ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА. Приказ. Министерство обороны РФ (Минобороны России). 22.07.10 999

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

КАПИТАН

     28. Капитан является руководителем экипажа судна,  отвечающим  за
его безопасность, жизнь находящихся на нем людей и  перевозимый  груз.
Управление судном и руководство его экипажем капитан  осуществляет  на
основе   единоначалия,   подчиняясь    непосредственно    руководителю
(командиру) вышестоящего  органа  военного  управления,  в  подчинении
которого  находится  судно.  Все  указания,  приказы  и  распоряжения,
относящиеся к деятельности судна, отдаются  только  капитану,  который
отвечает за их выполнение.
     Присутствие на борту судна руководителя (командира)  вышестоящего
органа военного управления не освобождает капитана от  ответственности
за судно и выполнения своих обязанностей.
     В случаях,  когда  руководитель  (командир)  вышестоящего  органа
военного управления признает необходимым взять  управление  судном  на
себя (для предупреждения опасности, ликвидации последствий аварии  или
в других случаях), с момента объявления об этом капитану или отдачи им
приказания  вахтенному  матросу-рулевому  (вахтенному   механику)   он
принимает  на  себя  ответственность  за  безопасность  судна,  о  чем
делается запись в судовом журнале.
     29. Капитан обязан:
     обеспечить эффективную техническую эксплуатацию судна,  всех  его
механизмов, устройств  и  систем,  безопасное  плавание  и  выполнение
поставленных задач;
     организовать    труд    экипажа    с    соблюдением    требований
законодательства Российской Федерации, международных,  национальных  и
местных  правил  по   безопасности   мореплавания   и   предотвращению
загрязнения морской среды, а также  с  соблюдением  условий  трудового
договора (контракта);
     организовать подготовку экипажа к борьбе за живучесть  судна  при
получении им боевых или аварийных  повреждений,  а  также  к  оказанию
помощи и спасению людей, терпящих бедствие в море;
     поддерживать   судно   в   мореходном   состоянии,   своевременно
предъявлять судно и его  технические  средства  к  проверкам  органами
надзора,  поддерживать  на  судне  установленные  запасы  и  табельную
комплектность имущества;
     готовить своих помощников к несению ходовой навигационной вахты и
управлению маневрами судна в различных условиях плавания;
     организовать своевременное обучение  лиц  командного  и  рядового
состава порядку и правилам  эксплуатации  новых  технических  средств,
электронного и иного оборудования, устанавливаемого на судне;
     организовать  своевременное   расследование   любого   аварийного
происшествия,  связанного  с  эксплуатацией  судна  и  повлекшего  его
повреждение   или   повреждение   объектов   морской   инфраструктуры,
причинение вреда здоровью членам экипажа (пассажирам)  или  окружающей
среде, принимать меры по их предотвращению;
     информировать командный состав судна о приказах и  распоряжениях,
получаемых от руководителей (командиров) вышестоящих органов  военного
управления.
     30. Капитан осуществляет защиту законных прав и интересов  членов
экипажа, касающихся:
     своевременной выплаты в полном объеме заработной платы  в  сроки,
установленные   коллективным   (трудовым)   договором   и    правилами
внутреннего трудового распорядка соединения судов;
     предоставления   бесплатного   питания,    соответствующего    по
количеству и калорийности установленным нормам;
     обеспечения  форменной   и   специальной   одеждой,   технической
документацией, инструментами и средствами индивидуальной защиты;
     обеспечения  бытовых  нужд,  связанных  с  исполнением   трудовых
обязанностей на судне;
     репатриации (возвращения  на  Родину)  членов  экипажа  в  случае
кораблекрушения,  захвата  судна  в   прибрежных   водах   или   порту
иностранного государства, а также заболевания  или  травмы,  требующих
(по заключению врачей) лечения вне судна.
     31.  Капитан  в  силу  своего  служебного  положения   признается
представителем судовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с
нуждами судна, груза или плавания.
     32. Капитан имеет право  издавать  приказы  по  судну,  применять
поощрения и налагать дисциплинарные  взыскания  на  членов  экипажа  в
порядке и случаях, предусмотренных Уставом о дисциплине экипажей судов
обеспечения Военно-Морского Флота, Дисциплинарным уставом  Вооруженных
Сил Российской Федерации <*>.
     --------------------------------
     <*> Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября
2007 г. N 1495.

     Распоряжения  капитана  в  пределах   его   полномочий   подлежат
беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.
     33. В зависимости от конкретных  условий  плавания  и  выполнения
задач по обеспечению кораблей в море  капитан  имеет  право  объявлять
авральные  работы  с   участием   всего   экипажа   или   его   части,
перераспределять  обязанности  между   отдельными   членами   экипажа,
привлекать к несению вахт  членов  экипажа,  которые  по  кругу  своих
обязанностей их не несут.
     34. Капитан имеет право  в  случае  необходимости  отстранить  от
исполнения должностных обязанностей  (не  допускать  к  несению  вахт)
любого члена экипажа:
     не прошедшего в установленном порядке проверку знаний и навыков в
области охраны труда и исполнения должностных обязанностей;
     имеющего  противопоказания   для   выполнения   обязанностей   по
занимаемой должности (заболевание или травму,  требующие  лечения  вне
судна) или не прошедшего в установленном порядке медицинский осмотр;
     допустившего  нарушения  требований  эксплуатации  вооружения   и
военной техники (охраны труда), повлекшие за собой тяжкие  последствия
(аварию, несчастный случай с людьми) либо заведомо создавшие  реальную
угрозу наступления таких последствий;
     совершившего  на  судне  хищение  чужого   имущества,   растрату,
умышленное  уничтожение  или  повреждение  вооружения  и   технических
средств судна.
     35.  При   установлении   несоответствия   занимаемой   должности
отдельных членов экипажа капитан имеет право отстранить указанных  лиц
от исполнения должностных обязанностей и направить  в  кадровый  орган
для решения вопроса об их дальнейшем использовании.
     36. Распоряжения капитана  в  пределах  его  полномочий  подлежат
беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.
     37. К  лицам,  не  исполняющим  законные  распоряжения  капитана,
применяются все меры воздействия вплоть до изоляции  указанных  лиц  в
отдельном помещении, если  их  действия  создают  угрозу  безопасности
судна, находящихся на нем людей, имущества или перевозимого груза.
     38. В случае  совершения  на  судне  правонарушения,  содержащего
признаки преступления,  предусмотренного  уголовным  законодательством
Российской Федерации,  капитан  обязан  немедленно  доложить  об  этом
руководителю (командиру) вышестоящего органа  военного  управления,  а
при  нахождении  судна  в  море,  кроме  того,   провести   неотложные
следственные    действия,    руководствуясь    уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации.
     39. В случае опасности для судна или  находящихся  на  нем  людей
капитан вправе созвать судовой совет. В судовой совет входят  капитан,
старший помощник капитана и старший механик.
     К участию в заседании  совета  капитан  может  привлекать  других
членов экипажа.
     40. Судовой совет не ограничивает  прав  капитана.  Окончательное
решение во всех случаях принимает капитан.
     41. В случаях, не  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации, приказами и  распоряжениями  вышестоящих  органов  военного
управления, капитан, сообразуясь с обстоятельствами, должен  поступать
по  своему  усмотрению,  соблюдая  интересы  Российской  Федерации   и
общепризнанные принципы и нормы международного морского права.
     42.  В  случае   болезни   капитан   должен   временно   передать
командование судном старшему  помощнику,  о  чем  немедленно  доложить
руководителю (командиру) вышестоящего органа  военного  управления,  а
при стоянке судна в иностранном порту, кроме того, сообщить об этом  в
ближайшее дипломатическое представительство  (консульство)  Российской
Федерации.
     43.  Прием  судна  при  вступлении  в  должность  капитан  должен
осуществлять лично. В случае  отсутствия  сдающего  капитана  передача
судна  должна  проводиться  лицом,  исполняющим  его  обязанности,   в
присутствии комиссии, назначенной  приказом  руководителя  (командира)
вышестоящего органа военного управления.
     44. Принимая судно, капитан обязан:
     представиться  экипажу  и  проверить  уровень  его  подготовки  к
выполнению обязанностей по судовой тревоге;
     осмотреть судно и получить сведения о состоянии корпуса,  главных
и   вспомогательных   механизмов,   средств   борьбы   за   живучесть,
навигационного, радиотехнического и другого вооружения;
     получить  от  капитана,  сдающего  дела  и   должность,   судовые
документы, деньги и ценные бумаги с сопроводительными  документами  на
них, судовую печать, а также информацию о мореходных качествах  судна,
случаях аварий и их последствиях;
     выйти в море вместе со сдающим капитаном, если есть  возможность,
и ознакомиться с особенностями управления судном на различных  режимах
работы главных двигателей;
     с окончанием  приемки  судна  составить  акт  и  представить  его
руководителю  (командиру)  вышестоящего  органа  военного   управления
вместе с рапортом о вступлении в должность.
     45. О вступлении в командование судном вновь назначенный  капитан
объявляет в приказе по судну.
     В исключительных случаях, когда требуется провести срочную  смену
капитана, вновь назначенный капитан вступает в командование судном без
его осмотра.
     В акте приема (сдачи) судна должны быть указаны принятые денежные
суммы, документы и ценные бумаги и  что  судно  принято  без  осмотра.
Время и место передачи командования  судном  должны  быть  записаны  в
судовой журнал.
     После  осмотра  судна  капитан  должен  представить  руководителю
(командиру) вышестоящего органа военного управления дополнение к ранее
представленному акту.
     46. При подготовке судна к выходу в море капитан обязан проверить
состояние  судна  и  организовать  подготовку  экипажа  к   выполнению
поставленных задач, в том числе:
     укомплектовать судно командным  и  рядовым  составом  до  штатной
численности, заблаговременно назначить старшему помощнику  и  старшему
механику время готовности судна к снятию с якоря (бочки, швартовов);
     организовать изучение намеченного маршрута перехода  с  командным
составом  судна,   несущим   навигационную   вахту,   в   оперативном,
навигационном и гидрометеорологическом отношении, уточнить изменения в
местных правилах плавания и  прохода  проливов,  а  также  проработать
другие вопросы, знание которых  необходимо  для  успешного  выполнения
поставленных задач;
     проверить и утвердить  предварительную  прокладку  на  переход  в
заданный район, проверить наличие навигационных  карт  и  пособий  для
плавания, их корректуру, убедиться в безопасности выбранных  курсов  и
возможности определения места судна по маршруту перехода;
     организовать при необходимости водолазный осмотр подводной  части
корпуса, забортной  арматуры,  рулей,  винтов,  обтекателей  и  других
устройств, находящихся за бортом судна;
     проверить и утвердить  план  размещения  груза  на  судне,  а  по
окончании приема груза - расчеты остойчивости судна,  балластировки  и
перемещения груза для выравнивания крена или дифферента;
     принять доклады об обеспечении  судна  топливом,  пресной  водой,
продуктами питания  и  другими  видами  снабжения,  а  при  выполнении
буксировочных работ - о готовности  судна  и  буксируемого  объекта  к
буксировке.
     47. Капитан не должен выходить в  море,  если  укомплектованность
экипажа, снабжение или техническое  состояние  судна  не  обеспечивают
безопасность  плавания  и   выполнение   поставленных   задач.   Любые
отступления  от  указанных  требований   должны   быть   доведены   до
руководителя (командира) вышестоящего  органа  военного  управления  и
записаны в судовой журнал.
     48. Перед выходом судна в море капитан должен получить разрешение
капитана-диспетчера (дежурного  по  рейду)  на  выход  судна  в  море,
уточнить  данные  об  обстановке  на  маршруте  перехода  и  в  районе
выполнения поставленной задачи, в том числе:
     о фактической и ожидаемой погоде;
     об изменениях порядка использования фарватеров, систем и  средств
навигационного обеспечения, режима использования средств радиосвязи;
     об   изменении   времени   или   порядка   (района)   встреч    с
обеспечиваемыми кораблями.
     49. За 15 минут до назначенного времени снятия  с  якоря  (бочки,
швартовов) капитан должен  принять  доклады  от  начальников  служб  о
готовности  их  подразделений  к  выходу  в  море,  наличии  на  борту
подчиненных членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.
     50. В случае неявки на судно  кого-либо  из  членов  экипажа  или
пассажиров  капитан  обязан  доложить  об   этом   капитану-диспетчеру
(дежурному по рейду), а при нахождении судна в иностранном порту  -  в
ближайшее дипломатическое представительство  (консульство)  Российской
Федерации и принять все меры к розыску отсутствующих лиц и возвращению
их на судно.
     51. В отдельном плавании капитан должен назначать курс и скорость
судна,  устанавливать  способ  управления  и  режим   работы   главных
двигателей, требовать от вахтенных помощников определения места  судна
всеми возможными  способами,  контролировать  своевременное  получение
информации  об  изменениях  навигационной   и   гидрометеорологической
обстановки в районе плавания.
     52. В целях обеспечения безопасности плавания капитан  обязан  не
только руководствоваться  своим  опытом,  знанием  района  плавания  и
данными вахтенного помощника, но  и  систематически  определять  место
судна в море с записью своих наблюдений в судовой журнал.
     53. При нахождении судна в плавании капитан обязан:
     обеспечить   надлежащую   организацию    ходовой    навигационной
(машинной)  вахты  и  радиовахты,   выполнение   правил   плавания   и
предупреждения столкновений судов в море;
     в случае приема  сигнала  бедствия  немедленно  донести  об  этом
командованию и следовать  с  максимальной  скоростью  на  сближение  с
терпящим бедствие судном, установить с ним  связь  и  предложить  свою
помощь;
     в  случае  отказа  от  предложенной  помощи  или   получения   от
командования иного приказания записать в  судовой  журнал  причину,  в
силу которой он не последовал на помощь судну,  терпящему  бедствие  в
море;
     при столкновении в море с другим судном, если  это  возможно  без
серьезной опасности для своего судна, оказать  помощь  его  экипажу  и
пассажирам,  доложить  командованию   о   произошедшем   столкновении,
сообщить капитану пострадавшего судна название своего судна  (бортовой
номер), его принадлежность, порты отправления и назначения;
     при   обнаружении   плавающего   льда   или   покинутого   судна,
представляющего  опасность  для  плавания,  приближении   шторма   или
усилении ветра, вызывающего сильное обледенение судна,  о  которых  не
было получено предупреждение, передать информацию об этом  находящимся
поблизости судам и доложить командованию (на командный пункт флота);
     при приближении к военным кораблям,  занятым  выпуском  (приемом)
летательных аппаратов, проведением учений  с  подводными  лодками  или
пополнением запасов на  ходу,  не  стеснять  их  маневра  и  принимать
необходимые меры предосторожности для избежания столкновения;
     в случае падения человека за борт или обнаружения людей, терпящих
бедствие в море, принять немедленные меры к их спасению и, если это не
угрожает серьезной  опасностью  судну  и  находящимся  на  нем  людям,
прекратить поиск только после того, как исчерпаны все возможные меры к
их спасению;
     в случае начала военных  действий  или  угрозы  их  возникновения
принять  все  меры  по  предотвращению  уничтожения,  повреждения  или
захвата судна, находящихся на нем людей, документов и воинских грузов.
     54. При необходимости вынужденного захода судна в территориальные
воды или морской порт иностранного государства капитан должен доложить
об этом командованию (на командный пункт флота) с объяснением  причин,
к которым относятся:
     ликвидация последствий  аварии,  приведшей  к  утрате  мореходных
качеств и невозможности дальнейшего плавания судна;
     укрытие от тропического шторма (урагана,  тайфуна,  циклона)  или
иного стихийного  бедствия  (сильного  обледенения  корпуса,  опасного
движения льда);
     доставка на берег спасенных в море людей;
     оказание членам экипажа  или  пассажирам  неотложной  медицинской
помощи, которая не может быть оказана  во  время  нахождения  судна  в
море;
     репатриация членов экипажа (пассажиров) или  другие  чрезвычайные
обстоятельства.
     С получением разрешения на заход судна в территориальные воды или
морской порт иностранного государства капитан должен установить  связь
с местными портовыми властями и сообщить класс  и  название  (бортовой
номер) судна, свою фамилию, причину вынужденного захода, потребность в
помощи   и   ее   характер,   предполагаемое   время   пребывания    в
территориальных водах или морском порту.
     55. При нахождении судна  в  территориальных  водах  или  морском
порту иностранного государства капитан должен  следовать  в  указанное
ему место в соответствии с рекомендациями местных портовых  властей  и
одновременно принимать меры по установлению  связи  с  дипломатическим
представительством (консульством) Российской Федерации.
     56. Во время пребывания в морском порту иностранного  государства
капитан и все члены экипажа должны  соблюдать  законодательство  этого
государства, выполнять указания местных властей, касающиеся  портовых,
полицейских, таможенных, санитарных правил, с уважением  относиться  к
обычаям страны пребывания.
     57. В случае стихийного бедствия  в  морском  порту  иностранного
государства капитан по просьбе портовых  властей  должен  предоставить
судно, экипаж и судовые средства  для  оказания  помощи  администрации
морского порта в спасании людей и  ликвидации  последствий  стихийного
бедствия.
     58.  Если   на   судне   будет   обнаружен   недостаток   запасов
продовольствия, топлива или  пресной  воды,  капитан  может  пополнить
недостающие запасы за счет находящегося на судне груза или  обратиться
за помощью к встречному судну Российской Федерации.
     При невозможности пополнить  запасы  продовольствия  или  пресной
воды капитан может уменьшить нормы их выдачи экипажу.
     59. При объявлении судовой тревоги, маневрировании  для  оказания
помощи судам или лицам, терпящим  бедствие  в  море,  передаче  грузов
кораблям на ходу, входе судна в базу (порт) и выходе  из  нее  капитан
обязан находиться на ходовом мостике и лично управлять судном.
     60.  При  плавании  судна  в  сложных  условиях  капитан   должен
находиться  на  ходовом  мостике  и,  если  потребуют  обстоятельства,
принять управление судном на себя:
     в  районах  интенсивного  движения  судов,  проливах,  каналах  и
узкостях, в районах с плавающими обломками морских  (воздушных)  судов
или прочими опасностями для судоходства;
     в мелководных районах, при приближении к ним  (к  берегу)  или  к
другим навигационным опасностям, если есть риск повреждения судна;
     в штормовую погоду, когда есть опасность  возможного  повреждения
судна, потери управляемости, обледенения корпуса или смещения груза на
палубах (в трюмах);
     в районах с ограниченной видимостью или при подходе к ним;
     при других сложных условиях плавания.
     61. При возникновении любых  сомнений  относительно  безопасности
плавания капитан обязан:
     усилить вахту на ходовом мостике для непрерывного  зрительного  и
технического наблюдения за надводной обстановкой;
     усилить  машинную  вахту  для  поддержания   готовности   главных
двигателей к резким изменениям режима работы,  запретить  переключение
источников питания электроэнергией, обеспечивающих управление судном;
     организовать ведение радиолокационной прокладки или  равноценного
систематического наблюдения за судами, идущими на  опасное  сближение,
для определения условий расхождения с ними и контроля их  движения  до
тех пор, пока они  не  будут  окончательно  пройдены  и  оставлены  на
безопасном расстоянии;
     привести в готовность к отдаче якоря (при движении в  мелководном
или  малоизученном  районе),   выставить   у   них   вахтенного,   при
необходимости стравить  якорь  для  обнаружения  опасной  глубины  или
организовать промер глубин с катера (шлюпки).
     При длительном плавании  в  сложных  условиях  (свыше  12  часов)
капитан может сойти с ходового мостика на отдых, оставив  вместо  себя
на мостике старшего помощника.
     62. При плавании в районе  с  обязательной  лоцманской  проводкой
капитан должен взять на  борт  судна  лоцмана.  Присутствие  на  судне
лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном  во
время лоцманской проводки.
     При вручении проводки  судна  лоцману  капитан  должен  проверить
документы,  подтверждающие  его  лоцманское  звание,  и  сообщить  ему
необходимые данные по управлению судном.  Уходя  с  ходового  мостика,
капитан обязан  указать  лоцману  лицо,  ответственное  за  управление
судном в его отсутствие.
     В случае сомнения в  правильности  рекомендаций  лоцмана  капитан
вправе отказаться от его услуг и потребовать замены лоцмана.
     63. При  столкновении  судов,  повреждении  портовых  сооружений,
спасании находящегося в опасности судна, а также в других случаях, при
которых  возникают  ситуации,  дающие   основания   для   предъявления
претензий (имущественных требований) или для защиты  своих  интересов,
капитан должен немедленно доложить об  этом  командованию  и  оформить
официальное заявление о морском протесте.
     64.  Морской  протест  может  быть  заявлен  консулу   Российской
Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства
(нотариусу или местному суду), находящемуся в ближайшем морском порту,
в  течение  24  часов  с  момента  происшествия.   При   невозможности
оформления заявления о  морском  протесте  в  указанный  срок  капитан
должен  направить  в  установленном  порядке  радиограмму  одному   из
указанных должностных лиц с уведомлением о намерении оформить  морской
протест.
     65. При аварии судна  капитан  обязан  принять  все  меры  к  его
спасению и обеспечению безопасности людей:
     при пожарах и затоплении помещений (отсеков) срочно  локализовать
район пожара или распространение воды в смежные помещения;
     детально разобраться в изменившихся  мореходных  качествах  судна
вследствие  полученных  повреждений   или   затопления   помещений   и
организовать борьбу за его живучесть;
     запросить при необходимости помощь  от  кораблей  Военно-Морского
Флота или судов, находящихся в районе аварии;
     подготовить к моменту подхода  кораблей  или  спасательных  судов
информацию о состоянии  судна  и  поставить  их  капитанам  конкретные
задачи по ликвидации последствий аварии и предотвращению гибели судна;
     передать при угрозе гибели судна на спасательные суда  больных  и
пассажиров, организовать оставление судна экипажем;
     убедившись в невозможности спасти  судно,  организовать  спасение
оставшихся на  нем  людей,  судового,  машинного  и  радиотелеграфного
журналов, карт данного похода, лент навигационных приборов, документов
и ценностей.
     При оставлении судна экипажем капитан покидает его последним.
     66.  Если  авария  случилась  вблизи  берега  и  возникла  угроза
неминуемой гибели судна, капитан должен принять меры к  выбросу  судна
на берег или выводу его в мелководный район.
     При угрозе захвата судна противником, если позволяет  обстановка,
капитан должен организовать уничтожение или  приведение  в  негодность
его  вооружения  и  военной  техники,  а  также  уничтожение   судовых
документов и оставшихся воинских грузов.
     67. В случае гибели судна,  куда  бы  экипаж  ни  был  доставлен,
капитан сохраняет свои  права  и  обязанности  в  отношении  спасенных
членов экипажа и должен принимать все возможные меры к их  возвращению
на Родину.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа