|----------|---------|---------| | Общее количество пострадавших, | 900 | 839 | 713 | | чел. | | | | |-------------------------------------|----------|---------|---------| | Число несчастных случаев | | | | | производственного травматизма с | 842 | 796 | 677 | | тяжелым и смертельным исходом | | | | |-------------------------------------|----------|---------|---------| | Число пострадавших со смертельным | | | | | исходом, чел. | 285 | 250 | 199 | ---------------------------------------------------------------------- В отраслях экономики города наблюдается в основном снижение уровня производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом. Однако в организациях розничной и оптовой торговли число случаев производственного травматизма возросло. (Таблица 4). Анализ причин несчастных случаев показывает, что рост травматизма связан в большинстве случаев с организационными причинами (необученность персонала, отсутствие или неприменение средств защиты, несоблюдение правил безопасного производства работ и др.). Таблица 4 Количество случаев производственного травматизма (групповых, тяжелых и со смертельным исходом) в отраслях экономики города -------------------------------------------------------------------- | N | Группы отраслей экономики | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г.* | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 1. | Строительство | 334 | 306 | 189 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 2. | Транспорт | 88 | 91 | 75 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 3. | Наука и научное | 31 | 26 | 23 | | | обслуживание | | | | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 4. | Промышленность | 138 | 141 | 88 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 5. | Связь | 12 | 6 | 5 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 6. | Торговля | 58 | 50 | 54 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 7. | ЖКХ | 41 | 22 | 21 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 8. | Электроэнергетика | 7 | 4 | 3 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 9. | Образование | 16 | 15 | 15 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 10.| Здравоохранение | 8 | 24 | 20 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 11.| Физкультура и спорт | 2 | 3 | 1 | |----|---------------------------|----------|---------|------------| | 12.| Другие отрасли | 107 | 106 | 66 | -------------------------------------------------------------------- (*) Сведения Государственной инспекции труда в городе Москве по несчастным случаям, расследованным и поставленным на учет на 01.02.2010. В связи с ростом травматизма в организациях розничной и оптовой торговли намечено усилить работу по соблюдению требований охраны труда на рабочих местах, обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты, обеспечению методической литературой по охране труда, а также разработать рекомендации по обеспечению безопасности труда в организациях розничной и оптовой торговли. В бюджетных организациях города подлежат аттестации более 430,9 тысяч рабочих мест, из которых в 2008-2009 годах аттестовано 208,8 тысяч рабочих мест (48,3%). За счет средств, предусмотренных на реализацию Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда в 2008-2009 годах, аттестовано по условиям труда более 500 рабочих мест (Колледж автомобильного транспорта N9, Специальная коррекционная школа N 77, НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и др.). В государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы аттестовано 98,5% рабочих мест, Департамента социальной защиты населения города Москвы - 84% рабочих мест. Для активизации работы по проведению аттестации рабочих мест в бюджетных организациях Департамента образования города Москвы, Департамента физической культуры и спорта города Москвы, где аттестовано лишь 19,5% и 11,4% рабочих мест соответственно, намечено оказание консультативной и финансовой поддержки для активизации работы. Таблица 5 Аттестация рабочих мест по условиям труда в бюджетных организациях города ------------------------------------------------------------------------------- | Наименование органа | Число | Число рабочих мест, | Число | | исполнительной | рабочих | на которых проведена | рабочих | | власти | мест, | аттестация в 2008- | мест, | | | подлежащих | 2009 гг. | которые | | | аттестации |----------------------------| необходимо | | | по | Всего | из них | аттестовать | | | условиям | | с вредными | | | | труда | | условиями | | | | | | труда | | |---------------------|------------|-----------|----------------|-------------| | Департамент | 214 763 | 41 875 | 24 577 | 172 888 | | образования города | | | | | | Москвы | | | | | |---------------------|------------|-----------|----------------|-------------| | Департамент | | | | | | здравоохранения | 127 000 | 125 000 | 106 000 | 2 000 | | города Москвы | | | | | |---------------------|------------|-----------|----------------|-------------| | Департамент жилищно-| | | | | | коммунального | 40 098 | 12 521 | 3 697 | 27 577 | | хозяйства и | | | | | | благоустройства | | | | | | города Москвы | | | | | |---------------------|------------|-----------|----------------|-------------| | Департамент | | | | | | социальной защиты | 30 257 | 25 455 | 207 | 4 802 | | населения города | | | | | | Москвы | | | | | |---------------------|------------|-----------|----------------|-------------| | Департамент | 12 558 | 2 957 | 247 | 9 601 | | культуры города | | | | | | Москвы | | | | | |---------------------|------------|-----------|----------------|-------------| | Департамент | | | | | | физической культуры | 5 620 | 643 | 97 | 4 977 | | и спорта города | | | | | | Москвы | | | | | |---------------------|------------|-----------|----------------|-------------| | Комитет ветеринарии | 614 | 361 | 130 | 253 | | города Москвы | | | | | |---------------------|------------|-----------|----------------|-------------| | ИТОГО: | 430 910 | 208 812 | 134 955 | 222 098 | ------------------------------------------------------------------------------- По результатам аттестации, проведенной в бюджетных организациях города в 2008-2009 годах, на 64,5% выявлены вредные или опасные производственные факторы. В соответствии с планами мероприятий, составленными по результатам аттестации рабочих мест, в организациях проводится работа по улучшению условий труда. Так в бюджетных организациях Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы приведены в соответствие с требованиями охраны труда 10 283 рабочих места. Для повышения качества обработки данных результатов аттестации и разработки эффективных мероприятий по устранению опасных производственных факторов на рабочих местах предусмотрено разработать автоматизированную систему анализа данных существующих условий труда. В рамках реализации мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в 2008-2009 годах аттестовано более 140 тысяч рабочих мест по условиям труда. В каждой отрасли на работника действуют свои специфические опасные и вредные производственные факторы, которые указаны в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда. К общим опасным и вредным производственным факторам, действующим на работников в рабочей зоне относятся: производственный шум, вибрация, запыленность и загазованность воздуха, тяжелый физический труд, поражение электрическим током, воздействие низких температур в холодный период года при работе на открытых площадках. В 2009 году число впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний, зарегистрированных в Управлении Роспотребнадзора по городу Москве, составило - 182 (в 2008 г. - 105, в 2007г. - 179). В структуре профзаболеваний ведущей патологией являются заболевания органов слуха. Стабильно высокое число случаев заболеваний органов слуха выявляется при проведении углубленного медицинского обследования летного состава аэропортов Внуково и Шереметьево. В структуре профзаболеваний органов дыхания значительную долю занимают бронхиальная астма и астматический бронхит. Это связано в первую очередь с отсутствием целенаправленного медицинского обследования при поступлении на работу, а также с воздействием веществ, обладающих сенсибилизирующим действием на органы дыхания. Удельный вес заболеваний силикозом, силикотуберкулезом, пневмокониозом, бронхиальной астмой, пылевым бронхитом составляет около 15 %, вибрационная патология составила 12,4 %. Имеет место высокий уровень хронических профессиональных заболеваний у стажированных работников (стаж работы с вредными условиями труда превышает 5 лет), т.к. не выполняется требование о прохождении ими профмедосмотров в центрах профпатологии. Для улучшения работы по предупреждению профессиональной заболеваемости в рамках реализации Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы подготовлены и утверждены 26 декабря 2008 года Главным государственным санитарным врачом города Москвы "Методические рекомендации по организации и проведению профилактических медицинских осмотров (обследований) работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами в городе Москве". Создан Московский городской центр профпатологии, что позволит улучшить ситуацию с проведением медицинских осмотров стажированных работников, и будет способствовать выявлению заболеваний на ранних стадиях и снизить уровень профессиональной заболеваемости. В целях обеспечения заинтересованности работодателей и общественности города в создании безопасных условий и охраны труда проведена первая городская выставка "Охрана труда в Москве". На выставке представили свои экспозиции более 200 организаций города. Посетили выставку более 8 тысяч работодателей и специалистов по охране труда. В рамках деловой программы выставки проведена конференция и обучающие семинары, заключено около 2000 договоров и контрактов на проведение аттестации рабочих мест, обучения по охране труда, обеспечения работников средствами защиты и др. В соответствии с графиками, ежегодно утверждаемыми первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, проводились семинары-совещания и круглые столы по вопросам охраны труда в административных округах города. Все участники окружных мероприятий (представители более 2000 организаций ежегодно) обеспечены нормативной литературой и методическими материалами по охране труда, изданными в рамках реализации программных мероприятий. В 2009 году проведен городской смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда в организациях города Москвы, отраслях экономики и административных округах города, в котором приняли участие более 3000 городских организаций. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2011 ГОДЫ".