О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СЕТИ БЕЗДОТАЦИОННЫХ ДОМОВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГРАЖДАНАМ ПО ДОГОВОРАМ НАЙМА (РЕДАКЦИЯ НА 11.05.2010 Г.). Постановление. Правительство Москвы. 05.08.08 708-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СЕТИ БЕЗДОТАЦИОННЫХ ДОМОВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГРАЖДАНАМ ПО ДОГОВОРАМ НАЙМА (РЕДАКЦИЯ НА 11.05.2010 Г.)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Введение

     Важнейшей  задачей,  поставленной  Правительством Москвы в рамках
Среднесрочной   жилищной  программы  "Москвичам  -  доступное  жилье",
утвержденной  постановлением Правительства Москвы от 23 января 2007 г.
N  24-ПП,  является  сокращение  срока  ожидания предоставления жилого
помещения гражданами, состоящими на жилищном учете (очередниками).
     Для   решения   данной   задачи   ежегодно   наращиваются  объемы
строительства  жилья,  направляемого  на выполнение городских жилищных
программ,  увеличиваются объемы финансирования безвозмездных субсидий,
предоставляемых  очередникам  на строительство или приобретение жилья,
совершенствуются   существующие   и  разрабатываются  новые  механизмы
улучшения жилищных условий очередников.
     В  последние  годы  наряду  с  бесплатным  предоставлением  жилых
помещений   по   договорам   социального   найма   или  безвозмездного
пользования  Правительством  Москвы  приняты  и  реализуются  жилищные
программы   возмездного   улучшения   жилищных   условий  очередников,
основанные  на оказании им содействия в приобретении жилых помещений в
собственность     на     льготных     условиях    (по    себестоимости
строительно-монтажной  части работ при приобретении жилья, строящегося
по  городскому  заказу,  или  с  использованием бюджетной субсидии при
покупке жилого помещения на рынке жилья).
     Приобретение  жилья  в  собственность в рамках городских жилищных
программ  позволяет  очередникам значительно ускорить решение жилищной
проблемы.  В  частности,  в  период  2005-2007  гг.  с  использованием
возмездных  форм  улучшения  жилищных  условий  решили  свои  жилищные
проблемы  более  15,8  тыс.  семей  очередников  (39,2  тыс. человек).
Максимальное  время  ожидания  жилья  очередниками, воспользовавшимися
возмездными  формами  улучшения  жилищных условий, составило в среднем
9,7 лет, в то время как срок ожидания предоставления жилья по договору
социального найма составляет около 20 лет.
     Вместе  с  тем  применение  возмездных  форм  улучшения  жилищных
условий  имеет  ограниченные  возможности  по сокращению максимального
срока  ожидания  предоставления жилого помещения применительно ко всей
массе очередников. Это обусловлено низкой платежеспособностью основной
массы  очередников,  а также ростом выкупных цен на жилье, реализуемое
очередникам,   в   связи   с  объективным  возрастанием  себестоимости
жилищного строительства по городскому заказу.
     Для преодоления данной тенденции в 2007 году был внедрен механизм
дифференциации   выкупных   цен   на  жилые  помещения,  приобретаемые
очередниками  у  города,  в  зависимости  от  времени  их пребывания в
очереди  и  наличия  жилищных  льгот.  Это позволило сместить спрос на
жилые  помещения,  реализуемые  очередникам  на  возмездной  основе, в
пользу  граждан  с  более ранними сроками постановки на жилищный учет.
Вместе  с  тем  реализация  данной  меры  приводит  к снижению объемов
поступления  денежных  средств  в бюджет города Москвы, компенсирующих
затраты,  понесенные  на  строительство жилой площади, направляемой на
выполнение соответствующих жилищных программ.
     Анализ предпочтений очередников, проведенный на основе их ответов
на  предложения  по участию в различных городских жилищных программах,
свидетельствует  о следующем. Не более 25% семей граждан, поставленных
до  1  января 2000 г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
(20-25  тыс.  семей),  располагают  возможностями  приобрести  жилье в
собственность  в  рамках  городских жилищных программ с использованием
ипотечного  жилищного  кредитования  (социальная  ипотека),  рассрочки
платежа   или   субсидии  на  строительство  или  приобретение  жилья,
предоставляемой из городского бюджета.
     Около  20%  семей  (17-22 тыс. семей) очередников рассматриваемой
группы не имеют возможности приобрести жилье в собственность в связи с
отсутствием необходимого уровня доходов (малоимущность) или нежеланием
расходовать  собственные средства на приобретение жилья ввиду близкого
подхода   очереди   на   получение  бесплатного  жилья  с  последующей
возможностью его приватизации.
     Из  приведенных  данных следует, что сократить максимальные сроки
ожидания   предоставления   жилья   гражданами,  состоящими  на  учете
нуждающихся  в улучшении жилищных условий, только путем предоставления
им  жилых  помещений  на  условиях  социального  найма  или  продажи в
собственность на льготных условиях невозможно и нерационально. В связи
с  этим  в  Среднесрочной  жилищной  программе  "Москвичам - доступное
жилье"  поставлена  задача  по  обеспечению  развития  в городе Москве
системы   долгосрочного   найма   жилых   помещений   и   формирования
цивилизованного рынка найма жилья.
     С  учетом  сложившихся  особенностей  инвестиционно-строительного
рынка  в  городе Москве наиболее реалистичным и перспективным является
развитие   системы  найма  жилых  помещений  в  домах,  находящихся  в
собственности  города,  с  оплатой за пользование, содержание и ремонт
жилого  помещения  по полной их стоимости. Это позволит основной массе
очередников, не располагающих достаточными средствами для приобретения
жилья  в  собственность,  принять  решение  о  найме  жилья  за вполне
доступную  плату,  не  дожидаясь  подхода очереди на бесплатное жилье,
предоставляемое  по  договору  социального  найма. Несмотря на то, что
договор  найма  жилого  помещения является срочным, наймодатель в лице
уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы гарантирует
пролонгацию  договора  при  соблюдении  нанимателем его условий. Таким
образом,  правоотношения  найма  жилья  в  таких домах, по сути, можно
считать бессрочными и привлекательными для граждан.
     Данный  механизм  улучшения  жилищных  условий  очередников также
рационален  для города, поскольку сокращает затраты городского бюджета
на   содержание   таких   жилых   помещений.  Высвобождаемые  средства
городского   бюджета  могут  быть  перераспределены  на  решение  иных
социальных  задач  в  жилищной  сфере,  в  том  числе на строительство
(формирование)   дополнительного   количества  жилых  домов  городской
системы найма жилых помещений.
     Для   достижения   ощутимого   влияния   предлагаемого  механизма
улучшения жилищных условий на сокращение очереди граждан, состоящих на
жилищном  учете,  требуется  формирование  в  составе государственного
жилищного    фонда    города    Москвы   коммерческого   использования
значительного  количества  домов,  эксплуатируемых,  по сути, в режиме
доходных  домов  с  нулевой  рентабельностью, не требующих дотирования
средств  бюджета города Москвы на их содержание и ремонт. Формирование
сети  домов,  жилые помещения в которых будут предназначены только для
предоставления  по  договорам  найма установленным категориям граждан,
преследует  цель  решения  важной  социальной  задачи  с  минимальными
затратами  и не направлено на создание источника наполнения городского
бюджета.  В  дальнейшем  изложении  упомянутые  дома будут именоваться
"бездотационные  дома  жилищного  фонда  города  Москвы  коммерческого
использования или бездотационные дома".
     Наличие  в  жилищном  фонде  города  Москвы  бездотационных домов
предоставит  гражданам,  состоящим  на  жилищном  учете,  право выбора
способа  улучшения  жилищных условий и условий проживания - дожидаться
получения  бесплатного  жилья,  площадь  которого строго соответствует
норме  предоставления;  приобретать  жилье в собственность, неся бремя
его  содержания;  нанимать  жилое  помещение у города в бездотационном
доме в соответствии с располагаемыми доходами и потребностями семьи.
     Необходимо   отметить,   что   развитие  государственной  системы
долгосрочного  найма жилья в бездотационных домах будет способствовать
развитию  найма  жилых  помещений  гражданами  у  иных  собственников,
преследующих   цели  высокодоходного  и  надежного  вложения  денежных
средств  и  получения  прибыли.  При  этом  логика  развития социально
ориентированной   жилищной   политики,  законодательства  и  налоговой
системы  свидетельствует,  что  правоотношения  найма жилого помещения
имеют  перспективу стать наиболее оптимальной формой решения жилищного
вопроса значительной части населения, не состоящего на жилищном учете.
     Кроме  того,  развитие  городской системы найма жилых помещений в
бездотационных  домах,  принадлежащих  городу,  и  в  доходных  домах,
принадлежащих  частным  лицам,  приведет  к  упорядочению  отношений в
данной сфере и становлению цивилизованного рынка найма жилых помещений
в  городе  Москве. Это создаст условия для повышения доступности жилья
для   всех  категорий  москвичей  и  достижения  целей,  установленных
Среднесрочной жилищной программой "Москвичам - доступное жилье".

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ СЕТИ БЕЗДОТАЦИОННЫХ ДОМОВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГРАЖДАНАМ ПО ДОГОВОРАМ НАЙМА (РЕДАКЦИЯ НА 11.05.2010 Г.)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа