ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ АЛКОГОЛЬНЫМИ НАПИТКАМИ И ПИВОМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 26.09.94 1088

              ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 
    		  АЛКОГОЛЬНЫМИ НАПИТКАМИ И ПИВОМ НА ТЕРРИТОРИИ
            			  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         26 сентября 1994 г.

                              N 1088

                                (Д)


     В соответствии с законом Российской Федерации "О защите прав пот-
ребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации,  1992, N 15, ст. 766) и Указом
Президента Российской Федерации от 1 июня 1993 г.  N 918 "О восстанов-
лении государственной  монополии  на  производство, хранение,  оптовую
и розничную продажу алкогольной продукции" (Собрание актов  Президента
и Правительства Российской Федерации,  1993, N 24, ст. 2235)Правитель-
ство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемый Порядок розничной торговли алкогольными на-
питками и пивом на территории Российской Федерации.

     Порядок розничной торговли алкогольными напитками и пивом
                  на территории Российской Федерации
     1. Настоящий  порядок устанавливает основные требования к продав-
цам, осуществляющим продажу алкогольных напитков и пива отечественного
и импортного производства и распространяется на предприятия, организа-
ции и учреждения любой формы собственности,  граждан-предпринимателей,
реализующих указанные  товары  в  розничной  торговле по договору куп-
ли-продажи.
     2. Розничная  торговля алкогольными напитками и пивом осуществля-
ется на основании лицензии,  выдаваемой  в  соответствии  с  законода-
тельством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъек-
тов Российской Федерации.
     3. Продавец  обязан иметь действующие санитарные правила и другую
необходимую нормативно-техническую  документацию и соблюдать  установ-
ленные в них требования.
     4. Продаже подлежат алкогольные напитки и  пиво,  соответствующие
по качеству обязательным требованиям стандартов и технических условий.
Продавец алкогольных напитков и пива,  в том числе  импортных,  должен
иметь  товарно-транспортную  документацию по каждому наименованию про-
дукции,  заверенную подписью и печатью изготовителя или  поставщика  и
содержащую  сведения  о  наличии  сертификата соответствия с указанием
учетного и регистрационного номеров,  срока его действия и органа, вы-
давшего сертификат.
     Указанная информация должна быть предоставлена покупателю по  его
требованию,  кроме того покупатель вправе проверить правильность опре-
деления розничной цены товара.
     Сертифицированная  продукция  маркируется  знаком  соответствия в
порядке, установленном правилами  сертификации  для  групп  однородной 
продукции.
     5. Часы торговли алкогольными напитками в предприятиях  розничной
торговли  независимо  от  формы собственности устанавливаются органами
местного самоуправления в соответствии с  действующим  законодательст-
вом.
     6. Разрешается продажа в розничной торговле следующих видов  сер-
тифицированной  в установленном порядке алкогольной продукции:  водки,
ликеро-водочных изделий,  коньяков (бренди),  кальвадосов, вина виног-
радного,  плодово-ягодного,  крепких  виноградных и плодовых напитков,
шампанских и игристых вин, пива.
     Продажа иных видов  алкогольсодержащей продукции (спирт питьевой,
в том числе импортный,  винный спорт,  алкогольсодержащая продукция по
фармакопейным статьям,  спирт этиловый ректификат,  спирт этиловый сы-
рец,  спирт этиловый ректификат из  непищевого сырья (гидролизный син-
тетический),  плодово-ягодные  спиртованные виноматериалы) в розничной
торговле не разрешается, кроме спирта питьевого в районах Крайнего Се-
вера.
     7. Не допускается продаже алкогольных напитков и пива:
     без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие-изгото-
витель;
     с просроченным сроком годности; полученных  от  изготовителя  или
оптового продавца, не имеющего лицензии;
     в необорудованных  и неприспособленных  для  хранения  и  продажи
помещениях (в  том числе при отсутствии условий для  применения  конт-
рольно-кассовых машин,  обеспечения в полной мере сохранности материа-
льных ценностей и подсобного помещения);
     лицам,  не  достигшим  18  лет;  с лотков и автомашин, в торговых
предприятиях, расположенных вблизи (не менее 500 м) учебных заведений,
детских учреждений, а также непосредственно на территории лечебно-про-
филактических учреждений, в столовых учебных заведений и   производст-
венных предприятий во время учебного и производственного процесса;
     без наличия на них марок акцизного сбора (кроме пива).
     8. Продавец, осуществляющий  продажу алкогольных напитков и пива,
обязан обеспечить покупателей (лиц,  приобретающих или имеющих намере-
ние приобрести товар)  в  наглядной  и  доступной  форме информацией о
настоящем Порядке,  часах торговли алкогольными напитками и пивом,  их
ассортименте,  потребительских свойствах, предприятиях-изготовителях и
сроках годности продукции.
     9. Алкогольные напитки  и  пиво должны храниться в соответствии с
требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.
     Бутылки с виноградными,  плодовыми винами, коньяками, шампанским,
укупоренные корковыми пробками,  хранятся в складских помещениях в го-
ризонтальном  положении  во избежание высыхания пробки и проникновения
воздуха,  а бутылки, имеющие другую укупорку, - в вертикальном положе-
нии.
     Алкогольные напитки и пиво размещаются по группам и маркам.
     10. Перед подачей алкогольных напитков и пива в торговый зал про-
давец обязан проверить их качество по внешним признакам.
     11. Не  допускаются к продаже алкогольные напитки и пиво в бутыл-
ках без этикеток,  грязных (внутри или снаружи),  с явными  признаками
боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющие общее по-
мутнение, посторонние включения. осадок (кроме коллекционных вин).
     12. При  продаже  алкогольных напитков и пива продавец к образцам
имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием напит-
ка,  его цены,  включающей стоимость посуды и расфасовки.  При продаже
вин и пива в розлив в ценнике указываются наименование  и  цена  за  1
литр и 0,1 литр (в отношении вин).
     В предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкоголь-
ные напитки и пиво должны быть указаны: наименование напитков, емкость
бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов (в
отношении алкогольных напитков).
     13. Рабочие места продавцов,  буфетчиков,  барменов и других лиц,
которые  осуществляют  продажу  алкогольных  напитков и пива в розлив, 
должны быть оснащены соответствующим  торговым  оборудованием,  мерным  
инвентарем, посудой.
     14. Продажа алкогольных напитков и пива осуществляется с примене-
нием  контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законода-
тельством.
     15. В случае приобретение покупателем алкогольных напитков и пива
с недостатком продавец обязан по требованию покупателя  произвести  их
замену  на товар надлежащего качества либо возвратить покупателю упла-
ченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока
годности.
     Вред, причиненный жизни и здоровью потребителя вследствие продажи
по вине продавца алкогольных напитков и пива с недостатками в пределах
установленного срока годности,  подлежит возмещению в  соответствии  с
действующим законодательством.
     16. Продавцы,  руководители и другие  должностные  лица  торговых
предприятий независимо от их организационно-правовых форм за нарушение
продажи населению алкогольных напитков и пива или реализацию алкоголь-
ных  напитков и пива ненадлежащего качества,  а также за нарушение по-
рядка их хранения несут ответственность в соответствии  с  действующим
законодательством.
     17. Контроль  за  соблюдением  настоящего  Порядка  осуществляют:
Государственная инспекция по торговле,  качеству товаров и защите прав
потребителей  Комитета  Российской  Федерации  по  торговле,   Комитет
Российской  Федерации  по  стандартизации,  метрологии и сертификации,
Государственный    комитет    санитарно-эпидемиологического    надзора
Российской  Федерации,  Государственная инспекция по обеспечению госу-
дарственной  монополии  на  алкогольную  продукцию  при  Правительстве
Российской Федерации,  другие федеральные органы исполнительной власти
и их территориальные органы в пределах своей компетенции.