Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА".
5. Основные направления и приоритеты развития Союзного государства в области физической культуры и спорта Важной составной частью социально-экономической политики Союзного государства является развитие физической культуры и спорта, оздоровления нации, формирования здорового образа жизни населения и развития спорта высших достижений. Политика в области физической культуры и спорта предусматривает: создание условий, способствующих развитию массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, а также достойному выступлению белорусских и российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях; формирование понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом, создание мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработка умения и навыков здорового образа жизни, осознание каждым человеком собственной ответственности за свое здоровье. К числу главных направлений в реализации этой политики относится создание единой нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта. Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы, помимо совершенствования законов "О физической культуре и спорте", активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие предложения и поправки в законы Республики Беларусь и Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта; а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта. В настоящее время требуется финансовая поддержка программ, направленных на формирование здорового образа жизни, подготовку спортивного резерва и развития спорта высших достижений. Целесообразная разработка законодательных актов, способствующих привлечению средств из внебюджетных источников для развития физической культуры и спорта. Законодательством должно быть предусмотрено создание благоприятных условий, в первую очередь, для: организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта среди детей, в том числе сирот, инвалидов, и способствующие формированию здорового образа жизни; спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборных команд Беларуси и России к участию в Олимпийских, Паралимпийских играх, других крупнейших международных соревнованиях. Кроме того, необходима законодательная проработка вопросов, связанных: с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков; с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество; с оттоком спортсменов, особенно молодых, и специалистов за пределы Российской Федерации и Республики Беларусь; с детской ранней спортивной специализацией и участием детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка. Важным направлением в деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование управления и организации физической культуры и спорта с целью их стабилизации. Требуется поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, в том числе сельского, функционирования спортивных школ всех типов, обеспечения штатных сборных команд Беларуси и России. Государственным органам исполнительной власти в области физической культуры и спорта необходимо акцентировать внимание на решение следующих вопросов: финансирования детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых соревнований, таких как "Золотая шайба", "Кожаный мяч" и др., а также мероприятий по проверке физической подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи; укрепления нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов, а также материального стимулирования труда специалистов в области физической культуры и спорта; совершенствования системы страхования в спорте; подготовки специалистов по вопросам спортивного менеджмента, дошкольного физического воспитания, адаптивной физической культуры, пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание государственного и общественного управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно-спортивных объединений, как в развитии видов спорта, так и физической культуры и спорта в целом. В решении вопросов развития физической культуры и спорта в формировании у населения потребности в занятиях физической культурой и спортом, а также в достижениях спортсменами Беларуси и России побед на Олимпийских играх, международных спортивных соревнованиях спортсменов-инвалидов и других крупнейших международных соревнованиях большое значение имеет качество профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных исследований. В связи с этим необходимо: обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности; расширить подготовку кадров в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта для работы с дошкольниками и учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, инвалидами и пенсионерами; обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов (волонтеров) по физической культуре и тренеров по спорту, оказывая им постоянную помощь в работе; улучшить подготовку преподавательского, тренерского и медицинского состава по вопросам обеспечения безопасности занятий спортом, а также контроль за здоровьем занимающихся. Преобразование среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры должно осуществляться как по традиционному пути, т.е. включением известных специальностей, имеющихся в соответствующих классификаторах работников физической культуры и спорта, перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, так и созданием новых специальностей, вытекающих из направления физической культуры; а также новых междисциплинарных специальностей (адаптивная физическая культура, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, рекреация и досуговая деятельность, двигательная реабилитация и физиотерапия и др.). Организация научных исследований в области физической культуры и спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта, внедрение результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного движения. Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются: разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни; научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва; организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма; теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Одно из ключевых направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта - развитие и укрепление материально-технической спортивной базы. В новых социально-экономических условиях нужно провести инвентаризацию и паспортизацию ведомственных и профсоюзных спортивных сооружений с целью их максимального использования для развития массового спорта, предусмотрев выделение средств, в том числе из внебюджетных источников, на строительство и реконструкцию массовых физкультурно-оздоровительных комплексов, с привлечением средств отечественных и зарубежных инвесторов. Назрела необходимость эффективной эксплуатации спортсооружений, принадлежащих различным ведомствам и не используемых по прямому назначению, а также осуществления мер по стимулированию рынка физкультурно-спортивных услуг, созданию индустрии спортивных товаров и оборудования, а также использования спортивных баз Беларуси и России для подготовки сборных команд к международным соревнованиям. Государственная поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней. С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д. Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом из всего комплекса мер, направленных на развитие физической культуры среди населения, следует предусмотреть в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности осуществление средствами массовой информации целенаправленной пропаганды физической культуры и спорта, поскольку очень важно, чтобы при формировании личности, особенно детской, значительное место в системе приоритетов, ценностей и ориентиров занимал здоровый образ жизни. Фактически речь должна идти о создании целенаправленной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя, сигарет, сокращении правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и подготовке к военной службе. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА".