О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 17.12.10 1050

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы
    
     В  2006 - 2010 годах в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных
участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства"
федеральной   целевой   программы   "Жилище"   на  2002  -  2010  годы
реализовывались мероприятия, направленные на решение одной из основных
проблем,  сдерживающих  увеличение  объемов жилищного строительства, -
отсутствие     земельных     участков,     обустроенных     инженерной
инфраструктурой.
     В  рамках  указанной  подпрограммы осуществлялась государственная
поддержка:
     в 2007 году - 180 проектов жилищного строительства в 58 субъектах
Российской  Федерации  и 22 экспериментальных проектов по комплексному
освоению  территорий  в  целях  жилищного строительства в 17 субъектах
Российской Федерации;
     в 2008 году - 208 проектов жилищного строительства в 53 субъектах
Российской Федерации;
     в  2009 году - 56 проектов жилищного строительства в 19 субъектах
Российской Федерации.
     Итоги   реализации  подпрограммы  позволяют  сделать  вывод,  что
основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со все еще
слабо   развитой   конкуренцией   среди   застройщиков  и  чрезмерными
административными  барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок
жилищного  строительства, получения земельного участка и разрешения на
строительство   остаются   проблемы   отсутствия  земельных  участков,
обустроенных   инженерной   инфраструктурой,   механизмов  привлечения
частных   инвестиционных   и  кредитных  ресурсов  в  строительство  и
реконструкцию   инженерной  инфраструктуры,  а  также  непрозрачные  и
обременительные  для  застройщика  условия  присоединения  к  системам
инженерной  инфраструктуры.  Отрабатываемые  механизмы,  основанные на
опережающем  развитии  инженерной инфраструктуры, позволяют обеспечить
существенное    увеличение    темпов    жилищного    строительства   и
удовлетворения  платежеспособного  спроса населения на жилье, при этом
реализация     подпрограммы     продемонстрировала     недостаточность
предусмотренных  инструментов  и  механизмов  для  увеличения  объемов
жилищного строительства.
     С   целью   повышения  доступности  жилья  развитие  деятельности
коммерческих    застройщиков    необходимо   сочетать   с   поддержкой
строительства   жилья   индивидуальными   застройщиками   и  жилищными
некоммерческими  объединениями граждан. Формирование различных моделей
государственно-частного  партнерства  в  жилищном строительстве должно
предусматривать  не  только  использование  механизмов  по  возмещению
затрат  на  уплату  процентов  по  кредитам,  полученным  в российских
кредитных  организациях  на  обеспечение земельных участков инженерной
инфраструктурой  (совокупность  объектов,  в том числе трубопроводов и
иных объектов, обеспечивающих тепло-, газо-, электро- и водоснабжение,
а  также  водоотведение  и  очистку  сточных вод в границах территории
муниципального  образования)  в  целях  жилищного  строительства, но и
использование  механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры
микрорайонов  массовой  жилой  застройки  в целях комплексного решения
проблемы.
     В 2004 - 2008 годах была продолжена работа по совершенствованию и
принятию законодательных актов, в частности Градостроительного кодекса
Российской   Федерации,   Земельного   кодекса  Российской  Федерации,
Федерального  закона  "Об  основах  регулирования  тарифов организаций
коммунального   комплекса"  и  Федерального  закона  "О  концессионных
соглашениях".  Указанные  акты  позволили сформировать законодательную
базу  для  решения  задач  комплексного  освоения  территорий  в целях
жилищного строительства, развития застроенных территорий и обеспечения
жилищного   строительства   инженерной  инфраструктурой,  распределить
ответственность  между органами местного самоуправления, организациями
коммунального   комплекса   и  застройщиками  в  вопросах  обеспечения
жилищного  строительства  инженерной  и  социальной инфраструктурой, а
также    создать    законодательные   предпосылки   для   формирования
специализированного  вида  бизнеса, связанного с подготовкой земельных
участков  для строительства, включая жилищное строительство. Однако на
практике  реализация  принципов,  заложенных в этих актах, пока еще не
получила   достаточного   распространения   и   требует  использования
дополнительных  стимулов  в  виде  государственной  поддержки  за счет
средств  федерального  бюджета,  средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов.
     Органы  местного  самоуправления,  как  правило, все еще не имеют
генеральных  планов  и  правил  землепользования и застройки, программ
комплексного   развития  коммунальной  инфраструктуры,  основанных  на
зафиксированных    в    документах    территориального    планирования
(генеральных   планах)  прогнозах  роста  потребления  соответствующих
ресурсов   и   услуг   с   учетом  прогнозируемых  объемов  жилищного,
промышленного и иных видов строительства.
     Существующая   практика   решения  проблемы  развития  инженерной
инфраструктуры      в      целях     жилищного     строительства     и
инженерно-технического   обеспечения   построенных   объектов  главным
образом   основана  на  установлении  платы  за  подключение  к  сетям
инженерно-технического  обеспечения и технологическое присоединение, а
также    на   выполнении   застройщиками   технических   условий   для
присоединения  к  этим системам, что влечет увеличение стоимости 1 кв.
метра жилья.
     В  подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы
финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков
инженерной   инфраструктурой,   средства   на  строительство  объектов
социальной  инфраструктуры,  необходимые  для обеспечения комплексного
освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых
инструментов,  позволяющих  с  приемлемым  уровнем  риска  кредитовать
проекты  развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит
к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
     Кризис  на  кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение
платежеспособного  спроса  населения на жилье в 2009 году поставили на
повестку  дня  не только реализацию антикризисных мер, в том числе и в
сфере жилищного строительства, но и необходимость создания условий для
дальнейшего  повышения доступности жилья для населения путем массового
строительства  жилья  экономкласса  (строительство  малоэтажных  жилых
домов  и  многоквартирных  домов,  отвечающих стандартам и требованиям
жилья экономкласса), обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего
современным стандартам энергоэффективности и экологичности.
     Кроме  того, наряду с постоянным увеличением доли индивидуального
жилищного   строительства  преобладающей  формой  строительства  жилья
застройщиками  остается  многоквартирное жилищное строительство. Слабо
развиты   современные   экономичные   и  энергоэффективные  технологии
индустриального малоэтажного жилищного строительства.
     В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного
строительства  субъектов  Российской  Федерации"  федеральной  целевой
программы  "Жилище"  на  2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма) будут
реализованы   мероприятия,   направленные  на  поддержку  региональных
программ развития жилищного строительства, в том числе:
     на  комплексное градостроительное планирование территорий в целях
массового строительства жилья;
     на  развитие  строительства  жилья экономкласса, в первую очередь
малоэтажного,      которое     отвечает     современным     стандартам
энергоэффективности  и  экологичности  и доступно гражданам со средним
уровнем доходов;
     на  развитие  социальной  инфраструктуры  для строительства жилья
экономкласса;
     на  выделение  в  отдельный бизнес механизмов развития инженерной
инфраструктуры на застраиваемых участках;
     на  реализацию  проектов комплексного освоения территорий в целях
жилищного строительства;
     на   упрощение   порядка  предоставления  кредитов  застройщикам,
жилищным    некоммерческим   объединениям   граждан,   в   том   числе
жилищно-строительным кооперативам, для обеспечения строительства жилья
экономкласса, в том числе малоэтажного.
     В   рамках   подпрограммы   будут   отработаны   новые  механизмы
государственно-частного   партнерства  при  развитии  застроенных  или
подлежащих застройке территорий в целях жилищного строительства.
     Подпрограмма  должна обеспечить комплексный подход к формированию
нового сегмента жилья экономкласса, решению проблем ликвидации ветхого
и   аварийного   жилищного   фонда  и  системной  застройке  городских
территорий,  а  также  способствовать более эффективному использованию
бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
     Задача  устойчивого  функционирования  системы формирования рынка
доступного     жилья    экономкласса    определяет    целесообразность
использования программно-целевого метода, поскольку такая задача:
     носит  межотраслевой  и межведомственный характер и в современных
экономических  условиях  не может быть решена без участия федерального
центра;
     носит  комплексный  характер  и ее решение окажет влияние на рост
социального благополучия и общее экономическое развитие;
     не может быть решена в пределах одного финансового года и требует
бюджетных расходов в течение нескольких лет.
     Вместе  с  тем  применение  программно-целевого  метода к решению
поставленных  подпрограммой  задач  сопряжено с определенными рисками.
Так,   в   процессе  реализации  подпрограммы  возможны  отклонения  в
достижении  результатов  из-за  финансово-экономических  изменений  на
рынке строительных материалов.
     

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа