СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.1. Ключевые направления модернизации
          государственного сектора исследований и разработок

     1. Функциональная перестройка. Необходимо обеспечить существенные
функциональные  сдвиги  в  федеральном  секторе науки для эффективного
выполнения    современных    функций    государства   по   обеспечению
инновационного развития экономики.
     Данное направление предполагает:
     (1)  развитие  сети  университетов  и  академических  институтов,
ведущих  фундаментальные  исследования,  как  среды  для  расширенного
воспроизводства   знаний,   а   также   для   сохранения  и  активного
использования  созданного  предыдущими поколениями задела и традиций в
области  фундаментальной  науки  как основы для развития образования и
науки мирового уровня;
     (2)   повышение  уровня  вузовской  науки  на  основе  интеграции
образовательных    и    исследовательских   организаций   и   создания
научно-образовательных центров;
     (3)  создание сети федеральных центров науки и высоких технологий
("национальных  лабораторий")  по  приоритетным  направлениям развития
науки, технологий и техники;
     (4) интенсивное развитие элементов инновационной инфраструктуры.
     2.  Рационализация  состава  государственного  сектора  науки  по
уровням  бюджетной системы. В соответствии с распределением полномочий
между   Российской  Федерацией  и  ее  субъектами  будет  осуществлена
передача  части  государственных  научных  организаций  из федеральной
собственности в собственность субъектов Российской Федерации. При этом
на    федеральном   уровне   должна   обеспечиваться   территориальная
сбалансированность  элементов  национальной  инновационной  системы  и
уменьшение диспропорций в развитии российских регионов.
     3.   Оптимизация   организационно-правовых  форм  государственных
научных  организаций.  Данное направление предполагает полный отказ от
использования  права  хозяйственного  ведения  для  исполнения функций
государства  в  сфере  науки,  а  также  существенное сокращение числа
бюджетных    учреждений,    в   т.ч.   посредством   внедрения   новых
организационно-правовых  форм автономного учреждения и государственной
автономной некоммерческой организации.
     Следует  осуществить  корректировку  ряда законодательных норм, в
частности:
     (1)  по  государственным  научным  центрам,  с целью уточнения их
правового статуса;
     (2)  по  Российской  академии  наук  и  академиям  наук,  имеющим
государственный статус, в целях уточнения их нормативно-правовой базы;
     (3)  по механизмам разгосударствления организаций, которые должны
в  полной  мере  соответствовать  задачам  комплексного и эффективного
реформирования государственного сектора, в т.ч. в сфере науки.
     4.   Оптимизация   степени   участия   государства   в   капитале
государственных  научных  организаций. В целях привлечения инвестиций,
снижения  нерациональной  нагрузки  на  систему управления, расширения
партнерства   государства   и   бизнеса   в   реализации  приоритетных
направлений  развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и   приоритетов  технологического  развития  целесообразно  постепенно
трансформировать  государственные  организации в организации смешанной
собственности.   Сохраняя   в  федеральной  собственности  контрольный
(например,  в случае государственных научных центров) либо блокирующий
пакет  акций, государство будет располагать необходимыми возможностями
для  эффективного  контроля  по  стратегическим  аспектам деятельности
научных организаций.
     5.   Оптимизация   и  реструктуризация  имущественных  комплексов
государственных  научных  организаций.  В  рамках  данного направления
решаются   три   основные   задачи:   (1)  повышение  результативности
деятельности  организаций государственного сектора науки, (2) создание
условий  для  привлечения  инвестиций  и  сохранения  научного профиля
приватизируемых  научных  организаций,  (3)  обеспечение имущественных
основ    для    формирования   недостающих   элементов   инновационной
инфраструктуры.
     Необходимо    зарегистрировать   и   внести   уставные   капиталы
государственных    научных    организаций    права    на    результаты
интеллектуальной  деятельности,  передать в собственность используемые
объекты   недвижимости,  выделить  непрофильные  активы  и  обеспечить
эффективное их использование.
     За  счет  реструктуризации  имущественных государственных научных
организаций  будет  обеспечено  ускоренное  создание  и развитие таких
элементов   инновационной   инфраструктуры,   как   центры   трансфера
технологий,    центры    коллективного   пользования,   технопарки   и
бизнес-инкубаторы,  при  этом  будут  формироваться устойчивые сетевые
связи.  Следует  нормативно установить, что имущество, не включенное в
состав  приватизируемых  активов  унитарных  предприятий и учреждений,
действующих   в   сфере   науки,   после   изъятия  его  собственником
направляется       на      создание      научно-образовательных      и
учебно-научно-производственных центров, а также объектов инновационной
инфраструктуры.
     Поскольку  каждый  из  компонентов государственного сектора науки
(академический,   прикладной   и   вузовский)   обладает  существенной
спецификой,  сформулированные общие направления далее конкретизируются
применительно к этим компонентам.

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа