ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.09-03 "ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ". Постановление. Правительство Москвы. 28.10.03 893-ПП

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.09-03 "ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

4. Классификация условий эксплуатации и оценка степени
              агрессивных воздействий среды на элементы
                       транспортных сооружений

     4.1. Оценка степени агрессивных  воздействий  среды  на  элементы
сооружений  производится  с  учетом климатических характеристик района
строительства в соответствии  со  СНиП  2.03.01,  СНиП  II-3  и  видом
агрессивной   среды.   Согласно   СНиП   2.03.01  Москва  относится  к
"нормальной" зоне влажности. Для конструкций мостов через реки города,
а  также  сооружений,  располагающихся  в  непосредственной близости к
большим водоемам, условия соответствуют "влажной" зоне.
     4.2. Строительные  конструкции  и  элементы сооружений транспорта
города подвергаются воздействию:
     - газообразной  среды  в  виде загрязненной атмосферы окружающего
воздуха;
     - твердой  среды  в  виде пыли и грязи,  осаждающихся на наружных
поверхностях конструкций;
     - жидкой  среды в виде атмосферных осадков с учетом растворения в
них  агрессивных  веществ  из  воздуха  и  с  поверхности   грунта   и
конструкций, моющих средств, применяемых при уборке конструкций.
     4.3. Агрессивность  среды  для  бетона  транспортных   сооружений
обусловлена для сред:
     - газообразных - загрязнениями за  счет  выбросов  автомобильного
транспорта   (приблизительно   90%)   и   агрессивными   компонентами,
содержащимися в  окружающем  воздухе  (оксиды  серы  и  пыль  сложного
химического состава), из которых значительную часть составляют выбросы
объектов теплоэнергетики.
     Данные по  загрязнению воздуха непосредственно на автомагистралях
приведены в приложении А;
     - твердых  - наличием взвешенных веществ,  содержащих сернистые и
другие  химически  активные  соединения;  пыли  и  грязи,  сорбирующих
агрессивные  компоненты  из  воздуха,  с  поверхности земли и дорожных
покрытий;  частиц противогололедных  материалов,  наносимых  в  зимнее
время   на   поверхности   дорожных  покрытий  и  тротуаров.  Перечень
применяемых  солей  антиобледенителей  (по  Временной  инструкции   по
технологии  зимней уборки проезжей части улиц и проездов с применением
химических противогололедных реагентов  и  щебня  фракции  2-5  мм)  с
указанием  компонентов,  влияющих  на  коррозионное состояние бетона и
железобетона, приведен в приложении Б;
     - жидких  -  составом  жидкостей,  к  которым  относятся дорожные
моющие средства и нефтепродукты (проливы жидкого топлива и  масел),  а
также растворами твердых веществ.
     Степень агрессивного воздействия  среды  определяется  сочетанием
условий  эксплуатации по температуре и влажности (включая попеременное
замораживание и оттаивание) с  агрессивными  воздействиями  окружающей
среды.
     4.4. По сочетанию различных условий  эксплуатации  по  окружающей
среде  все  бетонные  и  железобетонные элементы конструкций автодорог
могут  быть  подразделены  на   три   категории   (категории   условий
эксплуатации),   в   соответствии   с   которыми  оценивается  степень
агрессивного воздействия среды.
     К первой   категории   (1)  следует  относить  конструкции  и  их
элементы,   которые    в    процессе    эксплуатации    защищены    от
непосредственного   попадания   атмосферных   осадков,   но  при  этом
подвержены воздействию наружной температуры  и  влажности  окружающего
воздуха  и  агрессивных  газов.  К конструкциям первой категории можно
отнести элементы стен и перекрытий протяженных (более 60 м)  тоннелей,
конструкций,   находящихся  в  закрытой  части  подземных  и  наземных
переходов,  не подвергающиеся воздействию жидкостей с  проезжей  части
дорог, в том числе заносимых колесами автотранспорта.
     Ко второй категории (2) следует относить  все  конструкции  и  их
элементы,  эксплуатирующиеся  на открытом воздухе,  которые подвержены
воздействию атмосферных осадков и агрессивных  газов,  за  исключением
конструкций и их элементов, отнесенных к третьей категории.
     К третьей  категории  (3)  следует  относить  конструкции  и   их
элементы,   эксплуатирующиеся   на  открытом  воздухе,  подвергающиеся
воздействию атмосферных осадков и агрессивных газов и имеющие  контакт
с   твердыми   и   жидкими  агрессивными  средами,  а  также  элементы
конструкций,  на которые непосредственно попадают загрязнения с  колес
автотранспорта.  К  третьей  категории  относятся дорожные покрытия из
монолитного и сборного бетона и железобетона,  нижние части  подпорных
стенок,  опоры  эстакад  и  путепроводов,  стен тоннелей (на участках,
примыкающих к портальной части),  большая часть элементов обустройства
автомобильных  дорог,  а  также опоры мостов в зоне переменного уровня
воды.
     Перечень элементов     конструкций    транспортных    сооружений,
подвергающихся воздействию  агрессивных  сред,  и  их  расчетный  срок
службы  приняты в соответствии с МГСН 5.02-99 и приведены в приложении
В.
     Принадлежность элементов    конструкций   к   категории   условий
эксплуатации приведена в таблице 1.
     4.5. Оценка  агрессивного  воздействия  газообразных,  твердых  и
жидких сред по отношению к бетону и железобетону элементов конструкций
приведена  в  таблице 2.  Степень агрессивного воздействия среды для 3
категории условий эксплуатации принята с учетом воздействия  растворов
агрессивных компонентов и циклического замораживания и оттаивания.
     При применении в конструкциях,  относящихся к 1  и  2  категориям
условий эксплуатации,  бетонов марок по водонепроницаемости W10 и выше
агрессивность воздействия среды можно принимать на одну  ступень  ниже
указанной в таблице 2.
     4.6. В случаях когда части одной  конструкции  эксплуатируются  в
разных условиях агрессивного воздействия среды (например,  воздействию
сильноагрессивных жидких сред подвержены нижние части опор,  подпорных
стенок,   открытые   части  конструкций  лестничных  сходов  подземных
переходов  и  т.п.),  степень  агрессивного   воздействия   для   всей
конструкции    можно   принимать   по   наиболее   агрессивной   среде
(руководствуясь при этом экономической целесообразностью).

                                                             Таблица 1

           ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ К КАТЕГОРИИ
                         УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

-------------------------------------------------------------------------------------------
|Сооружение    |Конструкции сооружения и их  |Местоположение участков        |Категория   |
|              |составные части              |                               |условий     |
|              |                             |                               |эксплуатации|
|              |                             |                               |(по п. 4.6) |
|--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------|
|      1       |              2              |                3              |      4     |
|--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------|
|Мосты         |Опоры                        |На открытом воздухе, под водой |      2     |
|              |                             |В зоне переменного уровня воды |      3     |
|              |                             |<1>                            |            |
|              |                             |                               |            |
|              |Ригели, пролетные строения   |                               |      2     |
|              |                             |                               |            |
|              |Плита проезжей части         |Однослойная или верхний слой   |      3     |
|              |                             |покрытия                       |            |
|              |                             |                               |            |
|              |Подпорные стенки             |На открытом воздухе            |      2     |
|              |                             |В зоне контакта с жидкой средой|      3     |
|              |                             |<2>                            |            |
|--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------|
|Путепроводы   |Опоры                        |На открытом воздухе            |      2     |
|              |                             |В зоне контакта с жидкой средой|      3     |
|              |                             |<2>                            |            |
|              |                             |                               |            |
|              |Ригели, пролетные строения   |                               |      2     |
|              |                             |                               |            |
|              |Плита проезжей части         |Однослойная или верхний слой   |      3     |
|              |                             |покрытия                       |            |
|              |                             |                               |            |
|              |Подпорные стенки             |На открытом воздухе            |      2     |
|              |                             |В зоне контакта с жидкой средой|      3     |
|              |                             |<2>                            |            |
|--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------|
|Тоннели       |Стены, перекрытия, колонны   |Внутри протяженных тоннелей    |      1     |
|              |                             |<3>                            |            |
|              |                             |                               |            |
|              |                             |На участках, примыкающих к     |            |
|              |                             |портальной части:              |            |
|              |                             |- на открытом воздухе          |      2     |
|              |                             |- в зоне контакта с жидкой     |      3     |
|              |                             |средой <2>                     |            |
|              |                             |                               |            |
|              |Плита проезжей части         |Внутри протяженных тоннелей    |      2     |
|              |                             |<3>                            |            |
|              |                             |На участках, примыкающих к     |      3     |
|              |                             |портальной части <4>           |            |
|--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------|
|Наземные      |Плита дорожного покрытия     |Однослойная или верхний слой   |      3     |
|автомагистрали|                             |покрытия                       |            |
|--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------|
|Подземные     |Стенки, лестничные сходы     |Внутри протяженных переходов   |      1     |
|переходы      |                             |<3>                            |            |
|(пешеходные   |                             |                               |            |
|сооружения    |                             |На участках, примыкающих к     |            |
|тоннельного   |                             |выходам:                       |            |
|типа)         |                             |- на открытом воздухе          |      2     |
|              |                             |- в зоне контакта с жидкой     |      3     |
|              |                             |средой <2>                     |            |
|              |                             |                               |            |
|              |Ригели, плита покрытия       |Внутри протяженных переходов   |      1     |
|              |                             |<3>                            |            |
|              |                             |На участках, примыкающих к     |      2     |
|              |                             |выходам                        |            |
|--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------|
|Закрытые      |Опоры                        |На открытом воздухе            |      2     |
|надземные     |                             |В зоне контакта с жидкой средой|      3     |
|переходы      |                             |<2>                            |            |
|(пешеходные   |Пролетные строения, ригели   |                               |      2     |
|мосты)        |                             |                               |            |
|              |Плита пешеходной части       |                               |      2     |
|              |                             |                               |            |
|              |Лестничные сходы             |                               |      2, 3  |
|--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------|
|Элементы      |Дорожные ограждения (наружные|                               |      3     |
|обустройства  |ограждения и ограждения      |                               |            |
|автомобильных |разделительных полос -       |                               |            |
|дорог         |блоки и плиты ограждений,    |                               |            |
|              |сигнальные столбики, бортовые|                               |            |
|              |камни), карнизы,             |                               |            |
|              |водоотводные лотки и др.     |                               |            |
|              |                             |                               |            |
|              |Шумозащитные экраны          |На открытом воздухе            |      2     |
|              |                             |В зоне контакта с жидкой средой|      3     |
|              |                             |<2>                            |            |
-------------------------------------------------------------------------------------------

     --------------------------------
     <1> За  зону  переменного уровня воды для опор мостов принимается
участок опоры,  располагающийся от 0,5 м ниже уровня промерзания  воды
до 1,0 м выше верхнего уровня ледохода.
     <2> За  зону  контакта  с  жидкой  средой   принимаются   участки
конструкций,  располагающиеся  на  высоте  до  1,5 м от горизонтальной
поверхности проезжей или пешеходной части.
     <3> К   протяженным  тоннелям  и  подземным  переходам  относятся
сооружения длиной соответственно более 60 м и 30 м.
     <4> За  участки  тоннелей,  примыкающих  к  портальной  части,  и
подземных переходов, примыкающих к входам и выходам, принимаются части
сооружений протяженностью не менее 20 м и 10 м соответственно.

                                                             Таблица 2

                СТЕПЕНЬ АГРЕССИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ

--------------------------------------------------------------------------------
|Категория   |Степень агрессивного воздействия среды                           |
|условий     |к бетону <1> и железобетону                                      |
|эксплуатации|конструкций в зоне влажности                                     |
|(по 4.4)    |-----------------------------------------------------------------|
|            |нормальная                    |влажная                           |
|            |------------------------------|----------------------------------|
|            |к бетону     |к железобетону  |к бетону        |к железобетону   |
|            |             |                |                |                 |
|------------|-------------|----------------|----------------|-----------------|
|1           |Неагрессивная|Слабоагрессивная|Неагрессивная   |Слабоагрессивная |
|------------|-------------|----------------|----------------|-----------------|
|2           |Неагрессивная|Слабоагрессивная|Слабоагрессивная|Среднеагрессивная|
|            |             |<2>             |                |                 |
|------------|-----------------------------------------------------------------|
|3           |Сильноагрессивная                                                |
--------------------------------------------------------------------------------

     --------------------------------
     <1> Степень агрессивного воздействия приведена для  бетона  марки
по водонепроницаемости W4.
     <2> На участках протяженных тоннелей,  примыкающих  к  портальной
части, воздействие среды среднеагрессивное.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.09-03 "ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа