Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ Современная статистика науки и инноваций в России в значительной степени позволяет оценить процессы инновационного развития экономики. За последние десять лет организована периодическая статистическая отчетность, отражающая состояние и развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране, включая всестороннюю информацию о выполнении научных исследований и разработок, технологическом обмене, создании и использовании передовых производственных технологий, технологических и организационных инновациях на крупных и средних предприятиях промышленности и др. Национальная статистика формировалась в тесной координации с деятельностью ведущих международных организаций - ОЭСР и Статистической службы ЕС (Евростата). Принятые в стране система показателей и инструментарий статистических обследований, методология сбора и обработки данных строятся в соответствии с действующими международными стандартами в этой области. Такой подход обеспечивает получение статистических данных, сопоставимых с показателями индустриально развитых стран. Тем не менее, существующие инструменты статистического наблюдения в сфере науки, технологий и инноваций не позволяют в полной мере решать возникшие в последние годы новые задачи информационного обеспечения государственной политики в данных областях и требуют совершенствования, в первую очередь, с целью комплексного анализа оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности. В российской государственной статистике остается нерешенным целый ряд проблем, касающихся методологии и организации статистического наблюдения в сфере науки и инноваций, связанных с недостаточной актуализацией существующего инструментария статистического наблюдения, развитием и пересмотром соответствующих международных статистических стандартов, а также быстро меняющейся ситуацией в сфере науки, технологий и инноваций. К вопросам, которые требуют разработки новых методологических подходов, относятся в частности: оценка состояния, уровня развития и использования материально-технической и опытно-экспериментальной базы науки; формирование системы мониторинга результативности деятельности научных организаций; изучение процессов интеграции науки и образования, деятельности интегрированных научно-образовательных структур; анализ интернационализации научной деятельности; обеспечение полноты обследуемой совокупности в сфере науки, включая организации, выполняющие исследования и разработки, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы. Следует указать также на информационные пробелы, связанные с отсутствием систематизированных данных об объектах инновационной инфраструктуры, объемах и структуре венчурных инвестиций; существенной неполнотой статистического измерения малого инновационного бизнеса; почти полным отсутствием статистической информации об инновационных кластерах и др. В связи с этим необходимо обеспечить развитие статистики науки и инноваций в следующих направлениях: - уточнение состава статистической совокупности и обеспечение ее полноты, совершенствование регионального разреза статистического анализа научного потенциала (с выделением наукоградов); - анализ состояния, уровня реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации; - анализ процессов интеграции науки и образования, включая характеристику институциональных форм интеграционной деятельности, измерение их научного и образовательного потенциала; - анализ состояния, уровня развития и использования материально-технической и опытно-экспериментальной базы науки, включая оценку наличия и технического уровня дорогостоящих машин и оборудования, возрастной структуры технических средств, состояния и использования опытно-экспериментальных производств, развития форм коллективного пользования научным оборудованием, наличия и использования земельных участков, уникальных научных установок, зданий, сооружений; - измерение процессов глобализации научных исследований и разработок, включая углубленный анализ зарубежных источников финансирования науки в России, исследовательской деятельности транснациональных корпораций на территории страны и российских организаций за рубежом, международной миграции ученых (выезда и въезда на постоянное место жительства либо на временную работу); - разработка методологии комплексного анализа человеческих ресурсов сферы науки и технологий на основе рекомендаций ОЭСР и Евростата; - создание системы оценки и организация мониторинга результативности деятельности научных организаций, включая гармонизированную систему статистических показателей, сопоставимых с принятыми в мировой практике, инструментарий статистического наблюдения и рекомендации по внедрению процедур оценки в практику деятельности научных организаций и органов государственного управления в сфере науки; - разработка методологии и организация мониторинга процессов создания и использования критических технологий, включая формирование классификаторов критических технологий и видов продукции (услуг), производимых с их использованием, системы показателей и инструментария обследования; - формирование системы статистического наблюдения за развитием внутреннего рынка технологий (вовлечением результатов исследований и разработок в экономический оборот, развитием лицензионного обмена и др.); - актуализация программы статистического обследования инноваций в координации с деятельностью ведущих международных организаций - ОЭСР и Евростата, очередными раундами Европейских обследований инновационной деятельности. Это позволит, сохраняя преемственность уже наработанных методов, программы статистического исследования и практики анализа инновационной деятельности, расширить существующие рамки количественного и качественного измерения инновационных процессов по целому ряду направлений, связанных с охватом более широкого круга инноваций (в том числе маркетинговых и организационных), структуризацией результатов инновационной деятельности по типам инноваций, исследованием кооперационных связей и т.д.; - разработка методологии и организация мониторинга инновационной инфраструктуры, включая оценку ее ресурсной базы и эффективности деятельности, связанной с коммерциализацией результатов научно-технических разработок, оказанием иных услуг интеллектуального характера, на основе сочетания статистической отчетности и единовременных обследований (в том числе выборочных); - разработка методологических подходов к статистическому измерению венчурного капитала с учетом различных форм венчурного финансирования, оценке объема и структуры активов венчурных фондов, направлений использования средств, в том числе в целях поддержки инновационных проектов и фирм на ранних стадиях; - организация мониторинга малого инновационного бизнеса на основе создания системы сбора, обработки и представления статистической информации, адекватно отражающей основные тенденции развития инновационной деятельности малых предприятий. В рамках мониторинга следует предусмотреть формирование панелей наиболее активных в инновационном плане малых предприятий с устойчивыми партнерскими связями в данной сфере, используя как статистический, так и социологический инструментарий для углубленного анализа результатов их инновационной деятельности; - статистический анализ инновационных кластеров, включая как анализ развития существующих кластеров (в частности, особых экономических зон и наукоградов), так и выявление территорий, обладающих существенным научно-техническим и инновационным потенциалом с точки зрения возможностей выхода на мировые рынки наукоемкой продукции; - разработка методологии и организация статистического наблюдения за производством и реализацией высокотехнологичной продукции (включая экспорт). При этом особое внимание должно быть уделено методам оценки наукоемкости видов экономической деятельности, продукции (услуг) и их группировки по соответствующим категориям (высоко-, средне-, низкотехнологичные). Приложение N 4 |
Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".