СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.2. Активный сценарий

     В  рамках  активного  сценария предлагается следующее направление
решения  проблемы:  опережающее  развитие  среды  "генерации  знаний",
обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на
ограниченном  числе  приоритетных  направлений,  создание  эффективной
инновационной  инфраструктуры и стимулирование широкой технологической
модернизации  отраслей экономики с использованием механизма реализации
приоритетных   направлений   развития   науки,  технологий  и  техники
Российской  Федерации  и  приоритетов  технологического развития <1> в
ограниченном числе секторов.
--------------------------------
     <1>  Здесь  и  далее  под  приоритетами технологического развития
понимаются  приоритеты,  которые  формируются в сфере коммерциализации
результатов    исследований   и   разработок   во   взаимодействии   с
предпринимательским   сектором   экономики   исходя   из  национальных
интересов   страны  и  с  учетом  мировых  тенденций  развития  науки,
технологий и техники.

     Основные элементы реализации активного сценария:
     1.  Концентрация  ресурсов  федерального бюджета, предназначенных
для финансирования НИОКР, на следующих направлениях:
     фундаментальной   науке,   являющейся   одной  из  стратегических
составляющих  развития  общества, при ее существенном реформировании -
базе  среды  "генерации  знаний",  высокий  уровень  развития  которой
признается  основным  конкурентным  преимуществом  России  в  развитии
прикладных исследований и ОКР;
     ограниченном   числе  приоритетных  направлений  развития  науки,
технологий   и   техники  Российской  Федерации,  для  обеспечения  их
конкурентоспособности  на  мировом  рынке  и  повышения  капитализации
сектора исследований и разработок;
     создании   инновационной   инфраструктуры,   обеспечивающей   как
доведение  новых  наукоемких  технологий  до предприятий и организаций
реального  сектора  экономики,  так  и  обратную  связь - информацию о
спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально
коммерциализуемым научным исследованиям и разработкам";
     развитии   ограниченного  числа  "технологических  коридоров",  в
рамках  которых  конкурентоспособность  отдельных  выбранных  секторов
российской  экономики  достигается  преимущественно за счет технологий
отечественной разработки.
     2.         Расширение         частно-государственного        (или
государственно-частного)   партнерства   в   сфере   развития  сектора
исследований  и  разработок  и  технологической  модернизации отраслей
экономики на следующих принципах:
     финансирование  прикладных  исследований и создание инновационной
инфраструктуры   осуществляется   бюджетом   на   долевой   основе   с
коммерческим сектором экономики;
     технологическая  модернизация широкого круга отраслей экономики в
интересах  обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования
в  перспективе  рынка инноваций для российского сектора исследований и
разработок  стимулируется  государством  и  происходит,  в основном, с
использованием  внебюджетных  средств  на базе передовых технологий, в
том числе в рамках интеграции с мировыми технологическими комплексами;
     реализация  приоритетных направлений развития науки, технологий и
техники  Российской  Федерации и приоритетов технологического развития
происходит  при привлечении существенных объемов внебюджетных средств,
при   этом  в  интересах  обеспечения  таких  приоритетов  реализуются
федеральные целевые программы технологического профиля.
     Такой   подход   к   реализации   активного  сценария  обусловлен
следующими обстоятельствами.
     Для  сохранения  Россией  своих  позиций  в  производстве  знаний
логичной  является модификация российских научных программ в интересах
интеграции сектора исследований и разработок в глобальную экономику.
     Для  предпринимательского сектора в ближайшие годы принципиальной
с  позиций обеспечения конкурентоспособности является задача скорейшей
модернизации    производственной   базы.   В   этой   связи   очевидна
необходимость  мер  по  стимулированию  инвестиций  компаний  в  новое
оборудование и технологии.
     В   то   же   время   меры  по  повышению  эффективности  сектора
исследований  и  разработок,  по его интеграции в глобальную экономику
преимущественно  проявятся  в  повышении  роли  России  как поставщика
знаний (но не технологий), при этом позитивные эффекты от генерируемых
фундаментальной  наукой  знаний  в  основном  придутся  на  зарубежные
экономики;   стимулирование  спроса  предпринимательского  сектора  на
инновации  в  основном  проявится  в  расширении  импорта  российскими
компаниями  зарубежных  технологий,  что  повысит  риск  "обедняющего"
развития.
     В   целом  при  таком  варианте  развития  капитализация  сектора
исследований   и  разработок  будет  происходить  преимущественно  вне
пределов России, а ресурсы предпринимательского сектора в значительной
степени будут выведенными из цепи воспроизводства сектора исследований
и разработок.
     В   то   же   время   попытка  обеспечить  немедленную  системную
целостность  российской  экономики  по  линии "фундаментальная наука -
прикладная  наука  -  предпринимательский  сектор"  чревата следующими
рисками.
     Во-первых,   при   таком   подходе   весьма  вероятно  стремление
ограничить  тематическую  направленность  фундаментальных исследований
той  проблематикой,  которая  уже  в  настоящее  время  актуальна  для
технологически  отсталого  предпринимательского сектора. Это негативно
скажется  на  обеспечении  глобальной конкурентоспособности российской
фундаментальной   науки,   на  формировании  научного  потенциала  для
долгосрочного экономического роста.
     Во-вторых,   предпринимательский   сектор   нуждается   сейчас  в
скорейшей   модернизации   оборудования,   при   этом   стимулирование
технологических  инноваций в условиях изношенной производственной базы
будет  малоэффективным.  Помимо  этого,  принципиальную ограничивающую
роль   играют   невысокое  качество  предпринимательского  управления,
слабость  мотиваций  у собственников к долгосрочному развитию бизнеса.
Стремление  "переключить"  инвестиционный  спрос  предпринимательского
сектора  на отечественное предложение может создать почву для усиления
протекционизма, возведения дополнительных барьеров в отношении импорта
оборудования  и  технологий. Это, в свою очередь, неизбежно затормозит
темпы     промышленной    модернизации,    станет    прямой    угрозой
конкурентоспособности  предпринимательского  сектора. Однако Россия не
может  в  длительной перспективе оставаться мировой научной державой в
условиях ухудшения промышленной базы.
     В   рамках  активного  сценария  реализации  данной  Стратегии  в
качестве основных задач Стратегии выделены следующие:
     1.   Создание   конкурентоспособного   сектора   исследований   и
разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
     2. Создание эффективной национальной инновационной системы.
     3.   Развитие   институтов   использования   и   правовой  охраны
результатов исследований и разработок.
     4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
     В  результате  решения  этих  задач по мере развития потенциала и
формирования   адекватной   спросу   структуры   предложения   сектора
исследований   и  разработок  предполагается  реализация  приоритетных
направлений  развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и  приоритетов  технологического  развития.  Одновременно  будет расти
объем  экспорта  научных  услуг  и  результатов  деятельности  сектора
исследований и разработок как самостоятельной отрасли экономики.
     Существенными   ограничениями   реализации   активного   сценария
являются:
     ограниченность  ресурсов федерального бюджета, которые могут быть
направлены   на  развитие  преимущественно  государственных  секторов:
исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образования;
     ограниченная    инвестиционная   привлекательность   России   для
размещения высокотехнологических бизнесов.
     К благоприятным факторам относятся:
     растущий   профицит   федерального   бюджета   при  осуществлении
благоприятного   прогноза  цен  на  энергоносители  на  1  -  2  года,
позволяющий   осуществлять   меры   бюджетной   поддержки   реализации
Стратегии;
     наличие  сохраненного потенциала РАН и других отраслевых академий
наук, имеющих государственный статус;
     эффективная   и   количественно  измеримая  (с  широким  спектром
индикаторов) конкурсная деятельность Российского фонда фундаментальных
исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
     рост  предпринимательского  интереса  внутри  страны  к  развитию
высокотехнологических секторов промышленности;
     общая конъюнктура глобального рынка;
     начавшийся  процесс  интеграции  высшего  образования  и  сектора
исследований и разработок;
     позитивные  тенденции  последних  2-х  лет развития инновационной
инфраструктуры   и   предпринимательского   интереса  к  инновационной
деятельности;
     развитая научная российская диаспора за рубежом;
     рост расходов на военные технологии в стране и в мире.
     Бенефициарами реализации данного сценария являются:
     активная  часть  научной и технической интеллигенции, в том числе
молодежь,  получающая  перспективы развития (в науке, промышленности и
малом технологическом предпринимательстве);
     академическое научное сообщество;
     вузовское научное сообщество;
     предпринимательское   сообщество  в  части  крупного  и  среднего
промышленного    и    финансового    бизнеса,    получающее   реальные
институциональные  ориентиры,  помощь  в  преодолении  государственных
ограничений     повышения    своей    конкурентоспособности,    снятие
внеэкономических  ограничений  эффективным  способам ведения бизнеса в
высокотехнологичных секторах промышленности;
     прагматично   настроенные   общественные   организации   бизнеса,
получающие  поле  для  участия  в формировании правил игры, интересной
большинству их членов;
     государство;
     международные     транснациональные     корпорации,    получающие
возможность  использования  хорошо оснащенной территориальной площадки
для формирования технологических комплексов нового поколения;
     страны  -  стратегические  партнеры,  получающие  возможность  на
долгосрочную    перспективу    кооперации    в    создании    развитых
технологических комплексов.
     Основными оппонентами станут:
     руководители  и  коллективы малоэффективных предприятий и научных
организаций  государственного сектора, в том числе некоторых компаний,
занимающих монопольное положение на рынках товаров и услуг.
     Финансирование   реализации   данного  сценария  складывается  из
бюджетной и внебюджетной составляющих.
     Объем бюджетной составляющей формируется из следующих источников:
     бюджетные  НИОКР и фундаментальные исследования, в рамках которых
происходит  перераспределение  ресурсов  в  направлении закрытия части
малоперспективных   и   принципиально   недофинансируемых   прикладных
исследований    узко   отраслевого   характера   в   пользу   развития
фундаментальной   науки,   перспективных  прикладных  исследований  на
конкурентоспособных     направлениях    и    создания    инновационной
инфраструктуры.  Рациональный  рост  финансирования  около 20% в год в
сопоставимых ценах от бюджета исследований и разработок 2005 г. (около
2   млрд.   долл.),  при  условии  существенной  реструктуризации  его
размещения;
     кредитные   ресурсы  государственных  банков,  предоставляемые  в
режиме   кредитов  развития  на  технологическое  переоснащение  и  на
вхождение в международные технологические проекты (3 - 5 млрд. долл. в
год);
     средства   на   технологическое   переоснащение   и  вхождение  в
международные  технологические  проекты,  привлекаемые  экономическими
субъектами,  в том числе субъектами Российской Федерации. Лимитирующим
фактором  финансирования  данного процесса является не объем доступных
средств,   а   готовность  российских  компаний  к  квалифицированному
вхождению   в   технологические   инвестиционные   проекты.   Ежегодно
представляется реалистичным привлечение инвестиций на указанные цели в
пределах 10 - 15 млрд. долл.
     Основные   риски   реализации   данного  направления  связаны  со
следующим:
     1. Неготовность или противодействие аппаратов федеральных органов
исполнительной  власти  предлагаемому  рациональному перераспределению
бюджетных   ресурсов   в   пользу   расширения  объема  финансирования
исследований  и  разработок  и  концентрации  ресурсов на приоритетных
направлений  развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и  приоритетах  технологического  развития,  противодействие изменению
законодательной  и  нормативной базы (операционные риски). Вероятность
возникновения  этих рисков высока. Наиболее реалистичные последствия -
неполное   достижение   целей,  срыв  сроков  и  превышение  стоимости
результатов,  какие  бы  сроки  и  лимиты  не  были заданы. Адекватная
реакция   на   указанные   риски   может  быть  осуществлена  органами
исполнительной  власти  в  рамках  совершенствования структуры системы
управления,   процедур   принятия   и   реализации  решений,  кадровых
изменений.
     2.  Ухудшение  макроэкономической ситуации, снижение возможностей
федерального бюджета (макроэкономические риски). Вероятность высокая в
силу исчерпания ресурсов роста экономики на основе сырьевого экспорта.
Ведет  к увеличению сроков реализации Стратегии и неполному достижению
планируемых значений целевых индикаторов. Возникновение ситуации, хуже
предусмотренной  пессимистическим  прогнозом,  потребует  рациональных
решений  в  рамках  системы  управления (перераспределение ресурсов по
приоритетным  направлениям  финансирования,  дополнительные  усилия по
привлечению   внебюджетных   средств,   изменение  тактики  реализации
мероприятий).
     3.   Ошибки  в  прогнозе  эффективности  сектора  исследования  и
разработки   в   худшую  сторону,  включая  дефицит  интеллектуального
потенциала. Вероятность возникновения с учетом качественной проработки
Стратегии  и составляющих ее программ на этапе формирования - средняя.
Ведет  к  увеличению  сроков,  стоимости, неполному достижению целевых
индикаторов.  Возможна  корректировка мероприятий в системе управления
реализацией Стратегии.
     4.  Ошибки  в прогнозе предпринимательского климата, активности и
эффективности     деятельности     предпринимательского    сообщества.
Вероятность возникновения с учетом качественной проработки Стратегии и
составляющих  ее  программ  на  этапе  формирования - средняя. Ведет к
увеличению    сроков,    стоимости,   неполному   достижению   целевых
индикаторов.  Возможна  корректировка мероприятий в системе управления
реализацией  Стратегии.  Может  потребоваться дополнительное изменение
законодательной и нормативной базы.
     5.    Неблагоприятные   изменения   международной   политической,
экономической  и  технологической конъюнктуры. Вероятность не подлежит
формализованной  оценке  (обстоятельства непреодолимой силы). В рамках
управления   реализацией   Стратегии   могут  производиться  возможные
корректировки,   предугадать  направление  которых  не  представляется
возможным.
     В   целом,   реализация   активного  сценария  является  наиболее
рациональным  вариантом  действий  в рамках рассматриваемой Стратегии.
Вероятность  его успешной реализации может быть оценена как умеренная.
Этот   сценарий   предполагается   реализовать   в  рамках  выполнения
Стратегии.

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа