Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СИГНАЛИСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ОАО "РЖД"".
1. Общие требования охраны труда 1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 сентября 2001 г. N ПОТ РО-32-ЦД-855-01, и устанавливает основные требования охраны труда для сигналиста железнодорожной станции (далее - сигналиста) при производстве маневровой работы на железнодорожных станциях открытого акционерного общества "Российские железные дороги". На основе настоящей Инструкции на железнодорожной станции разрабатывается и утверждается Инструкция по охране труда для сигналиста с учетом местных условий и специфики деятельности. 1.2. К работе сигналистом на железнодорожных станциях допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр (обследование) и психиатрическое освидетельствование, вводный и первичный инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, стажировку на рабочем месте и первичную проверку знаний требований охраны труда. В процессе трудовой деятельности сигналист должен проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры (обследования), инструктажи по охране труда, проверку знаний требований охраны труда. 1.3. Сигналисту необходимо соблюдать правила внутреннего трудового распорядка железнодорожной станции, регламентирующие порядок приема и увольнения работников, знать права, обязанности и нести ответственность за их выполнение в соответствии с трудовым договором. Для предотвращения охлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе в холодный период года при низких температурах предусматриваются перерывы для обогрева. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. 1.4. Сигналист должен знать: действие на человека опасных и вредных производственных факторов и меры по защите от их воздействия; требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии; правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря; видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности, порядок ограждения подвижного состава, опасных мест; правила оказания первой помощи пострадавшим; место хранения медицинской аптечки для оказания первой помощи пострадавшим; правила нахождения на железнодорожных путях; безопасные способы выполнения маневровой работы; требования настоящей Инструкции. 1.5. Сигналист должен: выполнять входящую в его должностные обязанности или порученную дежурным по станции работу; применять безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, которые предусмотрены требованиями нормативных документов ОАО "РЖД" и должностными обязанностями; выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов; содержать в исправном состоянии и чистоте радиостанцию, инвентарь и средства индивидуальной защиты; соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря; проходить по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам; быть предельно внимательным в местах движения подвижного состава (вагонов) и транспорта; уметь оказывать первую помощь пострадавшему; соблюдать требования настоящей Инструкции. 1.6. В процессе работы на сигналиста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: движущийся подвижной состав, транспортные средства, механизмы; повышенный уровень шума; повышенный уровень вибрации; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенная влажность и подвижность воздуха; недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток; физические перегрузки; нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов. Для уменьшения воздействия отрицательных производственных факторов сигналистом должны быть использованы специальные индивидуальные защитные средства. 1.7. Сигналист обеспечивается следующей специальной одеждой и обувью: Комплект "Движенец-Л" или 1 Костюм "Дефектоскопист-Л" 1 Ботинки юфтевые на полиуретановой подошве 1 пара Плащ для защиты от воды 1 на 3 года Перчатки комбинированные или 8 пар Перчатки с полимерным покрытием 8 пар Очки защитные открытые до износа Головной убор сигнальный 1 на 2 года Жилет сигнальный 2 класса защиты 2 Зимой дополнительно: Комплект для защиты от пониженных температур по поясам "Движенец" или костюм для защиты от пониженных по поясам температур "Дефектоскопист" Полушубок или по поясам Полупальто на меховой подкладке или по поясам Куртка на меховой подкладке по поясам Рукавицы утепленные или по поясам Перчатки утепленные по поясам Шапка-ушанка со звукопроводными вставками по поясам Сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве по поясам в I и II поясах Сапоги кожаные утепленные "Север ЖД" в III, IV и особом по поясам поясах или Валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах по поясам Галоши на валенки (сапоги валяные) 1 пара на 2 года. 1.8. Личную одежду, спецодежду и обувь следует хранить отдельно в шкафах гардеробной. Сигналист должен следить за исправностью спецодежды, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке. 1.9. Сигналист должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности: курить только в специально установленных и приспособленных для этого местах, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами; знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения; не использовать поврежденные розетки, рубильники и другое электрооборудование; не эксплуатировать электроприборы с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией электропроводки; не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов; не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы; не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы и открытый огонь нагревательных элементов. 1.10. Сигналист должен немедленно извещать дежурного по станции или начальника станции о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья. В случаях травмирования людей сигналист обязан сообщить об этом дежурному по станции и оказать первую помощь пострадавшим. 1.11. Сигналист должен соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу следует в столовых, буфетах или в специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом. 1.12. При нахождении на территории железнодорожной станции, в том числе и при проходе по служебному маршруту, сигналист должен постоянно следить за возможными препятствиями на пути следования и перемещениями подвижного состава. Необходимо быть осмотрительным и не допускать отвлечения внимания от наблюдения за движущимся подвижным составом. При проходе по территории станции сигналист при приближении подвижного состава во время маневровых передвижений должен отойти на обочину пути или середину междупутья, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить проход. Сигналисту надо быть более внимательным при нахождении на путях в темное время суток, при плохой видимости, при сильных снегопадах, метелях, туманах и при сильном шуме, создаваемом работающей техникой, проходящим подвижным составом, в зимнее время года. При одновременном движении двух подвижных единиц (четного и нечетного поезда) сигналист должен сойти на обочину или перейти в другое междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. Если сигналист оказался между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами, то нужно немедленно присесть или лечь на землю в междупутье. Выходя из помещений или зданий, ухудшающих видимость железнодорожного пути, сигналисту необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава. После выхода из помещения в ночное время требуется выждать некоторое время (1 - 2 мин.), пока глаза не привыкнут к темноте. Если при проходе по территории железнодорожной станции сигналист обнаружил разлив или рассыпание опасных или вредных веществ из подвижного состава, то обойти их следует так, чтобы ветер не нес на него пары или частицы этих веществ. 1.13. При нахождении на железнодорожных путях сигналист должен соблюдать следующие требования безопасности: при следовании к месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход"; проходить вдоль путей по обочине пути или посередине междупутья, при этом внимательно следить: за движением поездов, маневрирующими составами и локомотивами, дрезинами, самоходными путевыми машинами, кранами, отцепами вагонов, а также за тем, нет ли предметов, выступающих за пределы очертания габаритов погрузки подвижного состава, не находиться в зоне постоянного негабаритного места и движущейся подвижной единицы; выполнять требования знаков безопасности и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, связи и другие препятствия); переходить железнодорожные пути перпендикулярно оси пути, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава; при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, следует пользоваться только переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки; подниматься и сходить с переходной площадки, повернувшись лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по соседнему железнодорожному пути и препятствий в междупутье или обочине пути; обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки; проходить между расцепленными вагонами, только в том случае, когда расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м; следить за показаниями светофоров, положением стрелочных переводов, передаваемыми звуковыми сигналами подвижных единиц; оказавшись на пути следования поезда, до его приближения отойти на обочину пути или на середину широкого междупутья на минимальное расстояние до крайнего рельса: при движении поездов со скоростями до 140 км/ч - 2 м; 141 - 160 км/ч - 4 м; 161 - 200 км/ч - 5 м; отойти в безопасное место при расстоянии до приближающего поезда не менее 400 м при скоростях движения до 140 км/ч и не позднее 5 минут до прохода поезда при скоростях 141 - 200 км/ч; при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, увязочную проволоку и другие предметы, выступающие за габарит подвижного состава. 1.14. При нахождении на железнодорожных путях сигналисту запрещается: переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд; подлезать под вагонами; становиться или садиться на рельсы и концы шпал; находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям; переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов; при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал; наступать на электрические провода и кабели; находиться на территории железнодорожной станции в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при проследовании подвижного состава; проявлять бдительность. 1.15. При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях сигналист должен соблюдать следующие требования безопасности: не приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м; не подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом; не прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет. Сигналист, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом дежурному по станции. До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м. В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, перемещаться мелкими шагами, не превышающими длину стопы, и не отрывая ног от земли. 1.16. Сигналист, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СИГНАЛИСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ОАО "РЖД"".