Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 17.09.1968)".
Глава III ЭКИПАЖ СУДНА Статья 39. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды. К командному составу судна, кроме капитана, относятся помощники капитана, судовые механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Уставами службы на судах к командному составу могут быть отнесены также другие судовые специалисты. Судовая команда состоит из палубной команды, машинной команды и других служащих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна. Статья 40. Минимальный состав экипажа для судов Министерства морского флота СССР, при котором допускается выход судна в море, устанавливается в зависимости от типа и назначения судна Министерством морского флота СССР, а для судов флота рыбной промышленности - Министерством рыбного хозяйства СССР. Для судов организаций других министерств и ведомств минимальный состав экипажа устанавливается Министерством морского флота СССР по согласованию с этими министерствами и ведомствами. Минимальный состав экипажа судна внутреннего плавания, выходящего в море, а также требования, которым должны удовлетворять члены экипажа таких судов, устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством речного флота РСФСР или органами управления речным транспортом других союзных республик. Минимальный состав экипажа спортивного судна устанавливается Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Статья 41. В состав судового экипажа могут входить лишь граждане СССР. Изъятия из этого правила могут допускаться в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. К службе на судне допускаются лица, признанные годными для этого по состоянию здоровья. Статья 42. К занятию должностей капитана, помощников капитана, судовых механиков, электромехаников и радиоспециалистов допускаются лица, имеющие звания, установленные Положением о званиях лиц командного состава морских судов, утвержденным Советом Министров СССР. Присвоение указанных званий удостоверяется выдачей дипломов или квалификационных свидетельств после прохождения испытаний в специальной квалификационной комиссии. Лишение звания допускается лишь в случаях нарушения трудовой дисциплины, угрожающего безопасности плавания, и в порядке, установленном уставами о дисциплине. Статья 43. Порядок приема на работу лиц судового экипажа, их права и обязанности, условия службы на судне, а также основания и порядок увольнения определяются законодательством о труде Союза ССР и союзных республик, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине. Устав службы на судах Министерства морского флота СССР утверждается Министром морского флота СССР по согласованию с Центральным комитетом профессионального союза рабочих морского и речного флота. Устав службы на судах рыбной промышленности утверждается Министром рыбного хозяйства СССР по согласованию с Центральным комитетом профессионального союза рабочих пищевой промышленности. Уставы службы на судах других министерств и ведомств утверждаются руководителями этих министерств и ведомств по согласованию с Министерством морского флота СССР и центральным комитетом соответствующего профессионального союза. Уставы о дисциплине работников флота министерств и ведомств, в ведении которых находятся морские суда, утверждаются Советом Министров СССР. Статья 44. Никто из лиц судового экипажа не может быть назначен на судно без согласия капитана. Статья 45. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа в случаях и в порядке, предусмотренных уставом о дисциплине. Капитан имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей всякое лицо судового экипажа. В этом случае соответственно применяются правила статьи 47 настоящего Кодекса. Статья 46. В случае гибели или повреждения имущества члена судового экипажа вследствие аварии судна судовладелец обязан возместить причиненный ущерб, исходя из государственных розничных цен на имущество того же рода и качества, с учетом износа погибшего или поврежденного имущества. Не подлежит возмещению стоимость имущества членов экипажа, виновных в аварии. Статья 47. В случае увольнения по инициативе администрации лица, входящего в состав судового экипажа, судовладелец обязан обеспечить за свой счет доставку уволенного в порт, предусмотренный коллективным договором, а при отсутствии указаний в коллективном договоре - в порт приема на работу, с содержанием уволенного до возвращения в этот порт. Статья 48. На капитана возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания, поддержания порядка на судне, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами. В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, законных распоряжений капитана капитан принимает в отношении этих лиц необходимые меры. Если действия находящегося на судне лица, не содержащие признаков уголовно-наказуемого деяния, угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества, капитан вправе поместить это лицо в особое помещение и содержать его там вплоть до прихода судна в первый порт СССР, в который зайдет судно. За незаконное содержание в особом помещении капитан несет установленную законом ответственность. Статья 49. Взаимоотношения капитана судна и других лиц судового экипажа с консулами СССР определяются Консульским уставом Союза ССР. Статья 50. Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельцев в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельцев. Статья 51. О каждом случае рождения ребенка на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача, а при его отсутствии - фельдшера (если врач или фельдшер имеются на судне), а также сделать запись в судовом журнале. Составленный капитаном акт не заменяет свидетельства о рождении и подлежит представлению в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении. Статья 52. Капитан обязан удостоверить составленное находящимся на судне лицом завещание, принять его на хранение и хранить до передачи начальнику порта СССР или консулу СССР в иностранном порту. О каждом случае смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача, а при его отсутствии - фельдшера (если врач или фельдшер имеются на судне), а также сделать запись в судовом журнале. К акту о смерти прилагается опись находящегося на судне имущества умершего. Капитан принимает меры к сохранению имущества умершего. По прибытии в порт СССР или в порт иностранного государства, в котором есть консул СССР, капитан передает акт о смерти и опись имущества умершего начальнику порта СССР, а в иностранном порту - консулу СССР и принимает меры к погребению умершего. В исключительных случаях, когда судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан имеет право предать тело морю согласно морским обычаям, с составлением соответствующего акта. Статья 53. Капитан обязан, поскольку он может это сделать без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров: 1) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; 2) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать. За неисполнение указанных в настоящей статье обязанностей капитан несет установленную законом ответственность. Статья 54. В случае опасности для судна и для находящихся на нем людей или груза, а также в других необходимых случаях капитан вправе созывать судовой совет в составе, предусмотренном Уставом службы на судах. Судовой совет не ограничивает прав капитана, и окончательное решение принимает капитан. Статья 55. В случае истощения на судне в открытом море жизненных припасов, в том числе неснижаемого запаса продовольствия, капитан вправе произвести с целью общего распределения реквизицию необходимого количества продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию находящегося на судне груза, могущего быть использованным для питания. О реквизиции составляется акт. Стоимость реквизированного продовольствия или груза возмещается судовладельцем. Нормы неснижаемого запаса продовольствия для судов Министерства морского флота СССР устанавливаются этим министерством, а для судов флота рыбной промышленности - Министерством рыбного хозяйства СССР. Для судов других министерств и ведомств нормы неснижаемого запаса продовольствия устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами. Статья 56. Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, капитан после принятия всех мер к спасению пассажиров разрешает судовому экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все зависящие от него меры к спасению судового, машинного и радиотелеграфного журналов, карт данного рейса, документов и ценностей. Статья 57. В случае военных действий в районе расположения порта отправления или назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан обязан принять все меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества. Статья 58. Капитан, встретивший во время рейса неотложную надобность в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания его экипажа, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для завершения плавания. Капитан обязан избрать тот способ приобретения средств к продолжению плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. Стоимость проданного груза должна быть возмещена его владельцу, кроме случаев, когда вызванные этим убытки подпадают под признаки общей аварии или когда продажа была произведена только в интересах груза. Статья 59. В случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР или союзной республики, на территории которой расположен порт приписки судна, капитан выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и указанной союзной республики, а также Инструкцией о производстве дознания на морских судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным Прокурором СССР по согласованию с Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР. Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его соответствующим властям в первом порту СССР, в который зайдет судно. В случае необходимости капитан может направить это лицо и материалы дознания в СССР на другом судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР. В случае совершения на судне во время пребывания в порту СССР деяния, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР или союзной республики, на территории которой расположен порт, капитан обязан передать лицо, совершившее указанное деяние, местным властям. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 17.09.1968)".