Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".
2.1. Ключевые направления модернизации государственного сектора исследований и разработок 1. Функциональная перестройка. Необходимо обеспечить существенные функциональные сдвиги в федеральном секторе науки для эффективного выполнения современных функций государства по обеспечению инновационного развития экономики. Данное направление предполагает: (1) развитие сети университетов и академических институтов, ведущих фундаментальные исследования, как среды для расширенного воспроизводства знаний, а также для сохранения и активного использования созданного предыдущими поколениями задела и традиций в области фундаментальной науки как основы для развития образования и науки мирового уровня; (2) повышение уровня вузовской науки на основе интеграции образовательных и исследовательских организаций и создания научно-образовательных центров; (3) создание сети федеральных центров науки и высоких технологий ("национальных лабораторий") по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; (4) интенсивное развитие элементов инновационной инфраструктуры. 2. Рационализация состава государственного сектора науки по уровням бюджетной системы. В соответствии с распределением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами будет осуществлена передача части государственных научных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. При этом на федеральном уровне должна обеспечиваться территориальная сбалансированность элементов национальной инновационной системы и уменьшение диспропорций в развитии российских регионов. 3. Оптимизация организационно-правовых форм государственных научных организаций. Данное направление предполагает полный отказ от использования права хозяйственного ведения для исполнения функций государства в сфере науки, а также существенное сокращение числа бюджетных учреждений, в т.ч. посредством внедрения новых организационно-правовых форм автономного учреждения и государственной автономной некоммерческой организации. Следует осуществить корректировку ряда законодательных норм, в частности: (1) по государственным научным центрам, с целью уточнения их правового статуса; (2) по Российской академии наук и академиям наук, имеющим государственный статус, в целях уточнения их нормативно-правовой базы; (3) по механизмам разгосударствления организаций, которые должны в полной мере соответствовать задачам комплексного и эффективного реформирования государственного сектора, в т.ч. в сфере науки. 4. Оптимизация степени участия государства в капитале государственных научных организаций. В целях привлечения инвестиций, снижения нерациональной нагрузки на систему управления, расширения партнерства государства и бизнеса в реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития целесообразно постепенно трансформировать государственные организации в организации смешанной собственности. Сохраняя в федеральной собственности контрольный (например, в случае государственных научных центров) либо блокирующий пакет акций, государство будет располагать необходимыми возможностями для эффективного контроля по стратегическим аспектам деятельности научных организаций. 5. Оптимизация и реструктуризация имущественных комплексов государственных научных организаций. В рамках данного направления решаются три основные задачи: (1) повышение результативности деятельности организаций государственного сектора науки, (2) создание условий для привлечения инвестиций и сохранения научного профиля приватизируемых научных организаций, (3) обеспечение имущественных основ для формирования недостающих элементов инновационной инфраструктуры. Необходимо зарегистрировать и внести уставные капиталы государственных научных организаций права на результаты интеллектуальной деятельности, передать в собственность используемые объекты недвижимости, выделить непрофильные активы и обеспечить эффективное их использование. За счет реструктуризации имущественных государственных научных организаций будет обеспечено ускоренное создание и развитие таких элементов инновационной инфраструктуры, как центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, технопарки и бизнес-инкубаторы, при этом будут формироваться устойчивые сетевые связи. Следует нормативно установить, что имущество, не включенное в состав приватизируемых активов унитарных предприятий и учреждений, действующих в сфере науки, после изъятия его собственником направляется на создание научно-образовательных и учебно-научно-производственных центров, а также объектов инновационной инфраструктуры. Поскольку каждый из компонентов государственного сектора науки (академический, прикладной и вузовский) обладает существенной спецификой, сформулированные общие направления далее конкретизируются применительно к этим компонентам. |
Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".