СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
         СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

     Современная  статистика науки и инноваций в России в значительной
степени  позволяет оценить процессы инновационного развития экономики.
За  последние  десять  лет  организована  периодическая статистическая
отчетность,     отражающая     состояние     и    развитие    научной,
научно-технической  и  инновационной  деятельности  в  стране, включая
всестороннюю   информацию   о   выполнении   научных   исследований  и
разработок, технологическом обмене, создании и использовании передовых
производственных   технологий,   технологических   и   организационных
инновациях  на  крупных  и  средних  предприятиях промышленности и др.
Национальная   статистика   формировалась   в   тесной  координации  с
деятельностью    ведущих    международных   организаций   -   ОЭСР   и
Статистической  службы  ЕС  (Евростата).  Принятые  в  стране  система
показателей  и инструментарий статистических обследований, методология
сбора  и  обработки  данных  строятся  в  соответствии  с действующими
международными  стандартами  в этой области. Такой подход обеспечивает
получение   статистических   данных,   сопоставимых   с   показателями
индустриально развитых стран.
     Тем не менее, существующие инструменты статистического наблюдения
в  сфере  науки,  технологий  и  инноваций  не позволяют в полной мере
решать   возникшие  в  последние  годы  новые  задачи  информационного
обеспечения  государственной  политики  в  данных  областях  и требуют
совершенствования,  в  первую  очередь,  с  целью комплексного анализа
оценки   эффективности  научной,  научно-технической  и  инновационной
деятельности.
     В российской государственной статистике остается нерешенным целый
ряд  проблем,  касающихся  методологии  и  организации статистического
наблюдения  в  сфере  науки  и  инноваций,  связанных  с недостаточной
актуализацией существующего инструментария статистического наблюдения,
развитием  и  пересмотром соответствующих международных статистических
стандартов,  а  также  быстро  меняющейся  ситуацией  в  сфере  науки,
технологий и инноваций.
     К  вопросам,  которые  требуют  разработки новых методологических
подходов,  относятся  в частности: оценка состояния, уровня развития и
использования  материально-технической и опытно-экспериментальной базы
науки;  формирование системы мониторинга результативности деятельности
научных   организаций;   изучение   процессов   интеграции   науки   и
образования,   деятельности   интегрированных   научно-образовательных
структур; анализ интернационализации научной деятельности; обеспечение
полноты  обследуемой  совокупности в сфере науки, включая организации,
выполняющие   исследования   и   разработки,   независимо   от   формы
собственности, организационно-правовой формы. Следует указать также на
информационные  пробелы,  связанные  с отсутствием систематизированных
данных  об  объектах инновационной инфраструктуры, объемах и структуре
венчурных    инвестиций;   существенной   неполнотой   статистического
измерения  малого  инновационного  бизнеса;  почти  полным отсутствием
статистической информации об инновационных кластерах и др.
     В  связи с этим необходимо обеспечить развитие статистики науки и
инноваций в следующих направлениях:
     - уточнение  состава статистической совокупности и обеспечение ее
полноты,   совершенствование   регионального  разреза  статистического
анализа научного потенциала (с выделением наукоградов);
     - анализ  состояния,  уровня  реализации приоритетных направлений
развития науки, технологий и техники Российской Федерации;
     - анализ   процессов  интеграции  науки  и  образования,  включая
характеристику  институциональных  форм  интеграционной  деятельности,
измерение их научного и образовательного потенциала;
     - анализ    состояния,    уровня    развития    и   использования
материально-технической и опытно-экспериментальной базы науки, включая
оценку   наличия   и   технического   уровня   дорогостоящих  машин  и
оборудования,  возрастной  структуры  технических средств, состояния и
использования   опытно-экспериментальных  производств,  развития  форм
коллективного    пользования    научным   оборудованием,   наличия   и
использования   земельных   участков,  уникальных  научных  установок,
зданий, сооружений;
     - измерение   процессов   глобализации   научных  исследований  и
разработок,   включая   углубленный   анализ   зарубежных   источников
финансирования   науки   в   России,   исследовательской  деятельности
транснациональных   корпораций   на  территории  страны  и  российских
организаций за рубежом, международной миграции ученых (выезда и въезда
на постоянное место жительства либо на временную работу);
     - разработка   методологии   комплексного   анализа  человеческих
ресурсов  сферы  науки  и  технологий  на  основе  рекомендаций ОЭСР и
Евростата;
     - создание    системы    оценки    и    организация   мониторинга
результативности    деятельности    научных    организаций,    включая
гармонизированную  систему  статистических показателей, сопоставимых с
принятыми   в   мировой   практике,   инструментарий   статистического
наблюдения  и  рекомендации  по  внедрению  процедур оценки в практику
деятельности научных организаций и органов государственного управления
в сфере науки;
     - разработка  методологии  и  организация  мониторинга  процессов
создания  и использования критических технологий, включая формирование
классификаторов  критических  технологий  и  видов  продукции (услуг),
производимых с их использованием, системы показателей и инструментария
обследования;
     - формирование  системы  статистического  наблюдения за развитием
внутреннего  рынка  технологий (вовлечением результатов исследований и
разработок  в  экономический  оборот, развитием лицензионного обмена и
др.);
     - актуализация программы статистического обследования инноваций в
координации с деятельностью ведущих международных организаций - ОЭСР и
Евростата,  очередными раундами Европейских обследований инновационной
деятельности.  Это позволит, сохраняя преемственность уже наработанных
методов,  программы  статистического  исследования  и практики анализа
инновационной     деятельности,     расширить    существующие    рамки
количественного  и  качественного измерения инновационных процессов по
целому  ряду  направлений,  связанных  с  охватом более широкого круга
инноваций    (в    том   числе   маркетинговых   и   организационных),
структуризацией   результатов   инновационной  деятельности  по  типам
инноваций, исследованием кооперационных связей и т.д.;
     - разработка  методологии и организация мониторинга инновационной
инфраструктуры,  включая  оценку  ее  ресурсной  базы  и эффективности
деятельности,     связанной     с     коммерциализацией    результатов
научно-технических  разработок, оказанием иных услуг интеллектуального
характера,   на   основе   сочетания   статистической   отчетности   и
единовременных обследований (в том числе выборочных);
     - разработка    методологических   подходов   к   статистическому
измерению  венчурного  капитала  с  учетом  различных  форм венчурного
финансирования,  оценке  объема  и структуры активов венчурных фондов,
направлений  использования  средств,  в  том  числе  в целях поддержки
инновационных проектов и фирм на ранних стадиях;
     - организация мониторинга малого инновационного бизнеса на основе
создания  системы  сбора,  обработки  и  представления  статистической
информации,   адекватно   отражающей   основные   тенденции   развития
инновационной  деятельности  малых  предприятий.  В рамках мониторинга
следует   предусмотреть   формирование  панелей  наиболее  активных  в
инновационном  плане  малых  предприятий  с  устойчивыми  партнерскими
связями   в   данной   сфере,  используя  как  статистический,  так  и
социологический инструментарий для углубленного анализа результатов их
инновационной деятельности;
     - статистический  анализ  инновационных  кластеров,  включая  как
анализ   развития   существующих   кластеров   (в   частности,  особых
экономических   зон   и  наукоградов),  так  и  выявление  территорий,
обладающих существенным научно-техническим и инновационным потенциалом
с  точки  зрения  возможностей  выхода  на  мировые  рынки  наукоемкой
продукции;
     - разработка методологии и организация статистического наблюдения
за  производством и реализацией высокотехнологичной продукции (включая
экспорт).  При этом особое внимание должно быть уделено методам оценки
наукоемкости  видов экономической деятельности, продукции (услуг) и их
группировки   по   соответствующим   категориям   (высоко-,   средне-,
низкотехнологичные).


                                                        Приложение N 4

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа