О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (РЕДАКЦИЯ НА 23.12.2003). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 22.08.96 125-ФЗ

Фрагмент документа "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (РЕДАКЦИЯ НА 23.12.2003)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Статья 24. Компетенция Российской Федерации
                 в области высшего и послевузовского
                    профессионального образования

     1. К компетенции Федерального  Собрания  Российской  Федерации  в
области   высшего   и  послевузовского  профессионального  образования
относятся:
     1) разработка  законопроектов,  принятие  федеральных  законов  в
области высшего  и  послевузовского  профессионального  образования  и
внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;
     2) утверждение  Федеральной  программы  развития  образования   и
контроль   за   ее  реализацией  в  части,  относящейся  к  высшему  и
послевузовскому профессиональному образованию;
     3) утверждение  соответствующих  статей  федерального  бюджета  и
контроль за их исполнением;
     4) установление     уровней     высшего     и     послевузовского
профессионального образования;
     5) ратификация   международных  договоров  Российской  Федерации,
регулирующих  вопросы  высшего  и  послевузовского   профессионального
образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2. К компетенции Правительства  Российской  Федерации  в  области
высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
     1) участие в разработке и реализация государственной  политики  в
указанной области;
     2) подготовка  соответствующих  разделов  Федеральной   программы
развития   образования   и   контроль   за   ее  реализацией  органами
исполнительной власти;
     3) осуществление     бюджетного    финансирования    высшего    и
послевузовского профессионального образования;
     4) разработка  законопроектов  и  принятие  в соответствии с ними
нормативных  правовых  актов,  определяющих  функционирование  системы
высшего и послевузовского профессионального образования;
     5) установление  порядка   лицензирования   деятельности   высших
учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
     6) создание,  реорганизация и ликвидация  государственных  высших
учебных  заведений,  находящихся  в  ведении Российской Федерации,  по
согласованию  с  органами  законодательной  и  исполнительной   власти
субъектов Российской Федерации;
     7) заключение  и   реализация   межправительственных   договоров,
регулирующих   вопросы  высшего  и  послевузовского  профессионального
образования;
     8) определение   порядка   разработки,   утверждения  и  введения
государственных образовательных стандартов высшего  и  послевузовского
профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
     9) определение    порядка    установления   перечня   направлений
подготовки     (специальностей)     высшего     и      послевузовского
профессионального образования.
     3. К компетенции федерального  (центрального)  органа  управления
высшим профессиональным образованием относятся:
     1) разработка  и  реализация  совместно  с  другими  федеральными
органами  управления образованием соответствующих разделов Федеральной
программы развития образования  и  международных  программ  в  области
высшего,     послевузовского     профессионального    образования    и
соответствующего дополнительного образования;
     2) утверждение     федеральных     компонентов    соответствующих
государственных образовательных стандартов,  утверждение положений  об
итоговой  государственной  аттестации  студентов  и  об  экстернате  в
государственных, муниципальных высших учебных заведениях;
     3) разработка   и   утверждение   примерных   учебных   планов  и
образовательных программ высшего и  послевузовского  профессионального
образования,  организация  издания  учебной  литературы и производства
учебно-наглядных пособий;
     4) осуществление      полномочий     учредителя     (учредителей)
подведомственных государственных высших учебных заведений;
     5) содействие  развитию и реализации новых эффективных технологий
обучения  в  области  высшего  и   послевузовского   профессионального
образования;
     6) лицензирование   деятельности   высших    учебных    заведений
независимо   от  их  организационно-правовых  форм  и  государственных
образовательных    учреждений     соответствующего     дополнительного
образования, а также их государственная аккредитация;
     7) установление  формы  документов  государственного  образца   о
высшем  и  послевузовском профессиональном образовании,  осуществление
признания  и  установление  эквивалентности   документов   иностранных
государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об
ученых званиях;
     8) определение  порядка  признания и установления эквивалентности
документов  иностранных   государств   о   высшем   и   послевузовском
профессиональном образовании и об ученых званиях,  выдача свидетельств
об установлении эквивалентности указанных документов;
     9) участие  в  изучении  потребности  рынка труда в специалистах;
разработка прогнозов подготовки специалистов;  разработка  предложений
по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений,  других
предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и
послевузовского  профессионального  и соответствующего дополнительного
образования,  а   также   их   научных   организаций   и   структурных
подразделений;   разработка   предложений   по   объемам  капитального
строительства указанных предприятий, учреждений и организаций;
     10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по
определению  объема  бюджетного   финансирования,   направляемого   на
подготовку   специалистов,  переподготовку  и  повышение  квалификации
работников,  научно-педагогических работников,  в  том  числе  научных
работников,  развитие науки,  а также участие в разработке федеральных
нормативов и порядка  финансирования  соответствующих  образовательных
учреждений;
     11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых
и  региональных  систем  высшего  и  послевузовского профессионального
образования   по   определению   объемов   и   структуры    подготовки
специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в
этой области;
     12) установление  общего  приема и структуры приема на обучение в
высшие   учебные    заведения    и    учреждения    системы    высшего
профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов;
     13) открытие аспирантуры и  докторантуры  государственных  высших
учебных заведений,  научных организаций независимо от их ведомственной
принадлежности,  за  исключением  учреждений,  действующих  в  системе
Российской   академии  наук  и  отраслевых  академий  наук  и  имеющих
государственный   статус,   утверждение   положений    о    подготовке
научно-педагогических работников, в том числе научных работников;
     14) установление порядка приема граждан в государственные  высшие
учебные  заведения,  учрежденные  федеральными органами исполнительной
власти,  и порядка перевода обучающихся  из  одного  высшего  учебного
заведения в другое;
     15) прогнозирование  развития  сети  учреждений  системы  высшего
профессионального    образования,    согласование    создания    новых
государственных  учреждений  системы   высшего   профессионального   и
соответствующего дополнительного образования;
     16) организация  участия  высших  учебных  заведений  и   научных
организаций,   действующих   в   системе   высшего  и  послевузовского
профессионального  образования,   в   федеральных   научно-технических
программах,   разработка   и   утверждение  межвузовских  программ  по
приоритетным направлениям науки,  осуществление ресурсного обеспечения
указанных программ и контроля за ходом их реализации;
     17) разработка  и   реализация   совместно   с   профсоюзными   и
общественными   организациями  мер  по  социальной  защите  студентов,
аспирантов,  докторантов,  слушателей и работников системы  высшего  и
послевузовского  профессионального образования по улучшению условий их
обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания;
     18) финансирование   деятельности   подведомственных  ему  высших
учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций;
     19) согласование  нормативных  документов  в  области  высшего  и
послевузовского профессионального и  соответствующего  дополнительного
образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в
ведении  которых  находятся  высшие  учебные  заведения,  и  в  случае
необходимости    приостановление    действия   указанных   нормативных
документов;
     20) осуществление   по   согласованию   с  федеральными  органами
исполнительной власти,  в ведении  которых  находятся  высшие  учебные
заведения,  полномочий  по  распоряжению  государственным имуществом в
системе высшего и послевузовского профессионального образования;
     21) утверждение   положения   о   порядке   замещения  должностей
научно-педагогического персонала;
     22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших
учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной
власти, порядок организации указанных филиалов;
     23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
     24) заключение    международных    договоров    межведомственного
характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     4. К компетенции государственной аттестационной службы относятся:
     1) контроль  за   соблюдением   государственных   образовательных
стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших учебных
заведениях независимо от их организационно-правовых форм;
     2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль
качества подготовки выпускников по завершении каждых уровня и  ступени
высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии
с   государственными   образовательными    стандартами    высшего    и
послевузовского профессионального образования;
     3) рассмотрение представлений и принятие  решений  о  направлении
высшему  учебному заведению рекламаций на качество образования и (или)
несоответствие      образования      требованиям      соответствующего
государственного образовательного стандарта;
     4) организация  функционирования  системы  региональных   органов
государственной  аттестационной  службы  и  аттестация образовательных
учреждений.
     5. Разграничение  компетенции  между  федеральными (центральными)
органами  управления  образованием  и  иными   федеральными   органами
управления   образованием   устанавливается  федеральными  законами  и
положениями о соответствующих  органах,  утвержденными  Правительством
Российской Федерации.
     Федеральные органы    управления    образованием     осуществляют
полномочия  учредителя  (учредителей) высшего учебного заведения после
его создания.

Фрагмент документа "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (РЕДАКЦИЯ НА 23.12.2003)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа