СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Положение в научной сфере

     Динамика  финансирования  российской  науки с начала 1990-х годов
характеризуется  резким  спадом.  Внутренние затраты на исследования и
разработки  в  России  составили  в  2004 г. 196,0 млрд. рублей (43% в
постоянных ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП затрат на исследования
и  разработки  в  2004  г. равнялась 1,17% (в 1990 г. - 2,03%). Если в
1990  г.  по  величине данного показателя Россия находилась на уровне,
сопоставимом  с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе
к группе стран с низким научным потенциалом (Испания, Польша, Венгрия,
Новая Зеландия). В настоящее время величина затрат в расчете на одного
занятого      исследованиями      и     разработками     (с     учетом
профессорско-преподавательского  состава  вузов)  в  России  в  8  раз
меньше, чем в Южной Корее, и в 12 раз меньше, чем в Германии.
     Основной      причиной     утечки     кадров     и     сокращения
материально-технических    средств   в   науке   является   недостаток
финансирования этой сферы.
     Основным   источником   финансирования  науки  в  текущий  период
являются  средства бюджета. В 2004 г. доля бюджетного финансирования в
целом  по  науке  составляла  59,6%,  что несколько выше в сравнении с
показателем  1998  г.  (52,2%),  по  государственному  сектору  науки,
соответственно,  -  77,7%  и  74,3%,  по сектору высшего образования -
58,6% и 64,5%.
     Структура  и  состав  кадров науки за период экономических реформ
также   претерпели   значительные  изменения.  Численность  персонала,
занятого  исследованиями  и  разработками,  за  период 1990 - 2004 гг.
снизилась  на  56,8%  (с  1943,4  тыс. человек до 839,3 тыс. человек).
Итогом   переходного   периода   в  экономике  страны  стала  заметная
деформация   структуры   занятости  в  науке.  Наибольшему  сокращению
подверглись    непосредственные    участники   научного   процесса   -
исследователи  (на  59,6%  за  1990  - 2004 гг.) и техники (на 70,2%);
численность   вспомогательного   персонала   сократилась   на   56,4%,
хозяйственного - на 29,0%.
     Наблюдается  резкое падение престижа профессии ученого. В России,
по  данным  опроса Левада-Центра в 2003 г., профессия ученого является
престижной  в оценках только 9% жителей страны. В то же время в США по
результатам   исследований,  направленных  на  ранжирование  профессий
исключительно  по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002
г. профессия ученого была самой престижной - 51% населения назвали эту
профессию в высшей степени престижной, 25% - весьма престижной и 20% -
престижной.
     Остается  невостребованным  высокий  кадровый потенциал вузовской
науки.  Численность профессорско-преподавательского состава российских
вузов  с  учеными степенями в 2004 году составляла 184 354 человека, в
том  числе  35  769  докторов  наук и 148 585 кандидатов наук. Штатная
численность   научных  работников  вузов  составляла  около  26  тысяч
человек.
     Следует  отметить,  что общая численность исследователей России с
учеными   степенями   (без   профессорско-преподавательского  состава)
составляла в 2004 году 99 910 человек, в том числе 23 102 доктора наук
и 76 808 кандидатов наук.
     В  то же время объем финансирования научных исследований в вузах,
выделяемый   им   из  федерального  бюджета  в  виде  ассигнований  на
содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя
из   штатной   численности   научных   работников  в  секторе  высшего
образования и составляет в 2006 году менее 4% от расходов федерального
бюджета  на  гражданскую  науку.  На  практике,  в  проведении научных
исследований     в     высшей     школе     участвует    почти    весь
профессорско-преподавательский  состав высших учебных заведений (свыше
300 тысяч человек).
     Фактически  не снижается интенсивность "утечки мозгов" из России.
По  экспертным  оценкам,  с  1989 по 2002 гг. за рубеж уехали более 20
тыс.  ученых  и  около  30  тыс.  работают  за  границей  по временным
контрактам.  Хотя  это  составляет  около  5 - 6% кадровой численности
научного  потенциала  страны, уехавшие являются, как правило, наиболее
конкурентоспособными   учеными,   находящимися  в  самом  продуктивном
возрастном  интервале.  Главной  причиной для подавляющего большинства
(90%) уехавших жить и работать за границу является низкая оплата труда
ученых  на  родине.  В  начале  2005 г. средняя начисленная заработная
плата  в  сфере  науки  и  научного  обслуживания составляла 8725 руб.
(около  300  долларов),  что примерно в 3 - 4 раза ниже, чем пороговая
величина,  которая  смогла бы, по оценкам, остановить процесс миграции
научных кадров из России.
     Ощутимое  сокращение  касается параметров материально-технической
базы науки. С 1995 г. объем основных средств исследований и разработок
в постоянных ценах сократился вдвое, а по отношению к уровню 1990 г. -
почти в четыре раза. В общей стоимости основных средств снижается доля
машин  и  оборудования.  Так, за 1990-е гг. она уменьшилась примерно с
60%  до  30%.  Доля  оборудования старше 11 лет еще к 2002 г. достигла
почти 27%.
     Система   формирования   приоритетов   бюджетного  финансирования
неэффективна. Существует недооценка фундаментальной науки как базового
компонента  развития национальной инновационной системы. В то же время
за  счет средств федерального бюджета финансируется большое количество
прикладных  разработок,  не имеющих перспективы спроса на внутреннем и
глобальном   рынках.   Отсутствие  действенных  механизмов  реализации
определенных    государством    приоритетов    научно-технологического
развития,   а   также   объективных   критериев   оценки   результатов
деятельности научных организаций не позволило сконцентрировать ресурсы
на  поддержке ведущих институтов, университетов, научно-педагогических
школ  и  обеспечении  опережающего развития их материально-технической
базы и кадрового потенциала.
     За   последнее  десятилетие  произошел  разрыв  междисциплинарных
связей и цикла "фундаментальные исследования - прикладные исследования
- промышленное производство".
     Недостаточно   востребован  высокий  потенциал  академического  и
вузовского  секторов  науки,  эти  сектора  мало  вовлечены  в процесс
формирования экономики знаний.
     Сохраняется  разрыв между наукой и образованием, как следствие не
реализуется    синергетический    эффект   от   научно-образовательной
деятельности.

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа