СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Интеграция научной и образовательной деятельности

     В  послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию
Российской  Федерации  от  26  мая  2004  г.  указано на необходимость
"...интегрировать   образование   и   научную  деятельность.  Развитие
вузовской  науки и крупных научно-образовательных центров должно стать
приоритетной задачей".
     Как   свидетельствует   практика  ведущих  стран  мира,  а  также
российский   опыт,   высшее   образование   и   наука   (в   частности
фундаментальная)   как  специализированные  области  деятельности  без
взаимной  интеграции  и  тесного  взаимодействия  с  реальным сектором
экономики    теряют    дееспособность    и    становятся   все   менее
самодостаточными.  Отсутствие  научной  базы  для  реализации программ
высшего  образования  ведет  к  тому,  что  выпускники  вузов зачастую
неконкурентоспособны   на  рынке  труда;  с  другой  стороны,  научные
организации  практически  утратили источники воспроизводства кадрового
потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов. Обособленное
существование  научных и образовательных структур снижает потенциал их
развития,  уменьшает  их  вклад в преобразование экономики и общества,
препятствует  полноценному  вхождению в мировое научно-образовательное
пространство.  В  сегодняшних  условиях в России научные организации и
вузы  создаются,  функционируют  и  управляются  практически без учета
взаимных   потребностей,   формы   их   интеграции   не  соответствуют
потребностям  современной  рыночной  экономики,  не  имеют адекватного
правового обеспечения и государственной поддержки.
     Конечной  целью  интеграции науки и образования является кадровое
обеспечение  национальной  инновационной  системы  России  и экономики
страны в целом.
     Интеграция  научной  и образовательной деятельности должна решать
следующие задачи:
     повышение  качества  образования  и подготовку научно-технических
кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений
науки   и   технологий   и   практическим  опытом  участия  в  научных
исследованиях, полученным в процессе обучения;
     привлечение   и   закрепление  талантливой  молодежи  в  науке  и
образовании;
     повышение    эффективности   использования   бюджетных   средств,
кадровых,  информационных  и  материально-технических ресурсов научных
организаций  и  вузов  при  проведении  фундаментальных  и  прикладных
исследований и подготовке научных кадров;
     активизацию взаимосвязей с предпринимательским сектором экономики
и корпоративной наукой, процессов коммерциализации результатов научных
исследований  и  разработок  и  передачи  технологий в реальный сектор
экономики.
     Меры  государственной  поддержки интеграционных процессов в сфере
науки   и   образования   должны   быть   сосредоточены  на  следующих
направлениях:
     1.  Создание адекватной правовой базы, обеспечивающей возможность
формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции
науки  и  образования,  регулирование  возникающих при этом отношений,
устранение существующих административных и правовых барьеров.
     2.  Содействие институциональному развитию научно-образовательных
структур, включая:
     продолжение   приоритетной  поддержки  ведущих  исследовательских
университетов  как  крупнейших  научно-образовательных  организаций со
стороны  государства  на  основе  установления  повышенных  нормативов
финансирования,  охватывающих  в  том  числе  исследовательскую работу
преподавателей,  обновление  приборной и информационной базы, кадровое
развитие;
     создание  сети  научно-образовательных объединений для реализации
образовательных  программ  и/или  проведения  научных  исследований (в
последнем  случае  - центров передовых исследований, формируемых путем
объединения  вузовских, академических и отраслевых научных коллективов
и финансируемых на конкурсной основе);
     использование  образовательного потенциала ведущих научных (в том
числе   институтов  академий  наук,  имеющих  государственный  статус)
организаций  через  открытие  при  них  магистратур,  базовых  кафедр,
совместных научно-исследовательских лабораторий;
     создание  инновационных  консорциумов, объединяющих вузы, научные
организации,   предприятия   и,   возможно,  финансовые  структуры,  с
последующим  формированием  на  этой  основе  устойчивых инновационных
кластеров;
     расширение  практики совместного участия научно-исследовательских
институтов  и  вузов  в  конкурсах  на  получение грантов и заказов на
НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.;
     формирование  совместных  ученых советов по научным направлениям,
специализированных  советов  по  присуждению  ученых  степеней на базе
научно-исследовательских институтов и вузов.
     3.  Введение  новых  инструментов  бюджетного  финансирования для
поддержки  интеграционных  процессов  в  сфере  науки  и образования в
увязке   с  комплексом  необходимых  мер  по  повышению  эффективности
использования  бюджетных  средств  в  сфере науки (пересмотр структуры
бюджетных  расходов в пользу конкурсного финансирования, в том числе с
выделением   средств   на   институциональное   развитие   эффективных
организационных   форм   научной   и   образовательной   деятельности;
сокращение   числа   научных   учреждений,   финансируемых  по  смете;
концентрация  средств  на  приоритетных  направлениях  развития науки,
технологий    и    техники    Российской   Федерации   и   приоритетах
технологического  развития; переход к долгосрочным крупным комплексным
проектам; развитие системы грантов и т.п.), в том числе:
     финансирование    на    конкурсной    основе   сетевых   проектов
(консорциумов),  нацеленных  на создание устойчивых взаимосвязей между
вузами и научными организациями и формирование инновационных кластеров
с привлечением бизнеса;
     целевое  финансирование  среднесрочных  (на  3  - 5 лет) программ
развития     научно-образовательных     структур    (исследовательских
университетов,   научно-образовательных   центров,  центров  передовых
исследований,  базовых  кафедр и лабораторий), обеспечивающих развитие
академических  исследований,  материальной, приборной и информационной
базы,  повышение  квалификации  и  академическую  мобильность ученых и
преподавателей,   в   виде   институциональных   грантов  с  созданием
необходимой для этого правовой основы.
     4. Развитие кадрового потенциала, включая:
     предоставление  молодым  ученым  и преподавателям крупных грантов
для   проведения  исследований,  приобретения  научного  оборудования,
подготовки   и   реализации  инновационных  образовательных  программ,
создания  малых  стартовых  фирм  на  срок  до 5 лет, а также льготных
ипотечных кредитов;
     формирование    специальной    программы   поддержки   молодежных
исследовательских  коллективов  и  студенческих конструкторских бюро в
вузах   (с   привлечением   ученых   из   академических  и  отраслевых
научно-исследовательских институтов);
     реализацию        схем       мобильности       кадров       между
научно-исследовательскими институтами, вузами, предприятиями.
     5.  Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов в сфере
науки и образования, в том числе:
     передача научно-образовательным структурам зданий, оборудования и
иного   имущества,   высвобождаемого   в   процессе   реструктуризации
государственных научных учреждений;
     создание  центров коллективного пользования научным оборудованием
(в    том    числе    на    базе    уникальных   научных   установок),
телекоммуникационных   сетей,  совместных  центров  научно-технической
информации,  опытно-экспериментальных  баз,  испытательных полигонов и
т.п.;
     формирование  единой инновационной инфраструктуры на базе вузов и
государственных  научных  учреждений  и  организаций (центров передачи
технологий,   научно-технологических   парков,   консалтинговых  фирм,
бизнес-инкубаторов   и   др.),   поддержка  создания  малых  стартовых
инновационных фирм;
     реализация  образовательных  программ  в  области  инновационного
менеджмента.
     Интеграционные   процессы  в  сфере  науки  и  образования  могут
принимать различные формы и носить институциональный, программный либо
кластерный  характер.  Вместе с тем исходное требование ко всем формам
интеграционных  структур  -  высокий  уровень  научных  исследований и
образовательной деятельности <1>.
--------------------------------
     <1> Критерии оценки подлежат определению.

     В  зависимости  от  глубины  интеграционных  процессов могут быть
выделены:

               I. Полная интеграция науки и образования
                      (в форме юридических лиц)

     1.1. Исследовательские университеты
     Крупнейшие  научные центры в секторе высшего образования, которые
осуществляют  в качестве равноценных видов деятельности как подготовку
специалистов  с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с
фундаментальной   базовой   подготовкой),   магистров,   аспирантов  и
докторантов;  так  и  выполнение  научных  исследований  и  разработок
мирового класса. Отбираются из числа ведущих вузов широкого профиля.

     1.2. Научно-образовательные центры <1>
--------------------------------
     <1>     Для    реализации    определенных    образовательных    и
исследовательских программ (программная интеграция).

     К ним относятся структуры, ведущие подготовку специалистов высшей
квалификации  в  неразрывной  связи  с  процессом научных исследований
(магистров, кандидатов и докторов наук).
     Такие  центры  создаются  НИИ  и  вузами  (причем  не обязательно
широкого, но и узкого профиля) <1>.
--------------------------------
     <1>  Условия создания (функционирования) - предоставление научным
организациям   права   на   участие  в  осуществлении  образовательной
деятельности на основании договоров с вузами, имеющими соответствующие
лицензии.

             II. Частичная интеграция науки и образования

     2.1. НИИ при вузах.
     Кроме  того,  создание  структурных подразделений в НИИ или вузах
без образования юридического лица:
     2.2. Базовые кафедры вузов в научных организациях.
     2.3. Базовые лаборатории НИИ в вузах.

        III. Договорные объединения (ассоциации, консорциумы,
            в том числе с созданием управляющей компании)

     Возможны следующие варианты таких объединений:
     3.1. НИИ - вуз, юридически независимые друг от друга.
     3.2. Вуз - НИИ "при вузе".
     3.3. Медицинский вуз - клиника.
     Наиболее  развитой формой интеграции науки и образования являются
гибкие  сетевые  структуры  (инновационные  кластеры),  создаваемые на
основе   многосторонних   соглашений   и  объединяющие  вузы,  научные
организации, предприятия, инновационные фирмы.


                                                        Приложение N 7

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа