СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

4. Российский фонд технологического развития
          (РФТР) и система отраслевых фондов финансирования
         научных исследований и экспериментальных разработок

     Цель создания
     Мобилизация  (объединение)  собственных  средств  предприятий для
реализации прикладных, коммерчески перспективных разработок; ускорение
процесса  передачи  новейших  разработок  в реальный сектор экономики;
создание   технологических   заделов   и  проектной  документации  для
обеспечения   технической   реконструкции   промышленности   на  новой
высокотехнологичной      базе,      поддержка     высокотехнологичного
инновационного  бизнеса;  развитие  инновационной  инфраструктуры (как
одна   из   возможных   перспективных   целей   дальнейшего   развития
деятельности РФТР) <1>.
--------------------------------
     <1>  Справочно:  в СССР существовал Единый фонд поддержки науки и
техники  (ЕФРНТ),  в который в обязательном порядке направлялось 3% от
себестоимости   продукции   всех   предприятий   народного  хозяйства,
ликвидированный в 1991 году. В настоящее время в России сформировалась
система   отраслевых   внебюджетных  фондов,  образуемых  федеральными
органами  исполнительной  власти  и  коммерческими  организациями  для
финансирования  научных  исследований  и  экспериментальных разработок
поддержки, во главе с РФТР.

     Основные задачи деятельности
     Система  таких  внебюджетных  фондов  НИОКР  и  РФТР предполагает
финансовую  поддержку  научных организаций и инновационных предприятий
на  всех  стадиях  цепи  "прикладные НИОКР - опытный образец (макет) -
выпуск опытной партии продукции".

     Объект поддержки
     Проекты   НИОКР,   реализуемые  научными  организациями  (включая
государственные научные центры) и инновационно активными предприятиями
Российской Федерации в рамках приоритетных направлений развития науки,
технологий  и  техники  Российской  Федерации и критических технологий
Российской Федерации.

     Законодательная и нормативная правовая база
     Порядок  образования  и использования средств внебюджетных фондов
НИОКР   и   РФТР  определяется  в  соответствии  с  Указом  Президента
Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. N 426 "О неотложных мерах по
сохранению   научно-технического   потенциала  Российской  Федерации",
Федеральным  законом  от  23  августа  1996  года  N 127-ФЗ "О науке и
государственной  научно-технической  политике",  а  также  статьей 262
Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  13  октября  1999 г. N 1156 "Об утверждении
порядка  образования  и  использования внебюджетных фондов федеральных
органов   исполнительной   власти   и   коммерческих  организаций  для
финансирования научных исследований и экспериментальных разработок".

     Источники и механизмы формирования средств
     В соответствии с действующим законодательством внебюджетные фонды
НИОКР формируются за счет добровольных отчислений в размере до 0,5% от
валовой выручки, а РФТР - 25% от средств таких фондов <1>. Кроме того,
РФТР   формирует   свои   ресурсы   за   счет   средств,  возвращаемых
организациями-исполнителями  НИОКР  (в  соответствии с договорами РФТР
финансирование НИОКР осуществляется на возвратной основе).
--------------------------------
     <1> Справочно: до принятия главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации  (2002  год) внебюджетные фонды НИОКР образовывались за счет
добровольных  взносов предприятий всех форм собственности в размере до
1,5% от себестоимости продукции.

     Структура внебюджетных фондов НИОКР
     Система  внебюджетных  фондов НИОКР в настоящее время включает 29
фондов,  из которых 16 образованы федеральными органами исполнительной
власти,  а  остальные  - коммерческими организациями. Наиболее крупные
фонды созданы Минтрансом России, Мининформсвязи России, Росатомом, РАО
"ЕЭС России" и ОАО "РЖД".

     Организация деятельности РФТР
     Заявки  на  финансирование НИОКР за счет средств РФТР, включающие
описание  содержания  НИОКР,  техническое  задание,  календарный план,
смету,   технико-экономическое   обоснование,   оценку   эффектов   от
практической  реализации  ожидаемых  результатов, проходят независимую
экспертизу  <1>.  Решение  о  целесообразности  предоставления средств
принимается  Научно-техническим  советом  фонда, который предоставляет
рекомендации Роснауке о поддержке проекта или отказе в финансировании.
--------------------------------
     <1>  Организация  проведения  экспертизы  и  определение  состава
экспертов осуществляются  Республиканским  исследовательским  научно -
консультационным  центром  экспертизы  (РИНКЦЭ),   аккредитованным   в
Ростехрегулировании  (ранее  - Госстандарте) и имеющим государственный
сертификат на право проведения экспертной  деятельности  в  Российской
Федерации.

     Анализ опыта и основные позитивные результаты деятельности РФТР
     РФТР  работает  с  1992  г.  При формировании внебюджетных фондов
НИОКР   в   первой   половине   90-х  годов  в  основу  была  положена
трехуровневая   система   финансирования   НИОКР:   на  первом  уровне
предприятия  за  счет  собственных  средств  финансируют  относительно
недорогие   и  быстро  реализуемые  разработки;  на  следующем  уровне
предприятия   объединяют   ресурсы   путем   создания   отраслевых   и
межотраслевых  внебюджетных  фондов  для  решения за счет этих средств
задач  научно-технического  развития профильных технологий; на третьем
уровне  четверть средств всех внебюджетных фондов НИОКР аккумулируется
в   РФТР   для   решения   крупных   межотраслевых   проблем,  носящих
общесистемный   характер,   нацеленных   на  перспективу  и  создающих
технологические   заделы   для   развития   наукоемких   технологий  и
высокотехнологичных производств.
     За  время деятельности РФТР была создана и отработана на практике
система возвратного финансирования проектов, сформированы требования к
научно-техническим проектам, разработаны методики научно-технической и
экономической  экспертизы,  отлажена  система  проведения  конкурсов и
тендеров, организована практическая работа с заявителями по оформлению
и  сопровождению  проектов  и  обеспечению  выполнения всех договорных
обязательств,  включая  контроль  за  целевым  использованием  средств
фонда,   выполнением   требований  технического  задания  и  возвратом
средств.  Впервые в практике взаимоотношений государственной структуры
с   научно-техническими  организациями,  для  цивилизованного  решения
возникавших  споров  и  претензий,  был  успешно задействован механизм
арбитражного судопроизводства.

     Оценка эффективности деятельности РФТР
     Эффективность   деятельности   РФТР  целесообразно  оценивать  по
следующим параметрам:
     а)  поскольку  фонд  поддерживает  реализацию  научно-технических
проектов,   прошедших   отбор   государственной   экспертизы,   первым
показателем  должна  являться  реализация в полном объеме технического
задания.  За  время  деятельности РФТР имелось лишь несколько случаев,
когда заявители не выполнили требований технического задания;
     б)  в  связи с тем, что фонд финансирует проекты, направленные на
создание  коммерчески  перспективной  продукции, косвенным показателем
коммерческого  успеха  проектов является способность заявителя вернуть
заемные   средства   в   установленный   срок.  В  целом  просроченная
задолженность  составляет 7,8% от общего объема предоставленных фондом
средств.    При    этом   возникновение   просроченной   задолженности
обусловлено,  главным  образом,  ошибками  в  оценке ситуации на рынке
наукоемкой продукции;
     в)   важным   показателем   эффективности  деятельности  является
способность  предприятий  и  организаций, поддержанных фондом, успешно
продолжать  свою  деятельность  (реализацию проектов) после завершения
финансового  участия  РФТР,  обеспечить  свою конкурентоспособность на
рынках   наукоемкой  и  высокотехнологичной  продукции.  По  имеющимся
данным,  39%  заявителей  РФТР  по  окончании таких проектов увеличили
объемы  реализации  (выручки)  и  долю  на  рынках продукции в области
приборостроения,     энергетики,     электротехники,    биотехнологии,
компьютерных   и   телекоммуникационных   технологий   и  программного
обеспечения, химии, элементной базы, медицины и фармакологии и т.д.
     За  период  1994 - 2003 гг. профинансировано 840 проектов НИОКР и
на  общую сумму 3,938 млрд. руб. Из них на сегодняшний день возвращено
1,7 млрд. руб. Срок возврата средств по части проектов (на общую сумму
3 млрд. руб.) еще не наступил.
     Общая  экономическая  эффективность по уже возвращенным средствам
(1,7  млрд.  руб.),  учитывая, что предприятия для того, чтобы вернуть
средства,   предприятия   должны   были   произвести   и   реализовать
научно-технической  продукции  на  сумму  не  менее  2,6  млрд.  руб.,
составляет:
     - НДС (18%) - 0,4 млрд. руб.;
     - налог на прибыль (24%) - 0,5 млрд. руб.;
     - возврат основной суммы (1,7 млрд. руб.)
     Таким образом, не получив в виде доходов по налогу на прибыль 0,4
млрд. руб. при формировании средств Фонда (25% от 1,7 млрд. руб.), так
как  платежи в фонды НИОКР включаются в затраты предприятий в пределах
0,5%  от выручки, государство получает более чем двойную компенсацию в
виде  налоговых платежей (НДС + налог на прибыль = 0,9 млрд. руб.), не
учитывая  даже доходы бюджетов всех уровней от ЕСН, подоходного налога
и налога на имущество.

     Направления   совершенствования   деятельности   РФТР  и  системы
внебюджетных фондов НИОКР
     Учитывая,   что   нормативная   правовая   база  РФТР  и  системы
внебюджетных  фондов  НИОКР  была  сформирована  в середине 90-х годов
прошлого века, для создания условий их дальнейшего развития необходимо
решить следующие проблемы:
     снятие   нормативных  правовых  ограничений  на  вложения  фондом
средств  в  предприятия  и  организации  инновационной  инфраструктуры
(технопарки, ИТЦ, ЦТТ, венчурные фонды и т.д.);
     обеспечение    РФТР,    представляющему   интересы   государства,
возможности  выступать юридически равноправной стороной в отношениях с
хозяйствующими   субъектами,  включая  взаимодействие  с  управляющими
компаниями внебюджетных фондов НИОКР, другими партнерами по реализации
с  финансовым  участием  фонда  проектов  (в  т.ч.  в  соответствии  с
международными договорами) <1>;
--------------------------------
     <1>   Отличительной   особенностью   деятельности  РФТР  является
реинвестирование   возвращаемых   средств   и  получаемой  прибыли  на
поддержку  наукоемких  инновационных  проектов.  В  этой  связи важное
значение  имеет придание фонду статуса юридического лица, что позволит
ему  выступать  равноправной стороной в договорных отношениях, а также
обеспечит  расширение  возможностей  по  привлечению  в  такие проекты
внебюджетных средств.

     формирование  механизмов  разделения  коммерческих  рисков  между
всеми  субъектами  реализации  проектов, финансируемых с участием РФТР
или внебюджетных фондов НИОКР;
     разработка  механизмов  участия РФТР и других внебюджетных фондов
НИОКР  в  реализации важнейших инновационных проектов государственного
значения;
     обеспечение   возможности   создания   представительств   РФТР  в
регионах,  в  т.ч.  для целей повышения качества оценки отбираемых для
финансирования предприятий, мониторинга использования собственности (в
т.ч. интеллектуальной), полученной за счет такого финансирования и др.

     Целевые индикаторы по применению инструмента
     рост   объемов  средств,  направляемых  предприятиями  страны  на
формирование фондов НИОКР;
     рост   объемов   и   номенклатуры  высокотехнологичной  продукции
инновационных    компаний,    профинансированных    РФТР   и   другими
внебюджетными  фондами  НИОКР, - в целом, по отраслям промышленности и
по регионам Российской Федерации;
     оценка  влияния  деятельности  РФТР  и других внебюджетных фондов
НИОКР  на  изменение  таких  показателей  (результатов статистического
наблюдения  Росстата),  как  удельный  вес  инновационной промышленной
продукции  Российской  Федерации в общем объеме промышленной продукции
на внутреннем рынке; удельный вес инновационной промышленной продукции
в  общем  объеме экспорта промышленной продукции Российской Федерации;
удельный       вес      инновационной      промышленной      продукции
инновационно-активных    предприятий    малого    предпринимательства,
осуществляющих  выпуск  товаров  и  услуг, в общем объеме промышленной
продукции;   объем   научно-технических   работ  инновационно-активных
предприятий    малого    предпринимательства,    выполняющих   научные
исследования и разработки, и др.;
     динамика    изменения    (рост)    количества    экономически   и
технологически  успешных  проектов,  профинансированных РФТР и другими
внебюджетными  фондами  НИОКР, - в целом, по отраслям промышленности и
по регионам Российской Федерации;
     количество  новых  рабочих мест, созданных при финансовом участии
РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР.
     Основные этапы применения инструмента:
     2006   г.   -  совершенствование  законодательной  и  нормативной
правовой   базы   по  совершенствованию  деятельности  РФТР  и  других
внебюджетных  фондов  НИОКР  путем  внесения  дополнений и изменений в
Федеральный  закон  от  23  августа  1996  года  N  127-ФЗ  "О науке и
государственной    научно-технической    политике"   и   Постановление
Правительства  Российской  Федерации  от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об
утверждении  порядка  образования  и использования внебюджетных фондов
федеральных  органов  исполнительной власти и коммерческих организаций
для    финансирования   научных   исследований   и   экспериментальных
разработок",  а  также  Положение  о  Федеральном агентстве по науке и
инновациям,   утвержденное   Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 16 июня 2004 г. N 281;
     2007  г.  - обеспечение участия РФТР и других внебюджетных фондов
НИОКР,  как формы внебюджетного источника финансирования, в реализации
важнейших  инновационных  проектов  государственного  значения  и  ФЦП
научного и технологического профиля;
     2007  -  2009  гг.  - создание в представительств РФТР в регионах
наибольшей  концентрации  научно-технического  потенциала  страны  (г.
Санкт-Петербург, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток);
     2006  -  2015  гг. - формирование и реализация Минобрнауки России
системы  мер  по  методической  и  организационной  поддержке создания
внебюджетных фондов НИОКР в перспективных высокотехнологичных отраслях
реального сектора экономики.

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа