Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.09-03 "ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ"".
4. Классификация условий эксплуатации и оценка степени агрессивных воздействий среды на элементы транспортных сооружений 4.1. Оценка степени агрессивных воздействий среды на элементы сооружений производится с учетом климатических характеристик района строительства в соответствии со СНиП 2.03.01, СНиП II-3 и видом агрессивной среды. Согласно СНиП 2.03.01 Москва относится к "нормальной" зоне влажности. Для конструкций мостов через реки города, а также сооружений, располагающихся в непосредственной близости к большим водоемам, условия соответствуют "влажной" зоне. 4.2. Строительные конструкции и элементы сооружений транспорта города подвергаются воздействию: - газообразной среды в виде загрязненной атмосферы окружающего воздуха; - твердой среды в виде пыли и грязи, осаждающихся на наружных поверхностях конструкций; - жидкой среды в виде атмосферных осадков с учетом растворения в них агрессивных веществ из воздуха и с поверхности грунта и конструкций, моющих средств, применяемых при уборке конструкций. 4.3. Агрессивность среды для бетона транспортных сооружений обусловлена для сред: - газообразных - загрязнениями за счет выбросов автомобильного транспорта (приблизительно 90%) и агрессивными компонентами, содержащимися в окружающем воздухе (оксиды серы и пыль сложного химического состава), из которых значительную часть составляют выбросы объектов теплоэнергетики. Данные по загрязнению воздуха непосредственно на автомагистралях приведены в приложении А; - твердых - наличием взвешенных веществ, содержащих сернистые и другие химически активные соединения; пыли и грязи, сорбирующих агрессивные компоненты из воздуха, с поверхности земли и дорожных покрытий; частиц противогололедных материалов, наносимых в зимнее время на поверхности дорожных покрытий и тротуаров. Перечень применяемых солей антиобледенителей (по Временной инструкции по технологии зимней уборки проезжей части улиц и проездов с применением химических противогололедных реагентов и щебня фракции 2-5 мм) с указанием компонентов, влияющих на коррозионное состояние бетона и железобетона, приведен в приложении Б; - жидких - составом жидкостей, к которым относятся дорожные моющие средства и нефтепродукты (проливы жидкого топлива и масел), а также растворами твердых веществ. Степень агрессивного воздействия среды определяется сочетанием условий эксплуатации по температуре и влажности (включая попеременное замораживание и оттаивание) с агрессивными воздействиями окружающей среды. 4.4. По сочетанию различных условий эксплуатации по окружающей среде все бетонные и железобетонные элементы конструкций автодорог могут быть подразделены на три категории (категории условий эксплуатации), в соответствии с которыми оценивается степень агрессивного воздействия среды. К первой категории (1) следует относить конструкции и их элементы, которые в процессе эксплуатации защищены от непосредственного попадания атмосферных осадков, но при этом подвержены воздействию наружной температуры и влажности окружающего воздуха и агрессивных газов. К конструкциям первой категории можно отнести элементы стен и перекрытий протяженных (более 60 м) тоннелей, конструкций, находящихся в закрытой части подземных и наземных переходов, не подвергающиеся воздействию жидкостей с проезжей части дорог, в том числе заносимых колесами автотранспорта. Ко второй категории (2) следует относить все конструкции и их элементы, эксплуатирующиеся на открытом воздухе, которые подвержены воздействию атмосферных осадков и агрессивных газов, за исключением конструкций и их элементов, отнесенных к третьей категории. К третьей категории (3) следует относить конструкции и их элементы, эксплуатирующиеся на открытом воздухе, подвергающиеся воздействию атмосферных осадков и агрессивных газов и имеющие контакт с твердыми и жидкими агрессивными средами, а также элементы конструкций, на которые непосредственно попадают загрязнения с колес автотранспорта. К третьей категории относятся дорожные покрытия из монолитного и сборного бетона и железобетона, нижние части подпорных стенок, опоры эстакад и путепроводов, стен тоннелей (на участках, примыкающих к портальной части), большая часть элементов обустройства автомобильных дорог, а также опоры мостов в зоне переменного уровня воды. Перечень элементов конструкций транспортных сооружений, подвергающихся воздействию агрессивных сред, и их расчетный срок службы приняты в соответствии с МГСН 5.02-99 и приведены в приложении В. Принадлежность элементов конструкций к категории условий эксплуатации приведена в таблице 1. 4.5. Оценка агрессивного воздействия газообразных, твердых и жидких сред по отношению к бетону и железобетону элементов конструкций приведена в таблице 2. Степень агрессивного воздействия среды для 3 категории условий эксплуатации принята с учетом воздействия растворов агрессивных компонентов и циклического замораживания и оттаивания. При применении в конструкциях, относящихся к 1 и 2 категориям условий эксплуатации, бетонов марок по водонепроницаемости W10 и выше агрессивность воздействия среды можно принимать на одну ступень ниже указанной в таблице 2. 4.6. В случаях когда части одной конструкции эксплуатируются в разных условиях агрессивного воздействия среды (например, воздействию сильноагрессивных жидких сред подвержены нижние части опор, подпорных стенок, открытые части конструкций лестничных сходов подземных переходов и т.п.), степень агрессивного воздействия для всей конструкции можно принимать по наиболее агрессивной среде (руководствуясь при этом экономической целесообразностью). Таблица 1 ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ К КАТЕГОРИИ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ------------------------------------------------------------------------------------------- |Сооружение |Конструкции сооружения и их |Местоположение участков |Категория | | |составные части | |условий | | | | |эксплуатации| | | | |(по п. 4.6) | |--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------| |Мосты |Опоры |На открытом воздухе, под водой | 2 | | | |В зоне переменного уровня воды | 3 | | | |<1> | | | | | | | | |Ригели, пролетные строения | | 2 | | | | | | | |Плита проезжей части |Однослойная или верхний слой | 3 | | | |покрытия | | | | | | | | |Подпорные стенки |На открытом воздухе | 2 | | | |В зоне контакта с жидкой средой| 3 | | | |<2> | | |--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------| |Путепроводы |Опоры |На открытом воздухе | 2 | | | |В зоне контакта с жидкой средой| 3 | | | |<2> | | | | | | | | |Ригели, пролетные строения | | 2 | | | | | | | |Плита проезжей части |Однослойная или верхний слой | 3 | | | |покрытия | | | | | | | | |Подпорные стенки |На открытом воздухе | 2 | | | |В зоне контакта с жидкой средой| 3 | | | |<2> | | |--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------| |Тоннели |Стены, перекрытия, колонны |Внутри протяженных тоннелей | 1 | | | |<3> | | | | | | | | | |На участках, примыкающих к | | | | |портальной части: | | | | |- на открытом воздухе | 2 | | | |- в зоне контакта с жидкой | 3 | | | |средой <2> | | | | | | | | |Плита проезжей части |Внутри протяженных тоннелей | 2 | | | |<3> | | | | |На участках, примыкающих к | 3 | | | |портальной части <4> | | |--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------| |Наземные |Плита дорожного покрытия |Однослойная или верхний слой | 3 | |автомагистрали| |покрытия | | |--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------| |Подземные |Стенки, лестничные сходы |Внутри протяженных переходов | 1 | |переходы | |<3> | | |(пешеходные | | | | |сооружения | |На участках, примыкающих к | | |тоннельного | |выходам: | | |типа) | |- на открытом воздухе | 2 | | | |- в зоне контакта с жидкой | 3 | | | |средой <2> | | | | | | | | |Ригели, плита покрытия |Внутри протяженных переходов | 1 | | | |<3> | | | | |На участках, примыкающих к | 2 | | | |выходам | | |--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------| |Закрытые |Опоры |На открытом воздухе | 2 | |надземные | |В зоне контакта с жидкой средой| 3 | |переходы | |<2> | | |(пешеходные |Пролетные строения, ригели | | 2 | |мосты) | | | | | |Плита пешеходной части | | 2 | | | | | | | |Лестничные сходы | | 2, 3 | |--------------|-----------------------------|-------------------------------|------------| |Элементы |Дорожные ограждения (наружные| | 3 | |обустройства |ограждения и ограждения | | | |автомобильных |разделительных полос - | | | |дорог |блоки и плиты ограждений, | | | | |сигнальные столбики, бортовые| | | | |камни), карнизы, | | | | |водоотводные лотки и др. | | | | | | | | | |Шумозащитные экраны |На открытом воздухе | 2 | | | |В зоне контакта с жидкой средой| 3 | | | |<2> | | ------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> За зону переменного уровня воды для опор мостов принимается участок опоры, располагающийся от 0,5 м ниже уровня промерзания воды до 1,0 м выше верхнего уровня ледохода. <2> За зону контакта с жидкой средой принимаются участки конструкций, располагающиеся на высоте до 1,5 м от горизонтальной поверхности проезжей или пешеходной части. <3> К протяженным тоннелям и подземным переходам относятся сооружения длиной соответственно более 60 м и 30 м. <4> За участки тоннелей, примыкающих к портальной части, и подземных переходов, примыкающих к входам и выходам, принимаются части сооружений протяженностью не менее 20 м и 10 м соответственно. Таблица 2 СТЕПЕНЬ АГРЕССИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ -------------------------------------------------------------------------------- |Категория |Степень агрессивного воздействия среды | |условий |к бетону <1> и железобетону | |эксплуатации|конструкций в зоне влажности | |(по 4.4) |-----------------------------------------------------------------| | |нормальная |влажная | | |------------------------------|----------------------------------| | |к бетону |к железобетону |к бетону |к железобетону | | | | | | | |------------|-------------|----------------|----------------|-----------------| |1 |Неагрессивная|Слабоагрессивная|Неагрессивная |Слабоагрессивная | |------------|-------------|----------------|----------------|-----------------| |2 |Неагрессивная|Слабоагрессивная|Слабоагрессивная|Среднеагрессивная| | | |<2> | | | |------------|-----------------------------------------------------------------| |3 |Сильноагрессивная | -------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Степень агрессивного воздействия приведена для бетона марки по водонепроницаемости W4. <2> На участках протяженных тоннелей, примыкающих к портальной части, воздействие среды среднеагрессивное. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.09-03 "ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ"".