Фрагмент документа "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ".
4. Концептуальные основы построения субрегистра коллективных средств размещения В общих чертах субрегистры представляют собой информационную систему, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, поиск информации по каждому наблюдаемому объекту в статистических целях, функционирующую на базе единых методологических и программно-технологических решений. Они являются составной частью общегосударственной системы регистров. Субрегистр коллективных средств размещения должен включать перечень действующих юридических лиц, их представительств и филиалов с определенным составом признаков (информационным фондом). Для успешного создания субрегистра коллективных средств размещения в концепции его формирования и ведения должны быть заданы направления реализации тех требований, которым должен отвечать субрегистр для выполнения им функции генеральной совокупности объектов статистического наблюдения за деятельностью коллективных средств размещения. Указанные требования заключаются в определении: 1. Функций субрегистра. 2. Разреза структурирования и систематизации субрегистра. 3. Содержания информационного фонда. 4. Источников-импортеров информации для создания и актуализации информационного фонда. 5. Порядка формирования субрегистра. 6. Порядка актуализации субрегистра. 7. Регламента пользования субрегистром. Определение функций субрегистра. Главной функцией субрегистра коллективных средств размещения является формирование генеральной совокупности объектов статистического наблюдения для организации статистических обследований за деятельностью коллективных средств размещения. Кроме того, на субрегистр могут возлагаться и другие функции, в частности: - получение количественной характеристики каждой единицы статистического учета, входящей в субрегистр, необходимой для структурного анализа генеральной совокупности и формирования на ее основе выборочных совокупностей; - расширение применения в статистической практике всего комплекса математико-статистических методов в целях повышения эффективности статистических исследований; - формирование демографических характеристик по полному кругу хозяйствующих субъектов и его отдельным совокупностям. Разрез структурирования и систематизации субрегистра. Субрегистр должен быть структурирован в разрезе трех уровней: федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации и уровня административного района (города) субъекта Российской Федерации. Вторым требованием является систематизация субрегистра по типам коллективных средств размещения для обеспечения построения выборки при проведении специальных углубленных обследований различных типов коллективных средств размещения. Содержание информационного фонда субрегистра. Информационный фонд субрегистра должен включать как минимум следующие блоки данных: - идентификационный; - классификационный; - справочный; - экономических показателей. В идентификационный блок заносится код организации по ОКПО, ее краткое наименование. Классификационный блок должен предусматривать коды Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД), Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления (ОКОГУ), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС), Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Справочный блок должен предусматривать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), тип организации, признак субъекта малого предпринимательства, перешедшего на упрощенную систему учета и отчетности, признак приватизированной организации, адрес (фактический), дата регистрации, дата регистрации последнего изменения. Особенно тщательно необходимо подойти к формированию состава экономических показателей субрегистра, поскольку как их недостаток, так и перенасыщение ими отрицательно скажется на качестве субрегистра. С другой стороны, надо учитывать факт снижения в последние годы отчетной дисциплины. На практике при проведении статистических обследований различают два вида пропусков в данных: полный неответ, когда от организации вообще не получен отчет, и частичный неответ - отсутствие данных по отдельным показателям формы. Ситуация с полным неответом возникает при невозможности контакта с респондентом или нежелании последнего по той или иной причине участвовать в статистическом обследовании. Причиной частичного неответа может быть незнание, неспособность или нежелание респондентов отвечать на некоторые вопросы обследования. К частичным пропускам относятся также ошибочные и некорректные ответы в силу непонимания вопроса, неточности или просто невнимательности. В обоих случаях (при полном и частичном неответах) пропуски могут быть как случайными, так и неслучайными. В большинстве случаев можно предположить, что неответы не являются случайными. Крупные организации, как правило, всегда представляют информацию, так как во многих из них имеется специальная служба, занимающаяся статистической отчетностью. Процент же отвечающих среди малых предприятий достаточно низок. В этих условиях субрегистр становится практически единственным источником информации, который можно использовать при восстановлении первичных данных по неотчитавшимся или представившим неполные сведения организациям. Это значение субрегистра должно быть учтено в блоке экономических показателей. Целесообразно предусмотреть в этом блоке два пакета показателей: - показатели, характеризующие размер объекта (например, число мест, среднесписочная численность работников, численность обслуженных лиц) и предназначенные для формирования выборочных совокупностей; - показатели финансовой деятельности объекта (например, доходы, расходы, источники финансирования). Источники-импортеры информации для создания и актуализации информационного фонда субрегистра. К сожалению, ЕГРПО и ГС не могут служить достаточно надежной базой для создания субрегистра. Однако определенные сведения из этих регистров возможно использовать. Кроме того, источниками информации для создания и дальнейшей актуализации информационного фонда субрегистра могут выступать: - база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций (БД БОО); - перечень юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (по данным налоговых органов); - данные федерального государственного статистического наблюдения. Порядок формирования субрегистра. Формирование субрегистра целесообразно организовать на региональном уровне органами государственной статистики путем импорта информации из перечисленных выше источников. Территориальные органы Госкомстата России могут выступить владельцем субрегистра. В задачи владельца субрегистра должно входить: - формирование генеральных совокупностей коллективных средств размещения; - получение количественной характеристики каждой единицы статистического учета, входящей в субрегистр, необходимой для структурного анализа генеральных совокупностей и формирования на их основе выборочных совокупностей; - создание выборочных совокупностей для организации статистических обследований по различным аспектам деятельности хозяйствующих субъектов на основе генеральных совокупностей по типам коллективных средств размещения; - введение результатов выборочных обследований в субрегистр и их распространение на генеральные совокупности обследуемых организаций; - формирование сводных итогов по субъекту Российской Федерации в установленном разрезе с учетом распространенных выборочных данных на генеральные совокупности; - формирование демографических характеристик по полному кругу объектов и его отдельным совокупностям; - формирование статистических группировок, построение статистических рядов распределения по группировочным признакам; - анализ структуры совокупностей посредством расчета структурных средних величин; - определение (расчет) относительных величин; - графическое изображение статистических показателей; - обеспечение полноты и достоверности совокупности объектов статистического наблюдения субрегистра с учетом изменений и дополнений, возникающих в базе данных ЕГРПО, ГС, БД БОО, данных федерального государственного статистического наблюдения, а также данных налоговых органов путем сверки информационного фонда субрегистра с данными ведущегося в этих органах в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственной регистрации юридических лиц" Единого государственного реестра юридических лиц. Порядок актуализации субрегистра. При разработке порядка актуализации субрегистра необходимо решить вопрос, по состоянию на какую дату и с какой периодичностью будет производиться уточнение информационного фонда, на основании каких данных будет актуализироваться информация каждого блока субрегистра. Для упрощения процедуры актуализации важно обеспечить идентичность структуры записи генеральной совокупности субрегистра с соответствующими структурами источников информации - импортеров данных. Регламент пользования субрегистром. Регламент пользования субрегистром должен определять основных пользователей субрегистра, порядок их доступа к информационному фонду субрегистра и обязанности пользователей при работе с информационным массивом. |
Фрагмент документа "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ".