Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".
6.2. Комплекс мер по реализации Стратегии развития автомобильной промышленности на территории Российской Федерации Весь комплекс предлагаемых в рамках Стратегии мер можно разделить на два условных блока: 1) формирование рыночных условий развития производства на территории Российской Федерации и стимулов по обновлению парка; 2) финансовое оздоровление и формирование условий устойчивого инновационного развития автомобильной промышленности России, повышение инвестиционной привлекательности предприятий отрасли, обеспечение коммерческой эффективности привлеченных инвестиций. Реализация Стратегии требует активного государственного участия. Государственное регулирование будет являться одним из ключевых инструментов реализации целевых сценариев развития. 6.2.1. Комплекс мер по формированию рыночных условий развития производства на территории Российской Федерации Основную роль государства можно определить как влияние на следующий ряд ключевых параметров российского автомобильного рынка: - стимулирование спроса для восстановления и органического роста внутреннего рынка; - умеренные тарифные и нетарифные меры по ограничению импорта; - повышение инвестиционной привлекательности; - обеспечение коммерческой эффективности привлеченных инвестиций; - гармонизация технического и таможенного законодательства в рамках Таможенного союза; - развитие законодательства и нормативной правовой базы в области автомобилестроения; - поддержка экспорта продукции российского автомобилестроения; - совершенствование системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Для реализации данного комплекса необходимо осуществление следующих мероприятий: по стимулированию обновления парка автотранспортных средств и спроса на новую автомобильную технику, включая: - обеспечение регламентации пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов в соответствии с современными требованиями; - внесение изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", предусматривающих запрет на эксплуатацию в коммерческих целях для лицензируемых перевозок грузов и пассажиров (по согласованию с Минтрансом России и при условии подготовки программ обновления парка автопроизводителями), в том числе: начиная с 2011 г.: грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности свыше 22 лет; автобусов свыше 15 лет; начиная с 2012 г.: легковых автомобилей свыше 20 лет; грузовых легких коммерческих автомобилей (ЛКА) свыше 20 лет; ЛКА на пассажирских маршрутах свыше 15 лет; - предоставление бюджетных ассигнований на субсидии торговым организациям на возмещение затрат в связи с продажей физическим лицам новых автотранспортных средств российского производства взамен автотранспортных средств старше 10 лет, сдаваемых на утилизацию со скидкой; по защите российского автомобильного рынка от импорта новых и подержанных автомобилей, а также автомобилей, не отвечающих требованиям действующих технических регламентов Российской Федерации, включая: - сохранение уровня установленных таможенных пошлин на ввоз автомобильной техники; - повышение эффективности механизмов оценки соответствия ввозимых автотранспортных средств иностранного производства установленным требованиям безопасности, особенно поступающих из стран, не являющихся участниками Женевского соглашения 1958 г.; - усиление контроля за сертификационными центрами и испытательными лабораториями; - по поддержанию устойчивого спроса на продукцию предприятий российского автомобилестроения, в том числе: - формирование целевых параметров долгосрочного государственного заказа на автомобильную технику российского производства; - развитие системы потребительского кредитования и лизинговых операций на среднесрочную перспективу (в том числе через государственные и частные лизинговые компании) по приобретению автомобильной техники российского производства, с использованием субсидирования из средств федерального бюджета части кредитной/лизинговой процентной ставки; по стимулированию развития экспорта, включая: - введение системы страхования экспортных контрактов российских производителей автомобильной техники; - содействие в создании единой сети экспортных представительств по дистрибуции запасных частей и сервиса для автотранспортных средств российского производства; по формированию законодательной и нормативной правовой базы, в том числе в рамках Таможенного союза, в том числе: - принятие технического регламента в отношении обеспечения экологически безопасной утилизации вышедших из эксплуатации колесных транспортных средств и их составных частей; - проведение работ по гармонизации экологических требований и требований по безопасности конструкции автотранспортных средств на едином пространстве Таможенного союза на базе согласованных с международными требованиями, принятых в Российской Федерации технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, и технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609; - разработка национальных стандартов в качестве доказательной базы для реализации технических регламентов. Выполнение данного комплекса мер планируется к проведению на I этапе (2010 г.) реализации Стратегии. 6.2.2. Комплекс мероприятий, направленных на финансовое оздоровление и формирование условий устойчивого инновационного развития автомобильной промышленности России Основными направлениями государственного участия в финансовом оздоровлении и формировании устойчивого инновационного развития автомобильной промышленности являются: 1) содействие в разработке и реализации корпоративных программ реструктуризации отечественных автопроизводителей; 2) стимулирование организации высокотехнологичных производств автотранспортных средств и автомобильных компонентов на территории Российской Федерации, в том числе предоставление российским автопроизводителям долгосрочного финансирования на возвратной основе, в среднесрочной перспективе субсидирование процентной ставки привлекаемых заемных средств и т.п.; 3) развитие национальной базы НИОКР по ключевым направлениям/компонентам технологическим решениям; 4) разработка новых и модификация существующих образовательных программ и программ повышения квалификации для обеспечения автомобильной промышленности кадрами нового типа. Реализация указанных направлений предполагает на первом этапе (2010 г.) реализации Стратегии проведение следующих мероприятий (помимо мероприятий, предусмотренных разделом 6.2.1): В сегменте "Автопроизводители": - разработка и реализация плана глубокой локализации (в среднем не ниже 50%, а по отдельным моделям не ниже 75); - разработка перечня/программы приоритетных инновационных и инвестиционных проектов автомобилестроительных компаний, определив объемы и источники финансирования, в том числе по развитию автомобилестроения "двойного" назначения; - разработка программы развития военной автомобильной техники на период до 2020 года; - стимулирование и предоставление государственной поддержки процессам/программам вывода из состава промышленных производств непрофильных активов (включая социальные объекты), компонентных производств и переделов. В сегменте "поставщики" (включая поставщиков силовых агрегатов): - консолидация принятия решений по выбору поставщиков; - стимулирование создания совместных предприятий 1 уровня с иностранными поставщиками (не менее 2 на компонент/узел/агрегат); - проведение предпроектных исследований по созданию новых и модернизации действующих компонентных производств и технологий; - инвестиции федерального и региональных бюджетов в создание технопарков для формирования базы поставщиков, в том числе в соответствии с программой развития моногородов. В сегменте НИОКР: - разработка перечня НИОКР в части развития энергоресурсосберегающих технологий, применения альтернативных видов топлива, повышения безопасности конструкции и экологии, определив объемы и источники финансирования; - рассмотрение вопроса о целесообразности создания национального научно-исследовательского и сертификационного центра автомобилестроения; - содействие в создании центров компетенций по разработке и предоставлению инжиниринговых услуг, в том числе совместно с иностранными партнерами, с единой координацией. На втором этапе реализации Стратегии (2011 - 2014 годы): В сегменте "Автопроизводители": - реализация инвестиционных проектов по модернизации/техническому перевооружению действующих и созданию новых производственных мощностей; - реализация мероприятий по поддержке спроса (раздел 6.2.1); - создание условий формирования глубоких партнерств, в том числе между российскими и иностранными производителями; - стимулирование повышения доли локализации на территории Российской Федерации высокотехнологичных производств автомобильной техники, в том числе выработка новых повышенных требований по локализации для иностранных компаний, действующих в режиме "промышленной сборки"; - стимулирование развития системы/сети послепродажного обслуживания и сервисной сети 2-го уровня. В сегменте "Поставщики" (включая поставщиков силовых агрегатов): - стимулирование и поддержка реструктуризации "ландшафта" российских поставщиков автокомпонентов от вертикальной к горизонтальной специализации; - стимулирование повышения доли локализации на территории Российской Федерации высокотехнологичных производств автомобильных компонентов, в том числе, выработка новых повышенных требований по локализации для иностранных компаний, действующих в режиме "промышленной сборки"; - содействие в обеспечении федеральной поддержки региональных инициатив развития автомобильных кластеров, предусматривающей софинансирование проектов по развитию инфраструктуры автомобильного производства (в том числе в рамках развития действующих и формирования новых промышленных особых экономических зон - промышленных парков), прежде всего в Северо-Западном, Приволжском, Центральном федеральных округах; - разработка и реализация проектов развития производств сырьевых переделов (литейное, кузнечное и др.); - инвестирование в создание новых производств и разработку новых продуктов и технологий (с учетом мероприятий в сегменте "НИОКР"). В сегменте НИОКР: - государственная поддержка проведения и реализации отдельных инновационных проектов создания автотранспортных средств нового поколения в соответствии с перечнем НИОКР на среднесрочную и долгосрочную перспективу; - проведение работ по развитию нормативной правовой базы, в том числе в области технического регулирования; - содействие в приобретении лицензий от иностранных компаний; - содействие в приобретении активов за рубежом; - государственная поддержка подготовки/переподготовки научно-исследовательских, инженерных, производственных и управленческих кадров, в том числе в зарубежных инжиниринговых и производственных центрах. На третьем этапе реализации Стратегии (2015 - 2020 годы) основными мерами третьего этапа являются: В сегментах "Автопроизводители" и "Поставщики" (включая поставщиков силовых агрегатов): - завершение срока действия защитных мер (2016 - 2017 г.) с дальнейшим поэтапным переходом на работу в рамках глобальных торговых соглашений с учетом интересов российского автомобилестроения; - завершение формирования "ландшафта" российских поставщиков автокомпонентов с вертикальной на горизонтальную специализацию; - внедрение мероприятий по стимулированию использования экологичного, ресурсо- и энергосберегающего, безопасного автотранспорта; - развитие дорожной инфраструктуры, а также инфраструктуры заправок альтернативными видами топлив. В сегменте НИОКР: - развитие системы подготовки научно-исследовательских, инженерных и производственных кадров под цели и задачи автомобильной промышленности. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".