Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НАУКИ Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006 - 2008 (этап институциональных преобразований) и 2009 - 2010 годов (этап структурной модернизации). На этапе институциональных преобразований (2006 - 2008 годы) предполагается решение следующих основных задач: совершенствование нормативной правовой базы и оптимизация организационно-правовых форм в государственном секторе науки; формирование эффективных механизмов финансирования государственного сектора науки; повышение качества управления государственным сектором науки; рационализация имущественных комплексов организаций; оптимизация количества и размера научных организаций, включая укрупнение организаций путем слияний и присоединений. Сокращение числа организаций в государственном секторе науки на первом этапе будет в основном связано с укрупнением организаций, передачей части организаций на иной уровень бюджетной системы, а также акционированием отдельных организаций. На первом этапе будут реализованы следующие основные мероприятия: инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс; определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики; создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций; оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы; формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и вузовского сектора науки, включая формирование сети научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний; развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также "национальные лаборатории" по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. В результате реализации мероприятий первого этапа будут: сформированы критерии оценки эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирования организаций государственного сектора науки; созданы предпосылки для реструктуризации организаций государственного сектора науки (по оценкам, их количество может уменьшится на 15 - 20%), при этом сократится число государственных учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций государственного сектора науки сократится с 50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14 - 16% к 2008 году); созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005 году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из экономической целесообразности. На втором этапе структурной модернизации (2009 - 2010 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия: структурная оптимизация государственного сектора науки; приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных на государственный сектор науки функций; формирование сектора научных организаций со смешанной формой собственности; консолидация ресурсов в рамках системы "национальных лабораторий"; развитие системы связей в рамках государственного сектора науки, в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики; активное позиционирование государственного сектора в реальном секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях. В результате реализации мероприятий второго этапа: приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций); продолжится процесс реструктуризации государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25 процентов). Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения: во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе; во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций вузовского сектора науки в проведении исследований и разработок. Функциональная структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом: --------------------------------------------------------------------------- |Удельный вес в общем числе организаций | 2005 год | 2008 год | 2010 год | | государственного сектора науки | | | | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |академический сектор | 32,7% | 31,0% | 34,4% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |прикладной сектор | 48,1% | 44,3% | 31,3% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |вузовский сектор науки | 19,2% | 24,8% | 34,4% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |Итого | 100% | 100% | 100% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |Число организаций (справочно) | 2600 | 2100 | 1600 | --------------------------------------------------------------------------- Организационно-правая структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом: --------------------------------------------------------------------------- |Удельный вес в общем числе организаций | 2005 год | 2008 год | 2010 год | | государственного сектора науки | | | | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |Государственные унитарные предприятия | 48,0% | 2,4% | 1,3% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |Государственные учреждения | 50,0% | 28,6% | 25,0% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |Государственные автономные учреждения | 0% | 11,9% | 21,9% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |Государственные автономные | | | | |некоммерческие организации | 0% | 9,5% | 15,6% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |Акционерные общества, более 50% акций | | | | |которых находится в федеральной | | | | |собственности | 2,0% | 47,6% | 36,3% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |Итого | 100% | 100% | 100% | |---------------------------------------|----------|-----------|----------| |Число организаций (справочно) | 2600 | 2100 | 1600 | --------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".