ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru

Фрагмент документа "ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВЕ ПЕРЕВОЗОК ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

     1.1.  Настоящие  Правила по охране труда для работников хозяйства
перевозок  федерального  железнодорожного транспорта (далее - Правила)
устанавливают  основные  требования  безопасности  труда  работников в
хозяйстве перевозок федеральных железных дорог.
     Правила   распространяются   на  все  сортировочные,  участковые,
пассажирские,  грузовые и промежуточные железнодорожные станции (далее
-  станции),  разъезды  и  обгонные  пункты  железных  дорог  (далее -
предприятия), а также железнодорожные пути (далее - пути) промышленных
предприятий, обслуживаемых работниками железнодорожного транспорта.
     1.2.   Требования   безопасности   труда,   учитывающие   местные
особенности   условий  работы  на  каждом  предприятии,  отражаются  в
инструкции  по  охране труда на данной станции. Инструкция должна быть
утверждена  руководителем  предприятия и согласована с соответствующим
профсоюзным органом.
     У  каждого  работника  или  на  каждом  рабочем месте должна быть
инструкция  по  охране труда для соответствующей профессии или выписка
из нее.
     Инструкции по охране труда на предприятиях составляются на основе
настоящих  Правил,  типовых  инструкций  по  охране труда для основных
профессий  (разделов  по  охране  труда  в  должностных инструкциях) и
Положения  о  порядке  разработки  и  утверждения нормативных актов по
охране труда на федеральном железнодорожном транспорте. <*>
     1.3.  Организация  работы  по охране труда на предприятиях должна
осуществляться  в соответствии со стандартом предприятия (СТП) по этим
вопросам.
     1.4.   При   работе   на   предприятиях   на   работников   могут
воздействовать  следующие  основные опасные и вредные производственные
факторы:
     движущийся подвижной состав и транспортные средства;
     движущиеся  машины,  механизмы, элементы подъемно-транспортного и
другого оборудования;
     перемещаемые изделия, заготовки и материалы;
     повышенное  значение  напряжения  электрической  цепи,  замыкание
которой может произойти через тело человека;
     повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
     повышенный уровень шума на рабочем месте;
     повышенный уровень вибрации на рабочем месте;
     электромагнитные  излучения постоянных полей и полей промышленной
частоты;
     недостаточная освещенность рабочей зоны;
     повышенная  или  пониженная  температура, влажность и подвижность
воздуха рабочей зоны;
     повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
     химический фактор;
     нервно-психические    перегрузки    при   выполнении   работ   на
железнодорожных путях.
     При  авариях  на  предприятиях на работников могут воздействовать
опасные факторы взрыва и пожара.
     При  работе  на  персональной  электронной  вычислительной машине
(ПЭВМ)   на   работников   могут   воздействовать  опасные  и  вредные
производственные факторы:
     повышенные уровни электромагнитного излучения;
     повышенная яркость светового излучения;
     напряжение зрения, внимания, длительные статические нагрузки.
     1.5. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать
значений,  установленных  ГОСТ  12.1.003  <*>, ГОСТ 12.1.012 <*> и ОСТ
32.45. <*>
     1.6.  Освещенность  рабочих  мест  в  помещениях  и на территории
предприятий  должна  соответствовать  требованиям  ОСТ  32.120  <*>  и
Отраслевым    нормам    естественного    и    совмещенного   освещения
производственных предприятий железнодорожного транспорта. <*>
     1.7.  Температура,  относительная  влажность  и скорость движения
воздуха  в  рабочей  зоне  в  помещениях,  а  также содержание вредных
веществ   в   воздухе  рабочей  зоны  в  помещениях  и  на  территории
предприятий должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005. <*>
     1.8.    Проектирование    всех    административных,   бытовых   и
производственных  помещений  предприятий  производят  в соответствии с
Пособием   по  проектированию  административных  и  бытовых  зданий  и
помещений  предприятий  железнодорожного  транспорта <*>, СНиП 2.09.02
<**>,  СНиП  2.09.04  <*>  и  Ведомственными  нормами технологического
проектирования. <*> При проектировании указанных помещений должны быть
определены   их  категории  по  взрывной,  взрывопожарной  и  пожарной
опасности.
     1.9.   Общие   требования   к  содержанию  предприятий,  а  также
организация и ведение технологических процессов должны соответствовать
Правилам  пожарной  безопасности  на  железнодорожном транспорте <*> и
Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации. <*>
     1.10. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для
различных  помещений  должны  соответствовать определенной категории и
требованиям  Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального
железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
     1.11.  Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности
производственных  процессов работникам необходимо соблюдать требования
ГОСТ 12.1.004 <*> и ГОСТ 12.1.010. <*>
     1.12.   Использование  пожарного  оборудования  и  инвентаря  для
хозяйственных нужд не допускается.
     1.13.  Общие  требования  к  содержанию помещений, где для работы
используются  ПЭВМ,  должны  соответствовать ГОСТ 12.2.061 <*>, СанПиН
2.2.2.542. <*>
     1.14.   На  территориях  станций,  в  помещениях,  сооружениях  и
технологическом   оборудовании,   которое   может  служить  источником
опасности  для  работников,  должны  быть установлены и нанесены знаки
безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026 <***>, Положением о знаках
безопасности   на   объектах   железнодорожного   транспорта   <*>   и
Рекомендациями  по  предупреждающей  окраске  сооружений  и устройств,
расположенных в зоне железнодорожных путей. <*>
     1.15. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих
Правил  на  предприятиях  хозяйства  перевозок должен осуществляться в
соответствии  с  Положением  о  контроле за состоянием охраны труда на
федеральном железнодорожном транспорте. <*>
     1.16.     Эксплуатация     производственного    оборудования    и
электроустановок  должна осуществляться в соответствии с ГОСТ 12.2.061
<*>,  ГОСТ  12.1.030  <*>, ГОСТ 12.2.007.0 <*>, Правилами эксплуатации
электроустановок потребителей <*> и Межотраслевыми правилами по охране
труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок. <*>
     1.17.  Паровые  и  водогрейные  котлы  должны эксплуатироваться и
испытываться  в  соответствии  с  Правилами  устройства  и  безопасной
эксплуатации паровых  котлов  с  давлением  пара не более 0,7 кгс/см2,
водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не
выше   115  град.C  <*>,  Инструкцией  для  персонала,  обслуживающего
водогрейные котлы и водоподогреватели с температурой воды не выше  115
град.C  и  паровые  котлы  с  давлением пара не выше 0,7 кгс/см2 <*> и
Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых  и  водогрейных
котлов. <*>
     1.18.  Теплопотребляющие  установки,  трубопроводы пара и горячей
воды   необходимо   эксплуатировать  и  испытывать  в  соответствии  с
Правилами  эксплуатации  теплопотребляющих  установок и тепловых сетей
потребителей  <*> и Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок
и тепловых сетей потребителей. <*>
     1.19.    Компрессорные   установки   и   воздухопроводы   следует
эксплуатировать  и  испытывать  в  соответствии  с ГОСТ 12.2.016 <*> и
Правилами    устройства   и   безопасной   эксплуатации   стационарных
компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов. <*>
     1.20.  Котлы,  печи,  газовое  оборудование  и  другие  агрегаты,
работающие   на   газовом   топливе,   необходимо   эксплуатировать  в
соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве. <*>
     1.21.   Погрузочно-разгрузочные  работы  на  предприятиях  должны
осуществляться  в  соответствии  с  Межотраслевыми правилами по охране
труда  при  погрузочно-разгрузочных  работах  и  размещении  грузов на
железнодорожном транспорте. <*>
     1.22.    Предельная   норма   перемещения   грузов   вручную   по
горизонтальной  поверхности  на  одного  человека  не должна превышать
норм,  установленных  Гигиеническими критериями оценки и классификации
условий   труда   по   показателям   вредности  и  опасности  факторов
производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса <*>
и  Нормами  предельно  допустимых  нагрузок  для  женщин при подъеме и
перемещении тяжестей вручную. <*>
     Перемещение  грузов массой более 20 кг в технологическом процессе
должно  производиться  с  помощью  подъемно-транспортных устройств или
средств механизации.
     1.23.   Цветовое   оформление   агрегатов  и  элементов  машин  и
механизмов,  влияющих  на  безопасность  труда, должно соответствовать
ГОСТ 12.4.026. <*>
     1.24.  Личный  состав ведомственной охраны, осуществляющий охрану
грузов  в  парках  станций  и  в  пути  следования,  должен  соблюдать
требования  безопасности  труда  в  соответствии с Правилами по охране
труда в военизированной охране Министерства путей сообщения Российской
Федерации. <*>
     1.25.    Техническое    обслуживание,   ремонт   и   эксплуатация
автотранспортных   средств  должны  осуществляться  в  соответствии  с
Федеральным   законом   "О  безопасности  дорожного  движения"  <*>  и
Правилами по охране труда на автомобильном транспорте <*>.
     1.26.  Требования  безопасности при нахождении на железнодорожных
путях:
     1.26.1.   При  нахождении  работников  на  железнодорожных  путях
необходимо:
     проявлять бдительность;
     при  следовании  к  месту  работы  и  с  работы  проходить только
специально   установленными   маршрутами,   обозначенными  указателями
"Служебный проход";
     проходить  вдоль  путей  только  по  обочине  пути или посередине
междупутья,  при  этом  внимательно  следить:  за  движением  поездов,
маневрирующими   составами   и  локомотивами,  дрезинами,  самоходными
путевыми  машинами,  кранами,  отцепами  вагонов  (далее  -  подвижной
состав);  а  также  за  тем,  нет ли предметов, выступающих за пределы
очертания   габаритов   погрузки,  подвижного  состава  и  приближения
строения;
     переходить   пути   перпендикулярно   оси   пути,  предварительно
убедившись,  что  в  этом  месте нет движущегося на опасном расстоянии
подвижного состава;
     проявлять  особую  осторожность в темное время суток, а также при
сильном  тумане,  ливнях,  снегопаде,  метели,  ухудшающих видимость и
слышимость  предупредительных  сигналов или приближающегося подвижного
состава;
     следить   за   показаниями   светофоров,   положением  стрелочных
переводов, звуковых и ручных сигналов, ориентируясь по ним о маршрутах
следования подвижного состава;
     при   нахождении   на   станции   выполнять   требования   знаков
безопасности  и  предупреждающей  окраски,  нанесенной на сооружения и
устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на
пути  следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные
лотки  и  колодцы,  устройства сигнализации, централизации, блокировки
(СЦБ) и связи и другие сооружения).
     1.26.2.  Для  перехода  через  пути следует использовать маршруты
служебного   прохода,   пешеходные   тоннели,   мосты   и   специально
установленные для этого места, имеющие настил.
     Запрещается   переходить   стрелки,  оборудованные  электрической
централизацией,  в  местах  расположения остряков и крестовин, ставить
ноги  между  рамным  рельсом  и  остряком  или  в желоба на стрелочном
переводе, наступать на рельсы и концы железобетонных шпал.
     Прежде   чем   перейти  через  путь,  необходимо  остановиться  и
убедиться  в  отсутствии  приближающегося  подвижного состава по этому
пути.  Особую  внимательность  требуется  проявлять при выходе на путь
из-за подвижного состава, из зданий и сооружений, ухудшающих видимость
приближающегося подвижного состава по этому пути.
     1.26.3.  При  переходе пути, занятого стоящим подвижным составом,
следует    пользоваться   только   переходными   площадками   вагонов,
предварительно  убедившись  в  исправности  поручней,  подножек и пола
площадки.
     Прежде  чем  сойти  с  переходной  площадки вагона на междупутье,
необходимо  осмотреть  место схода и убедиться в исправности подножек,
поручней, а также в отсутствии движущегося по смежному пути на опасном
расстоянии   подвижного   состава  и  нет  ли  канав  или  посторонних
предметов,  о  которые можно споткнуться. В темное время суток следует
освещать это место ручным фонарем.
     При  поднятии  на  переходные  площадки  и сходе с них необходимо
держаться за поручни и располагаться лицом к вагону.
     Запрещается  подлезать  под  вагоны,  переходить по автосцепкам и
рамам вагонов.
     1.26.4.  Переходить путь, занятый подвижным составом, разрешается
следующим работникам станции:
     составителю  поездов  и  помощнику  составителя  поездов (далее -
составителю),   кондуктору  главному  грузовых  поездов  и  кондуктору
грузовых  поездов  (далее - кондуктору), приемосдатчику груза и багажа
(далее  -  приемосдатчику),  регулировщику  скорости  движения вагонов
(далее  -  регулировщику скорости) и осмотрщику вагонов, производившим
работы с составом, - на расстоянии не менее 3 м от автосцепки крайнего
вагона  (локомотива  и  другого подвижного состава), а проходить между
вагонами, если расстояние между их автосцепками не менее 5 м;
     остальным  работникам  - на расстоянии не менее 5 м от автосцепки
крайнего вагона и 10 м между вагонами.
     1.26.5.  При  приеме,  отправлении  и пропуске поездов по станции
дежурные  по  станциям, дежурные стрелочных постов и другие работники,
которые  обязаны  встречать  и  провожать  поезда, должны находиться в
местах, указанных в станционной инструкции по охране труда.
     Работники,   оказавшиеся   на  пути  следования  поезда,  до  его
приближения  должны  отойти  на  обочину пути или на середину широкого
междупутья.
     Минимальное  расстояние  от работника до крайнего рельса при этом
должно быть не менее:
     при движении поездов со скоростями до 140 км/ч - 2 м;
     141 - 160 км/ч - 4 м;
     161 - 200 км/ч - 5 м.
     Работники  должны  отойти  в  безопасное  место при расстоянии до
поезда  не менее 400 м при скоростях движения до 140 км/ч и не позднее
чем  за  5  минут  до  прохода поезда при скоростях движения 141 - 200
км/ч.
     1.26.6.  При  маневровых  передвижениях  на станции работники при
приближении  подвижного  состава  должны  отойти  на  обочину пути или
середину  междупутья,  дождаться  проследования (остановки) подвижного
состава   и  только  после  этого  продолжить  работу  или  проход  по
территории станции.
     Составители  поездов,  кондукторы  и  другие  работники,  которым
предоставлено   право  руководить  маневрами,  а  также  регулировщики
скорости  движения  вагонов  должны  проходить  вдоль  пути  только по
обочине  или  посередине  междупутья и наблюдать при этом за движущими
поездами,  маневровыми  составами  и  локомотивами,  отцепами вагонов,
обращая  внимание  на возможное наличие в движущемся подвижном составе
предметов, выступающих за пределы габарита.
     1.26.7.  При  приближении  подвижного состава необходимо обращать
внимание  на  открытые  двери,  борта  вагонов,  увязочную проволоку и
другие предметы, выступающие за габарит подвижного состава.
     1.26.8.   Запрещается   проезд   на  подвижном  составе  лиц,  не
участвующих в маневровых работах.
     1.26.9.  Работники  станций, работа которых связана с нахождением
на  железнодорожных  путях,  обязаны  носить  спецодежду  и  спецобувь
установленного  образца,  сигнальный  жилет  оранжевого  цвета  и быть
одетым  так,  чтобы  одежда  не  мешала  движениям,  а  пуговицы  были
застегнуты.  Головной  убор  не  должен  ухудшать  слышимость звуковых
сигналов.
     1.27. Требования безопасности при выполнении работ на станционных
путях, имеющих контактную сеть:
     1.27.1.   На  станционных  путях,  имеющих  контактную  сеть  под
напряжением, запрещается:
     приближаться к контактной сети на расстояние ближе 2 м;
     прикасаться   к   электрическому  оборудованию  электроподвижного
состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;
     подниматься  на крышу вагонов, находиться или проводить работы на
крышах вагонов и контейнеров;
     открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов;
     производить   погрузку   или  разгрузку  с  открытого  подвижного
состава,  когда  сами  работающие  или  применяемые ими приспособления
могут  во  время  работы  приблизиться  на  расстояние  менее  2  м  к
находящимся под напряжением частям контактной сети.
     1.27.2.  Производство  работ на подвижном составе допускается при
снятом  напряжении  на  путях,  имеющих  секционирование, только после
заземления  контактной  сети. Для этого руководитель работ обязан дать
заявку  руководителю  дистанции  энергоснабжения о снятии напряжения с
контактной сети с указанием точного места, начала, продолжительности и
содержания работ, а также сообщить об этом начальнику соответствующего
района контактной сети.
     К  работе  на  подвижном  составе  можно  приступить только после
получения письменного разрешения от электромонтера контактной сети.
     1.27.3.  По  окончании работ руководитель обязан убедиться в том,
что люди удалены от частей контактной сети на расстояние не менее 2 м,
после  чего  отметить  время  окончания  работ  на  копии  письменного
разрешения,  находящегося  у электромонтера дистанции контактной сети.
Последний,  лично  убедившись  в том, что люди находятся на безопасном
расстоянии,    снимает   заземляющие   штанги   и   дает   уведомление
энергодиспетчеру.
     После  снятия  заземляющих  штанг  контактная  сеть считается под
напряжением, и приближаться к ней запрещается.
     1.27.4.  Для  обеспечения  безопасности  работников  от поражения
электрическим током поездным диспетчерам и дежурным по железнодорожной
станции запрещается:
     выпускать  электроподвижной  состав  на  перегоны  в тех случаях,
когда с контактной сети прилегающего перегона снято напряжение;
     принимать  электроподвижной  состав  или  производить  на станции
маневры  с  электроподвижным составом с заездом на электрифицированные
пути станции, с которых снято напряжение;
     на станциях постоянного и переменного тока принимать и отправлять
электроподвижной  состав,  если  расположенная  впереди  поезда секция
контактной  сети  находится  под  напряжением  иного  рода  тока,  чем
электроподвижной состав.
     1.27.5. При обнаружении обрыва проводов контактной сети или линии
электропередачи, пересекающих железнодорожные пути, а также свисания с
проводов  посторонних  предметов  работник  предприятия обязан об этом
немедленно  сообщить  на  ближайший  дежурный  пункт района контактной
сети, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру.
До  прибытия  аварийной  бригады  района контактной сети опасное место
необходимо  оградить  и принять меры, исключающие приближение людей на
расстояние ближе 8 м к месту обрыва провода.
     Если  оборванный  провод  или  другие  элементы  контактной  сети
выходят  за  габарит  приближения строений или подвижного состава, это
место  необходимо оградить, как место препятствия, сигналами остановки
в  соответствии  с требованиями Инструкции по сигнализации на железных
дорогах Российской Федерации. <*>
     1.27.6.   При   возникновении   пожара   вблизи  контактной  сети
необходимо  немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю
(начальнику  железнодорожной  станции  (далее  -  начальнику станции),
диспетчеру  маневровому  железнодорожной  станции (далее - маневровому
диспетчеру),  дежурному  по железнодорожной станции (далее - дежурному
по  станции),  дежурному  по сортировочной горке (далее - дежурному по
горке),  поездному  диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам района
контактной сети) и в пожарную охрану.
     1.27.7.  Тушение  горящих  предметов,  находящихся  на расстоянии
менее   2   м  от  контактной  сети,  разрешается  производить  только
углекислотными   и   порошковыми   огнетушителями.   При   пользовании
углекислотным  огнетушителем  не  браться за раструб огнетушителя и не
допускается подносить раструб ближе 1 метра до контактной сети.
     Тушение    горящих    предметов    водой   или   воздушно-пенными
огнетушителями  можно  производить только при снятом с контактной сети
напряжении, и после ее заземления в установленном порядке.
     Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии более 8 м от
контактной  сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без
снятия  напряжения.  При этом необходимо следить, чтобы струя воды или
пены  не  касалась  контактной  сети  и других частей, находящихся под
напряжением.
--------------------------------
     <*> Реквизиты приведены в приложении к настоящим Правилам.
     <**> Заменен на СНиП 31-03-01.
     <***>   На  территории  Российской  Федерации  действует  ГОСТ  Р
12.4.026-2001.


    

Фрагмент документа "ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВЕ ПЕРЕВОЗОК ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа


Печать
2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru