О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011 - 2017 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 22.12.10 1092

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011 - 2017 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы, на решение которой
                         направлена Программа

     Обеспечение  населения  чистой  питьевой водой является важнейшим
направлением социально-экономического развития России.
     Согласно    Концепции    долгосрочного   социально-экономического
развития  Российской  Федерации  на  период до 2020 года, утвержденной
распоряжением  Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
N  1662-р,  к  приоритетным  направлениям  развития водохозяйственного
комплекса   в  долгосрочной  перспективе  относятся  совершенствование
технологии   подготовки   питьевой   воды   и   очистки  сточных  вод,
реконструкция,  модернизация  и  новое  строительство  водопроводных и
канализационных   сооружений,   в  том  числе  использование  наиболее
экологически  безопасных  и  эффективных  реагентов  для очистки воды,
внедрение  новых  технологий  водоочистки,  модернизация  промышленных
предприятий  и  внедрение  в  технологические  схемы  производственных
объектов оборотного водоснабжения.
     В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период
до  2020  года,  утвержденной  распоряжением  Правительства Российской
Федерации от   27  августа  2009  г.  N  1235-р,  развитие  жилищно  -
коммунального    комплекса,     ориентированное     на     обеспечение
гарантированного  доступа  населения  России  к  качественной питьевой
воде,  рассматривается  как  задача   общегосударственного   масштаба,
решение   которой   должно   быть   осуществлено  за  счет  реализации
мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017
годы (далее - Программа).
     По  оценкам  Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. человек на
Земле  не  имеют  достаточного  доступа  к чистой питьевой воде, а 2,6
млрд.  человек  не  имеют  достаточного  доступа  к  воде  для средств
гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится
на  40  процентов  и  к  2025  году  2  человека из 3 будут испытывать
нехватку воды.
     По  данным  формы  федерального  статистического  наблюдения N 18
"Сведения  о  санитарном  состоянии  субъекта Российской Федерации" за
2009   год,   доля  проб  питьевой  воды  из  водопроводной  сети,  не
соответствующих   гигиеническим   нормативам  по  санитарно-химическим
показателям,  составила  16,8  процента, а по микробиологическим - 5,1
процента.  Пятая  часть  населения не имеет доступа к централизованным
источникам   водоснабжения   и   потребляет   воду   без   необходимой
предварительной очистки.
     Отсутствие  чистой  воды  и  систем канализации является основной
причиной   распространения  кишечных  инфекций,  гепатита  и  болезней
желудочно-кишечного   тракта,   возникновения   патологий  и  усиления
воздействия  на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.
В  отдельных  случаях  отсутствие  доступа  к  чистой  воде и системам
канализации   приводит   к  массовым  заболеваниям  и  распространению
эпидемий.   Выраженный   недостаток   фтора   в  поверхностных  водных
источниках является основной причиной высокой заболеваемости населения
Российской  Федерации  кариесом.  Развитие  исследований  по выявлению
риска  для  здоровья  населения  в  связи с химическим и биологическим
загрязнением  поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость
целенаправленных  действий  для сокращения заболеваемости, связанной с
антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
     Доступность  и качество питьевой воды определяют здоровье нации и
качество  жизни.  Продолжительность  жизни россиян находится на нижней
границе  этого  показателя  для  развитых стран. Обеспечение населения
чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в
особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.
     Повышение  качества  централизованного  водоснабжения  до уровня,
достигнутого    западноевропейскими   странами,   позволит   населению
использовать   водопроводную  воду  и  не  прибегать  к  использованию
бутилированной воды.
     Сложившаяся  кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения
обусловлена   недостаточностью   мероприятий   по   охране  источников
питьевого  водоснабжения,  неудовлетворительным техническим состоянием
систем   водоснабжения,   водоотведения   и   очистки   сточных   вод,
неустойчивым    финансовым    состоянием   организаций   коммунального
комплекса,  несовершенством  нормативной правовой базы и экономических
механизмов в сфере водопользования.
     По  данным  Федеральной службы государственной статистики за 2008
год,  в  Российской Федерации подается в сеть на хозяйственно-питьевые
нужды более 11 млрд. куб. метров воды в год, однако 30,5 млн. человек,
или  22  процента  населения, не обеспечены услугами централизованного
водоснабжения. По данным Федеральной службы государственной статистики
за  2009  год,  централизованный водопровод отсутствует в 11 процентах
городов и 53 процентах сельских населенных пунктов.
     В  Российской  Федерации  около  40 процентов водопроводных сетей
нуждаются  в  замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5 процента
водопроводных  сетей.  По  данным  Федеральной  службы государственной
статистики,  на  конец  2009  года  степень  износа  основных  фондов,
задействованных  в распределении, сборе и очистке воды, составила 53,8
процента (в 2003 году - 51 процент).
     В  Российской  Федерации  не проходят очистку 7 процентов сточных
вод.  Из  сточных  вод,  проходящих очистку, до нормативных требований
доводится  менее  половины  (46 процентов). Одна треть канализационных
сетей  нуждается  в  замене, при этом в 2009 году было заменено только
0,4  процента  общей  протяженности  сетей.  Значительное  влияние  на
состояние   окружающей   среды   оказывают   аварии  в  системе  сетей
канализации.  По  одной  аварии  в  год происходит почти на каждом 5-м
километре канализационной сети.
     Неудовлетворительное      состояние     систем     водоснабжения,
водоотведения    и   очистки   сточных   вод   вызвано   недостаточным
финансированием отрасли.
     В  России  вся  выручка  сектора  водоснабжения,  водоотведения и
очистки  сточных вод в 2009 году составляла 300 млрд. рублей, при этом
капитальные  затраты составили лишь 11 процентов операционных расходов
организаций, осуществляющих свою деятельность в секторе водоснабжения,
водоотведения  и очистки сточных вод (далее - организации). В мире это
соотношение  составляет  74  процента,  то  есть  примерно 43 процента
расходов организаций составляют расходы на вложения. Вследствие низких
капитальных  инвестиций  инфраструктура,  связанная  с водоснабжением,
водоотведением  и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что
приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.
     Тарифы  на  услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных
вод  в  России  приблизительно  в  3 раза ниже, чем в странах Западной
Европы.  При  этом  рост  тарифов в России обусловлен в первую очередь
ростом  операционных расходов, в результате чего в перспективе платежи
населения   за   воду   в   России   будут   сопоставимы  с  расходами
западноевропейских  потребителей при значительно более низком качестве
предоставляемых услуг.
     При  относительно низком уровне тарифов потребление питьевой воды
в  России  значительно  превышает потребление воды в развитых странах,
наиболее экономично использующих воду. Это связано с высокими потерями
воды  при  транспортировке  и  отсутствием  у  потребителей стимулов к
экономии.
     Большая  часть  расходов  водоснабжающих  организаций  связана  с
закупкой   импортного  оборудования,  сырья  и  материалов.  В  России
наблюдается   дефицит   собственного   производства   оборудования   и
реагентов,  таких,  как  коагулянты,  флокулянты, окислители, биоциды,
стабилизаторы,    антинакипины,   сорбенты,   ионообменные   смолы   и
синтетические фильтрующие загрузки, то есть продуктов, необходимых для
обеспечения современных технологий водоподготовки.
     При  разработке  вариантов  реформирования сектора водоснабжения,
водоотведения  и  очистки  сточных вод в качестве возможных подходов к
решению вышеизложенных проблем рассматривались 2 основных подхода.
     Пассивный  подход  заключается в прямой государственной поддержке
проектов   по   осуществлению   инвестиций   в  сектор  водоснабжения,
водоотведения  и  очистки  сточных вод. К преимуществам этого варианта
можно  отнести  наличие  опыта  и отработанной нормативно-методической
базы в области разработки и реализации подобных программ.
     Применение  этого  подхода дает возможность реализовать отдельные
проекты,  но не позволяет создать эффективную модель развития сектора,
работающую  без  регулярного  вмешательства  государства. В частности,
реализация этого подхода не обеспечивает создания условий, предпосылок
и  стимулов  для повышения инвестиционной привлекательности и развития
сектора  водоснабжения,  водоотведения  и очистки сточных вод на новой
технологической   основе,   повышения   качества   услуг   организаций
водоснабжения  и  качества  воды,  потребляемой  населением.  Наиболее
эффективным  механизмом, использующим этот подход, является реализация
региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки
сточных  вод,  финансирование  которых  осуществляется из федерального
бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации и за счет средств
внебюджетных источников.
     Второй    подход   предполагает   запуск   новых   экономических,
организационных   и  правовых  механизмов,  направленных  на  развитие
конкурентного  бизнеса,  привлечение  частных  инвестиций  и передовых
технологий    в   сектор   водоснабжения   и   расширение   механизмов
государственно-частного партнерства.
     Предлагаемые  в  рамках  2-го  варианта  механизмы взаимодействия
различных  уровней  власти,  частных  операторов  и  инвесторов  носят
институциональный   характер   и  призваны  сформировать  долгосрочную
систему  отношений,  основанную  на  создании  условий для привлечения
долгосрочных  частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения
и   очистки   сточных  вод  путем  совершенствования  законодательства
Российской    Федерации    о    тарифном    регулировании    в   сфере
жилищно-коммунального      хозяйства     в     части     долгосрочного
тарифообразования,    законодательства    Российской    Федерации    о
государственно-частном   партнерстве   в   части   упрощения  процедур
заключения  концессионных соглашений, экологического и других областей
законодательства  Российской  Федерации.  Вместе  с  тем  предлагается
осуществлять  поддержку  реализации  региональных  программ  в секторе
водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
     Целесообразность  использования  программно-целевого  метода  для
перехода   к   устойчивому   функционированию   и   развитию   сектора
водоснабжения,  водоотведения  и очистки сточных вод определяется тем,
что:
     задача  по  обеспечению  населения  чистой  водой  входит в число
приоритетов долгосрочного социально-экономического развития страны, ее
решение  позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни
населения,    предотвратить   чрезвычайные   ситуации,   связанные   с
функционированием   систем   водоснабжения,  водоотведения  и  очистки
сточных  вод,  создать  условия  для  эффективного  функционирования и
устойчивого  развития  организаций  и  обеспечить  рост производства в
смежных секторах промышленности;
     необходимые  капитальные  вложения  не  могут быть осуществлены в
пределах  одного  финансового  года  и  требуют  значительных расходов
бюджетов различных уровней;
     проблемы  снабжения  населения  чистой  водой  носят  комплексный
характер,  а  их  решение окажет существенное положительное влияние на
социальное  благополучие общества, общее экономическое развитие и рост
производства.
     В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период
до  2020  года,  утвержденной  распоряжением  Правительства Российской
Федерации  от  27 августа 2009 г. N 1235-р, решение задачи обеспечения
населения  качественной  питьевой  водой  планируется  осуществлять  в
рамках  Программы,  к  основополагающим  принципам  которой необходимо
отнести  устранение  причин  несоответствия  качества воды, подаваемой
населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциацию подходов к
выбору  технологических схем водоснабжения населения крупных и средних
городов, малых городов и отдельно сельских поселений.
     На   решение   задач   и  достижение  целей  Программы  в  рамках
программно-целевого  метода  решения  проблемы  могут  оказать влияние
следующие риски:
     нормативные   правовые  риски.  Реализация  Программы  во  многом
определяется    совершенствованием    нормативной    правовой    базы,
регулирующей     деятельность     организаций.    Задержка    принятия
запланированных  нормативных  правовых актов может существенно снизить
результативность Программы;
     макроэкономические   риски,   обусловленные   влиянием  изменения
состояния  финансовых  рынков  и  деловой  активности,  которое  может
отразиться   на  стоимости  привлекаемых  средств  и  сократить  объем
инвестиций,  в  том  числе  в  сектор  водоснабжения,  водоотведения и
очистки сточных вод;
     региональные и муниципальные риски. При реализации мероприятий по
модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
возможно  появление объектов незавершенного строительства в результате
задержки  финансирования  со  стороны субъектов Российской Федерации -
участников Программы.

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011 - 2017 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа