СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

4.1. Создание конкурентоспособного сектора
               исследований и разработок и условий для
                   его расширенного воспроизводства

     Подзадачи:
     (1)  создание  эффективной  системы  расширенного воспроизводства
знаний  (среды  "генерации  знаний")  на основе приоритетного развития
фундаментальных исследований:
     концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях;
     реформирование  государственного  сектора фундаментальной науки и
образования;
     позиционирование  российских  научных организаций в международных
программах;
     обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов;
     обеспечение   развития   (поддержки)   среды   для   расширенного
воспроизводства знаний.
     (2) повышение результативности сектора исследований и разработок,
его  интеграция  в  глобальную  экономику в интересах преобразования в
ключевой сегмент инновационной экономики:
     концентрация   ресурсов  на  приоритетных  направлениях  развития
науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечне критических
технологий    Российской    Федерации,    обеспечивающих    реализацию
конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок
на мировом рынке;
     реформирование государственного сектора отраслевой науки;
     позиционирование  сектора  исследований и разработок в глобальной
экономике;
     использование потенциала сектора образования.

     Ключевые проблемы
     - Отсутствует    реальный   приоритет   в   политике   бюджетного
финансирования  в  пользу  фундаментальной науки - базового компонента
национальной  инновационной  системы;  в  то  же время за счет средств
федерального   бюджета  финансируется  большое  количество  прикладных
разработок,  не  имеющих  перспективы  спроса  ни на внутреннем, ни на
глобальном рынках.
     - Преимущественно  сметное (подушевое) финансирование в сочетании
с  недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на проведение
научных  исследований,  приводит  к  сохранению  проблемы внутренней и
внешней   утечки  лучших  научных  кадров,  повышает  риск  деградации
отечественной   науки.   В   сочетании   с   неразвитостью  механизмов
мониторинга  деятельности  научных  организаций  и  проектов  в  сфере
фундаментальных   исследований   это   приводит  к  усилению  проблемы
недостаточной результативности научных исследований.
     - Размытые  и чрезмерно широкие направления проведения прикладных
исследований,  множественность научных организаций, ориентированных на
государственную  поддержку,  приводят к распылению бюджетных средств и
ограничению    возможностей    воспроизводства   на   уровне   научных
организаций;  целый  ряд  областей  знаний  (экспериментальная физика,
микроэлектроника  и  другие)  вышли  на  такой  уровень  развития, что
исследования  в  этих  областях  требуют  высокого уровня консолидации
финансовых, кадровых и организационных ресурсов. Ресурсы на проведение
научных  исследований  распределены  по различным ведомствам, при этом
актуальна  проблема  консолидации  ресурсов государства при реализации
крупных научно-технических программ.
     - Устаревшее    научное   оборудование   и   испытательная   база
ограничивают  реализацию существующего кадрового научного потенциала и
привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.
     - Интеграция  сектора  исследований  и  разработок  в  глобальную
экономику носит ситуативный характер и не в достаточной мере подчинена
задачам активного позиционирования на мировых рынках.
     - Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие -
научные  результаты  не  капитализируются  в  сфере  образования,  а в
проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты.
     - Качественное  российское образование и соответствующий довольно
высокий потенциал оплаты труда выпускников в бизнес-секторе, а также в
организациях  науки  за рубежом вступает в разрыв с низким фактическим
уровнем  оплаты  труда  в  российском  секторе  науки,  что приводит к
дефициту молодых ученых.

                            Основные меры

        1. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях
      развития науки, технологий и техники Российской Федерации

     1.1. Концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях
     Развитие  системы  определения  и  реализации  прорывных  научных
направлений,  формирование  приоритетов  в  сфере  гуманитарных  наук,
четкие  процедуры  участия  в  определении  приоритетов представителей
научного и экспертного сообщества.
     Формирование   системы  оценки  глобальной  конкурентоспособности
российского сектора исследований и разработок.
     Увеличение  расходов  на фундаментальную науку, как в абсолютном,
так  и  в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов
на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными
центрами.
     Расширение   проектного   финансирования   научных  исследований,
смещение  акцентов  с  финансирования  организаций  на  финансирование
научных  проектов,  разработка крупных долгосрочных научно-технических
программ по ограниченному числу направлений.

     1.2.   Концентрация   ресурсов   в   рамках  Перечня  критических
технологий   Российской   Федерации   и  приоритетов  технологического
развития,    обеспечивающих    реализацию   конкурентных   преимуществ
российского сектора ИР на мировом рынке
     Определение   конкретных   направлений  проведения  исследований,
исходя  из  трех  основных  задач:  (1)  обеспечение  позиционирования
сектора  исследований  в глобальной экономике, в международных научных
программах; (2) обеспечение национальной безопасности; (3) обеспечение
формирования и развития целостных научно-технологических "коридоров" в
российской экономике.
     Выбор   и   анализ   приоритетных   направлений  развития  науки,
технологий   и  техники  Российской  Федерации,  формирование  Перечня
критических    технологий    Российской    Федерации   и   приоритетов
технологического  развития,  их  поддержка с использованием механизмов
частно-государственного партнерства.

          2. Реформирование научных организаций и повышение
         их капитализации, реструктуризация государственного
                  сектора исследований и разработок

     Формирование   системы   мониторинга  и  оценки  результативности
научных  организаций,  активизация  процессов реструктуризации сектора
исследований и разработок.
     Совершенствование   системы   государственных   научных   центров
Российской Федерации, стимулирование процессов формирования и развития
"центров превосходства" <1>.
--------------------------------
     <1>   Здесь  и  далее  под  "центрами  превосходства"  понимаются
конкурентоспособные  научно-исследовательские организации, обладающие,
в   частности,   приборно-технологической   базой   мирового   уровня,
высококвалифицированным  персоналом,  которые  обеспечивают  приоритет
Российской  Федерации  по  отдельным критическим технологиям, при этом
понятие  "центры  превосходства"  ни  в  коей  мере  не  связываются с
каким-либо специальным статусом для организаций.

     Создание  крупных научно-исследовательских центров ("национальных
лабораторий").
     Реализация  мер  по  инвентаризации  и  регистрации  прав научных
организаций  на  результаты  интеллектуальной деятельности, расширение
поддержки   процессов   патентования   в   государственных  научных  и
образовательных организациях.
     Создание  правовых  условий  для  развития сектора некоммерческих
научных организаций; развитие системы предоставления институциональных
грантов,  направленной  на финансирование научных проектов коллективов
ученых с последующим созданием некоммерческой научной организации.
     Реформирование   государственного   сектора   науки  в  интересах
повышения    его    результативности,    в    частности,   оптимизация
организационно-правовых    форм    научных    организаций.    Принципы
реформирования учитывают особенности организаций сферы фундаментальной
науки  и организаций, специализирующихся на прикладных исследованиях и
технологических разработках.
     Развитие системы мер государственной поддержки наукоградов.
     Реформирование системы управления государственным сектором науки.

               3. Позиционирование сектора исследований
                 и разработок в глобальной экономике

     Выбор  и  согласование  с  партнерами  в  рамках СНГ приоритетных
направлений научного взаимодействия.
     Развитие  международных  академических  ассоциаций, в частности в
рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.
     Содействие  практической  реализации  инициатив  в сфере развития
науки   "Большой  восьмерки",  в  частности,  в  рамках  осуществления
Эвианского Плана действий "Наука и техника в целях развития".
     Формирование  концепции  общего  пространства науки и образования
Россия  - ЕС и перспективного плана действий ее реализации, разработка
гармонизированной нормативно-правовой базы.
     Проведение  консультаций  с ЕС по отработке новых, более выгодных
для России форм и механизмов взаимодействия с ЕС в рамках 7-й Рамочной
программы, рассчитанной на 2007 - 2013 годы.
     Расширение  практики государственного софинансирования реализации
донорских  научных программ, формирование "треугольника международного
сотрудничества":  зарубежные  доноры - Минобрнауки России - российские
доноры.
     Поддержка  проведения  в  России  международных научных форумов и
конференций.
     Проведение  информационной  кампании  по продвижению достижений и
возможностей   российского   сектора   исследований   и  разработок  в
зарубежных СМИ.
     Обучение  научному администрированию с использованием российского
и  зарубежного  опыта,  механизмам  привлечения средств для проведения
исследований из различных международных научных фондов.
     Формирование   системы  оценки  глобальной  конкурентоспособности
сектора исследований и международного престижа российской науки.

                  4. Интеграция науки и образования

     Поддержка   формирования   базовых   кафедр   ведущих   вузов   в
академических институтах, а также отраслевых лабораторий в вузах.
     Конкурсное   предоставление   средств  на  приобретение  научного
оборудования для вузов.
     Государственная    поддержка   российских   научно-педагогических
коллективов,  развитие  механизмов  функционирования  "распределенных"
научных школ.
     Предоставление   молодым  ученым  и  преподавателям  грантов  для
проведения исследований.
     Формирование    специальной    программы   поддержки   молодежных
исследовательских  коллективов  и  студенческих конструкторских бюро в
вузах  (с  привлечением  ведущих  ученых из академических и отраслевых
НИИ).
     Создание     и     поддержка     деятельности     интегрированных
научно-образовательных  структур, университетских и межуниверситетских
комплексов, научно-учебно-производственных центров.
     Развитие  инновационных  и  исследовательских  университетов <1>,
поддержка деятельности научно-образовательных центров в университетах,
в том числе во взаимодействии с международными организациями.
--------------------------------
     <1>   Здесь   и   далее   под  исследовательскими  университетами
понимаются  крупнейшие  научные  центры в секторе высшего образования,
которые  осуществляют  в  качестве  равноценных видов деятельности как
подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров
(причем  с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов
и  докторантов;  так  и  выполнение  научных исследований и разработок
мирового класса.

     Развитие системы аспирантур и докторантур.

     Программная часть
     Программная часть включает:
     реализацию  ФЦНТП  "Исследования  и  разработки  по  приоритетным
направлениям  развития  науки  и  техники" на 2002 - 2006 годы в части
развития сферы генерации знаний, в том числе поддержка ведущих научных
школ,  обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной
базы,   интеграция   науки   и  образования,  поддержка  исследований,
выполняемых  молодыми  учеными,  концентрация  финансовых,  кадровых и
материально-технических    ресурсов    на    выбранных    приоритетных
направлениях;
     реализацию    программ    Российского    фонда    фундаментальных
исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
     реализацию  программ финансирования фундаментальных исследований,
в том числе на конкурсной основе, проводимых Российской академией наук
и   другими   академиями  наук,  имеющими  государственный  статус,  и
обновления приборной базы академического сектора науки;
     реализацию ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006
годы,  обеспечивающей развитие ключевых направлений в сфере разработки
технологий;
     разработку    и    реализацию   федеральной   целевой   программы
"Научно-технологическая  база  России" на 2007 - 2012 годы, включающей
мероприятия  по  созданию  системы выбора и корректировки приоритетных
направлений  развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и  приоритетов  технологического  развития, выполнению соответствующих
исследований  и разработок, развитию среды генерации знаний, поддержке
исследовательских  проектов  молодых  ученых и творческих коллективов,
формированию   и   развитию  "центров  превосходства",  реформированию
организаций  госсектора  науки,  развитию  приборной  базы  резидентов
особых      экономических     зон     технико-внедренческого     типа,
совершенствованию инновационной инфраструктуры;
     реализацию  с  2006  г. ведомственной целевой программы "Развитие
научного потенциала высшей школы (2006 - 2008 годы)";
     разработку   и  реализацию  с  2007  года  ведомственных  целевых
программ "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового
уровня", "Ориентированные фундаментальные научные исследования в вузах
России"  на  2007  -  2009  годы;  "Поддержка  уникальных  установок и
коллективных  форм  использования  научного  оборудования  2007 - 2009
годы";
     реализацию  в рамках федеральных и ведомственных целевых программ
мероприятий   по   развитию  сотрудничества  (научно-инновационного  и
инвестиционного)  государственного  и  корпоративного  секторов науки,
межотраслевого  научно-инновационного  сотрудничества  образовательных
учреждений   и  научных  организаций  с  высокотехнологичным  сектором
промышленности.

                          Целевые индикаторы

---------------------------------------------------------------------------
|                                       |  2004  | 2007 | 2010  |  2015   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|1. Внутренние затраты на исследования  |        |      |       |         |
|и разработки в % к ВВП                 |        |      |       |         |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика                   |  1,17  | 1,54 | 1,63  |   1,8   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии          |  1,17  | 1,62 |  2,0  |   2,5   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|2. Удельный вес внебюджетных средств   |        |      |       |         |
|во внутренних затратах на исследования |        |      |       |         |
|и разработки (%)                       |        |      |       |         |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика                   |  39,4  | 44,8 | 45,4  |  47,0   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии          |  39,4  | 45,0 | 60,0  |  70,0   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|3. Удельный вес России в общем числе   |        |      |       |         |
|публикаций в ведущих научных журналах  |        |      |       |         |
|мира (по данным ISI) (%)               |        |      |       |         |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика                   |  2,7   | 3,2  |  3,6  |   4,2   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии          |  2,7   | 3,2  |  4,0  |   4,7   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|4. Удельный вес вузовского сектора     |        |      |       |         |
|науки во внутренних затратах на        |        |      |       |         |
|исследования и разработки (%)          |        |      |       |         |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика                   |  5,5   | 7,4  |  8,2  |  10,0   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии          |  5,5   | 10,0 | 15,0  |  20,0   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|5. Удельный вес исследователей в       |        |      |       |         |
|возрасте до 39 лет (%)                 |        |      |       |         |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика                   |  28,4  | 29,2 | 28,0  |  29,0   |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии          |  28,4  | 33,0 | 35,0  |  36,0   |
---------------------------------------------------------------------------

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа