Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ В 2010 ГОДУ (РЕДАКЦИЯ НА 27.04.2010 Г.)".
Прогноз ситуации на рынке труда в 2010 году Прогноз ситуации на рынке труда в 2010 году проведен на основе: анализа финансово-экономического состояния организаций города по видам экономической деятельности (ОКВЭД), оценки сокращения масштабов производства, сокращения численности работающих, роста и объемов убыточности организаций и динамики просроченной кредиторской задолженности; анализа сведений, поступивших в предшествующий период от организаций, наметивших увольнение работников. На рынок труда города Москвы в 2010 году будут оказывать влияние общероссийские демографические факторы, в т.ч. ожидаемое сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. В целом за 2010 год сокращение численности трудоспособного населения составит около 30 тыс. человек. В соответствии с этим демографическим прогнозом можно ожидать некоторого сокращения численности экономически активного населения. В случае увеличения притока новых трудовых мигрантов или легализации уже находящихся на территории Москвы учтенная численность экономически активного населения может быть компенсирована до уровня 2009 года. В основном ситуация на рынке труда в городе Москве будет определяться тенденциями, происходящими в российской экономике, связанными, в первую очередь, с последствиями мирового финансового кризиса - дефицитом ликвидности капитала, сокращением платежеспособного спроса, сокращением масштабов производства, резким падением рентабельности производства, ростом долгов и убытков в организациях города. Прямым следствием этого является сокращение спроса на рынке труда, усиление конкуренции за рабочие места, снижение уровня оплаты труда в городе. В условиях развития экономического кризиса остро стоит проблема занятости в отраслях экономики, подверженных наибольшей стагнации: строительстве; обрабатывающих отраслях; торговле автотранспортными средствами; в сфере научных исследований и разработок, в финансовой деятельности. Среди проблем, которые будут оказывать определяющее влияние на ситуацию в сфере занятости в 2010 году, выделяются: диспропорция спроса и предложения рабочей силы - рост безработицы при одновременном сохранении структурного дефицита кадров в ряде отраслей городского хозяйства, особенно по рабочим профессиям; рост обращаемости в службу занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; ограниченная профессиональная мобильность рабочей силы. Решение этих проблем позволит нивелировать растущий дефицит рабочих мест в городе Москве, смягчить существующую диспропорцию спроса и предложения на рынке труда в профессионально-квалификационном и отраслевом разрезе, в том числе за счет организации общественных работ и профессионального обучения в целях повышения квалификации, приобретения смежных профессий и дальнейшего трудоустройства. По результатам анализа ситуации в 2009 году и основных тенденций в экономике, рискам потенциальной безработицы в 2010 году будут в большей степени подвержены работающие по следующим видам экономической деятельности: обрабатывающие производства, строительство, оптовая торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, научные исследования и разработки, финансовая деятельность. В структуре занятости по видам деятельности в секторе крупных и средних организаций города в 2010 году произойдут изменения. Снижение занятости прогнозируется по видам экономической деятельности: операции с недвижимым имуществом с 16,9% в 2009 году - 16,4%, в оптовой и розничной торговле с 11,4% в 2009 году до 10,8%, в обрабатывающей промышленности с 10% в 2009 году до 9% в 2010 году, в сфере транспорта и связи с 9,9% в 2009 году до 9,35% в 2010 году. По результатам анализа движения числа замещенных рабочих мест по видам экономической деятельности по состоянию на 1 июня 2009 года и оценки потенциального спроса на рынке труда на 2010 год определены наиболее устойчиво растущие отрасли города Москвы, в которых уровень занятости будет расти: здравоохранение и предоставление социальных услуг; образование; производство, передача и распределение электроэнергии. Отмечено значительное увеличение численности граждан, увольняющихся в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, что обусловлено усугублением кризисных тенденций в отраслях экономики города. Растут общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполного рабочего дня (недели) в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе - марте 2009 года они оцениваются в 4,2 млн. человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 9,4 тыс. работников. В 2010 году с учетом сложившейся тенденции могут быть переведены на условия неполного рабочего времени, пребывания в простое и вынужденных отпусках до 200 тыс. человек. Закономерным для рынка труда города Москвы в 2010 году останется отраслевое соответствие сокращения занятости и рост задолженности по заработной плате. В организациях города по видам экономической деятельности, наиболее подверженным стагнации, сохранение финансовой устойчивости в 2010 году будет достигаться в большей степени за счет оптимизации издержек на рабочую силу, в т.ч. за счет роста задолженности по выплате заработной платы и снижения уровня оплаты труда. В целом рынок труда Москвы в 2010 году по целевому сценарию будет характеризоваться следующими показателями: численность безработных в соответствии с методологией МОТ в среднегодовом исчислении может составить около 151,8 тыс. человек; уровень безработицы по методологии МОТ может достигнуть 2,3%; численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднегодовом исчислении составит 59,1 тыс. человек; уровень регистрируемой безработицы не превысит в среднегодовом исчислении 0,9%; количество заявленной работодателями потребности в работниках изменится незначительно и останется на прежнем уровне; напряженность на рынке рабочей силы в пределах - 0,48 человека на 1 вакансию. В данных условиях необходимо продолжить реализацию дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда, снижению возможного роста безработицы за счет применения различных форм содействия занятости, недопущению увольнений работников. Баланс рабочих мест и баланс трудовых ресурсов по городу Москве приведены в приложении 1 и приложении 2 к Программе. Реализация мероприятий Программы позволит создать дополнительные рабочие места на предприятиях отраслей городской экономики, наиболее подверженных спаду производства. ЧИСЛО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ, СОЗДАВАЕМЫХ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ --------------------------------------------------------------------------- |N |Виды экономической |Число создаваемых рабочих мест всего, | |п/п|деятельности (ОКВЭД ОК |ед. (прогноз на 2010 год) | | |029-2007 (КДЕС ред. 1.1) |----------------------------------------| | | |оптимистический|пессимистический|целевой| |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |1. |Сельское хозяйство, охота и | 144 | 102 | 124 | | |лесное хозяйство | | | | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |2. |Обрабатывающие производства | 230 | 170 | 198 | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |3. |Строительство | 1050 | 850 | 1020 | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |4. |Оптовая и розничная | 506 | 430 | 489 | | |торговля; ремонт | | | | | |автотранспортных средств, | | | | | |мотоциклов, предметов | | | | | |личного пользования | | | | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |5. |Транспорт и связь | 592 | 507 | 574 | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |6. |Операции с недвижимым | 3820 | 3660 | 3763 | | |имуществом, аренда и | | | | | |предоставление услуг | | | | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |8. |Гостиницы и рестораны | 25 | 12 | 20 | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |9. |Образование | 124 | 102 | 116 | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |10.|Здравоохранение и | 71 | 48 | 60 | | |предоставление социальных | | | | | |услуг | | | | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| |11.|Предоставление прочих | 6082 | 5720 | 5916 | | |коммунальных, социальных и | | | | | |персональных услуг | | | | |---|----------------------------|---------------|----------------|-------| | |Итого | 12644 | 11601 |12280 | --------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ В 2010 ГОДУ (РЕДАКЦИЯ НА 27.04.2010 Г.)".