О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ. Постановление. Правительство Москвы. 29.06.10 559-ПП

Фрагмент документа "О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Основные тенденции социально-экономического развития
                     в 2009 году и начале 2010 года

     Финансовый кризис негативно повлиял на состояние экономики города
Москвы.  С  сентября  2008 года по апрель 2010 года произошло снижение
объемов производства  товаров  и  услуг  во  всех  основных  отраслях,
увеличение  числа безработных.  Реализация антикризисных мер позволила
остановить спад производства и рост безработицы.  В 4-м квартале  2009
года   начался   рост   промышленного   производства  и  товарооборота
относительно соответствующего периода предыдущего года.  Однако потери
темпов относительно 2008 года в целом остались значительными.

                                       (в % к предыдущему периоду)

----------------------------T-----------------T--------------------¬
¦                           ¦ 2009г. к 2008г. ¦ Январь-май 2010г.  ¦
¦                           ¦                 ¦ к январю-маю 2009г ¦
+---------------------------+-----------------+--------------------+
¦ Промышленное производство ¦       82,8      ¦       94,9         ¦
+---------------------------+-----------------+--------------------+
¦ Строительство             ¦       81,5      ¦       93,3         ¦
+---------------------------+-----------------+--------------------+
¦ Инвестиции в основной     ¦                 ¦                    ¦
¦ капитал                   ¦       77,8      ¦       74,3         ¦
¦                           ¦                 ¦ (по крупным орг.)  ¦
+---------------------------+-----------------+--------------------+
¦ Грузооборот               ¦       79,5      ¦      110,7         ¦
¦                           ¦                 ¦ (по круп. и сред.  ¦
¦                           ¦                 ¦ ним предприятиям)  ¦
L---------------------------+-----------------+---------------------

     В 2009 году впервые за 10 лет произошло снижение уровня  реальной
заработной   платы:  рост  зарплаты  составил  8,6%  при  инфляции  на
потребительском   рынке   11,8%.   При   сохранении   объема    продаж
продовольствия общий объем товарооборота сократился на 3,0%,  причем в
организованной торговле - на 6,1%.
     Сокращение внутреннего  спроса и укрепление курса рубля привели к
снижению индекса потребительских цен с 13% в начале 2009 г. до 11,8% в
конце   года.   Снижение  темпов  инфляции  на  потребительском  рынке
продолжается и в 2010 г.  (январь-май 2010 г.  к январю-маю 2009 г.  -
108,4%).

     Прогноз социально-экономического   развития   на  2010-2013  годы
разработан  с  учетом  сценарных  условий  функционирования  экономики
Российской  Федерации  на  этот  период,  подготовленных Министерством
экономического развития Российской Федерации,  а также  складывающейся
динамики социально-экономического развития города Москвы.
     В основу предлагаемого прогноза заложен  умеренно-оптимистический
вариант  развития  города  Москвы,  который ориентирован на переход от
спада к оживлению и росту экономики.

     Внешние и внутренние условия для формирования прогноза.  Учитывая
прогнозируемые  Минэкономразвития  России  на  2011-2013  годы  объемы
продажи нефти и газа,  изменение цен на них, а также курса доллара США
можно  ожидать  с  2011  года  ежегодное снижение поступлений в бюджет
города Москвы налога на прибыль от нефтяных компаний на  уровне  1-2%,
от газовых компаний - на уровне 2-3%.

     Тарифы на услуги естественных монополий. Предприятия монопольного
сектора в меньшей степени,  чем другие,  пострадали от кризиса в  силу
меньшего падения спроса и стабильности цен на их продукцию, некоторого
снижения стоимости закупаемых ими материалов,  работ  и  оборудования.
Однако  сокращение  доходов  и  ухудшение доступа к кредитным ресурсам
привело к приостановлению их инвестиционных программ.
     Тарифная политика  в  предстоящий  период  должна  способствовать
компенсации этих потерь и обеспечить создание финансовых ресурсов  для
обновления  основных  фондов.  Актуальной  для города задачей остается
ликвидация перекрестного субсидирования в водо- и электроснабжении,  а
также   постепенное  сокращение  дотирования  бюджетом  теплоснабжения
населения. В условиях кризиса эти обстоятельства сокращают возможности
восстановления экономики.
     Основными факторами роста цен на электрическую и тепловую энергию
в  предстоящий  период  являются рост цен на газ,  либерализация рынка
электроэнергии,  а также  учет  выпадающих  доходов  ресурсоснабжающих
организаций.
     Правительством Российской Федерации предусмотрено увеличение  цен
на  газ,  который  составляет  более  половины затрат при производстве
электрической и тепловой энергии в городе Москве,  в 2010  году  -  на
26,3%,  в  2011-2013  годах  -  ежегодно  на  15%  для  всех категорий
потребителей,  кроме населения.  Для  населения  прирост  цен  на  газ
составляет  в  2010 году - 27,8%,  в 2011 году - 17,1%,  в 2012 году -
19,2%, в 2013 году - 15%.
     Предусмотрено также  увеличение доли электроэнергии,  отпускаемой
по свободным ценам,  с 53%  от всей отпущенной энергии в 2010 году  до
76%  в 2011 - 2013 годах. При этом предполагается полная либерализация
рынка электроэнергии,  за исключением отпуска энергии населению.  Цены
на энергию на свободном рынке в настоящее время существенно выше,  чем
в регулируемом секторе.

     Демографические тенденции и рынок труда.
     В результате   повышения   благосостояния  населения,  реализации
программ по стимулированию  рождаемости  и  улучшения  здравоохранения
число  родившихся  в городе Москве выросло с 73,1 тыс.  в 2000 году до
116,1 тыс.  в 2009 году,  а коэффициент рождаемости  с  7,3  до  11,0.
Смертность  сократилась с 13,1 до 11,4 на тысячу жителей.  В 2009 году
естественная убыль населения сократилась до минимального за  последние
20  лет  уровня  -  4,0 тыс.  человек.  Миграционный прирост населения
сохраняется на уровне предыдущих двух-трех лет - 55 тыс. человек.
     Финансово-экономический кризис,  ухудшение экономической ситуации
пока не  отразились  на  репродуктивном  поведении  населения.  В  1-м
квартале  2010  года продолжался рост рождаемости.  В последующие годы
дальнейшему  росту  рождаемости  будет  противодействовать  сокращение
численности женщин детородного возраста.
     Численность трудоспособного  населения  при  условии   стабильной
численности населения города сократится в 2010-2013 годах на 160 - 170
тыс. человек в силу возрастной структуры населения.
     Мировой кризис  оказал  негативное влияние на рынок труда.  Число
официально  зарегистрированных  безработных  выросло  с  20  тысяч   в
середине 2008 года до 60 тысяч в конце 2009 года.  Численность занятых
к сентябрю 2009 года сократилась на 220 тысяч человек  и  лишь  в  4-м
квартале сформировалась тенденция повышения занятости.
     Вместе с   тем,   восстановление   экономики   не   приведет    к
восстановлению  численности  занятых  в  ближайшие  три года,  так как
предприятия будут продолжать оптимизировать численность  персонала.  С
другой стороны,  нет оснований ожидать роста числа безработных в связи
с уменьшением численности трудоспособного населения и  дополнительными
мерами по регулированию трудовой миграции.

     Инфляция. Сжатие     внутреннего     спроса     и     удешевление
продовольственного импорта позволяют рассчитывать на  снижение  темпов
роста  потребительских цен,  по крайней мере,  в первом полугодии 2010
года.  Учитывая, что значительная часть расходов бюджета города Москвы
на    выполнение    социальных   обязательств   Правительства   Москвы
определяется  изменением  прожиточного  минимума   населения,   данный
прогноз учитывает худший вариант развития событий.
     Рост потребительских  цен  в  2010  году  в  среднем  за   период
ожидается в размере 7,5%,  при этом сохраняется также вероятность, что
инфляция может не превысить 7%.
     В 2011-2012  годах уровень инфляции сохранится примерно на уровне
2010 года,  в 2013 году возможно снижение инфляции на один  процентный
пункт.

     Налоговые условия.  С  2010  года  изменен  порядок  зачисления в
бюджет города Москвы акцизов на горюче-смазочные  материалы  и  размер
акцизов  на  алкогольную  продукцию,  что  ведет к значительной потере
доходов бюджета. Предусматривается изменение порядка зачисления налога
на  имущество некоторых компаний,  а также введение льгот по налогу на
прибыль для  предприятий,  осваивающих  инновационную  продукцию,  что
также сокращает поступления в бюджет города Москвы.
     Финансовый кризис  внес  существенные  коррективы   в   стоимость
земельных    участков,    что    вызывает   необходимость   пересмотра
коэффициентов  кадастровой  стоимости  и  оценки  возможных  налоговых
потерь на землю.

     Основные макроэкономические     показатели    экономического    и
социального развития.
     Сокращение предложения   и   возможностей  привлечения  кредитных
ресурсов,  сокращение государственных и  корпоративных  инвестиционных
программ,  медленное  восстановление  реальных  доходов  населения  не
позволяют рассчитывать на полное восстановление объемов производства в
промышленности,  строительстве  и  других  основных отраслях городской
экономики в  2010  году.  В  строительстве  дополнительным  отягчающим
фактором является значительное сокращение в минувшем году строительных
заделов и сжатие рынка недвижимости. Восстановлению розничной торговли
непродовольственными   товарами,  где  произошло  основное  сокращение
объемов,  будет  препятствовать  сокращение  объемов  потребительского
кредита.
     В то же время обрабатывающая промышленность (а это основная часть
московской  промышленности)  будет  расти более высокими темпами,  чем
промышленное производство в целом. Темпы восстановления промышленности
города  Москвы  после  кризиса  1998  года  и ее развития в дальнейшем
значительно  превосходили  общероссийские.  Предполагается,  что   эта
тенденция сохранится и на современном этапе.

Фрагмент документа "О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа