ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА ЭТИКИ ПРОКУРОРСКОГО РАБОТНИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 17.03.10 114

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА ЭТИКИ ПРОКУРОРСКОГО РАБОТНИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. Моральные и психологические требования,
      предъявляемые к работникам органов и учреждений прокуратуры
     
     5.1.   Составной   частью   процесса  формирования  и  воспитания
кадрового  корпуса  прокуратуры,  способного  решать  сложные задачи в
динамичных  условиях, является подбор профессиональных кадров, который
предполагает  всестороннее  изучение личности кандидата на должность и
его   профессиональной   пригодности   применительно   как   к   общим
требованиям,   предъявляемым   к  прокурорским  работникам,  так  и  к
требованиям, предъявляемым при занятии конкретной должности.
     Общие  требования  к лицам, назначаемым на должности прокуроров и
следователей,  сформулированы  в  статье  40.1  Федерального закона "О
прокуратуре   Российской   Федерации".   Дополнительные  (специальные)
требования   предопределяются   специфическими   условиями  выполнения
обязанностей   в   связи  с  конкретным  направлением  деятельности  и
занимаемой должностью.
     5.2.   Оценка   пригодности   работника  к  службе  в  органах  и
учреждениях     прокуратуры     осуществляется     по    медицинскому,
образовательному и психологическому критериям.
     Медицинский   критерий  предполагает  изучение  общего  состояния
физического и психического здоровья прокурорского работника.
     Образовательный  критерий  включает  наличие  юридических знаний,
высокого уровня образованности и эрудиции, общей культуры, необходимых
прокурорскому    работнику    для   успешного   выполнения   служебных
обязанностей.
     Психологический   критерий   предполагает  соответствие  личности
прокурорского   работника  требованиям,  предъявляемым  к  содержанию,
особенностям  профессиональной  деятельности,  а  также  к условиям, в
которых она протекает.
     Данный  критерий  включает  четыре  блока  профессионально важных
психологических свойств и качеств субъекта:
     морально-нравственные  качества  и  мотивационные  характеристики
работника  (развитое  правосознание,  доминирование социально значимых
мотивов  при осуществлении профессиональной деятельности, стремление к
достижению  успеха  в работе, к завоеванию авторитета и уважения среди
коллег  и  др.,  честность,  принципиальность,  гражданское  мужество,
чувство   долга,   совестливость,   ответственность,   обязательность,
добросовестность,        исполнительность,       дисциплинированность,
аккуратность);
     развитые      познавательные      способности     (оперативность,
самостоятельность,  гибкость,  критичность и прогностичность мышления,
способность к абстрагированию, развитое воображение, наблюдательность,
проницательность,  интуиция, способность воспринимать новую информацию
и др.);
     эмоционально-волевую   устойчивость  (высокую  работоспособность,
выносливость   в  ситуациях  длительных  и  интенсивных  физических  и
психических  перегрузок,  способность  сохранять  целенаправленность и
продуктивность   деятельности   в   этих   условиях,   устойчивость  к
воздействию стресс-факторов, самообладание);
     развитые коммуникативные способности (способность устанавливать и
поддерживать психологический контакт с различными участниками общения,
преодолевать психологические и коммуникативные барьеры, умение слушать
партнера,    способность    правильно    интерпретировать    поведение
собеседника,  различать правдивые и ложные показания, хорошее владение
устной  и  письменной  речью,  вежливость,  тактичность,  уважительное
отношение к людям, умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить
правильную линию поведения).
     5.3.    Соответствие   работника   требованиям   профессиональной
деятельности     определяется    по    результатам    психологического
обследования,   проводимого   в   прокуратурах   субъектов  Российской
Федерации.   В   ходе   такого   обследования   определяется   степень
выраженности у работников и у кандидатов указанных качеств.
     5.4.   Конкретные   требования  к  профессиональным  и  моральным
качествам  лиц,  принимаемых  в прокуратуру на должности прокурора или
следователя,  определяются приказами Генерального прокурора Российской
Федерации.   В   целях   совершенствования  организации  и  проведения
воспитательной    работы    с    кадрами    требуется   более   полная
нормативно-правовая  основа,  которой  можно было бы руководствоваться
при приеме на государственную службу в органы прокуратуры.
     5.5.   Необходимость   формирования   определенных  личностных  и
профессиональных  качеств  предопределяется  также  спецификой функций
прокуратуры  (во  многом уникальных), условиями выполнения работниками
обязанностей  по  конкретным видам деятельности. Разумеется, наличие у
работника  соответствующих  качеств  не  является непременным условием
выполнения  служебных  обязанностей  в том или ином виде деятельности,
однако   именно   эти  качества  позволяют  работнику  выполнять  свои
обязанности  наиболее  эффективно,  поэтому  и  воспитательная  работа
должна быть сориентирована на их формирование.
     5.5.1.  Надзор  за  исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную    деятельность,   дознание   и   предварительное
следствие,   является   одним   из  тех  видов  деятельности,  который
предъявляет    требования    особого    характера   к   личностным   и
профессиональным качествам работников органов прокуратуры.
     В   сфере  уголовного  судопроизводства,  в  которой  допускается
применение  на основании закона наиболее существенных ограничений прав
и  свобод  граждан, прокурорский надзор должен быть реальной гарантией
законности,   а   осуществляющие  его  лица  -  образцом  безупречного
исполнения  служебного долга, соблюдения норм права и профессиональной
этики,  уважения  и  защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.
Формируемые   личностные   и   профессиональные   качества  работников
прокуратуры   должны   соответствовать   возложенной  на  них  законом
обязанности   привлекать   к  уголовной  ответственности  только  лиц,
виновных  в  совершении  преступлений; принимать меры к тому, чтобы ни
одно  преступление  не  осталось  нераскрытым  и ни один преступник не
уклонился  от  ответственности;  строго  следить за тем, чтобы ни один
гражданин  не подвергался незаконному ограничению в правах; следить за
неуклонным  соблюдением органами дознания и предварительного следствия
установленного   порядка   расследования   преступлений   и   принципа
презумпции невиновности.
     Значительные требования к личности работников органов прокуратуры
предъявляет   следственная   работа.  Следователь  является  важным  и
ответственным  участником  уголовного  судопроизводства,  на  которого
возложены   сложные   задачи   и  которому  даны  широкие  полномочия.
Реализация  этих полномочий предполагает наличие у работника не только
знаний юриспруденции, но и обостренного чувства справедливости, умения
понимать  психологию  человека,  целеустремленности, организованности,
наблюдательности,   выдержки,   эмоциональной  устойчивости,  развитых
аналитических способностей.
     Работа следователя требует инициативных и ответственных действий,
способности  владеть своей профессией. Практика показывает, что не все
выпускники  юридических  вузов, назначенные на должности следователей,
готовы  к  современным  реалиям следственной деятельности, что, в свою
очередь,  способствует  высокой  текучести  кадров.  В  связи  с  этим
проводимая  воспитательная  работа с лицами, принятыми на следственную
работу в прокуратуру, в приоритетном порядке должна быть направлена на
развитие  необходимых  профессиональных  навыков и качеств, углубление
специальных познаний.
     5.5.2.  Особое  внимание  следует  уделить  развитию  необходимых
профессиональных   и   личных   качеств   у  прокурорских  работников,
участвующих в рассмотрении дел судами.
     Поддерживая  от  имени  государства обвинение по уголовным делам,
осуществляя  возложенные  на  них  полномочия  при рассмотрении судами
гражданских   дел,  прокуроры  являются  официальными  представителями
прокуратуры,  исполняющими  сложные  и  важные  обязанности в условиях
публичности.
     Полная  реализация принципа состязательности и равноправия сторон
в   уголовном   судопроизводстве   неизбежно   ведет   к   возрастанию
ответственности   прокурора   за   выполнение  обязанности  доказывать
предъявленное  подсудимому  обвинение, за обеспечение его законности и
обоснованности.
     На  прокуроре,  поддерживающем  государственное обвинение в суде,
лежит    не    только    правовая,   но   и   морально-психологическая
ответственность,  поскольку ненадлежащее выполнение прокурором функции
уголовного  преследования в ходе судебного разбирательства по существу
сводит  на  нет  все  усилия  органов,  осуществлявших предварительное
расследование дела.
     Формирование у прокурорских работников таких качеств, как высокий
профессионализм,  честность, справедливость, беспристрастность, умение
убедительно  отстаивать  свою  позицию  в  суде, должно стать одним из
главных направлений воспитательной работы.
     Для  повышения профессионального уровня прокуроров, участвующих в
рассмотрении  дел  судами, развития у них коммуникативных и ораторских
способностей   необходимо  организовывать  специализированные  учебные
курсы,  семинары, шире применять активные формы обучения (деловые игры
и др.).
     5.5.3. Ответственным участком деятельности работников прокуратуры
является  надзор  за  исполнением  законов  органами  и  учреждениями,
исполняющими   уголовное   наказание,   и   назначаемые   судом   меры
принудительного характера.
     Деятельность   прокуроров   в  указанной  сфере  требует  высокой
собранности,  внимания  и  решительности.  Прокурор  должен  выступать
олицетворением  справедливого  закона,  в  том  числе направленного на
исправление осужденного.
     В  общении  со  служащими  этой системы надлежит учитывать особые
условия их службы, связанные со стрессовыми, конфликтными ситуациями в
отношениях  с  лицами, содержащимися в колониях, изоляторах и тюрьмах.
Кроме   того,   следует   помнить,   что   в   названных   учреждениях
сконцентрированы лица, совершившие общественно опасные деяния, нередко
настроенные  отчужденно  и  даже  агрессивно,  что требует специальной
подготовки,   наличия   должных   морально-волевых  и  психологических
качеств.
     5.5.4.  Работа по рассмотрению и разрешению в органах прокуратуры
заявлений,   жалоб  и  других  обращений  граждан  и  должностных  лиц
предполагает соблюдение работниками прокуратуры общепринятых этических
норм  при  общении  с  посетителями,  а  также внимательное отношение,
тактичность,   доброжелательность  и  искреннюю  заинтересованность  в
объективном  и  законном разрешении вопросов, ставших предметом такого
обращения.  Работники должны уметь внимательно выслушивать посетителей
и  оперативно  уяснять  суть  излагаемых проблем, задавать необходимые
уточняющие  вопросы  в  корректной форме, принимать меры к преодолению
конфликтного   поведения  со  стороны  посетителей.  Это  предполагает
наличие  обширных  познаний действующего законодательства и умения при
необходимости   разъяснять   его  положения,  готовности  обеспечивать
разрешение  обращений  без волокиты на основе постоянного поиска новых
методов решения возникающих вопросов.
     Рост   доверия   населения  налагает  на  работников  прокуратуры
ответственность,   сопряженную   с  неизбежным  увеличением  служебной
нагрузки,    что    требует    их   высокой   дисциплинированности   и
добросовестного отношения к разрешению обращений.
     5.5.5.   В   соответствии   со  спецификой  деятельности  военной
прокуратуры, особенностями статуса ее работников воспитательная работа
в  органах военной прокуратуры проводится с применением форм и методов
воинского   воспитания,   с   использованием   воинских   традиций   и
осуществляется    на    основе    требований   общевоинских   уставов,
соответствующих  приказов  Главного  военного  прокурора. В содержание
воспитательной работы с кадрами в органах военной прокуратуры наряду с
развитием  профессиональных, моральных и деловых качеств прокурорского
работника входит формирование у работников военной прокуратуры качеств
надежного защитника Отечества.
     5.5.6.     Существенные     особенности    присущи    организации
воспитательной   работы  среди  прокурорских  работников,  выполняющих
служебные  обязанности  в  условиях  экстремальных ситуаций, - в зонах
локальных  вооруженных  конфликтов,  проведения  контртеррористических
операций,   стихийных   бедствий,  аварий,  техногенных  катастроф;  в
следственно-оперативных  группах  по расследованию особо тяжких и иных
преступлений,  имеющих  большой  общественный резонанс; при проведении
надзорных  и  следственных  действий  в  условиях, опасных для жизни и
здоровья,  а  также  в  условиях  применения  к  участникам уголовного
процесса   мер  государственной  защиты;  при  выезде  для  проведения
проверок на спецобъекты, в учреждения уголовно-исполнительной системы,
в  места лишения свободы, в регионы со сложной криминогенной ситуацией
или с неблагоприятными климатическими условиями.
     Необходимую  помощь прокурорским работникам в подготовке к работе
в  экстремальных условиях оказывают руководители органов прокуратуры и
психологи кадровых подразделений.
     Обеспечению  эффективности деятельности прокурорских работников в
экстремальных      условиях      способствует      их     качественная
профессионально-психологическая подготовка. От этого зависит не только
успешность  профессиональной  деятельности  прокурорских  работников в
экстремальных   условиях,   но  и  сохранение  их  жизни,  здоровья  и
нормального     душевного     и     духовного    состояния.    Поэтому
профессионально-психологическая  подготовка для работы в экстремальных
условиях должна быть нацелена на формирование у работников прокуратуры
профессиональной     бдительности,    психологической    устойчивости,
повышенной  ответственности  за  результаты  своих действий, выработку
быстроты  реакции на возникающие угрозы, развитие качеств, необходимых
для  преодоления  экстремальных физических и психологических нагрузок.
Работники  органов  прокуратуры  должны  иметь навыки профессиональной
оценки  обстановки,  предметов, явлений и событий, обладать знаниями в
области обеспечения личной, а также групповой безопасности.
     5.6.  Самостоятельной  задачей  воспитательного  процесса  должна
стать    профилактика    профессиональной   нравственной   деформации,
проявляющейся   в   искаженном   отношении   к   служебному   долгу  и
дискредитирующей моральный облик работника прокуратуры.
     Следствием   указанных   деструктивных   процессов   может  стать
формирование у работников прокуратуры таких отрицательных качеств, как
пренебрежительное   отношение  к  требованиям  закона,  бюрократизм  и
формальное исполнение служебных обязанностей, высокомерие, черствость,
цинизм   и  недоверие  к  окружающим,  стремление  к  подавлению  воли
человека,  нравственная  распущенность,  моральная  нечистоплотность и
использование   элементов   криминальной   субкультуры   в   служебной
деятельности.
     Развитию   этих   негативных  черт  может  способствовать  ложное
понимание  работниками интересов службы, гипертрофированное развитие у
них  отдельных  профессиональных качеств, конфликтный характер условий
деятельности  прокуратуры,  соприкосновение  работников  в  силу своих
служебных  обязанностей с негативной средой и (очень часто) конкретной
человеческой бедой.
     5.7.  Участие  в  решении  задач преодоления в обществе правового
нигилизма,  правового  инфантилизма  и  правового идеализма, повышения
уровня  гражданского  правосознания  и  правовой  культуры, призванных
оказывать  превентивное  воздействие  на  широкий  спектр субъективных
причин  и  условий  преступности  и других правонарушений, является не
только  профессиональной  обязанностью,  но и моральным долгом каждого
работника  прокуратуры.  В  связи с этим указанных лиц должны отличать
высокая гражданственность и нравственность, зрелые жизненные взгляды и
убеждения,  а их воспитание должно быть в высшей степени направлено на
поддержку  чести  и  достоинства  своей  профессии,  высокой культуры,
образованности  и  информированности  о последних достижениях правовой
науки,  служение  общественным и государственным интересам, сохранение
личной  скромности  и  разумной  конфиденциальности в профессиональных
вопросах.
     

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА ЭТИКИ ПРОКУРОРСКОГО РАБОТНИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа