ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА БАЗАХ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. Правила. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 25.11.02 ПОТ РО-13153-ЦТ-

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА БАЗАХ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

     1.1. Настоящие  Отраслевые  правила  по  охране  труда  на  базах
твердого  топлива  железных  дорог  (далее  -  Правила)  устанавливают
основные    требования    безопасности    при    погрузке,   выгрузке,
складировании,  хранении твердого топлива (угля, дров, торфа, торфяных
брикетов),  разделке  лесо- и пиломатериалов на базах твердого топлива
(далее - база топлива).
     При погрузке,   выгрузке   и   хранении   нефтепродуктов  следует
руководствоваться требованиями безопасности,  изложенными  в  Правилах
безопасной  эксплуатации  и  охраны  труда  для  нефтеперерабатывающих
производств <*>.
--------------------------------
     <*> Перечень и реквизиты нормативных актов приведены в Приложении
N 1 к настоящим Правилам (здесь и далее по тексту).

     1.2. Безопасность  труда  при  работах  на  базах  топлива должна
обеспечиваться в соответствии с требованиями  настоящих  Правил,  ГОСТ
12.3.002,  государственных  стандартов системы стандартов безопасности
труда (ГОСТ Р,  ССБТ) и иных  нормативных  документов,  приведенных  в
Приложении N 1 к настоящим Правилам.
     1.3. При работе на базах топлива  железных  дорог  на  работников
могут    воздействовать   следующие   основные   опасные   и   вредные
производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003:
     движущийся подвижной состав и транспортные средства;
     движущиеся машины и механизмы,  элементы подъемно-транспортного и
другого оборудования,  поднимаемый и перемещаемый груз,  острые кромки
транспортируемого груза;
     перемещаемые изделия, заготовки и материалы;
     повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
     повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
     повышенная или пониженная влажность воздуха;
     повышенная или пониженная подвижность воздуха;
     повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;
     повышенное значение  напряжения  в электрической цепи,  замыкание
которой может произойти через тело человека;
     недостаточная освещенность рабочей зоны;
     физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
     падающие с высоты предметы;
     нервно-психические перегрузки при выполнении работ  на  высоте  и
железнодорожных путях.
     1.4. Уровни шума и вибрации на рабочих местах не должны превышать
значений ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.
     1.5. Освещенность рабочих мест в производственных помещениях и на
территории базы топлива должна соответствовать ОСТ 32.120 и отраслевым
нормам  естественного  и   совмещенного   освещения   производственных
предприятий железнодорожного транспорта.
     1.6. Содержание  вредных  веществ  в  воздухе  рабочей  зоны   на
открытых  площадках  и  в  помещениях базы топлива не должно превышать
предельно допустимых концентраций,  установленных  ГОСТ  12.1.005,  ГН
2.2.5.686.
     Микроклимат производственных  помещений  должен   соответствовать
требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.
     1.7. Для обеспечения пожарной безопасности  и  взрывобезопасности
производственных   процессов   необходимо  соблюдать  требования  ГОСТ
12.1.004 и ГОСТ 12.1.010.
     1.8. Организация и ведение технологических процессов,  требования
пожарной безопасности к производственному оборудованию,  помещениям  и
территории   баз  топлива,  хранению  угля  и  торфа,  дров,  лесо-  и
пиломатериалов должны соответствовать Правилам  пожарной  безопасности
на  железнодорожном  транспорте  и  Правилам  пожарной  безопасности в
Российской Федерации.
     1.9. Оснащение    баз    топлива   пожарным   инвентарем   должно
соответствовать  нормам  оснащения  объектов  и   подвижного   состава
федерального   железнодорожного   транспорта   первичными   средствами
пожаротушения.  Основные нормы оснащения пожарным инвентарем приведены
в Приложении N 2 к настоящим Правилам.
     На территории базы топлива (на каждые 5000 кв.  м площади) должны
быть  пожарные  пункты  (посты) в виде шкафов или щитов,  окрашенных в
красный цвет с надписью "Пожарный пункт (пост)" с  набором  следующего
пожарного оборудования, пожарного инструмента и огнетушителей:
     огнетушители воздушно-пенные, порошковые - 2 шт.;
     углекислотные огнетушители - 2 шт.;
     топоры пожарные - 2 шт.;
     багры металлические - 2 шт.;
     лопаты металлические (штыковые) - 2 шт.;
     ведра пожарные - 2 шт.
     Использование пожарного    оборудования    и    инвентаря     для
хозяйственных нужд не допускается.
     На базе топлива должны быть  разработаны  и  вывешены  на  видных
местах   планы  (схемы)  эвакуации  на  случай  пожара  или  аварийной
ситуации.
     Для баз  топлива  должны быть разработаны планы тушения пожаров в
соответствии с Методическим  пособием  по  разработке  планов  тушения
пожаров  и  расчета  сил  и  средств  на  объекты  и  подвижной состав
железнодорожного транспорта.
     1.10. В  противопожарных  разрывах между штабелями не допускается
складирование лесоматериалов, оборудования.
     1.11. Места,  отведенные  под  штабели,  должны  быть  очищены до
грунта от травяного покрова,  горючего мусора и  отходов  или  покрыты
слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см.
     1.12. При выборе и установке электрооборудования в  помещениях  и
на  открытых  площадках  баз  топлива  должны  быть  определены классы
взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил
устройства электроустановок.
     1.13. Эксплуатация водопроводных,  канализационных  сооружений  и
сетей должна производиться согласно ГОСТ 12.3.006,  Правилам по охране
труда  при  эксплуатации  коммунального  водопроводно-канализационного
хозяйства, СНиП 2.04.01, СНиП 2.04.02, СНиП 2.04.03.
     1.14. На территориях,  в производственных помещениях, сооружениях
и  технологическом  оборудовании,  которое  может  служить  источником
опасности для работников,  должны  быть  установлены,  нанесены  знаки
безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.4.026, Положением о знаках
безопасности на объектах железнодорожного транспорта и  Рекомендациями
по  предупреждающей  окраске  сооружений и устройств,  расположенных в
зоне железнодорожных путей.
     1.15. При  разработке  технологических процессов выполнения работ
на базах топлива необходимо  руководствоваться  настоящими  Правилами,
государственными   стандартами  системы  ССБТ,  СНиП,  межотраслевыми,
отраслевыми правилами  и  нормами.  Вновь  издаваемые  технологические
процессы    о    правилах   ремонта   технологического   оборудования,
технологические  инструкции  и  карты  на  ремонт  отдельных  узлов  и
агрегатов  должны  соответствовать требованиям ГОСТ 3.1120 и настоящим
Правилам.
     1.16. Для   работников   баз   топлива  должны  быть  разработаны
инструкции по охране труда исходя из их профессии или вида выполняемой
работы с учетом требований настоящих Правил.
     1.17. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих
Правил  на  базах  топлива  должен осуществляться согласно Положению о
контроле за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте.
     1.18. Работники    баз    топлива    должны    быть    обеспечены
соответствующей специальной  одеждой,  специальной  обувью  и  другими
средствами  индивидуальной  защиты  (далее  -  СИЗ)  в  соответствии с
нормами бесплатной выдачи  специальной  одежды,  специальной  обуви  и
других средств индивидуальной защиты.
     При выдаче работникам респираторов,  противогазов, касок и других
типов  СИЗ  работники  должны  быть  обучены  правилам  пользования  и
простейшим способам проверки их исправности, а также пройти тренировку
по применению СИЗ.
     1.19. Порядок  выдачи,  хранения  и   использования   спецодежды,
спецобуви  и  других  СИЗ  должен  соответствовать Положению о порядке
обеспечения  работников  специальной  одеждой,  специальной  обувью  и
другими средствами индивидуальной защиты,  их содержания, эксплуатации
и  ухода  за  ними  на  предприятиях  и  в  учреждениях   федерального
железнодорожного транспорта.
     1.20. Состояние СИЗ должно  периодически  проверяться  визуальным
осмотром и подвергаться испытаниям в сроки,  установленные нормативной
документацией на соответствующие СИЗ.
     1.21. Работники   профессий,  связанных  с  движением  поездов  и
вредными и  опасными  производственными  факторами,  должны  проходить
предварительные  и  периодические медицинские осмотры в соответствии с
Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90, Приказом МПС России
от 29.03.99 N 6Ц и Приказом МПС России от 05.11.99 N 15 ЦЗ.
     Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в  личных  делах
работников  базы  топлива.  При  наличии  жалоб  на состояние здоровья
работники должны быть подвергнуты внеочередному медицинскому осмотру.
     1.22. К   обслуживанию   электроустановок  допускается  обученный
персонал,  прошедший  проверку   знаний   по   Правилам   эксплуатации
электроустановок потребителей и Межотраслевым правилам по охране труда
(правилам безопасности) при  эксплуатации  электроустановок,  а  также
Правилам    электробезопасности    для   работников   железнодорожного
транспорта на электрифицированных железных дорогах.
     1.23. Работники,  связанные  с эксплуатацией электроустановок,  в
зависимости от должности,  профессии и характера  работ  должны  иметь
соответствующую группу по электробезопасности.
     1.24. К работе на транспортных и подъемно-транспортных  средствах
баз топлива (погрузчиках,  тракторах, автомашинах, кранах) допускаются
лица,  имеющие удостоверения на  право  управления  этими  средствами.
Водители  машин,  выезжающие  за  пределы  базы топлива,  должны иметь
удостоверения,  выданные   государственной   инспекцией   безопасности
дорожного движения.
     Водители транспортных   средств,   работа   которых   связана   с
пересечением  железнодорожных путей на территории базы топлива,  могут
быть допущены к работе только  после  проверки  знания  Инструкции  по
сигнализации    на    железных    дорогах   Российской   Федерации   и
соответствующих  разделов  Правил  технической  эксплуатации  железных
дорог Российской Федерации.
     1.25. К  погрузочно-разгрузочным  работам  допускаются  лица   не
моложе  восемнадцати  лет,  прошедшие медицинское освидетельствование,
обучение и проверку знаний по охране труда  и  пожарной  безопасности.
Стропальщики  должны  иметь  удостоверения,  выданные  соответствующей
квалификационной комиссией.
     1.26. К  работам,  непосредственно связанным с движением поездов,
производством маневров и управлением локомотивов,  допускаются лица не
моложе восемнадцати лет,  прошедшие проверку знаний Правил технической
эксплуатации  железных  дорог  Российской  Федерации,  Инструкции   по
сигнализации  на железных дорогах Российской Федерации,  Инструкции по
движению поездов и маневровой работе на  железных  дорогах  Российской
Федерации,   Положения   о   дисциплине   работников  железнодорожного
транспорта Российской Федерации.
     1.27. К   работе   по   распиловке   на   механической   пиле,  с
бензомоторными и электропилами допускаются лица не моложе восемнадцати
лет,  прошедшие медицинское освидетельствование,  специальное обучение
правилам  работы  по  распиловке,  инструктаж  и  проверку  знаний  по
правилам эксплуатации, охране труда и пожарной безопасности.
     1.28. При   переноске   тяжестей   вручную    допустимая    масса
поднимаемого  и  перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна
превышать для мужчин - 15 кг,  для женщин - 7 кг,  а при чередовании с
другой работой (до 2-х раз в час) для мужчин - 30 кг,  для женщин - 10
кг.
     При переноске  тяжестей  грузчиками  на  расстояние  до  25 м для
мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг.
     Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска
груза грузчиком допускается при условии,  что  подъем  (снятие)  груза
производится с помощью других грузчиков.
     1.29. Обучение,  проверка   знаний,   стажировка   и   все   виды
инструктажей  работников  баз  топлива (вводный,  первичный на рабочем
месте,  повторный,  внеплановый,   целевой)   должны   проводиться   в
соответствии с положением об организации обучения и проверки знаний по
охране труда на железнодорожном транспорте.
     Сведения о  прохождении обучения,  проверки знаний,  стажировки и
проведении  инструктажей  должны   регистрироваться   с   обязательной
подписью   инструктируемого   и   инструктирующего  в  соответствующих
журналах,  личной карточке,  наряде-допуске или  другой  документации,
разрешающей производство работ.
     Срок стажировки дежурных помощников начальника базы топлива -  не
менее  2  смен (дежурств),  для остальных работников - не менее 3 смен
(дежурств).
     1.30. Организация  безопасного  обслуживания  электроустановок на
базе     топлива     возлагается     на     работника     из     числа
административно-технического      персонала,     ответственного     за
электрохозяйство.
     1.31. Исполнение   должностных   обязанностей   работниками   баз
топлива,  находящимися  в  состоянии  алкогольного,  токсического  или
наркотического опьянения,  не допускается.  Лица, обнаруженные в таком
состоянии,  немедленно  отстраняются  от  работы  и   привлекаются   к
ответственности в порядке,  установленном законодательством Российской
Федерации.
     1.32. Руководители и работники баз топлива, допустившие нарушение
требований нормативных актов по охране труда и пожарной  безопасности,
настоящих    Правил,    несут   ответственность   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА БАЗАХ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа