ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.1.3.2630-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 18.05.10 58

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.1.3.2630-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

14. Требования к организации питания пациентов

     14.1.  Пищеблок  ЛПО следует размещать в отдельно стоящем здании,
которое   может   соединяться   транспортными  тоннелями  с  палатными
отделениями,  кроме  инфекционных.  Допускается размещение пищеблока в
лечебных  корпусах  при условии соблюдения технологической поточности,
включая лифтовое оборудование и оснащение автономной приточно-вытяжной
вентиляцией.
     14.2.  Устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование,
инвентарь,   посуда,   условия   транспортировки  и  хранения  пищевых
продуктов должны соответствовать санитарным правилам.
     14.3.   Состав  и  планировка  помещений  пищеблоков  ЛПО  должны
обеспечивать  соблюдение  гигиенических требований при технологических
процессах   приготовления   блюд   в  соответствии  с  требованиями  к
общественному питанию <1>.
--------------------------------
     <1>  СП  2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям  общественного питания, изготовлению и оборотоспособности
в  них пищевых продуктов и продовольственного сырья"; зарегистрировано
в Минюсте России 07.12.2001, регистрационный N 3077.

     14.4.  Поточность  технологического  процесса  приготовления блюд
должна  исключать  возможность контакта сырых и готовых к употреблению
продуктов.
     14.5.   Пищевые   продукты,   поступающие   на  пищеблок,  должны
соответствовать    гигиеническим    требованиям,    предъявляемым    к
продовольственному   сырью   и   пищевым  продуктам  и  сопровождаться
документами,  удостоверяющими  их качество и безопасность, с указанием
даты  выработки,  сроков  и условий годности (хранения) продукции. Для
контроля     за    качеством    поступающей    продукции    проводится
органолептическая   оценка  и  делается  запись  в  журнале  бракеража
продукции.
     14.6.  Продукты  следует хранить по видам продукции: сухие (мука,
сахар,  крупа,  макаронные  изделия  и  др.);  хлеб;  мясные,  рыбные;
молочно-жировые;  гастрономические;  овощи  и  фрукты. Условия и сроки
хранения   продуктов  должны  соответствовать  требованиям  санитарных
правил <1>.
--------------------------------
     <1>  СанПиН  2.3.2.1324-03  "Гигиенические  требования  к  срокам
годности  и  условиям  хранения пищевых продуктов", зарегистрировано в
Минюсте России 06.06.2003, регистрационный N 4654.

     14.7. В  холодильных  камерах  /  холодильниках   должны   строго
соблюдаться  правила  товарного  соседства.  Сырые  и готовые продукты
следует  хранить  отдельно.  В  небольших  учреждениях,  имеющих  одну
холодильную  камеру,  а  также  в  камере  суточного  запаса продуктов
допускается  их  совместное  кратковременное  хранение  с  соблюдением
условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах).
     14.8.   В   целях   предупреждения   возникновения   инфекционных
заболеваний   и   пищевых  отравлений  среди  пациентов,  связанных  с
употреблением недоброкачественной пищи:
     а) не допускается принимать:
     - продовольственное  сырье  и  пищевые  продукты  без документов,
подтверждающих их качество и безопасность;
     - продовольственное  сырье и пищевые продукты с истекшими сроками
годности,  признаками  порчи  и  загрязнения;  подмоченные  продукты в
мягкой таре (мука, крупа, сахар и другие продукты);
     - крупу,   муку,   сухофрукты,   продукты,  зараженные  амбарными
вредителями, а также загрязненные механическими примесями;
     - овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;
     - мясо  и  субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и
ветеринарного свидетельства;
     - мясо и яйца водоплавающей птицы (утки, гуси);
     - непотрошеную птицу;
     - кровяные и ливерные колбасы;
     - яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой "тек", "бой", а также
яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;
     - консервы  с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы,
"хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;
     б) не используются:
     - фляжное,  бочковое,  непастеризованное молоко, фляжный творог и
сметана   без   тепловой   обработки   (кипячения);  прокисшее  молоко
"самоквас";
     - консервированные продукты домашнего приготовления;
     в) не изготавливаются на пищеблоке ЛПО:
     - сырковая масса, творог;
     - макароны  с  мясным  фаршем  ("по-флотски"),  блинчики с мясом,
студни, зельцы, окрошка, заливные блюда (мясные и рыбные);
     - яичница-глазунья;
     - кремы, кондитерские изделия с кремом;
     - изделия во фритюре, паштеты.
     14.9.  При составлении меню-раскладок должны учитываться основные
принципы лечебного питания и нормы питания на одного больного.
     Питание  больных  должно  быть  разнообразным  и  соответствовать
лечебным  показаниям  по химическому составу, пищевой ценности, набору
продуктов, режиму питания.
     При  разработке  планового меню, а также в дни замены продуктов и
блюд  должен  осуществляться  подсчет  химического  состава  и пищевой
ценности диет.
     14.10.   Обработка  яиц,  используемых  для  приготовления  блюд,
осуществляется   в   соответствии   с   требованиями,   установленными
санитарными  правилами для предприятий общественного питания. Хранение
необработанных  яиц  в  кассетах, коробках в производственных цехах не
допускается.
     14.11.  Промывка гарниров, приготовленных из макаронных изделий и
риса, не допускается.
     14.12.   Для   приготовления  и  хранения  готовой  пищи  следует
использовать  посуду  из  нержавеющей  стали. Алюминиевую посуду можно
использовать  только  для  приготовления  и  кратковременного хранения
блюд.  Не  допускается  использовать для приготовления и хранения блюд
эмалированную посуду.
     14.13.  Выдача  готовой  пищи  осуществляется только после снятия
пробы.  Оценку  органолептических показателей и качества блюд проводит
бракеражная  комиссия  ЛПО,  назначенная администрацией. При нарушении
технологии  приготовления  пищи, а также в случае неготовности блюдо к
выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.
Результат   бракеража   регистрируется  в  журнале  бракеража  готовой
продукции.
     Для членов бракеражной комиссии выделяются отдельные халаты.
     14.14.  В  целях контроля за доброкачественностью и безопасностью
приготовленной  пищи  на  пищеблоках  ЛПО отбирается суточная проба от
каждой партии приготовленных блюд.
     Отбор  суточной  пробы проводит медицинский работник (или под его
руководством   повар)   в   специально   выделенные  обеззараженные  и
промаркированные стеклянные емкости с плотно закрывающимися крышками -
отдельно каждое блюдо или кулинарное изделие. Холодные закуски, первые
блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) отбирают в количестве не менее
100  г.  Порционные  вторые  блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи,
колбаса,  бутерброды  оставляют  поштучно,  целиком  (в  объеме  одной
порции).
     Суточные  пробы  хранятся  не  менее 48 часов с момента окончания
срока  реализации  блюд  в специально отведенном в холодильнике месте/
холодильнике при температуре +2 - +6 град.C.
     Посуда   для   хранения   суточной   пробы   (емкости  и  крышки)
обрабатывается кипячением в течение 5 минут.
     14.15.  Для  транспортирования  готовой пищи в буфетные отделения
ЛПО  используют  термосы  или  плотно закрывающуюся посуду. Хлеб можно
транспортировать  в  полиэтиленовых  или  клеенчатых  мешках, хранение
хлеба в которых не разрешается.
     14.16. При  выдаче  на  пищеблоке  блюд  для  буфетных  отделений
температура готовой пищи должна быть:  первых -  не  ниже  75  град.C,
вторых -  не  ниже  65  град.C,  холодные блюда и напитки - от 7 до 14
град.  C.  Срок раздачи готовых блюд не должен превышать  2  часов  от
момента приготовления.
     14.17.  В  пищеблоке  должно  быть выделено помещение для мытья и
хранения  посуды  для транспортировки пищи и тележек из отделений. При
отсутствии  данного  помещения допускается мытье и хранение посуды для
транспортировки  в  моечных  буфетных  отделений. Для этого необходимо
предусмотреть  дополнительную  установку  ванны необходимых размеров и
выделено место для хранения кухонной посуды.
     14.18.  Для транспортировки пищевых продуктов с баз, магазинов, а
также  при  доставке  готовых  блюд  в отделения должен использоваться
автотранспорт, имеющий санитарный паспорт.
     14.19.  В  существующих  ЛПО  в моечных помещениях (в том числе в
буфетных    отделениях)    должны    быть    предусмотрены   резервные
электроводонагревательные установки с подводкой воды к моечным ваннам.
     14.20.  Для  обработки  посуды  необходимо  использовать  моющие,
чистящие  и  дезинфицирующие  средства,  разрешенные  к  применению  в
установленном  порядке.  В  моечных отделениях вывешивают инструкцию о
правилах  мытья  посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов
применяемых моющих и дезинфицирующих средств.
     14.21.   В  буфетных  отделений  должно  быть  предусмотрено  два
помещения:  для  раздачи  пищи  (не менее 9 м2) и для мытья посуды (не
менее 6 м2). В помещении буфетной предусматривается раковина для мытья
рук.  Обработка  посуды  может проводиться механизированным или ручным
способом.  Для  ручной  обработки  посуды предусматривается не менее 2
моечных  ванн с подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем.
Моечные  ванны  присоединяются  к  канализационной  сети  с  воздушным
разрывом  не  менее  20  мм  от  верха приемной воронки. Все приемники
стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).
     В  случае  отсутствия  условий  для  мытья транспортной посуды на
пищеблоке   устанавливается   дополнительная   ванна   соответствующих
размеров  в  моечной буфетной. При механизированной мойке используется
моечная машина в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
     14.22.     Обработка     посуды     проводится     в    следующей
последовательности:
     механическое   удаление   пищи   и   мытье   в   первой  мойке  с
обезжиривающими  средствами,  ополаскивание  горячей водой - во второй
мойке и просушивание посуды на специальных полках или решетках.
     14.23.   Дезинфекция   (обеззараживание)   посуды   проводится  в
инфекционных больницах (отделениях) и по эпидемиологическим показаниям
химическим  (растворы  дезинфицирующих  средств, в том числе в моечной
машине)    или   термическим   способами   (кипячение,   обработка   в
суховоздушном  стерилизаторе  и др.), а также обеззараживание остатков
пищи от больного по режимам для соответствующих инфекций.
     14.24.  Щетки для мытья посуды и ветошь для протирки столов после
окончания работы промывают с обезжиривающими средствами, дезинфицируют
(при  химической дезинфекции промывают проточной водой), просушивают и
хранят в специально выделенном месте.
     14.25.  После  каждой  раздачи  пищи  производят  влажную  уборку
помещений  буфетных. Уборочный материал промывается, обеззараживается,
просушивается.
     14.26.  Не допускается оставлять в буфетных остатки пищи после ее
раздачи больным, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами.
     14.27.  Раздачу  пищи  больным  производят  буфетчицы  и дежурные
медицинские  сестры  отделения.  Раздача  пищи  должна производиться в
халатах  с  маркировкой  "Для  раздачи пищи". Не допускается к раздаче
пищи младший обслуживающий персонал.
     14.28.  В  местах  приема  передач  и  в  отделениях  должны быть
вывешены  списки  разрешенных  для  передачи продуктов (с указанием их
предельного количества).
     14.29.  Ежедневно дежурная медицинская сестра отделения проверяет
соблюдение  правил  и  сроков  годности  (хранения) пищевых продуктов,
хранящихся   в   холодильниках   отделения.  При  обнаружении  пищевых
продуктов  в  холодильниках  отделения  с  истекшим  сроком  годности,
хранящихся  без упаковок с указанием фамилии больного, а также имеющих
признаки  порчи,  они  должны  изыматься  в пищевые отходы. О правилах
хранения личных пищевых продуктов пациент должен быть информирован при
поступлении в отделение.
     14.30.  В  строящихся и реконструируемых ЛПО возможна организация
индивидуально-порционной   системы   питания   пациентов  и  персонала
("таблет-питание")   -  система,  при  которой  на  раздаточной  линии
пищеблока    для    каждого    пациента   (сотрудника)   комплектуется
индивидуальный  поднос  с крышкой, с набором порционных блюд. Доставка
питания  в  отделения  осуществляется в специальных термоконтейнерах -
тележках.  Использованная посуда помещается в отдельные отсеки этих же
тележек и доставляется на пищеблок.
     При  применении  технологии  системы  "таблет-питания" в палатных
отделениях  могут  не  предусматриваться столовые, буфетная состоит из
одного помещения, которое оборудуется раковиной для мытья рук, моечной
ванной     для     дезинфекции    посуды    (в    случае    проведения
противоэпидемических  мероприятий),  бытовым холодильником, СВЧ-печью,
электрическими чайниками.
     Мытье  посуды  осуществляется  централизованно  на пищеблоке, при
этом  выделяются  отдельные  моечные  для  обработки  кухонной посуды,
столовой  посуды  пациентов  и столовой посуды персонала, организуется
также помещение для обработки тележек системы "таблет-питания".
     Помещения  моечных  оборудуются моечными ваннами и посудомоечными
машинами.
     14.31.  В случае, если предполагается оказание медицинской помощи
детям  в  возрасте  до  одного  года,  в  составе  отделения для детей
предусматриваются   помещения  для  приготовления  и  розлива  детских
смесей.
     14.32.   В  дневных  стационарах  с  кратковременным  пребыванием
пациентов   (не  более  4  часов)  без  организации  горячего  питания
предусматриваются    комнаты    подогрева    пищи   (с   умывальником,
холодильником   и   оборудованием  для  разогрева  пищи).  Допускается
использование одноразовой посуды.
     14.33.   Требования   настоящего   раздела   распространяются  на
сторонние  организации, привлекаемые для обеспечения питания пациентов
и персонала ЛПО.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.1.3.2630-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа