Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".
4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства Подзадачи: (1) создание эффективной системы расширенного воспроизводства знаний (среды "генерации знаний") на основе приоритетного развития фундаментальных исследований: концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях; реформирование государственного сектора фундаментальной науки и образования; позиционирование российских научных организаций в международных программах; обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов; обеспечение развития (поддержки) среды для расширенного воспроизводства знаний. (2) повышение результативности сектора исследований и разработок, его интеграция в глобальную экономику в интересах преобразования в ключевой сегмент инновационной экономики: концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечне критических технологий Российской Федерации, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке; реформирование государственного сектора отраслевой науки; позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике; использование потенциала сектора образования. Ключевые проблемы - Отсутствует реальный приоритет в политике бюджетного финансирования в пользу фундаментальной науки - базового компонента национальной инновационной системы; в то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса ни на внутреннем, ни на глобальном рынках. - Преимущественно сметное (подушевое) финансирование в сочетании с недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на проведение научных исследований, приводит к сохранению проблемы внутренней и внешней утечки лучших научных кадров, повышает риск деградации отечественной науки. В сочетании с неразвитостью механизмов мониторинга деятельности научных организаций и проектов в сфере фундаментальных исследований это приводит к усилению проблемы недостаточной результативности научных исследований. - Размытые и чрезмерно широкие направления проведения прикладных исследований, множественность научных организаций, ориентированных на государственную поддержку, приводят к распылению бюджетных средств и ограничению возможностей воспроизводства на уровне научных организаций; целый ряд областей знаний (экспериментальная физика, микроэлектроника и другие) вышли на такой уровень развития, что исследования в этих областях требуют высокого уровня консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов. Ресурсы на проведение научных исследований распределены по различным ведомствам, при этом актуальна проблема консолидации ресурсов государства при реализации крупных научно-технических программ. - Устаревшее научное оборудование и испытательная база ограничивают реализацию существующего кадрового научного потенциала и привлекательность научной деятельности для молодых специалистов. - Интеграция сектора исследований и разработок в глобальную экономику носит ситуативный характер и не в достаточной мере подчинена задачам активного позиционирования на мировых рынках. - Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие - научные результаты не капитализируются в сфере образования, а в проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты. - Качественное российское образование и соответствующий довольно высокий потенциал оплаты труда выпускников в бизнес-секторе, а также в организациях науки за рубежом вступает в разрыв с низким фактическим уровнем оплаты труда в российском секторе науки, что приводит к дефициту молодых ученых. Основные меры 1. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации 1.1. Концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях Развитие системы определения и реализации прорывных научных направлений, формирование приоритетов в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия в определении приоритетов представителей научного и экспертного сообщества. Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок. Увеличение расходов на фундаментальную науку, как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами. Расширение проектного финансирования научных исследований, смещение акцентов с финансирования организаций на финансирование научных проектов, разработка крупных долгосрочных научно-технических программ по ограниченному числу направлений. 1.2. Концентрация ресурсов в рамках Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора ИР на мировом рынке Определение конкретных направлений проведения исследований, исходя из трех основных задач: (1) обеспечение позиционирования сектора исследований в глобальной экономике, в международных научных программах; (2) обеспечение национальной безопасности; (3) обеспечение формирования и развития целостных научно-технологических "коридоров" в российской экономике. Выбор и анализ приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, формирование Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, их поддержка с использованием механизмов частно-государственного партнерства. 2. Реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок Формирование системы мониторинга и оценки результативности научных организаций, активизация процессов реструктуризации сектора исследований и разработок. Совершенствование системы государственных научных центров Российской Федерации, стимулирование процессов формирования и развития "центров превосходства" <1>. -------------------------------- <1> Здесь и далее под "центрами превосходства" понимаются конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают приоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этом понятие "центры превосходства" ни в коей мере не связываются с каким-либо специальным статусом для организаций. Создание крупных научно-исследовательских центров ("национальных лабораторий"). Реализация мер по инвентаризации и регистрации прав научных организаций на результаты интеллектуальной деятельности, расширение поддержки процессов патентования в государственных научных и образовательных организациях. Создание правовых условий для развития сектора некоммерческих научных организаций; развитие системы предоставления институциональных грантов, направленной на финансирование научных проектов коллективов ученых с последующим созданием некоммерческой научной организации. Реформирование государственного сектора науки в интересах повышения его результативности, в частности, оптимизация организационно-правовых форм научных организаций. Принципы реформирования учитывают особенности организаций сферы фундаментальной науки и организаций, специализирующихся на прикладных исследованиях и технологических разработках. Развитие системы мер государственной поддержки наукоградов. Реформирование системы управления государственным сектором науки. 3. Позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике Выбор и согласование с партнерами в рамках СНГ приоритетных направлений научного взаимодействия. Развитие международных академических ассоциаций, в частности в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров. Содействие практической реализации инициатив в сфере развития науки "Большой восьмерки", в частности, в рамках осуществления Эвианского Плана действий "Наука и техника в целях развития". Формирование концепции общего пространства науки и образования Россия - ЕС и перспективного плана действий ее реализации, разработка гармонизированной нормативно-правовой базы. Проведение консультаций с ЕС по отработке новых, более выгодных для России форм и механизмов взаимодействия с ЕС в рамках 7-й Рамочной программы, рассчитанной на 2007 - 2013 годы. Расширение практики государственного софинансирования реализации донорских научных программ, формирование "треугольника международного сотрудничества": зарубежные доноры - Минобрнауки России - российские доноры. Поддержка проведения в России международных научных форумов и конференций. Проведение информационной кампании по продвижению достижений и возможностей российского сектора исследований и разработок в зарубежных СМИ. Обучение научному администрированию с использованием российского и зарубежного опыта, механизмам привлечения средств для проведения исследований из различных международных научных фондов. Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности сектора исследований и международного престижа российской науки. 4. Интеграция науки и образования Поддержка формирования базовых кафедр ведущих вузов в академических институтах, а также отраслевых лабораторий в вузах. Конкурсное предоставление средств на приобретение научного оборудования для вузов. Государственная поддержка российских научно-педагогических коллективов, развитие механизмов функционирования "распределенных" научных школ. Предоставление молодым ученым и преподавателям грантов для проведения исследований. Формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ведущих ученых из академических и отраслевых НИИ). Создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров. Развитие инновационных и исследовательских университетов <1>, поддержка деятельности научно-образовательных центров в университетах, в том числе во взаимодействии с международными организациями. -------------------------------- <1> Здесь и далее под исследовательскими университетами понимаются крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса. Развитие системы аспирантур и докторантур. Программная часть Программная часть включает: реализацию ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы в части развития сферы генерации знаний, в том числе поддержка ведущих научных школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы, интеграция науки и образования, поддержка исследований, выполняемых молодыми учеными, концентрация финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов на выбранных приоритетных направлениях; реализацию программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда; реализацию программ финансирования фундаментальных исследований, в том числе на конкурсной основе, проводимых Российской академией наук и другими академиями наук, имеющими государственный статус, и обновления приборной базы академического сектора науки; реализацию ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы, обеспечивающей развитие ключевых направлений в сфере разработки технологий; разработку и реализацию федеральной целевой программы "Научно-технологическая база России" на 2007 - 2012 годы, включающей мероприятия по созданию системы выбора и корректировки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, выполнению соответствующих исследований и разработок, развитию среды генерации знаний, поддержке исследовательских проектов молодых ученых и творческих коллективов, формированию и развитию "центров превосходства", реформированию организаций госсектора науки, развитию приборной базы резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа, совершенствованию инновационной инфраструктуры; реализацию с 2006 г. ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2006 - 2008 годы)"; разработку и реализацию с 2007 года ведомственных целевых программ "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня", "Ориентированные фундаментальные научные исследования в вузах России" на 2007 - 2009 годы; "Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования 2007 - 2009 годы"; реализацию в рамках федеральных и ведомственных целевых программ мероприятий по развитию сотрудничества (научно-инновационного и инвестиционного) государственного и корпоративного секторов науки, межотраслевого научно-инновационного сотрудничества образовательных учреждений и научных организаций с высокотехнологичным сектором промышленности. Целевые индикаторы --------------------------------------------------------------------------- | | 2004 | 2007 | 2010 | 2015 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |1. Внутренние затраты на исследования | | | | | |и разработки в % к ВВП | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 1,17 | 1,54 | 1,63 | 1,8 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 1,17 | 1,62 | 2,0 | 2,5 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |2. Удельный вес внебюджетных средств | | | | | |во внутренних затратах на исследования | | | | | |и разработки (%) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 39,4 | 44,8 | 45,4 | 47,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 39,4 | 45,0 | 60,0 | 70,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |3. Удельный вес России в общем числе | | | | | |публикаций в ведущих научных журналах | | | | | |мира (по данным ISI) (%) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 2,7 | 3,2 | 3,6 | 4,2 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 2,7 | 3,2 | 4,0 | 4,7 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |4. Удельный вес вузовского сектора | | | | | |науки во внутренних затратах на | | | | | |исследования и разработки (%) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 5,5 | 7,4 | 8,2 | 10,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 5,5 | 10,0 | 15,0 | 20,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |5. Удельный вес исследователей в | | | | | |возрасте до 39 лет (%) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 28,4 | 29,2 | 28,0 | 29,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 28,4 | 33,0 | 35,0 | 36,0 | --------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".