О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА. Постановление. Высший государственный совет союзного государства. 20.01.03 3

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

5. Основные направления и приоритеты развития
              Союзного государства в области физической
                          культуры и спорта

     Важной составной частью социально-экономической политики Союзного
государства  является   развитие   физической   культуры   и   спорта,
оздоровления  нации,  формирования  здорового образа жизни населения и
развития спорта высших достижений.
     Политика в области физической культуры и спорта предусматривает:
     создание условий,  способствующих  развитию  массовой  физической
культуры   и  спорта,  формированию  здорового  образа  жизни  граждан
Республики  Беларусь  и  Российской  Федерации,  а  также   достойному
выступлению   белорусских   и  российских  спортсменов  на  крупнейших
международных соревнованиях;
     формирование понимания  у  людей необходимости занятий физической
культурой и спортом,  создание мотиваций  и  установок  на  регулярные
занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего
здоровья, выработка умения и навыков здорового образа жизни, осознание
каждым человеком собственной ответственности за свое здоровье.
     К числу главных направлений в реализации этой политики  относится
создание единой нормативной правовой базы развития физической культуры
и спорта.
     Стратегия совершенствования  правовой и нормативной базы развития
физической  культуры  и  спорта  заключается  в  том,  чтобы,   помимо
совершенствования  законов  "О физической культуре и спорте",  активно
участвовать  в  законодательной  деятельности,  внося  соответствующие
предложения  и  поправки  в  законы  Республики  Беларусь и Российской
Федерации,  которые  в  той  или  иной  степени  влияют  на   развитие
физической культуры и спорта; а также на основании действующих законов
разрабатывать  и   создавать   нормативную   базу   для   практической
деятельности в сфере физической культуры и спорта.
     В настоящее  время  требуется  финансовая   поддержка   программ,
направленных   на  формирование  здорового  образа  жизни,  подготовку
спортивного резерва и развития спорта высших достижений.
     Целесообразная разработка  законодательных актов,  способствующих
привлечению средств из внебюджетных источников для развития физической
культуры и спорта.
     Законодательством должно     быть     предусмотрено      создание
благоприятных условий, в первую очередь, для:
     организаций, реализующих  программы,  направленные  на   развитие
физической   культуры  и  спорта  среди  детей,  в  том  числе  сирот,
инвалидов, и способствующие формированию здорового образа жизни;
     спонсоров и инвесторов,  направляющих свои средства на подготовку
спортивного резерва и сборных команд Беларуси и  России  к  участию  в
Олимпийских,  Паралимпийских  играх,  других  крупнейших международных
соревнованиях.
     Кроме того,   необходима   законодательная  проработка  вопросов,
связанных:
     с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков;
     с обеспечением  безопасности   и   правопорядка   на   спортивных
соревнованиях,    исключающих   возможность   хулиганского   поведения
болельщиков во время спортивных соревнований,  проявления жестокости и
насилия,   а   также  других  антиобщественных  действий,  оказывающих
негативное влияние на личность и общество;
     с оттоком   спортсменов,  особенно  молодых,  и  специалистов  за
пределы Российской Федерации и Республики Беларусь;
     с детской  ранней  спортивной  специализацией  и участием детей в
спортивных  соревнованиях,   стимулирующих   форсирование   спортивной
подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка.
     Важным направлением  в  деятельности   по   развитию   физической
культуры  и спорта является совершенствование управления и организации
физической культуры и спорта с целью их стабилизации.
     Требуется поиск   новых   организационно-управленческих  решений,
направленных   на    создание    эффективной    системы    организации
физкультурно-оздоровительной   и   спортивно-массовой   работы   среди
населения,  в том числе сельского,  функционирования  спортивных  школ
всех типов, обеспечения штатных сборных команд Беларуси и России.
     Государственным органам   исполнительной   власти    в    области
физической  культуры  и  спорта  необходимо  акцентировать внимание на
решение следующих вопросов:
     финансирования детских  спортивных  клубов  по  месту жительства,
детских массовых соревнований,  таких как  "Золотая  шайба",  "Кожаный
мяч"   и   др.,   а   также   мероприятий   по   проверке   физической
подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;
     укрепления нормативной  и  финансовой  базы  спортивных школ всех
типов,  а также  материального  стимулирования  труда  специалистов  в
области физической культуры и спорта;
     совершенствования системы  страхования   в   спорте;   подготовки
специалистов   по   вопросам   спортивного   менеджмента,  дошкольного
физического воспитания,  адаптивной  физической  культуры,  пропаганды
физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
     Для эффективного развития  спорта  высших  достижений  необходимо
обеспечить  гармоничное  сочетание  государственного  и  общественного
управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и
физкультурно-спортивных объединений,  как в развитии видов спорта, так
и физической культуры и спорта в целом.
     В решении  вопросов  развития  физической  культуры  и  спорта  в
формировании у населения потребности в занятиях физической культурой и
спортом, а также в достижениях спортсменами Беларуси и России побед на
Олимпийских    играх,    международных    спортивных     соревнованиях
спортсменов-инвалидов  и других крупнейших международных соревнованиях
большое   значение   имеет   качество   профессиональной    подготовки
специалистов и уровень развития научных исследований.
     В связи с этим необходимо:
     обеспечить подготовку     специалистов    высокой    квалификации
применительно   к   основным   видам   их   будущей   профессиональной
деятельности;
     расширить подготовку   кадров   в   образовательных   учреждениях
среднего  и высшего профессионального образования в области физической
культуры и спорта для работы с  дошкольниками  и  учащимися,  имеющими
отклонения в состоянии здоровья, инвалидами и пенсионерами;
     обеспечить подготовку,    переподготовку     и     стимулирование
деятельности  общественных  организаторов  (волонтеров)  по физической
культуре и тренеров по спорту, оказывая им постоянную помощь в работе;
     улучшить подготовку     преподавательского,     тренерского     и
медицинского состава  по  вопросам  обеспечения  безопасности  занятий
спортом,  а  также контроль за здоровьем занимающихся.  Преобразование
среднего и высшего профессионального образования в области  физической
культуры   должно  осуществляться  как  по  традиционному  пути,  т.е.
включением  известных  специальностей,  имеющихся  в   соответствующих
классификаторах  работников  физической  культуры  и спорта,  перечнях
направлений   подготовки   и   специальностей   высшего   и   среднего
профессионального  образования,  так и созданием новых специальностей,
вытекающих  из  направления  физической  культуры;   а   также   новых
междисциплинарных   специальностей  (адаптивная  физическая  культура,
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм,  рекреация  и  досуговая
деятельность, двигательная реабилитация и физиотерапия и др.).
     Организация научных исследований в области физической культуры  и
спорта  должна  предусматривать разработку наиболее актуальных проблем
физической  культуры   и   спорта,   внедрение   результатов   научных
исследований в практику физкультурно-спортивного движения.
     Приоритетными направлениями развития науки в  области  физической
культуры и спорта являются:
     разработка теоретико-методологических     основ      формирования
физической культуры личности и здорового образа жизни;
     научно-методическое обоснование    и    обеспечение    подготовки
спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;
     организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение
сферы   физической   культуры,   спорта  и  спортивно-оздоровительного
туризма;
     теоретические и  методические основы развития и совершенствования
системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
     Одно из  ключевых направлений деятельности по развитию физической
культуры и спорта  -  развитие  и  укрепление  материально-технической
спортивной   базы.  В  новых  социально-экономических  условиях  нужно
провести инвентаризацию и паспортизацию  ведомственных  и  профсоюзных
спортивных  сооружений  с  целью  их  максимального  использования для
развития массового спорта, предусмотрев выделение средств, в том числе
из внебюджетных источников,  на строительство и реконструкцию массовых
физкультурно-оздоровительных  комплексов,   с   привлечением   средств
отечественных и зарубежных инвесторов.
     Назрела необходимость эффективной  эксплуатации  спортсооружений,
принадлежащих  различным  ведомствам  и  не  используемых  по  прямому
назначению,  а  также  осуществления  мер  по   стимулированию   рынка
физкультурно-спортивных услуг, созданию индустрии спортивных товаров и
оборудования,  а также использования спортивных баз Беларуси и  России
для подготовки сборных команд к международным соревнованиям.
     Государственная поддержка развития физической культуры  и  спорта
должна  осуществляться  целенаправленным  финансированием  из бюджетов
всех уровней.
     С учетом   мировой  практики  следует  более  активно  привлекать
внебюджетные источники финансирования физической  культуры  и  спорта,
такие,  как  отчисления от лотерей,  тотализаторов,  игрового бизнеса,
прав телетрансляций и т.д.
     Исходя из  того,  что  включенность  человека  в активные занятия
физической культурой и спортом на  протяжении  всей  жизни  во  многом
определяется   его   отношением  к  ценностям  физической  культуры  и
осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом из
всего  комплекса  мер,  направленных  на  развитие физической культуры
среди населения,  следует предусмотреть в качестве одного из  основных
приоритетных   направлений   деятельности   осуществление   средствами
массовой информации целенаправленной пропаганды физической культуры  и
спорта,  поскольку  очень  важно,  чтобы  при  формировании  личности,
особенно детской,  значительное место в системе приоритетов, ценностей
и ориентиров занимал здоровый образ жизни.
     Фактически речь   должна   идти   о   создании   целенаправленной
информационно-пропагандистской  кампании,  использующей широкий спектр
разнообразных средств и проводящейся с целью формирования  престижного
имиджа  спортивного  стиля  жизни,  ценности  собственного  здоровья и
здоровья окружающих.
     Действенная пропаганда физической культуры и спорта,  эффективная
просветительно-образовательная   деятельность,   оптимальная   система
управления  отраслью при адекватной правовой и материально-технической
базе  будут  способствовать  увеличению  числа   людей,   занимающихся
физической  культурой  и  спортом,  ведущих здоровый образ жизни,  что
положительно  скажется  на  снижении  заболеваемости  и  наркотизации,
потребления  алкоголя,  сигарет,  сокращении правонарушений,  особенно
молодежью,     окажет     действенную     помощь     в     воспитании,
самосовершенствовании   и   самообразовании  человека,  повышении  его
работоспособности и подготовке к военной службе.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа