Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА".
1.4. Формирование систем социального страхования на основе единых подходов и принципов Важным шагом на пути построения государства с социально ориентированной многоукладной рыночной экономикой является переход к преимущественно страховым формам социальной защиты работающих за счет развития систем страхования временной нетрудоспособности и материнства, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Единые подходы к социальному страхованию должны формироваться на основе развития многоуровневых систем страхования, сочетания обязательных и дополнительных программ страхования, расширение участия негосударственных организаций и граждан в их реализации, внедрения персонифицированного учета застрахованных, что обеспечит реализацию их социальных гарантий, как на территории Российской Федерации, так и Республики Беларусь, повысит ее эффективность и ответственность работодателя и работника как субъектов социальной политики, приведет в действие рыночные механизмы, сократит прямое участие государства в социальной защите населения. В процессе формирования единых подходов к организации социального страхования (обязательного и дополнительного) и защите работников от профессиональных рисков предстоит отработать правовые, организационные, экономические формы и механизмы, обеспечивающие реализацию обязательств и прав страхователей и застрахованных. Особая роль социального страхования состоит также и в том, что оно позволит Союзному государству обеспечить гарантированный уровень обязательств перед всеми застрахованными Российской Федерации и Республики Беларусь. Развитие пенсионного страхования (обеспечения) в Союзном государстве следует осуществлять на основе одинаковых концептуальных подходов. Развитие системы пенсионного обеспечения должно осуществляться по следующим направлениям: формирование смешанной пенсионной системы, сочетающей финансирование пенсий на распределительной и накопительной основе; формирование и реализация правовых норм и организационных мероприятий, направленных на введение накопительного компонента финансирования пенсий; создание условий для формирования профессиональных пенсионных систем, в рамках которых будут формироваться пенсионные права работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда; содействие развитию дополнительного негосударственного пенсионного страхования и обеспечения. На начальном этапе для этого необходимо: провести актуарную оценку приобретенных прав застрахованных лиц; создать единую систему регистрации прав застрахованных лиц, работающих по найму, и самозанятого населения; обеспечить наиболее справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от объема поступивших за работников платежей (заработка с которого уплачены страховые взносы) на основе персонифицированного учета страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования; использовать единый механизм индексации пенсий; применять единые подходы к определению базы (состава заработка/дохода) для исчисления страховых взносов и пенсий; реализовывать единые подходы к порядку уплаты обязательных страховых взносов для финансирования пенсионной системы. Повышение уровня пенсионного обеспечения должно осуществляться с учетом экономических возможностей государств при одновременной оптимизации условий предоставления пенсий. В дальнейшем формирование системы пенсионного обеспечения следует проводить на основе: полной реализации принципов пенсионного страхования и развития системы обеспечения нетрудоспособных, не участвующих в пенсионном страховании, за счет общих налогов и других источников; расширения участия негосударственных организаций и граждан в реализации установленных законом пенсионных гарантий. Обязательное пенсионное страхование в Союзном государстве должно строиться на: равенстве прав и обязанностей застрахованных лиц; зависимости права на трудовую пенсию от уплаты в течение определенного периода времени взносов в систему обязательного пенсионного страхования; зависимости размера пенсии от объема уплаченных взносов в системе обязательного пенсионного страхования (по данным персонифицированного учета); сочетания распределительных и накопительных механизмов финансирования; автономности и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования. Одинаковыми должны быть подходы для определения возрастных критериев выхода на пенсию. Необходимо сформировать систему, стимулирующую более длительный срок уплаты страховых взносов (более поздний выход на пенсию), однако, не принуждающую пожилых людей работать вопреки их желанию и возможностям. Главными приоритетами при создании системы пенсионного обеспечения Союзного государства выступают: приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объемом участия работника в финансировании пенсионной системы с учетом прожиточного минимума пенсионера; унификация порядка расчета пенсий в зависимости от суммы уплаченных страховых взносов; введение гибкой системы выхода на пенсию, предусматривающей повышение размеров пенсий при назначении пенсии в более позднем возрасте; формирование единого порядка учета страховых взносов граждан в пенсионную систему и введение механизма перевода пенсионных накоплений в пенсионные фонды Российской Федерации и Республики Беларусь в случае переезда граждан на постоянное место жительства в пределах Союзного государства. Государство должно содействовать развитию дополнительных пенсионных программ, формируемых за счет добровольных взносов работников и их нанимателей (работодателей). |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА".