Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 04.05.2010)".
I. Основные направления реализации Программы Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы городского хозяйства города Москвы. Значительному вкладу малого бизнеса в социально-экономическое развитие города Москвы во многом способствовала реализация предыдущих комплексных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, ставших эффективным инструментом осуществления государственно-общественной политики города Москвы по отношению к малому бизнесу. Стабильный темп развития малого предпринимательства города Москвы в последние годы к завершению 2008 года был нарушен финансово-экономическим кризисом. Несмотря на негативное влияние, начавшее проявляться в экономике страны и города в IV квартале прошлого года, все задачи, поставленные Комплексной целевой программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., выполняются в заданных объемах, на уровне или с превышением установленных индикативных показателей. Основные итоги выполнения Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. (фактические, оценочные и прогнозные) представлены в таблице. ---------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование |Значение показателя (по годам) | |п/п| показателя |----------------------------------------------| | | |2007 |2008 |2009 | | | |-------------|---------------|----------------| | | |План |Исп. |План |Исп. |План |Исп. | | | | |(факт)| |(оценка)| |(прогноз)| |---|-----------------------|------|------|------|--------|------|---------| |1 | Выпуск товаров и услуг| 941,9|1512,0|1170,5| 1557,6|1234,8|Не менее | | | малыми предприятиями | | | | | |1300,0 | | | в фактических ценах | | | | | | | | | (без НДС и акциза) | | | | | | | | | по всем видам | | | | | | | | | деятельности, млрд. | | | | | | | | | руб. <*> | | | | | | | |---|-----------------------|------|------|------|--------|------|---------| |2 | Количество малых | 208,3| 214,5| 216,6| 218,8| 225,3|Не менее | | | предприятий, тыс. | | | | | |225,3 | | | единиц | | | | | | | |---|-----------------------|------|------|------|--------|------|---------| |3 | Среднесписочная |2002,0|2046,2|2062,0| 2067,8|2122,0|Не менее | | | численность работников| | | | | |2122,0 | | | (без учета внешних | | | | | | | | | совместителей | | | | | | | | | и индивидуальных | | | | | | | | | предпринимателей) | | | | | | | | | по малым предприятиям,| | | | | | | | | тыс. человек <**> | | | | | | | |---|-----------------------|------|------|------|--------|------|---------| |4 | Инвестиции в основной |6700,0|9659,4|7370,0| 9512,0|8107,0|Не менее | | | капитал, млн. рублей | | | | | |8200,0 | |---|-----------------------|------|------|------|--------|------|---------| |5 | Рост объема выручки | 11 | 18,1| 12 | 13,6| 13 |Не менее | | | субъектов малого | | <***>| | | |13 | | | предпринимательства | | | | | | | | | в сопоставимых ценах | | | | | | | | | относительно | | | | | | | | | предыдущего, % | | | | | | | |---|-----------------------|------|------|------|--------|------|---------| |6 | Увеличение налоговых | 4,0| 13,2| 4,5| 9,0| 5,0|Не менее | | | поступлений в бюджет | | | | | |7,0 | | | города относительно | | | | | | | | | предыдущего года | | | | | | | | | в сопоставимых | | | | | | | | | значениях, % <***> | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> С 2005 года показатель в данной редакции не публикуется в сборниках Мосгорстата. По состоянию на 2007 год в годовых сборниках публикуется показатель "Отгружено товаров, выполнено работ и услуг (без НДС и акцизов)". <**> Приведена оценка показателя "Средняя численность работников - всего" на малых предприятиях Москвы (без учета индивидуальных предпринимателей). <***> По данным бухгалтерской отчетности. К настоящему времени в городе Москве создана и эффективно действует институциональная структура развития частного сектора экономики, представляющая собой единую Систему, включающую Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие комплексное и адресное обеспечение потребностей предпринимателей по всем направлениям организации, ведения и расширения собственного бизнеса, в том числе прогнозно-аналитическом, информационном, обучающем, консультационном, правовом, финансовом, имущественном, а также оказывающих предпринимателям широкий спектр деловых услуг. В условиях финансовой нестабильности, ставшей следствием мирового финансово-экономического кризиса, на первый план в формировании и реализации государственно-общественной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в городе Москве в 2009 году была выдвинута задача не только сохранения числа субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных на них рабочих мест, но и увеличения этих показателей. Новая Программа, во-первых, является прямым продолжением и развитием уже реализованных программ, а во-вторых, включает в себя меры поддержки не только малого, но и среднего предпринимательства. Реализация настоящей Программы решает двуединую задачу: с одной стороны, максимальное смягчение для малых и средних предприятий последствий финансово-экономического кризиса, с другой - проведение комплекса мер, содействующих дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в посткризисный период. В соответствии с целями реализации государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства, определенной Законом города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", Программа представляет собой комплекс правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мероприятий, сгруппированных по трем основным направлениям, представленным отдельными подпрограммами: 1) создание общих условий для развития предпринимательской деятельности в городе Москве; 2) оказание услуг поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы; 3) развитие, совершенствование и обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 1. Создание общих условий для развития предпринимательской деятельности в городе Москве. На возможность выхода на рынок новых и развитие уже действующих частных предприятий оказывают такие факторы, как состояние законодательной и иной нормативной правовой базы, ограничения со стороны органов власти и управления всех уровней, в том числе в сферах налогообложения, лицензирования, сертификации, предоставления земельных участков и нежилых помещений, государственного (муниципального) заказа, разрешительной практики и контроля. Настоящей Программой предусмотрены меры, направленные на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, включая внесение изменений и участие в разработке нормативных правовых актов как федерального, так и московского уровней. К числу первоочередных задач в этом направлении относятся: - участие в разработке нормативных правовых актов, направленных на реализацию и совершенствование положений Федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности)"; - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей участие малого и среднего бизнеса в выполнении государственного (муниципального) заказа; - совершенствование нормативно-правового регулирования инновационной деятельности; - дальнейшее упорядочение деятельности городских контролирующих и надзорных органов по осуществлению ими проверок субъектов малого и среднего предпринимательства; - совершенствование разрешительной практики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы. Программой предусмотрена активизация работы Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, а также межведомственных комиссий при префектурах административных округов города. Одной из важнейших задач, решение которой заложено в Программу, является пропаганда предпринимательской деятельности как достойного образа жизни, с целью вовлечения в предпринимательскую деятельность большего числа москвичей и, в первую очередь, молодежи. Запланированы мероприятия административно-организационной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе по совершенствованию программного, технологического и методического обеспечения функционирования Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, а также расширению возможностей Центрального дома предпринимателей в качестве общегородского центра проведения мероприятий малого и среднего бизнеса. Задача аналитического обеспечения и мониторинга малого и среднего предпринимательства приобретает более важное значение в связи с необходимостью минимизации и преодоления последствий финансово-экономического кризиса. Программой предусмотрено проведение организациями инфраструктуры совместно с общественными объединениями предпринимателей постоянного мониторинга состояния как малого и среднего предпринимательства города Москвы в целом, так и субъектов малого и среднего бизнеса по основным параметрам их деятельности - объемы производства и услуг, занятость, взаимоотношения с кредитно - финансовыми организациями, налоговыми, контрольными и надзорными органами, крупным бизнесом и т.д. В соответствии с законодательством Российской Федерации Программой предусмотрено проведение в 2010 году сплошного статистического обследования субъектов малого и среднего предпринимательства. Результаты мониторинга и статистических наблюдений, отклонения от намеченных показателей должны оперативно обрабатываться и, при необходимости, выноситься на рассмотрение Мэра и Правительства Москвы для принятия оперативных мер по устранению выявленных недостатков и корректировке Программы. Программой запланированы продолжение изучения и мониторинг деятельности региональных, межрегиональных и общероссийских отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, динамики количественных и качественных изменений их состава и влияния на предпринимательский климат в городе Москве, а также роли в социально - экономических процессах, диалоге бизнеса и власти, включая участие в трехсторонних комиссиях. 2. Оказание услуг поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы. Основной блок мероприятий Программы направлен на усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства и предполагает оказание субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы широкого спектра услуг по различным направлениям: - финансовая поддержка; - имущественная поддержка; - информационная поддержка; - правовая поддержка, направленная на защиту прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства; - консультационная поддержка; - поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; - поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг). 2.1. Финансовая поддержка. Одним из важнейших направлений развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых в рамках Программы, является его финансовое обеспечение. На трехлетний период предусмотрены меры по расширению форм и увеличению объемов оказания финансовой помощи субъектам малого и среднего бизнеса: увеличение объемов финансовых средств, направляемых на субсидирование стартовых затрат начинающих предпринимателей и расходов действующих в приоритетных для города сферах деятельности предприятий, связанных с обновлением основных фондов, присоединением к инженерным и электросетям, финансовой арендой, на сертификацию продукции и производств, на компенсацию процентной ставки по коммерческим кредитам, венчурное финансирование инновационных предприятий, предоставление поручительств по кредитным обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и микрозаймов. 2.2. Имущественная поддержка. Серьезной проблемой, сдерживающей развитие малого и среднего предпринимательства в Москве на протяжении длительного времени, остается дефицит нежилых помещений и земельных участков. С целью смягчения ситуации, сложившейся на городском рынке движимого и недвижимого имущества, Программой предусмотрена реализация комплекса мер, включающих: - дальнейшее совершенствование системы предоставления льгот субъектам малого и среднего предпринимательства по аренде государственного имущества города Москвы; - развитие системы интегральной поддержки предпринимательской деятельности за счет строительства на принципах долевого участия деловых центров для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, ввода в эксплуатацию новых бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных зон малого и среднего бизнеса с обеспечением размещаемых в них предпринимателей полным спектром необходимых им услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - расширение Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении технологического оборудования с использованием механизма лизинга. 2.3. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности. В связи с глобальным развитием современных информационных и коммуникационных технологий, без использования которых сегодня невозможно эффективное ведение бизнеса, стратегическим направлением поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является дальнейшее совершенствование Системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства Москвы (СИОМП). Программа предусматривает расширение сферы применения современных информационных технологий в практике ведения бизнеса за счет ввода в эксплуатацию современного компьютерного и телекоммуникационного оборудования, обеспечивающего распространение информационных ресурсов, включая базы данных, электронные издания, интерактивные системы информационной поддержки предпринимателей, действующие в сети Интернет, внедрение технологий электронного ведения бизнеса. В Программе также заложены меры по развитию информационной поддержки малого и среднего предпринимательства с использованием возможностей специализированных печатных изданий и телевидения, в том числе за счет активизации работы Пресс-центра малого и среднего бизнеса города Москвы. Реализация мер, направленных на развитие Системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, должна обеспечить создание к 2012 году условия для перехода к всеобщей информатизации предпринимательской деятельности в городе Москве. 2.4. Обучение, подготовка и переподготовка кадров. Необходимость значительного увеличения количества малых предприятий, работающих в реальном секторе экономики, с одновременным повышением качества и ростом объемов производимой ими продукции и оказываемых услуг делает еще более актуальной проблему подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства. В кризисный период появляется дополнительная необходимость переквалификации жителей города Москвы, потерявших работу. Основной целью Программы в этой сфере является дальнейшее развитие системы образования, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для малого и среднего предпринимательства, включая активное участие в реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров для рыночной экономики. Для решения этой задачи Программой предусмотрено привлечение к этой работе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Создавая новые субъекты предпринимательской подготовки, важно сохранить и развивать продуктивно работающие в этой сфере образовательные учреждения и позитивно зарекомендовавшие себя Программы (уточняя их статус и формат). Значимой формой оперативного включения в процесс предпринимательской подготовки и деятельности стали Московский городской конкурс "Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи города Москвы" и Бизнес-фестиваль молодежи, проводимые под эгидой Департамента образования города Москвы и Департамента развития и поддержки малого предпринимательства города Москвы. Требует развития Система дистанционного бизнес-образования (СДБО), которая обеспечивает неограниченному числу пользователей возможность бесплатного повышения квалификации в сфере предпринимательской деятельности, используя размещенный в сети Интернет специализированный ресурс Системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства Москвы (СИОМП). 2.5. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности. Одной из проблем, с которой сталкиваются предприниматели на протяжении всей своей коммерческой деятельности, начиная с момента регистрации предприятия, является необходимость получения квалифицированной юридической помощи. Для решения этой задачи в городе Москве постоянно совершенствуется Система правового обеспечения предпринимательской деятельности, которая включает в себя: - юридические консультации предпринимателей по вопросам гражданского, предпринимательского, трудового, административного и уголовного права; - оказание правовой помощи субъектам малого предпринимательства, включая представление их интересов в судах, а также консультирование по текущим вопросам деятельности предприятия, связанным с комплексным анализом документов компании с правовым заключением и рекомендациями по исправлению выявленных недочетов; - проведение бесплатных учебных семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по актуальным правовым проблемам ведения предпринимательской деятельности; - неотложная правовая помощь, включающая в себя присутствие юристов при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности, подготовку представлений и предложений в контролирующие и надзорные органы о предупреждении и пресечении нарушений прав и законных интересов предпринимателей и участие квалифицированных юристов в разрешении конфликтных ситуаций. Не менее актуальной задачей, на решение которой нацелена настоящая Программа, является борьба с так называемыми недружественными поглощениями (рейдерством), результатом которых становится лишение субъектов малого и среднего предпринимательства их имущества и/или имущественных прав. 2.6. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства. Программой предусмотрено дальнейшее совершенствование консультационной деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства по всем аспектам организации и ведения бизнеса: - предоставление государственной поддержки; - правовые аспекты ведения бизнеса; - организация предпринимательской деятельности в различных сферах, в том числе в городском хозяйстве; - маркетинг, продвижение продукции на новые рынки; - инновационная деятельность; - налогообложение и организация бухгалтерского учета; - экспортно-импортные операции; - кредитование и заимствование; - аренда и приобретение в собственность помещений; - защита авторских прав; - участие в тендерах на получение государственного заказа города Москвы; - субконтрактация; - франчайзинг; - информационные технологии; - качество и сертификация продукции; - подготовка бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов; - подготовка и повышение квалификации кадров малого и среднего предпринимательства; - охрана труда, профилактика производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и улучшения условий труда на малых предприятиях; - организация и проведение рекламных кампаний в сфере малого предпринимательства; - молодежное предпринимательство и др. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и их представителям адресных очных и заочных консультаций, организации и проведения семинаров, тренингов, "круглых столов", иных мероприятий. 2.7. Расширение деловых возможностей и продвижение на рынки продукции и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства. Для расширения деловых возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства и продвижения на новые рынки их продукции и услуг в Программе предусмотрена реализация следующих мер: - использование современных инструментов практического маркетинга для помощи производственным и, в первую очередь, инновационным компаниям, включающих маркетинговые исследования возможных рынков сбыта, проведение "деловых миссий" в регионах Российской Федерации и за рубежом, ведение Реестра конкурентоспособной продукции малых и средних предприятий города Москвы и т.д.; - налаживание производственной кооперации между малыми, средними и крупными предприятиями (субконтрактация), в том числе через ведение специализированной базы данных, проведение "бирж субконтрактов", "кластеризацию" малых и средних предприятий вокруг крупных (якорных) компаний; - содействие повышению качества и конкурентоспособности производимой субъектами малого и среднего бизнеса продукции и проведению ее сертификации на соответствие стандартам ИСО; - поддержка участия малых и средних предприятий в выставочно - ярмарочных мероприятиях, включая форму делового партнерства "Моспартенариат"; - создание отраслевых и территориальных брендов субъектов малого и среднего предпринимательства и продвижение их на региональные и международные рынки; - содействие проведению на льготных условиях рекламных кампаний по продвижению продукции малых и средних предприятий. 3. Развитие, совершенствование и обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Программой предполагается дальнейшее развитие и обеспечение деятельности Фонда содействия кредитованию малого бизнеса и микрофинансовых организаций путем предоставления им субсидий на увеличение их активов, и за счет этого рост объемов оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства финансовых услуг. Около 3% средств финансового обеспечения Программы направляется на имущественное, организационно-методическое и программно - коммуникационное обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Программой предусмотрены меры, направленные на обеспечение опережающего роста количественных и качественных показателей производственного и, в первую очередь, инновационного малого и среднего бизнеса, предпринимательской деятельности в области ЖКХ и на рынке бытовых услуг для населения, производства ремесленной продукции, а также молодежного и социально направленного малого и среднего предпринимательства. Особенностью Программы является то, что она максимально удовлетворяет потребности малых и средних предприятий в различных видах поддержки и услуг; новый подход дает возможность решать задачи малого и среднего предпринимательства в комплексе, сочетая различные формы поддержки и услуг. Программа транспарентна и дает возможность более эффективного использования бюджетных средств. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 04.05.2010)".