ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 17.09.1968). Указ. Президиум Верховного Совета СССР. 17.09.68

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 17.09.1968)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Глава I
                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.  Кодекс торгового  мореплавания  Союза  ССР  регулирует
отношения, возникающие из торгового мореплавания.
     Под торговым  мореплаванием  в   настоящем   Кодексе   понимается
деятельность,  связанная  с использованием судов для перевозки грузов,
пассажиров,  багажа и почты,  для рыбных  и  иных  морских  промыслов,
добычи  полезных  ископаемых,  производства  буксирных,  ледокольных и
спасательных операций,  а также для других  хозяйственных,  научных  и
культурных целей.

     Статья 2. Перевозка и буксировка между портами СССР одного и того
же  моря  (малый   каботаж)   и   разных   морей   (большой   каботаж)
осуществляются  судами,  плавающими  под  Государственным флагом Союза
ССР.
     Изъятия из этого правила могут быть установлены Советом Министров
СССР.
     В отношении каботажа рассматриваются как одно море:

     1) Черное и Азовское моря;
     2) Белое море и Северный Ледовитый океан;
     3) Японское, Охотское и Берингово моря.

     Статья 3.   Перевозка   и   буксировка   между   портами  СССР  и
иностранными портами могут осуществляться как судами,  плавающими  под
Государственным  флагом  Союза  СССР,  так и,  при условии взаимности,
судами, плавающими под иностранным флагом.

     Статья 4.  Основными органами,  в оперативном управлении  которых
находятся морские суда, используемые для перевозки грузов, пассажиров,
багажа  и  почты,  являются  морские   пароходства,   подведомственные
Министерству морского флота СССР.
     Суда, используемые для рыбных и иных морских промыслов, находятся
в    оперативном   управлении   организаций   рыбной   промышленности,
руководство которыми осуществляется  Министерством  рыбного  хозяйства
СССР.  В  ведении других министерств и ведомств могут находиться суда,
используемые   для   добычи   полезных    ископаемых,    транспортного
строительства,  для иных хозяйственных,  научных и культурных целей, а
также суда смешанного плавания (река-море), используемые для перевозок
грузов и пассажиров.

     Статья 5.  Министерство  морского  флота  СССР  в  соответствии с
настоящим  Кодексом,  иными  актами  действующего  законодательства  и
международными договорами, в которых участвует СССР, издает в пределах
своей  компетенции  обязательные  для  всех   министерств,   ведомств,
организаций  и  граждан  правила,  инструкции  и положения по вопросам
торгового мореплавания.
     Правила перевозки   грузов,  пассажиров  и  багажа  Министерством
морского флота  СССР  разрабатываются  с  участием  Советов  Министров
союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств СССР.
     Правила перевозки почты утверждаются Министерством морского флота
СССР по согласованию с Министерством связи СССР.
     Правила перевозки грузов  в  прямом  смешанном  и  прямом  водном
сообщении  утверждаются  Министерством морского флота СССР совместно с
министерствами   и   ведомствами,   в   ведении   которых    находятся
соответствующие виды транспорта.

     Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием в СССР
возлагается  на  Министерство  морского  флота  СССР,   осуществляющее
контроль  за  соблюдением законодательства о торговом мореплавании,  а
также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров,  в
которых  участвует  СССР,  надзор  за состоянием морских путей,  общее
руководство    государственной     регистрацией     морских     судов,
дипломированием специалистов морского флота, спасательной и лоцманской
службой.

     Статья 7.  Технический   надзор   за   морскими   судами   и   их
классификация,   независимо  от  ведомственной  принадлежности  судна,
осуществляются Регистром СССР согласно статье 29 настоящего Кодекса.
     Регистр СССР  издает  правила,  относящиеся  к  постройке  судов,
использованию  материалов  в  судостроении,  оборудованию,   а   также
снабжению  морских  судов  спасательными,  противопожарными  и другими
средствами,  и осуществляет надзор  за  соблюдением  этих  правил  при
проектировании, постройке и эксплуатации судов.
     Регистр СССР имеет право при невыполнении его правил и требований
запрещать эксплуатацию судов,  судовых механизмов,  устройств и других
судовых технических средств.
     Регистр СССР   действует   на   основании  устава,  утверждаемого
Министром морского флота СССР.

     Статья 8.  Отвод земельных и водных участков  и  строительство  в
зоне  действия  средств  навигационной обстановки морских путей должны
быть согласованы с Министерством обороны СССР и Министерством морского
флота СССР, а в случаях, предусмотренных статьей 64 настоящего Кодекса
(пункт 9), - с соответствующим морским портом.
     Организации и   граждане,   нарушившие  правило,  содержащееся  в
настоящей статье,  обязаны по требованию Министерства обороны СССР или
Министерства  морского  флота  СССР произвести в указанный ими срок за
свой счет снос, перенос или необходимые изменения зданий и сооружений,
создающих помехи действию средств навигационной обстановки.

     Статья 9.  Под  судном  в настоящем Кодексе понимается самоходное
или несамоходное плавучее сооружение, используемое:
     1) для перевозки грузов,  пассажиров, багажа и почты, для рыбного
или иного морского  промысла,  добычи  полезных  ископаемых,  спасания
судов,  терпящих  бедствие  на  море,  буксировки  других судов и иных
плавучих объектов,  производства гидротехнических  работ  или  подъема
затонувшего в море имущества;
     2) для  несения  специальной  службы   (для   охраны   промыслов,
санитарной и карантинной служб и т.п.);
     3) для научных, учебных и культурных целей;
     4) для спорта;
     5) для иных целей.

     Статья 10.  Судовладельцем в смысле настоящего Кодекса признается
лицо,  эксплуатирующее  судно  от  своего  имени,  независимо от того,
является ли  оно  собственником  судна  или  использует  его  на  ином
законном основании.

     Статья 11. Правила настоящего Кодекса распространяются:
     на морские суда - во время их плавания как по морским путям,  так
и по рекам,  озерам,  водохранилищам и другим водным путям,  поскольку
специальным законом или соглашением  СССР  с  другим  государством  не
установлено иное;
     на суда внутреннего плавания - во время их следования по  морским
путям,  а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям
при осуществлении перевозки с заходом в иностранный морской порт  и  в
случаях, предусмотренных статьями 252 и 260 настоящего Кодекса.

     Статья 12.  Правила  настоящего Кодекса,  за исключением случаев,
прямо в нем предусмотренных,  не распространяются на  суда,  плавающие
под военно-морским флагом.
     К морским  воинским   перевозкам   правила   настоящего   Кодекса
применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством,
регулирующим эти перевозки.

     Статья 13.  К перевозкам  в  прямом  смешанном  и  прямом  водном
сообщении,  осуществляемым  с  участием  морского транспорта,  правила
настоящего Кодекса применяются в случаях,  прямо в  нем  указанных,  а
также  в  части,  не  предусмотренной  специальным  законодательством,
регулирующим эти перевозки.

     Статья 14. Правила настоящего Кодекса применяются:
     1) содержащиеся в главе II "Судно" (за исключением статьи 38) и в
главе III "Экипаж судна" -  к  судам,  плавающим  под  Государственным
флагом Союза ССР;
     2) содержащиеся в главе IV "Морской порт" - к  морским  невоенным
портам СССР;
     3) содержащиеся в главе V "Государственные морские лоцманы"  -  к
отношениям,  возникающим  в  связи  с  проводкой  судов  на подходах к
портам,  указанным в пункте 2 настоящей статьи,  в пределах  вод  этих
портов, а также между этими портами;
     4) содержащиеся в главе VI "Затонувшее  в  море  имущество"  -  к
отношениям,  возникающим  в связи с имуществом,  затонувшим в пределах
территориальных или внутренних морских вод СССР;
     5) содержащиеся в главе VII "Планирование и организация перевозок
грузов"   -   к   отношениям   между   советскими    государственными,
кооперативными и общественными организациями;
     6) содержащиеся в главе VIII "Общая авария" - в случаях перевозки
груза  на  судне,  плавающем  под Государственным флагом Союза ССР,  а
также  на  судне,  плавающем  под  иностранным   флагом,   когда   оно
заканчивает рейс в порту СССР;
     7) содержащиеся в главе XIV "Возмещение убытков  от  столкновения
судов"  и  в главе XV "Вознаграждение за спасение на море"- в случаях,
когда спор рассматривается в СССР,  с тем,  однако,  что  к  спорам  о
распределении вознаграждения между судовладельцем и экипажем судна,  а
также между членами экипажа применяется закон флага судна,  оказавшего
помощь;
     8) содержащиеся   в   главе    XVI    "Пределы    ответственности
судовладельца"   -   к   судовладельцам,   суда  которых  плавают  под
Государственным флагом Союза ССР;
     9) содержащиеся  в  главе XVII "Привилегированные требования" - в
случаях, когда спор рассматривается в СССР;
     10) содержащиеся в главе XVIII "Морские протесты" (за исключением
статьи 292) - в случаях,  когда морской протест  заявляется  нотариусу
или иному должностному лицу СССР;
     11) содержащиеся в главе XIX "Претензии и иски"- в  тех  случаях,
когда  соответствующие  отношения  подлежат действию правил настоящего
Кодекса;  однако статьи 294-304 применяются только к отношениям  между
советскими    государственными,    кооперативными    и   общественными
организациями, к их отношениям с гражданами Союза ССР и с находящимися
в СССР иностранными гражданами.
     Права и обязанности сторон по договору  морской  перевозки  груза
(глава   VIII),  договору  морской  перевозки  пассажира  (глава  IX),
договору фрахтования  судна  на  время  (глава  X),  договору  морской
буксировки  (глава  XI)  и  договору  морского страхования (глава XII)
определяются по  законам  места  заключения  договора,  если  иное  не
установлено  соглашением сторон (статья 15 настоящего Кодекса).  Место
заключения договора определяется по советскому закону.
     Правила, содержащиеся  в  главе  VIII  "Договор морской перевозки
груза",  применяются к отношениям между  советскими  государственными,
кооперативными   и  общественными  организациями,  поскольку  иное  не
вытекает из главы VII настоящего Кодекса.
     Правила, содержащиеся  в  главе  X  "Договор фрахтования судна на
время" (за исключением статей 181,  183,  184, 186), применяются также
при фрахтовании судна без экипажа.
     (В ред.  - Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974
г. N 6001-VIII).

     Статья 15.   Включение   в  договоры,  предусмотренные  настоящим
Кодексом, условий о применении иностранных законов и обычаев торгового
мореплавания допускается в случаях, когда стороны могут в соответствии
с настоящим Кодексом отступать от установленных им правил.
     Иностранный закон    не    применяется,   если   его   применение
противоречило бы основам советского строя.

     Статья 16. Связанный с торговым мореплаванием имущественный спор,
в котором участвует иностранный гражданин или иностранная организация,
может быть по соглашению сторон передан на  рассмотрение  иностранного
суда или арбитража.

     Статья 17.  Если  международным  договором,  в  котором участвует
СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем
Кодексе, применяются правила международного договора.

     Статья 18.     К    гражданским,    административным    и    иным
правоотношениям,  возникающим   из   торгового   мореплавания   и   не
регулируемым  настоящим  Кодексом,  соответственно применяются правила
гражданского, административного или иного законодательства Союза ССР и
союзных республик.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 17.09.1968)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа