ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Постановление. Правительство РФ. 12.08.10 623

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа


Страницы: 1  2  


II. Требования к безопасности объектов внутреннего
                           водного транспорта
     
     19. Требования к безопасности объектов регулирования, указанных в
абзацах   втором   и   третьем   подпункта  "а"  пункта  5  настоящего
технического  регламента,  устанавливаются  в  зависимости  от разряда
водного  бассейна,  в  котором  предполагается  эксплуатация  объектов
регулирования.  Перечни  водных  бассейнов в зависимости от их разряда
устанавливаются   Министерством   транспорта   Российской   Федерации.
Настоящим  техническим  регламентом предусмотрены такие разряды водных
бассейнов,   как   "Л",  "Р",  "О",  "М",  "О-ПР",  "М-ПР"  и  "М-СП".
Соответствующие  этим  разрядам  предельно  допускаемые  для  плавания
высоты  волн,  их  повторяемость  (обеспеченность)  и  скорость  ветра
приведены в приложении N 2.
     Проектанты  и  строители  объектов регулирования должны учитывать
также  гидрометеорологические  условия,  которые  могут  иметь место в
районах предполагаемой эксплуатации объектов регулирования.
     20.  Объекты  регулирования,  указанные  в  пункте  19 настоящего
технического регламента, подлежащие разовому переходу (перегону) через
водные  бассейны,  существенно  отличающиеся  от районов плавания, для
эксплуатации  в  которых они предназначены, должны пройти внеочередное
освидетельствование   и  получить  свидетельство  на  разовый  переход
(перегон).
     21.  Средства  измерений,  испытаний  и  контроля, используемые в
целях    обеспечения   безопасности   объектов   внутреннего   водного
транспорта, должны быть утвержденных типов, пройти поверку, а методики
измерений должны быть аттестованы в соответствии с Федеральным законом
"Об обеспечении единства измерений".
     22.  На  каждом  судне должна находиться аптечка с лекарственными
средствами и легко доступными для понимания инструкциями.
     Состав  такой  аптечки  устанавливается  в  порядке, определенном
Министерством   здравоохранения   и  социального  развития  Российской
Федерации,  с учетом числа находящихся на судне лиц, а также характера
и продолжительности выполняемых рейсов.
     23.  Биологическая безопасность объектов регулирования, указанных
в  подпункте  "а"  пункта 5 настоящего технического регламента, должна
обеспечиваться   проектантом,   строителем   судна   и  изготовителями
материалов  и изделий для судов путем выполнения применимых требований
законодательства    Российской   Федерации   в   области   обеспечения
санитарно-эпидемиологического    благополучия   населения   и   охраны
окружающей среды.
     24.  При  проектировании и изготовлении судовых систем вентиляции
должны  быть  предусмотрены меры по предотвращению поступления воздуха
из   санитарно-бытовых,  машинных  помещений,  помещений  медицинского
назначения  в  жилые  и  служебные помещения, а также из одной каюты в
другую.
     25.  При  проектировании  и  изготовлении  систем  водоснабжения,
отопления  и  вентиляции  проектантом  и  строителем судна должна быть
разработана  система мер, обеспечивающих безопасность экипажей судов и
пассажиров  в  случае возникновения неблагоприятных аварийных ситуаций
(пожар, взрыв, утечка токсических соединений, поступление в окружающую
среду   опасных  и  вредных  факторов  биологической,  химической  или
физической природы).
     26.    При   проектировании   и   изготовлении   судовых   систем
водоснабжения  проектантом  и строителем судна должна быть разработана
система  мер,  предусматривающих возможность обработки питьевой воды с
целью  обеспечения  ее  безопасности  в  соответствии  с  требованиями
Федерального   закона   "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии
населения".
     27.  При проектировании и изготовлении судовых систем должна быть
разработана  система  мер,  предусматривающих  защиту от поступления в
окружающую   среду   в   процессе   эксплуатации   судов   организмов,
несвойственных естественным экологическим системам.
     28.  В  целях обеспечения взрывобезопасности изготовитель судовых
технических  средств  и  (или) строитель судна должны исключить прорыв
отработанных  газов, искр и пламени, контакт горячих частей с горючими
и взрывоопасными веществами, которые могут явиться причиной взрыва.
     29.   К   установке   в   судовые   помещения,  в  которых  могут
образовываться  взрывоопасные  смеси  паров,  газов и пыли с воздухом,
должно  предназначаться  взрывозащищенное  электрическое оборудование,
степень защиты которого устанавливается согласно приложению N 3.
     30.  Газовыпускные трубопроводы двигателей внутреннего сгорания и
котлов должны быть оборудованы искрогасителями.
     31. На судах, предназначенных для перевозки взрывоопасных грузов,
проектант  должен предусмотреть применение во взрывоопасных помещениях
и    пространствах   электрического   оборудования   взрывозащищенного
исполнения,   предназначенного  для  работы  во  взрывоопасных  смесях
соответствующих категорий и групп. Выключатели освещения и штепсельные
розетки  не  должны  устанавливаться  в этих помещениях. Конструкция и
материал деталей палубных механизмов, устанавливаемых во взрывоопасных
помещениях и пространствах, должны исключать искрообразование.
     32.  Вентиляция  трюмов  сухогрузных  судов,  предназначенных для
перевозки  взрывоопасных  грузов,  должна  быть  сконструирована таким
образом,  чтобы  исключалась возможность проникновения опасных газов в
соседние   помещения,   в  которых  живут  или  работают  люди  (жилые
помещения,  рулевая  рубка,  машинные  помещения).  Устройство  систем
вентиляции  судов,  совершающих  международные  рейсы, должно отвечать
требованиям международных договоров Российской Федерации.
     33.  Все металлические тросы, проходящие на судах над трюмами или
танками   (грузовыми  баками),  в  которых  перевозятся  взрывоопасные
вещества, должны быть заземлены на корпус.
     34.  На  судах,  перевозящих  взрывоопасные грузы наливом, помимо
требований,   предусмотренных   пунктами  28  -  30  и  32  настоящего
технического  регламента,  проектантом  и строителем судна должны быть
выполнены следующие требования:
     а)  междубортные  и  междудонные  пространства,  расположенные  в
пределах  грузового  пространства  и  не  предназначенные  для  приема
водяного  балласта,  а также коффердамы, расположенные между машинными
отделениями  и  насосными  отделениями, должны быть снабжены системами
вентиляции в соответствии с пунктами 174 - 178 настоящего технического
регламента и международными договорами Российской Федерации;
     б)  насосы, компрессоры и соответствующие погрузочно-разгрузочные
трубопроводы,  предназначенные  для  работы с опасными грузами, должны
находиться в пределах грузовой зоны;
     в)  должна  быть  предусмотрена  возможность отключения насосов и
компрессоров  из  грузового  пространства  и,  кроме того, из места за
пределами грузового пространства;
     г)  светильники,  установленные  в  грузовой зоне, должны быть во
взрывозащищенном  исполнении.  Переносные осветительные приборы должны
быть низковольтными (с потребляемым напряжением не выше 12 вольт) и во
взрывозащищенном исполнении;
     д)  запрещается  размещать  во  взрывоопасных  зонах и помещениях
судовые  устройства  и  их  элементы,  применять  рабочий  инструмент,
приборы,  аппаратуру,  переносные  детали  и соединения трубопроводов,
которые при нормальной эксплуатации могут вызвать искрообразование;
     е)  для швартовки судов, перевозящих взрывоопасные грузы наливом,
должны   быть   предусмотрены   переносные  мягкие  кранцы  и  канаты,
исключающие искрообразование;
     ж)   стальные   буксирные   и   швартовные   канаты   допускается
использовать  в  местах, расположенных на расстоянии не менее 3 метров
от грузовых отсеков (на баке, юте);
     з)  для  отвода  статического  электричества  судно  должно  быть
оборудовано устройствами антистатического заземления;
     и)  должна  быть  предусмотрена  система  газовыпуска из грузовых
танков.
     35.  Химические  источники  тока  на  судах  и береговых объектах
должны  быть  защищены  от попадания воды, а места их установки должны
быть обеспечены вытяжной вентиляцией.
     36.  В  помещениях,  в  которых  вероятно скопление взрывоопасных
газов     или     смесей    либо    предназначенных    для    хранения
легковоспламеняющихся   продуктов,   должно  быть  установлено  только
взрывозащищенное электрическое оборудование.
     37.  Бытовые установки сжиженного газа должны быть спроектированы
и  установлены  так, чтобы исключить утечку газа и минимизировать риск
взрыва.    Должны    быть    предусмотрены   мероприятия   и   приборы
(приспособления), необходимые для выявления возможной утечки газа.
     Материалы   и   конструкции   установок   должны  соответствовать
используемому  типу  газа  и  выдерживать  перегрузки  при  допустимых
изготовителем условиях эксплуатации.
     Каждая  установка  должна  быть снабжена рассекателем пламени для
всех типов горелок.
     Для  каждой  установки  должен быть предусмотрен свой питательный
трубопровод  или шланг от общей распределительной системы (пункта), на
котором должно быть установлено устройство для перекрытия подачи газа.
Распределительный  пункт должен быть установлен таким образом, чтобы в
случае  утечки газа из шкафа не возникало опасности проникновения этой
смеси   внутрь  судна  или  соприкосновения  с  каким-либо  источником
воспламенения.  Должна  быть предусмотрена вентиляция с целью удаления
продуктов сгорания и защиты персонала в случае утечки газа.
     Все  суда  с  постоянно  установленными  системами  газоснабжения
должны  быть  оборудованы  укрытием  (помещением) для хранения газовых
баллонов,  отделенным  от  жилых  помещений.  Это  укрытие (помещение)
должно   быть   доступно   только  снаружи  и  должно  иметь  вытяжную
вентиляцию.
     38.  При  строительстве,  ремонте, модернизации, переоборудовании
судов,   изготовлении   судовых   технических   средств  проектантами,
строителями и изготовителями должна быть сведена к минимуму опасность,
исходящая  от  элементов  конструкции, объектов техники, инструмента и
приспособлений.
     39.  Корпуса  судов  и их конструктивные элементы должны обладать
прочностью и устойчивостью, позволяющими выдерживать нагрузки, которым
перечисленные   материальные   объекты  регулирования  подвергаются  в
спецификационных   (предусмотренных   при   проектировании)   условиях
эксплуатации.
     40.  Расчетные  нагрузки  на  корпуса  судов  и их конструктивные
элементы  в  зависимости  от  условий  эксплуатации и назначения судна
должны   учитывать   динамическое  и  статическое  воздействие  ветра,
взволнованной  водной  поверхности, давление и инерционные нагрузки от
груза  и  предусмотренных  для установки технических объектов, ледовые
нагрузки и влияние вибрации и тряски.
     41.   Прочность  и  устойчивость  корпусов  и  их  конструктивных
элементов  должны  подтверждаться расчетами, основанными на применении
общепризнанных  методов  для  комбинаций нагрузок, вызывающих наиболее
напряженное  состояние  элементов  конструкции. В расчетах должны быть
учтены:
     а) конструктивные особенности объекта регулирования;
     б) характер нагрузки;
     в) износ конструктивных элементов и их остаточные деформации;
     г)  свойства  материалов,  примененных  при строительстве объекта
регулирования;
     д) условия эксплуатации объекта регулирования.
     42.  В  целях  обеспечения  вибрационной прочности корпусов судов
должна  быть  подтверждена  малая  вероятность резонанса корпуса и его
элементов   при  их  вибрации  путем  сравнения  их  частот  свободных
колебаний с частотами действия возмущающих сил.
     43.  В  целях  предотвращения  разрушения  корпусных  конструкций
вследствие  концентрации напряжений при проектировании и строительстве
(изготовлении) должно быть предусмотрено:
     а) надлежащее распределение нагрузки на элементы конструкции;
     б) отсутствие конструктивных концентраторов напряжения (установка
книц,  скругление  углов  и  кромок  деталей,  зачистка  сварных швов,
закрепление концов балок или плавное их окончание);
     в)   рациональное   расположение   и   подкрепление   вырезов   в
конструкциях, скругление углов вырезов.
     44.  Конструкция  судовых технических средств должна исключать на
всех  предусмотренных  режимах  работы  нагрузки на детали и сборочные
единицы, способные вызвать разрушения.
     45.  Если  возможно  возникновение нагрузок, приводящих к опасным
разрушениям,  то  судовые  технические  средства  должны быть оснащены
предохранительными    устройствами,   предотвращающими   возникновение
разрушающих нагрузок. Детали и сборочные единицы должны быть ограждены
или  расположены так, чтобы их потенциально опасные части не создавали
травмоопасных ситуаций.
     46. Отдельные детали или сборочные единицы, вращающиеся с высокой
скоростью,   должны  быть  статически  и  динамически  отбалансированы
изготовителем  для  минимизации  усилий,  которые  возникают в них при
вращении и могут привести к разрушению конструкции.
     47.  Трубопроводы и арматура систем должны быть прочно закреплены
и  иметь  возможность  теплового  расширения (удлинения) без нарушения
плотности  соединений.  Трубопроводы систем должны выдерживать заранее
предусмотренное  превышение  рабочего  давления.  Все краны, клапаны и
клинкеты   судовых   технических  средств,  судовых  систем  и  систем
энергетической установки должны иметь надписи об их назначении.
     48.   Долговечность   материалов,  применяемых  для  изготовления
корпусов  судов,  деталей  и узлов судовых технических средств, должна
соответствовать  условиям предусматриваемого применения. Для повышения
достоверности оценки долговечности технических объектов их проектантом
должны  быть  учтены риски, связанные с явлениями усталости, старения,
коррозии и износа.
     49.  Меры  по  обеспечению  стабильности положения массы судового
технического   средства   (предотвращение   падения,  опрокидывания  и
смещения)   должны   быть   изложены  в  руководстве  (инструкции)  по
эксплуатации.
     50.    Предметы   снабжения,   инструмент,   приспособления   для
технического обслуживания и ремонта судовых технических средств должны
быть расположены и закреплены таким образом, чтобы их падение не могло
принести   вред   персоналу   эксплуатанта   и  другим  оказавшимся  в
непосредственной близости к объекту регулирования людям.
     51.  Должна быть устранена опасность для экипажа судна, связанная
с  изменением режима работы судна, судовых технических средств. Режимы
работы,  на  которых  риск  саморазрушения двигателей и других судовых
технических   средств  превышает  допустимый,  должны  быть  исключены
посредством  наличия  и функционирования защитных, предохранительных и
блокирующих устройств, устраняющих возможность травмирования персонала
эксплуатанта  и  возникновения  инцидентов,  аварий  и иных негативных
последствий.
     52.  В  целях  предотвращения скольжения членов экипажа судна при
обслуживании   судовых   технических   средств   конструкция   судовых
технических    средств    должна   исключать   каплепадение   топлива,
смазывающих,  охлаждающих  и  других  рабочих жидкостей, а поверхность
настила (палубы) должна иметь покрытие, предотвращающее скольжение.
     53.  Для предотвращения опасности защемления частей тел персонала
эксплуатанта  при  выполнении  рабочих операций, затягивания людей под
трос, наматывающийся на барабан лебедок, брашпилей и шпилей, указанные
объекты  должны быть оборудованы средствами реверсирования, аварийного
отключения и сигнализации. Их конструкция должна исключать возможность
их самопроизвольного включения и выключения.
     54.   Опасность   придавливания   людей   должна  быть  исключена
оборудованием грузоподъемных приспособлений механическими фиксаторами,
удерживающими  рабочие органы в том положении, в которое они приведены
при подъеме деталей и узлов в процессе обслуживания или ремонта.
     55. Для предотвращения опасности, связанной с разрывом швартовных
и  буксирных  канатов  в  процессе выполнения судовых операций, должны
быть выполнены требования охраны труда палубной команды на судах.
     56.  Для  исключения  опасности  разрезания  и  разрыва  элементы
конструкции  судовых  технических  средств  не  должны  иметь  режущих
плоскостей,  поверхностей  с  повышенной шероховатостью, острых углов,
кромок,  заусенцев,  представляющих  опасность травмирования персонала
эксплуатанта,   если   их   наличие   не  определяется  функциональным
назначением   этих   элементов.   В   последнем   случае  должны  быть
предусмотрены меры защиты, позволяющие предотвратить контакт персонала
эксплуатанта  и  других  лиц с травмоопасными кромками и поверхностями
конструкций технических объектов.
     57.  Для  защиты персонала эксплуатанта и других лиц от опасности
быть уколотыми и (или) проткнутыми при случайном контакте с доступными
подвижными  элементами  судовых  технических  средств,  имеющими форму
острых  зубьев,  пальцев,  иглы,  штанги и острых наконечников, должны
быть  установлены  ограждения  или  барьеры,  которые  могут  являться
частями  объекта.  В  других  случаях  опасные  элементы  должны  быть
встроены в конструкцию судового технического средства.
     58.  Конструкция  элементов  и  ограждений  гидравлических систем
должна  защищать  персонал  эксплуатанта  и  других  лиц  от травм при
выбросе жидкости под высоким давлением.
     59.  Судовые  технические  средства,  использующие  энергию пара,
сжатого  воздуха,  жидкости  под  высоким давлением или работающие под
вакуумом,   должны  быть  сконструированы  и  изготовлены  так,  чтобы
опасность, вызываемая выбросом рабочих тел, была сведена к минимуму, а
именно:
     а)  не  превышалось  максимально  допустимое  давление (вакуум) в
системе с помощью ограничителей давления (вакуума);
     б)  не  возникало опасности при сбросе давления, падении давления
(вакуума) или потере герметичности;
     в)  все  элементы систем, особенно жесткие и гибкие трубопроводы,
предназначенные  для подачи жидкостей и газов, находящихся под высоким
давлением,  должны  выдерживать  предусмотренные проектантом внешние и
внутренние  воздействия,  возможные в эксплуатации, должны быть прочно
закреплены  и  защищены  от  всех  видов внешних воздействий, ударов и
напряжений  или  расположены  так,  чтобы  предотвратить  их случайное
повреждение;
     г)  все элементы, которые остаются под давлением после отключения
судового  технического  средства  от  источника  энергии,  должны быть
снабжены  четко  идентифицированными  устройствами  сброса  давления с
предупреждающей  надписью о необходимости сброса давления (вакуума) до
наладки или проведения обслуживания указанного средства.
     60.   Воздухохранители   (баллоны  сжатого  воздуха),  являющиеся
объектами  повышенной опасности, должны иметь безопасную конструкцию и
удовлетворять  требованиям  прочности стальных сосудов, работающих под
давлением.
     61.  Гидравлический  привод  судовых  технических  средств должен
фиксировать  и  удерживать  указанные средства или их рабочие органы в
предписанном управлением положении.
     62.   Судовые   технические   средства,  в  которых  используется
потенциальная  энергия  упругих  элементов  (пружин,  рессор  и других
деталей  подобного  типа),  должны  иметь устройства разгрузки упругих
элементов   или   устройства,  блокирующие  освобождение  энергии  при
обращении  с  ними  или  приводящие  данные  элементы в безопасное для
обслуживающего персонала состояние.
     63.  Устройство  закрытий помещений внутри корпуса или надстройки
судна должно исключать опасность для людей оказаться внутри замкнутого
объема  без  возможности самостоятельного выхода. Если это невозможно,
то  такие  помещения должны быть оснащены средствами, необходимыми для
вызова  помощи.  Требование  не распространяется на помещения, которые
при нормальных условиях эксплуатации закрыты и их посещение персоналом
эксплуатанта  не  предусматривается (коффердамы, сухие отсеки и другие
редко посещаемые помещения).
     64.  Двери  надстроек и рубок, ведущие на открытую палубу, должны
открываться наружу.
     65.   Двери   судовых   помещений  общего  пользования  (салонов,
кают-компаний   и   иных  помещений  аналогичного  назначения)  должны
открываться  наружу  или  в обе стороны. Двери кают должны открываться
внутрь  помещения,  а  в  их нижней части должны быть выбивные филенки
размерами  0,4  x  0,5 метра. На дверях пассажирских кают с внутренней
стороны  этих  филенок должны быть надписи "Аварийный выход - выбить в
аварийном случае".
     При   наличии   в  каютах  спасательных  лазов-иллюминаторов  или
открывающихся  окон  с  размерами  в  свету  не  менее 400 миллиметров
устройство выбивных филенок не требуется.
     66.  Каждое  судно  должно  иметь  систему  обеспечения  пожарной
безопасности,    отвечающую    требованиям   настоящего   технического
регламента  и  требованиям  законодательства  Российской  Федерации  в
области пожарной безопасности.
     67.  В  целях профилактики возникновения пожароопасных ситуаций и
ликвидации их последствий проектант и строитель судна в рамках системы
обеспечения пожарной безопасности должны предусматривать:
     а) конструктивную противопожарную защиту;
     б)  устройство  и расположение пожароопасных объектов и путей для
эвакуации людей, сводящие к минимуму риск пожара;
     в)  противопожарные  системы,  соответствующие  классам пожара по
виду горючего материала, и системы сигнализации о пожаре;
     г) комплектность и готовность к действию противопожарных средств.
     68. Конструктивная противопожарная защита судов должна:
     а) предотвращать опасность возникновения пожара;
     б) ограничивать распространение огня и дыма по судну;
     в)  отдалять  потерю прочности конструкций при воздействии огня и
высоких температур;
     г)  создавать  условия  для  быстрой  и  безопасной  эвакуации из
помещений и с судна людей и имущества, а также для тушения пожара.
     69.  Для  достижения  целей,  указанных  в  пункте  67 настоящего
технического   регламента,   проектант   и   строитель   судна  должны
предусматривать следующее:
     а) изоляция судовых помещений, за исключением грузовых помещений,
почтовых  и  багажных  отделений,  холодильных  кладовых,  должна быть
выполнена  из  негорючих  материалов. В обоснованных случаях это могут
быть горючие материалы, медленно распространяющие пламя;
     б)  дерево,  применяемое  для  судовых  конструкций,  должно быть
обработано    огнезащитным   составом   первой   группы   огнезащитной
эффективности,  в  соответствии  с которой уменьшение массы деревянной
конструкции,   обработанной   огнезащитным   составом,   в  результате
воздействия огня составляет не более 9 процентов;
     в)  все  внутренние  и  внешние  трапы должны быть изготовлены из
негорючих материалов;
     г)  пассажирские  суда  длиной  65  метров  и  более  должны быть
разделены  на  главные  вертикальные  противопожарные зоны поперечными
огнестойкими   и   огнезадерживающими  переборками,  расстояние  между
которыми должно быть не более 45 метров;
     д)  на  вновь  строящихся  судах,  предназначенных  для перевозки
нефтепродуктов  и  других  легковоспламеняющихся жидкостей, в грузовых
наливных   цистернах   (танках),  коффердамах  и  насосных  отделениях
применение дерева и других горючих материалов не допускается;
     е)  на  самоходных,  а  также  на несамоходных судах с постоянной
командой, перевозящих легковоспламеняющиеся грузы, в надстройке должно
быть  предусмотрено  помещение  для  курения,  в котором оборудование,
изоляция  и  зашивка  должны  быть  выполнены из негорючих материалов.
Выход  из  курительного  помещения должен быть в коридор, иллюминаторы
этого помещения должны быть глухого типа (не открывающиеся);
     ж)  на  судах,  перевозящих нефтепродукты и легковоспламеняющиеся
жидкости с температурой вспышки паров ниже 60 градусов Цельсия:
     машинные  помещения  должны  быть  отделены  от грузовых танков и
сливных   цистерн   коффердамами,   или   насосными  помещениями,  или
балластными танками;
     должны быть предусмотрены конструктивные мероприятия, исключающие
искрообразование  во  взрывоопасных пространствах и попадание утечек и
паров   легковоспламеняющихся   жидкостей  в  помещения,  для  них  не
предназначенные.
     70.  В  машинных  помещениях, за исключением случаев, указанных в
пунктах   71   -   73  настоящего  технического  регламента,  туннелях
валопроводов  и  в  каждом  помещении,  в  котором установлены главные
распределительные  щиты,  должны  быть предусмотрены 2 выхода, один из
которых может быть запасным.
     71.    На    судах,    перевозящих    нефтепродукты    и   другие
легковоспламеняющиеся     жидкости,    машинные    помещения    должны
располагаться  в  кормовой  части  судна  вне района грузовых танков и
сливных  цистерн, а надстройка, в которой расположены жилые помещения,
должна  иметь  2  выхода  на  открытую  палубу, устроенные по одному с
каждого  борта.  В  случае если это невозможно, допускается устраивать
один  из  выходов  на  кормовую  или  носовую часть палубы надстройки.
Второй выход не требуется из:
     а) машинных помещений, площадь которых не превышает 25 квадратных
метров,  если  имеющийся  выход  ведет не в смежное машинное или жилое
помещение;
     б) помещения инсинераторов;
     в)   вспомогательных   помещений,   не   представляющих  пожарной
опасности  и  выгороженных  внутри  машинного  помещения,  имеющего  2
выходных пути;
     г)   закрытых   центральных   постов  управления,  в  которых  не
расположены главные распределительные щиты;
     д)  помещений,  в  которых  нет  двигателей, работающих на жидком
топливе.
     72.  Если  2  смежных  машинных  помещения  сообщаются при помощи
дверей  и  каждое  из  этих помещений имеет только по одному выходу на
открытую   палубу,   то   эти   выходы   должны  быть  расположены  по
противоположным бортам.
     73.  Грузовые  насосные  помещения  на нефтеналивных судах должны
иметь  не  менее  одного  выхода, ведущего непосредственно на открытую
палубу. Выходы в другие машинные помещения не допускаются.
     74.  Каждый  пассажирский  салон  судов  на  подводных  крыльях и
воздушной  подушке,  рассчитанный  на  20 человек и более, должен быть
оборудован  не  менее чем 2 выходами, расположенными в противоположных
концах салона. Один из выходов может быть аварийным.
     75. Ширина проходов должна быть не менее:
     а)  в  магистральных  коридорах  общих  пассажирских помещений, в
коридорах   пассажирских  жилых  и  общественных  помещений,  а  также
палубных  проходах  пассажирских  судов,  ведущих  к  местам посадки в
спасательные шлюпки и плоты, - 0,8 метра;
     б)  на  палубах  между  фальшбортом и рубкой для судов с главными
двигателями  мощностью менее 590 киловатт, или длиной менее 25 метров,
или  грузоподъемностью  менее  300  тонн  -  0,6  метра, а для судов с
большими значениями мощности, длины или грузоподъемности - 0,7 метра;
     в) в коридорах помещений экипажа - 0,7 метра;
     г)  в  коридорах  помещений  судов  длиной  менее 25 метров - 0,6
метра;
     д)   в  коридорах  помещений  судов  с  динамическими  принципами
поддержания длиной менее 25 метров - 0,5 метра;
     е)  на  палубах  в  местах  установки кнехтов, стензельных стоек,
сходных люков и других судовых конструкций - 0,5 метра.
     76. Пассажирские помещения, расположенные в надстройках второго и
третьего  ярусов,  должны  быть  оборудованы  не  менее чем 2 трапами,
размещенными в противоположных концах надстроек.
     В   пассажирских  помещениях,  размещенных  в  трюмах,  с  числом
пассажиров  менее 20 человек может быть установлено по одному трапу из
каждого помещения.
     При  числе  пассажиров  в  трюмном  помещении  20 и более человек
должно быть 2 трапа, расположенные в противоположных концах помещения,
причем  один  из них должен по возможности выходить на открытую палубу
вне палубных надстроек.
     При  числе  пассажиров  в  трюмном  помещении от 20 до 50 человек
включительно  один  из 2 трапов, указанных в абзаце третьем настоящего
пункта, разрешается заменять вертикальным скоб-трапом.
     Кроме  указанных  выходов из трюмных помещений в каждом помещении
должны  быть  устроены  спасательные иллюминаторы, по одному с каждого
борта.
     77. Трюмные жилые помещения для 20 и более человек экипажа должны
быть   обеспечены   не   менее   чем   2   трапами,  расположенными  в
противоположных концах помещения и ведущими на главную палубу. Один из
трапов  (запасной) должен быть выведен на открытую палубу вне палубных
надстроек   или   в  изолированную  защитную  стальную  перегородку  в
надстройке,  обеспечивающую  при  пожаре  безопасный выход на открытую
часть  главной  палубы или бортового обноса. Запасной трап разрешается
заменять вертикальным скоб-трапом.
     78.  При  размещении  в  трюмном  помещении  от  10 до 20 человек
экипажа  и  при  наличии выхода на открытую палубу дополнительный трап
можно  не  устанавливать,  если  со  стороны, противоположной главному
выходу,  предусмотрены  спасательные иллюминаторы, по одному с каждого
борта.
     79.  При  размещении  в трюмном помещении до 10 человек экипажа и
при   наличии  выхода  на  открытую  палубу  дополнительный  трап  или
спасательные иллюминаторы можно не предусматривать.
     80.  При  числе  пассажиров  50  и  менее человек ширина трапов в
данном  помещении  должна  быть  не  менее  0,8  метра.  На  каждые 10
пассажиров   сверх  50  ширина  трапов  должна  быть  увеличена  на  5
сантиметров.  Ширина  трапов  в  помещениях для экипажа должна быть не
менее 0,8 метра, а на судах длиной до 25 метров - не менее 0,65 метра.
     На  судах  длиной  менее  25 метров допускается уменьшение ширины
трапов до 0,5 метра.
     81.  На каждом самоходном судне, предназначенном для эксплуатации
в водных бассейнах разрядов "О-ПР", "М-ПР" или "М-СП", у каждого места
посадки  в  коллективные спасательные средства, спускаемые вдоль борта
судна, должен быть предусмотрен посадочный штормтрап.
     Такое  требование  не распространяется на грузовые и пассажирские
суда  валовой  вместимостью  менее  500  регистровых  тонн, на которых
посадка  в  спасательные плоты производится с палубы, расположенной на
высоте  менее  2  метров  (менее  1,5 метра на пассажирских судах) над
ватерлинией судна при наименьшей эксплуатационной осадке.
     82.  Эвакуация  пассажиров  и экипажа с горящего судна может быть
осуществлена  через спасательные иллюминаторы, к которым предъявляются
следующие требования:
     а)  на  пассажирских  судах в трюмных помещениях для пассажиров и
экипажа,   а   также   в   машинно-котельных  помещениях  должны  быть
установлены   спасательные   иллюминаторы   размером   в   свету   400
миллиметров, если высота надводного борта позволяет их разместить;
     б)  в  трюмных  помещениях  для пассажиров и экипажа спасательные
иллюминаторы  должны  быть расположены в общих каютах или в коридорах,
по одному с каждого борта;
     в)  в  машинных  помещениях спасательные иллюминаторы должны быть
расположены  по  одному с каждого борта. Если в переборке, разделяющей
машинное  и  котельное  помещения,  имеется  дверь,  в каждом машинном
помещении должно быть установлено не менее чем по одному иллюминатору,
которые должны быть расположены в противоположных концах помещения;
     г)  при наличии в трюмном помещении для пассажиров или команды, а
также  в машинном помещении запасного выхода, ведущего непосредственно
на  открытую  главную палубу, спасательные иллюминаторы допускается не
устанавливать;
     д)   нижняя   кромка   спасательных   иллюминаторов  должна  быть
расположена не ниже нижней кромки обычных иллюминаторов, установленных
в бортах судна;
     е) проход к спасательным иллюминаторам должен быть свободным. Для
облегчения доступа к лазам по борту должны быть поставлены скобы;
     ж)  рамки  спасательных  иллюминаторов  должны  быть  окрашены  в
красный    цвет    и    иметь   соответствующие   надписи.   Указатели
местонахождения  спасательных  иллюминаторов  должны быть размещены на
видных местах;
     з) в помещениях, предназначенных для перевозки грузов, устройство
иллюминаторов не допускается.
     83.  Цистерны  жидкого  топлива, топливные трубопроводы и путевая
арматура  должны  быть так расположены и обустроены, чтобы ни топливо,
ни его пары не могли попасть в судовые помещения.
     84.  Цистерны  основного  запаса  топлива должны составлять часть
корпусной  конструкции  судна  и  располагаться  за пределами машинных
помещений  категории  "А".  Если  эти цистерны, за исключением цистерн
двойного дна, в силу необходимости размещены рядом или внутри машинных
помещений  категории  "А",  по  меньшей  мере  одна из их вертикальных
стенок   должна   примыкать   к   переборке   машинного   помещения  и
предпочтительно  иметь  общую  границу  с  цистернами  двойного дна, а
площадь  поверхности  стенки  цистерны,  общая  с машинным помещением,
должна  быть  как  можно  меньше. Если эти цистерны расположены внутри
машинных  помещений категории "А", в них не должно содержаться топливо
с температурой вспышки паров ниже 60 градусов Цельсия.
     85.   Топливные  цистерны  не  должны  иметь  общих  переборок  с
резервуарами  для  питьевой  воды  и  располагаться  перед  форпиковой
переборкой.
     86.  Необходимо  избегать  применения  вкладных топливных цистерн
основного  запаса  топлива.  В  случае  обоснованного применения таких
цистерн  запрещается их размещение в машинных помещениях категории "А"
пассажирских  судов.  Если допускается применение вкладных расходных и
других  топливных цистерн, они должны устанавливаться на непроницаемом
для  топлива  поддоне достаточного размера, имеющем надлежащую сточную
трубу, выведенную в сточную цистерну требуемых размеров.
     87.  Топливные  цистерны,  расположенные  на  открытых  палубах и
надстройках,  а также в других местах, подверженных влиянию атмосферы,
должны быть защищены от воздействия солнечных лучей.
     88.    Расходные    топливные   цистерны,   предназначенные   для
непосредственного питания главных двигателей в машинных помещениях без
постоянной  вахты,  должны  иметь  устройство,  подающее  оптический и
звуковой   сигналы  в  рулевую  рубку  по  нижнему  уровню  топлива  в
цистернах, или автоматическое наполнение расходной топливной цистерны.
     89.  Топливные трубопроводы должны быть отделены от трубопроводов
других  систем.  Они  не  должны  подвергаться воздействию интенсивных
тепловых  потоков  и  должны  быть  доступными для контроля по всей их
протяженности.
     90.   Запрещается   прокладывать   топливные   трубопроводы   над
двигателями  внутреннего сгорания, турбинами, котлами и их дымоходами,
главными  и  аварийными распределительными щитами, пультами управления
двигателей,   компрессоров,   насосов,   вблизи   горячих   частей   и
воздуховсасывающих     устройств     двигателей,     компрессоров    и
электрооборудования, над газовыпускными трубопроводами и паропроводами
(за исключением паропроводов для подогрева топлива).
     91.   На   расходных   и  отстойных  топливных  цистернах  должны
устанавливаться  переливные  трубы,  выведенные  в  цистерны основного
запаса  топлива.  Площадь  поперечного сечения переливной трубы должна
быть  не менее площади поперечного сечения наливной трубы цистерны при
заполнении ее с помощью ручного насоса.
     При  заполнении цистерны с помощью насоса с приводом от источника
энергии  площадь  поперечного  сечения переливной трубы должна быть не
менее  1,25  площади  поперечного сечения наполнительного трубопровода
цистерны.
     92.  Если  топливные  цистерны  соединены между собой, то площадь
поперечного    сечения   соединительных   трубопроводов   (перепускных
клинкетов)  должна  быть  как  минимум  в  1,25  раза  больше  площади
поперечного сечения наполнительных трубопроводов для приема топлива.
     93.  В  целях  предотвращения возгорания жидких и твердых отходов
очистки  или  другой  обработки  топлива  на  судне и разлива топлива,
например,  при  взятии  проб  топлива  или  при спуске шлама, на судне
должно  быть  предусмотрено  оборудование,  предназначенное для сбора,
хранения,  очистки  и утилизации жидких и твердых отходов, а также для
локализации и ликвидации разлива топлива и других нефтепродуктов.
     94.  Выпускные газы должны полностью выводиться за пределы судна,
как  правило,  на  открытые  палубы. Запрещается вывод выпускных газов
через  бортовую обшивку судна выше грузовой ватерлинии, за исключением
судов  длиной менее 25 метров и судов в эксплуатации, спроектированных
и построенных до вступления в силу настоящего технического регламента.
Если  выпускные  газы  выводятся  через  бортовую  обшивку  вблизи  от
грузовой  ватерлинии или ниже ее, должны предусматриваться устройства,
предотвращающие возможность попадания забортной воды в двигатель.
     95. Проектант и строитель судна должны принять все возможные меры
по    уплотнению    газовыпускных    трубопроводов,   чтобы   избежать
проникновения выпускных газов в те или иные отсеки.
     96. Газовыпускные трубы должны быть расположены и ограждены таким
образом, чтобы исключалась возможность возгорания. В пределах машинных
помещений  газовыпускные  трубы  должны быть изолированы. За пределами
машинных  помещений  достаточно  предусмотреть обшивку, не позволяющую
персоналу эксплуатанта или другим лицам контактировать непосредственно
с газовыпускными трубами.
     97.  Газовыпускные  трубы,  проходящие  через жилые помещения или
рулевую  рубку,  должны  иметь внутри этих помещений газонепроницаемый
защитный  кожух.  Пространство  между  газовыпускной трубой и защитным
кожухом должно сообщаться с воздушной атмосферой.
     98.  Нагревающиеся  выше 220 градусов Цельсия поверхности судовых
технических средств и трубопроводов должны иметь изоляцию, выполненную
из негорючих материалов. Если изоляция является нефтепоглощающей, то в
машинных  помещениях,  в которых хранится или используется топливо или
масло,  изоляция  должна быть обшита металлическими листами или другим
эквивалентным  нефтенепроницаемым материалом. Проектантом и строителем
судна   должны   быть  приняты  меры  по  укрытию  изоляции  защитными
покрытиями  или  конструкциями  для  предотвращения  ее  разрушения от
вибрации и механических повреждений.
     99.  В  целях  обеспечения  термической  безопасности должны быть
предусмотрены  средства  защиты  персонала  и судового оборудования от
воздействия  такого  излучения,  источником которого являются нагретые
поверхности судовых технических средств.
     100.  Строителем судна, изготовителем судовых технических средств
и эксплуатантом должны быть предусмотрены следующие меры по уменьшению
риска нарушения общего и локального теплообмена человека:
     а)  все узлы и детали судовых технических средств и трубопроводы,
подвергающиеся  нагреву  до  температуры  выше  60  градусов Цельсия и
представляющие  опасность  для  обслуживающего  персонала, должны быть
оборудованы   устройствами,   предотвращающими   или   ограничивающими
тепловое излучение (теплоизоляция, экранирование, иные устройства). На
фланцевых   соединениях  трубопроводов,  по  которым  транспортируются
нагретые    жидкости   и   газы,   следует   предусматривать   съемную
теплоизоляцию;
     б)  температура на поверхности изоляции, применяемой для изоляции
наружных     поверхностей    котлов,    вспомогательного    котельного
оборудования,  теплообменников,  газоотводных и иных трубопроводов, на
рабочих местах не должна превышать 45 градусов Цельсия;
     в)  расстояние  от  наружной  поверхности  объектов,  указанных в
пункте  97  настоящего  технического  регламента,  до  стенок  цистерн
жидкого  топлива  должно составлять не менее 600 миллиметров. На судах
длиной  менее  25  метров  это расстояние допускается уменьшить до 400
миллиметров при условии, что температура наружной поверхности изоляции
не превышает 60 градусов Цельсия.
     101.  В  целях  обеспечения  химической  безопасности сухогрузных
судов,  перевозящих  химически  опасные  грузы навалом или в упаковке,
проектантом  и  строителем  судна  должны  быть  выполнены  применимые
требования  международных  договоров  Российской Федерации, а также не
противоречащие этим договорам следующие требования:
     а)  корпус  судна  должен  быть  изготовлен  из стали или другого
металла  при  условии,  что этот металл эквивалентен стали в отношении
воздействия  на  него  химических  веществ и сопротивления воздействию
температуры и огня;
     б)  судно  должно  иметь  двойные дно и борта в пределах грузовых
помещений;
     в)   грузовые   помещения  не  должны  иметь  общих  переборок  с
топливными цистернами;
     г)  крышки  грузовых  люков  должны быть непроницаемы для водяных
брызг  и атмосферных осадков или должны быть покрыты водонепроницаемым
брезентом.   Брезент  должен  быть  трудновоспламеняемым.  Конструкция
закрытия   грузовых  люков  должна  обеспечивать  безударное  движение
люковых крышек, исключающее искрообразование;
     д)  грузовые  помещения  не  должны  быть  смежными  с  жилыми  и
служебными  помещениями и располагаться над или под жилыми помещениями
или рулевой рубкой;
     е)  отверстия  в  жилых помещениях и рулевой рубке, расположенные
напротив  грузовых  помещений,  должны  быть оборудованы устройствами,
предотвращающими проникновение через них опасных паров и газов;
     ж)  должно  быть  предусмотрено  определение  температуры груза и
воздуха, влажности и состава воздуха;
     з)   в   дополнение   к  штатному  снабжению  судно  должно  быть
укомплектовано:
     переносными   огнетушителями   общей  вместимостью  не  менее  12
килограммов сухого порошка или другого равноценного средства;
     двумя  автономными дыхательными аппаратами, работающими на сжатом
воздухе,  и  компрессором  для  их  зарядки  или запасными баллонами с
дыхательной смесью;
     четырьмя  комплектами  защитного  снаряжения  (фартук,  перчатки,
обувь,   комбинезоны,   очки   или   маски),  стойкого  к  химическому
воздействию перевозимого груза.
     Сухогрузные  суда,  перевозящие  опасные химические грузы навалом
или   в  упаковке,  не  удовлетворяющие  требованиям,  предусмотренным
подпунктом  "б"  настоящего  пункта,  не могут эксплуатироваться после
вступления в силу настоящего технического регламента.
     102.   В   целях   обеспечения   химической  безопасности  судов,
перевозящих  опасные  жидкие  грузы  наливом, проектантом и строителем
судна должны быть выполнены следующие требования:
     а)    требования,    предусмотренные   пунктом   100   настоящего
технического регламента;
     б) определение  вместимости  грузового  танка  в  зависимости  от
произведения V наибольшей длины корпуса судна на его наибольшую ширину
и на минимальное вертикальное расстояние между вершиной киля  и  самой
нижней точкой палубы у борта судна (расчетная высота борта) в пределах
грузового  пространства.  Если  V   менее   600   кубических   метров,
максимальная  допустимая  вместимость  грузового  танка должна быть не
более 0,3V,  если V =  600  -  3750  кубических  метров,  максимальная
допустимая  вместимость  грузового  танка  должна  быть не более суммы
141,9 + 0,0635V,  если V более 3750  кубических  метров,  максимальная
допустимая  вместимость  грузового  танка  должна  быть  не  более 380
кубических метров;
     в)  необходимость  расчета  грузовых  танков высокого давления на
температуру груза, равную 40 градусам Цельсия.
     103.   В   целях   обеспечения   химической  безопасности  судов,
предназначенных только для перевозки химически опасных грузов наливом,
проектантом   или   строителем  такого  судна  должны  быть  выполнены
требования  международных  договоров  Российской Федерации, а также не
противоречащие этим договорам следующие требования:
     а)  грузовая  зона  должна  оканчиваться коффердамами. В качестве
коффердамов  могут  быть  также насосные отделения, балластные отсеки,
трюмные  помещения,  охватывающие  вкладные грузовые емкости, цистерны
судового топлива;
     б) если вместо юта устроена рубка, то ее носовая переборка должна
быть продолжена от борта до борта в виде комингса высотой не менее 600
миллиметров над горизонтальной частью палубы;
     в) расположение и устройство грузовых емкостей и других помещений
в  грузовой  зоне  должны обеспечивать свободный доступ для полного их
осмотра  персоналом  в  защитной  одежде,  использующим индивидуальные
приборы    для    дыхания,    а    также    обеспечивать   возможность
беспрепятственной  эвакуации  на носилках или в люльках пострадавших в
бессознательном состоянии;
     г)  доступ  в  коффердамы,  балластные  танки, грузовые емкости и
другие   помещения   в   грузовой   зоне   должен   быть  предусмотрен
непосредственно  с  открытых  частей  палубы.  Доступ  в  пространства
двойного дна допускается устраивать через другие помещения;
     д)  из  помещений  в  грузовой  зоне  должно быть предусмотрено 2
независимых  выхода,  которые  должны быть максимально удалены друг от
друга. Грузовые емкости должны быть оборудованы одним выходом. Размеры
выходов в свету должны быть не менее следующих:
     600   x  600  миллиметров  -  для  выходов  через  горизонтальные
отверстия, лазы, люки;
     600  x 800 миллиметров - для выходов через вертикальные отверстия
и  лазы. При этом нижняя кромка отверстия должна располагаться не выше
600 миллиметров от настила, если не предусмотрены ступеньки;
     е)  расположение грузовых емкостей должно обеспечивать расстояние
от  них  до  любой  точки  по  периметру  борта  и  днища не менее 760
миллиметров;
     ж)  закрытия  люков  и  горловин  грузовых  емкостей  должны быть
герметичными.
     104.   В   целях  обеспечения  электрической  безопасности  судов
проектант  должен  спроектировать  электрическую  установку так, чтобы
свести  к минимуму риск пожара, поражения электрическим током и других
несчастных   случаев,   связанных   с   применением  электричества,  а
изготовитель  должен точно выдержать требования проектной документации
и  подтвердить  заданные  проектом  параметры  электрической установки
испытаниями.
     105.   Основными  требованиями,  которые  должны  быть  выполнены
проектантами  судов  и  судового электрического оборудования, являются
следующие:
     а)  электрическое  оборудование  должно  обеспечивать необходимую
стабильность   всех   свойств   и   характеристик,   определяющих  его
безопасность, в течение всего срока службы при условии выполнения всех
требований эксплуатации на это оборудование;
     б)   конструкция  электрического  оборудования  должна  исключать
возможность  прямого  контакта  с  опасными токоведущими частями этого
оборудования.  Токоведущие  части  должны  размещаться внутри кожухов,
оболочек,  имеющих  степень  защиты от прямого контакта не менее IP20,
предусматривающей  исключение  возможности  прямого контакта пальцев с
токоведущими  частями,  защиту оборудования от попадания в него частиц
диаметром  больше  12,5  миллиметра при отсутствии защиты от попадания
воды;
     в)   все   электрические   аппараты  должны  быть  изготовлены  и
установлены  таким  образом,  чтобы при их нормальном обслуживании или
прикосновении  к  ним  они  не  вызывали  травм. Краски, лаки, эмали и
другие  подобные  продукты,  используемые  по  отдельности,  не  могут
рассматриваться  в  качестве  покрытий, способных обеспечить защиту от
ударов электрическим током в условиях нормальной эксплуатации;
     г)   электрическое  оборудование,  охлаждаемое  воздухом,  должно
располагаться  таким образом, чтобы охлаждающий воздух не подавался из
льял   или   других  мест,  в  которых  воздух  может  быть  загрязнен
веществами,   обладающими  разрушительным  действием  по  отношению  к
изоляции;
     д)  в  электрических  цепях  должна  быть предусмотрена защита от
перегрузок    и    коротких    замыканий.   В   электрических   цепях,
предназначенных   для   пуска   двигателей   внутреннего  сгорания  от
аккумуляторных  батарей,  в  цепях  которых установлены разъединители,
защита от токов короткого замыкания не требуется;
     е)  открытые  металлические  части  электрического  оборудования,
которые  не  должны  быть  под  напряжением,  но  могут  оказаться под
напряжением   вследствие   их   неисправности,   должны   заземляться.
Заземление  необходимо выполнять с применением наружных проводов, жилы
заземления   в   кабеле   или   с   использованием   непосредственного
электрического  контакта  между корпусом электрического оборудования и
металлическим корпусом судна. Защитные заземления не требуются для:
     электрического   оборудования,  имеющего  двойную  или  усиленную
изоляцию;
     электрического оборудования, питаемого током малого напряжения;
     металлических  частей электрического оборудования, закрепленных в
изоляционном  материале  или  проходящих через него и изолированных от
заземленных  и находящихся под напряжением частей таким образом, что в
нормальных рабочих условиях они не могут оказаться под напряжением или
соприкасаться с заземленными частями;
     корпусов специально изолированных подшипников;
     цоколей  патронов  и  крепежных  элементов  люминесцентных  ламп,
абажуров   и   отражателей,  кожухов,  прикрепленных  к  патронам  или
светильникам,  изготовленных из изоляционного материала или ввинченных
в изоляционный материал;
     крепежных элементов кабелей;
     мелких   отдельных   потребителей,   питаемых  от  разделительных
трансформаторов;
     ж)   заземление   передвижного   или  переносного  электрического
оборудования  должно  выполняться  с помощью специальной жилы в гибком
питающем  кабеле  посредством  контактного  соединения  в  штепсельном
устройстве;
     з)  для танкеров, газовозов и химовозов должны быть предусмотрены
меры для снятия статического электричества;
     и) наружные металлические оболочки (оплетки) кабелей, применяемые
для   защиты   от  механических  повреждений,  металлические  оболочки
(оплетки)  кабелей и экраны жил, применяемые для экранирования, должны
быть заземлены;
     к)    электрическое    оборудование   при   нормальных   условиях
эксплуатации   не   должно   нагреваться  выше  уровня,  указанного  в
руководстве  (инструкции)  по  эксплуатации, и становиться опасным для
пользователя.  Неметаллические  материалы, применяемые в электрическом
оборудовании,  должны  быть  теплостойкими  и огнестойкими в той мере,
которая  необходима  для  обеспечения работоспособности, термической и
пожарной безопасности конструкции;
     л)  конструкция  кабельных  изделий и применяемые конструкционные
материалы  должны  обеспечивать однородность и стабильность параметров
электрического  тока  по  всей эксплуатационной длине кабеля в течение
установленного   срока   службы.   Кабели   должны   быть   с  медными
многопроволочными  жилами,  их  изоляция  и (или) оболочка должны быть
водо- и маслостойкими и нераспространяющими горение;
     м)  в  многожильном кабеле не допускается применение одновременно
малого напряжения и рабочих напряжений, превышающих малое;
     н)  если  кабели  проходят  через  переборки или палубы, снижение
механической  прочности,  герметичности  и  огнестойкости  переборок и
палуб  в  результате использования уплотнительных кабельных выводов не
допускается;
     о) системы управления техническими средствами, работа которых при
определенных обстоятельствах может угрожать безопасности людей, должны
снабжаться  отключающими  устройствами  безопасности,  обеспечивающими
надежное отключение питания электрического привода;
     п)  цепи  питания электрических двигателей рулевого устройства на
судах,  а  также  их  цепи  управления  должны быть защищены только от
коротких замыканий;
     р)   степень   защиты   судового  электрического  оборудования  в
зависимости  от  места  установки  должна быть не ниже степени защиты,
указанной в приложении N 3.
     106.   В   целях   обеспечения   электромагнитной   совместимости
электрического  оборудования,  устанавливаемого  на  судне, оно должно
быть  проверено на электромагнитную совместимость и размещено на судне
таким  образом,  чтобы не создавать помех средствам связи, навигации и
другому  оборудованию,  используемому  по  прямому  предназначению для
обеспечения   безопасности   судоходства,   людей  и  имущества.  Если
электрическое  оборудование  должно быть установлено особым образом по
отношению к другому оборудованию с целью исключения взаимного влияния,
то   информация   об   этом   должна  содержаться  в  эксплуатационной
документации на оборудование.
     107. Электрическое и электронное оборудование, устанавливаемое на
судне,     должно     соответствовать     техническому     регламенту,
устанавливающему требования к электромагнитной совместимости.
     108.   В   целях  обеспечения  экологической  безопасности  судов
проектантом  и  строителем  судна  должны  быть  выполнены  требования
международных   договоров   Российской  Федерации  и  законодательства
Российской  Федерации в области охраны окружающей среды, использования
и  охраны  водных  объектов,  промышленной  безопасности,  а  также не
противоречащие этим договорам и законодательству следующие требования:
     а)    в    целях    предотвращения   загрязнения   водной   среды
нефтесодержащими   водами   проектант   и   строитель   судна   должны
предусмотреть   возможность   сбора   и   хранения   на   борту  судов
нефтесодержащих  вод,  образующихся  в результате эксплуатации судовых
технических  средств  и  систем.  Накопленные  под настилом (в льялах)
машинного  отделения  нефтесодержащие  воды  должны  перекачиваться  в
сборную   цистерну,  храниться  в  ней  и  периодически  сдаваться  на
внесудовые  водоохранные  средства,  находящиеся в районе эксплуатации
судна.  Для  судов  с  динамическим принципом поддержания и скоростных
водоизмещающих   судов,   а   также  судов  длиной  по  конструктивной
ватерлинии менее 25 метров и суммарной мощностью всех двигателей менее
220    киловатт    допускается    накопление    нефтесодержащих    вод
непосредственно  под  настилом машинных помещений с последующей сдачей
на внесудовые водоохранные средства.
     В районах, в которых при эксплуатации судна сдача нефтесодержащих
вод  на  специальные  суда  или  береговые приемные пункты затруднена,
необходимо    использовать    суда   с   оборудованием   для   очистки
нефтесодержащих   вод,   утилизации   нефтяных   остатков  и  контроля
содержания  нефти  в  сбросе, нормативы которого для внутренних водных
путей устанавливаются санитарными правилами. Сдача нефтесодержащих вод
должна быть возможной с любого борта судна;
     б) нефтепродукты, образующиеся в процессе очистки нефтесодержащих
вод,  вместе с отходами от сепарации топлива и масла должны собираться
в  специальной  цистерне  для последующего сжигания непосредственно на
судне  (в судовом котле, печи-инсинераторе) или передачи на внесудовые
водоохранные средства;
     в)  на  нефтеналивных  судах  (кроме  стоечных судов) должны быть
предусмотрены  двойное  дно  и  двойные  борта, простирающиеся по всей
длине  и  высоте  грузовых  танков,  или  грузовые  танки  должны быть
вкладными.
     Необходимая  мореходность  таких судов в балластных рейсах должна
быть обеспечена без принятия балласта в грузовые танки.
     Нефтеналивные  суда,  предназначенные  для  эксплуатации в водных
бассейнах  разрядов  "О-ПР",  "М-ПР" и "М-СП", должны быть оборудованы
отстойными  танками  достаточной емкости для хранения промывочной воды
после  мойки  грузовых танков, если эта операция требуется по условиям
перевозки;
     г)  на  судах,  предназначенных  для  выполнения  технологических
операций   с  нефтью  и  нефтепродуктами  (самоходные  и  несамоходные
бункеровщики,  перекачивающие  нефтестанции, станции зачистки трюмов и
цистерн после нефтепродуктов, суда для сбора, хранения, обезвреживания
и  утилизации нефтесодержащих вод и нефтеостатков), на палубах в зонах
грузовых  операций  проектант  и  строитель судна должны предусмотреть
конструктивные  и  технологические  меры,  обеспечивающие  ограничение
массы и последствий разлива нефти и нефтепродуктов;
     д) суда, указанные в подпункте "г" настоящего пункта, должны быть
оснащены  в соответствии с требованиями к судовому комплекту по борьбе
с разливами нефти согласно приложению N 4;
     е)  для  сбора  отработанного  масла  в машинных отделениях судов
проектант  и  строитель  судна должны предусмотреть один или несколько
специальных  резервуаров  (цистерн),  емкость  которых  не менее чем в
полтора   раза   должна   превышать  количество  отработанного  масла,
поступающего  из  картеров всех двигателей внутреннего сгорания и всех
установленных  механизмов,  и  масла  систем  гидравлического привода,
содержащегося в баках этих систем;
     ж)  в  целях  предотвращения  загрязнения  водной  среды вредными
веществами  проектант  и  строитель  судна  должны предусмотреть такое
устройство  судов  для  перевозки  вредных  веществ  наливом,  чтобы в
процессе  их  эксплуатации  исключался  сброс  в  водную среду вредных
веществ   и  их  растворов  с  концентрацией,  превышающей  нормативы,
установленные санитарными правилами.
     Проектант и строитель судна должны предусмотреть такое устройство
судов   для   перевозки   вредных   веществ  в  упаковке,  в  грузовых
контейнерах,   съемных   танках,   автомобильных   и   железнодорожных
цистернах,  чтобы  в  процессе их эксплуатации исключался всякий сброс
(попадание)  за  борт как самих вредных веществ, так и тары, в которой
эти вредные вещества перевозятся;
     з)  в  целях предотвращения загрязнения водной среды неочищенными
сточными  водами на любом судне, имеющем на борту людей, проектантом и
строителем  судна  должна предусматриваться сточно-фановая система, по
трубопроводам   которой   вода   после   использования   в   туалетах,
санитарно-техническом  оборудовании  медицинских  помещений,  а  также
камбузах,  умывальниках,  душах,  прачечных сливается в общую цистерну
сточных  вод.  Эти  воды  должны  сдаваться на внесудовые водоохранные
средства,    береговые    очистные   сооружения   или   обрабатываться
непосредственно  на борту судна с помощью автономных станций очистки и
обеззараживания сточных вод. Станции очистки и обеззараживания сточных
вод,  устанавливаемые  на  транспортных  и специализированных очистных
судах,    должны   обеспечивать   значения   показателей   очистки   и
обеззараживания,   установленные   санитарными   правилами.  В  случае
невозможности  обеспечения  указанных  показателей  с  помощью станции
очистки  и  обеззараживания  сточных вод эти воды должны сдаваться для
очистки  на  внесудовые  водоохранные  средства или береговые очистные
сооружения.  Сдача  сточных  вод  должна быть возможной с любого борта
судна;
     и)  для сбора шлама, образующегося в процессе очистки сточных вод
на судне, проектант и строитель судна должны предусмотреть специальную
цистерну, объем которой должен обеспечить накопление шлама в течение 5
-  15  суток  при  расчетном  количестве его 0,8 - 1 процент от объема
переработанных сточных вод;
     к) на любом судне, имеющем на борту людей, с целью предупреждения
загрязнения   водного   бассейна  мусором  и  отходами  проектантом  и
строителем   судна   должны   предусматриваться   специальные  емкости
(контейнеры) для раздельного сбора и хранения сухого бытового мусора и
твердых  пищевых  отходов.  Емкости,  предусмотренные  для этих целей,
должны  быть устойчивыми к коррозии, иметь герметичные закрытия и быть
удобными  для  транспортировки,  выгрузки и дезинфекции. На них должны
быть  нанесены  надписи,  указывающие  на  тип  их  содержимого. Объем
емкостей  для  сбора  сухого бытового мусора и твердых пищевых отходов
должен  рассчитываться  с  учетом  норм их накопления, устанавливаемых
санитарными правилами;
     л)  проектант  и  изготовитель двигателей должны принять меры для
того,  чтобы  выбросы  вредных  (загрязняющих)  веществ  в атмосферный
воздух и дымность выпускных газов главных и вспомогательных двигателей

Страницы: 1  2  


Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа