СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

7. Центры трансфера технологий

     Цель
     Для   ускоренного   создания  современной  технологической  базы,
освоения    конкурентоспособной    высокотехнологичной   продукции   в
действующую   инфраструктуру  создаваемой  национальной  инновационной
системы    встраиваются    центры    трансфера    технологий    (ЦТТ),
ориентированные  на коммерциализацию научных результатов, созданных за
счет бюджета. Этой же цели служит создание отраслевых (и региональных)
технологических  кластеров.  Главная  цель  создания  ЦТТ  -  развитие
институциональной   среды,   обеспечивающей   цивилизованную  передачу
интеллектуальной  собственности  в  экономику.  Создание  новых  видов
бизнеса    на   основе   технологических   разработок,   созданных   в
научно-исследовательских   отраслевых  и  академических  институтах  и
вузах.

     Опыт и масштаб применения
     На  базе действующих институтов РАН, университетов, ГНЦ и научных
организаций уже созданы 26 ЦТТ. Центры ориентированы на:
     создание малых высокотехнологичных предприятий;
     заключение лицензионных соглашений;
     отбор и оценку разработок, обладающих коммерческим потенциалом;
     патентные исследования и правовую помощь;
     охрану объектов ИС.
     Начат   эксперимент   по   созданию   отраслевых  технологических
кластеров.   Два   технологических   кластера   ("Оптоэлектроника"   и
"Электроника   и   микроэлектроника")  созданы  в  Санкт-Петербурге  и
Зеленограде  при поддержке Российского фонда технологического развития
и    Фонда    содействия    развитию    малых   форм   предприятий   в
научно-технической сфере.

     Законодательная база
     Функционирование центров трансфера технологий законодательно пока
не определено. Тем не менее уже разработаны проекты следующих законов,
которые в той или иной степени регулируют деятельность ЦТТ:
     Проект  Закона  "О  кооперации  в  исследованиях  и разработках и
промышленном     освоении     инноваций",     закладывающий     основу
организационно-экономического   механизма   и   правового  обеспечения
кооперации  в  научно-технической  и  производственной сферах, включая
правовой статус организационных форм, кооперации в процессе разработки
и  производства  наукоемкой  продукции (услуг), также условия создания
совместных     научно-исследовательских     лабораторий     (центров),
научно-производственных    объединений   (корпораций,   консорциумов),
государственных  научных  центров, федеральных центров науки и высоких
технологий,   региональных   центров   трансфера   и  коммерциализации
технологий и др.
     Проект  Закона "О государственной поддержке малого инновационного
предпринимательства    и   развития   инновационной   инфраструктуры",
определяющий  меры  государственной  поддержки  малого  инновационного
предпринимательства  и развития инновационной инфраструктуры, статус и
условия    создания    федеральных,   отраслевых   (ведомственных)   и
региональных  фондов  технологического  развития,  фондов  поддержки и
страхования малого инновационного предпринимательства.

     Особенности подхода
     Малое   инновационное  предпринимательство  в  научно-технической
сфере  является  наиболее динамичным сектором инновационной экономики,
способным  оперативно  реагировать  на  потребности  рынка  наукоемкой
высокотехнологичной    продукции,    мобильно    перестраивать    свое
производство,  эффективно  осваивать  создание  на основе новых знаний
наукоемкую продукцию и услуги.
     Однако  в  последние  годы число малых компаний не увеличивается.
Одной   из   основных   причин   этого   является   отсутствие   звена
инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе
малых  компаний.  Как  показывает мировая практика, этап становления и
начального   развития  малых  высокотехнологичных  компаний  не  может
эффективно  осуществляться  без  государственной  поддержки, поскольку
является затратным.
     Для  стимулирования  появления  в  научно-технической сфере малых
динамично   растущих   технологичных  инновационных  компаний  следует
продолжить работу по созданию и развитию центров трансфера технологий.
Центры  трансфера  технологий должны стать одним из основных элементов
инфраструктурной   поддержки   малых   инновационных   предприятий  на
начальном  этапе  их  деятельности,  обеспечивая  помощь  в разработке
инновационных  продуктов  на  "допосевной"  стадии, создание базы идеи
компании  и  превращения разработки в реальный продукт, интересный для
инвесторов.

     Объект поддержки
     Разработчики,   занятые  доведением  технологических  решений  до
опытного образца.
     ЦТТ, создаваемые на базе научных организаций и университетов.

     Основные позитивные эффекты
     Масштабное развитие ЦТТ является важным инструментом для создания
национальной    инновационной   системы,   обеспечивающим   достижение
производственных и социальных целей:
     разработка,  апробирование  и совершенствование институциональных
моделей  интеграции  фундаментальной,  прикладной науки, образования и
бизнеса;
     отработка   элементов  единой  комплексной  системы  трансфера  и
коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности;
     обеспечение  полного  инновационного  цикла  и сбалансированности
отдельных   его   этапов   при   проведении  разработок  и  прикладных
исследований;
     внедрение    новых   информационно-аналитических   технологий   и
экономических    механизмов    управления   результатами   научной   и
инновационной деятельности и объектами интеллектуальной собственности;
     формирование  новых  механизмов  продвижения продукции (услуг) на
рынок;
     внедрение    многоуровневой    системы    управления    качеством
инновационной деятельности в научно-образовательной сфере;
     внедрение  системы  аттестации  и сертификации научно-технической
продукции  (результатов  научно-инновационной  деятельности)  с учетом
требований международных стандартов;
     формирование    составляющих    единой    информационной    среды
научно-инновационной деятельности, объединяющей научно-образовательную
сферу,   промышленный   и   финансовый   бизнес.  Создание  на  единой
аппаратно-программной  основе  постоянно  обновляемых  баз  данных  по
результатам  выполнения  научных,  научно-технических  и инновационных
проектов, финансируемых из средств федерального бюджета;
     привлечение  молодежи  к работе в высокотехнологичном, наукоемком
секторе экономики;
     ориентация прикладных исследований научных организаций и вузов на
конечный продукта или услуги, востребованные рынком;
     содействие подготовке специалистов, востребованных рынком труда.

     Необходимые затраты
     Имеющийся   опыт   создания   ЦТТ   в   Минпромнауки   России   и
Минобразовании   России   показывает,   что  на  первоначальном  этапе
бюджетное  финансирование  ЦТТ должно составлять от 2 до 5 млн. руб. в
год в зависимости от предполагаемого объема работ. Необходимо создание
до  20  ЦТТ  в  год. Поскольку стадия инновационного цикла, на которой
работают  ЦТТ,  самая  ранняя,  и  соответственно,  самая рискованная,
финансирование  ЦТТ  должно  в  основном  осуществляться государством,
поскольку  в  отличие  от мировой практики, в нашей стране отсутствует
категория  "деловых  ангелов"  - предпринимателей, которые традиционно
вкладывают средства на самых ранних стадиях инновационного цикла.

     Целевые индикаторы по применению инструмента
     Создание центров трансфера технологий во всех регионах Российской
Федерации.
     Эффект   -   увеличение   количества   проектов,  интересных  для
инвесторов на последующих стадиях инновационного цикла.
     Основные показатели, позволяющие провести мониторинг деятельности
по масштабному созданию ЦТТ и оценить ее эффективность:
     количество и объем договоров о продаже лицензий;
     повышение доли инновационной составляющей в товарах и услугах;
     повышению  доли  выпускников вузов, работающих по специальности в
науке и наукоемкой промышленности;
     увеличение  средств  частных  инвесторов в научно-технологической
сфере;
     повышение    престижа    научно-технической    и    инновационной
деятельности (по результатам социологических исследований).

     Основные этапы применения инструмента
     На  этапе  создания центра, оптимизации его внутренней структуры,
кадрового  потенциала,  материально-технической  базы, завоевания или,
что    предпочтительнее,    формирования    собственной   ниши   рынка
финансирование  центра  осуществляется  в  основном  за счет бюджетных
средств    разного    уровня   с   ориентировкой   на   многоканальное
финансирование.    Эффективность    бюджетных    расходов   при   этом
обеспечивается,  с  одной  стороны, их социальной значимостью, так как
средства  направляются  на  создание  потенциала  и  ресурса  будущего
развития.  С  другой стороны, по мере укрепления ЦТТ и его врастания в
рынок,   возврат   средств   в  виде  уплачиваемых  им  налогов  может
компенсировать затраты по его созданию. В перспективе ЦТТ должен стать
высокорентабельной   научно-инновационной   структурой,   прибыль   от
деятельности которой реинвестируется в ее развитие.

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа