ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА). Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 16.09.03 11-15/50875

Фрагмент документа "ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Упрощенная система налогообложения
     
     1. Наличие у организации обособленных  подразделений,  иных,  чем
филиалы и представительства,  не может служить основанием для отказа в
праве на применение упрощенной системы налогообложения.
     Как следовало  из жалобы организации и представленных материалов,
инспекция уведомлением о невозможности применения  упрощенной  системы
налогообложения  отказала  организации в применении упрощенной системы
налогообложения на том основании, что организации, имеющие филиалы или
представительства,   не   имеют  права  применять  упрощенную  систему
налогообложения.
     Организация не согласилась с указанным уведомлением,  считала его
незаконным и просила Управление его отменить.  Организация утверждала,
что не имела филиалов или представительств.
     Заявление организации   о   переходе   на   упрощенную    систему
налогообложения  в  соответствии  с положениями статей 346.12,  346.13
Налогового кодекса Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)  получено
инспекцией 21 ноября 2002 года.
     Порядок и    условия    начала    и    прекращения     применения
налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения установлены ст.
346.13 Кодекса.
     В соответствии со ст. 346.13 Кодекса организации и индивидуальные
предприниматели,  изъявившие желание  перейти  на  упрощенную  систему
налогообложения,  подают  в  период  с  1  октября  по 30 ноября года,
предшествующего году,  начиная с которого налогоплательщики  переходят
на  упрощенную  систему  налогообложения,  в  налоговый орган по месту
своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в
заявлении  о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о
размере доходов за девять месяцев текущего года.
     Подпунктом 1 п.  3 ст.  346.12 Кодекса установлено, что не вправе
применять  упрощенную  систему  налогообложения  организации,  имеющие
филиалы и (или) представительства.
     В соответствии  со  ст.  55   Гражданского   кодекса   Российской
Федерации  (далее  -  ГК  РФ) представительством является обособленное
подразделение  юридического  лица,   расположенное   вне   места   его
нахождения,   которое   представляет   интересы  юридического  лица  и
осуществляет их защиту.
     Филиалом является  обособленное  подразделение юридического лица,
расположенное вне  места  его  нахождения  и  осуществляющее  все  его
функции или их часть, в том числе функции представительства.
     Представительства и филиалы наделяются  имуществом  создавшим  их
юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
     Представительства и филиалы должны быть указаны  в  учредительных
документах создавшего их юридического лица.
     Согласно ст.  11 Кодекса обособленным подразделением  организации
признается любое территориально обособленное от нее подразделение,  по
месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие  места  (на
срок более одного месяца).
     Из представленных   организацией   материалов   следовало,    что
организация по месту нахождения обособленного подразделения поставлена
на  налоговый  учет  в  налоговом  органе.   В   уставе   организации,
зарегистрированном  в  Московской регистрационной палате Правительства
г. Москвы, указанное подразделение как филиал или представительство не
указано.
     С учетом  того,  что  право  перехода   на   упрощенную   систему
налогообложения   не   предоставляется   организациям,  которые  имеют
обособленные   подразделения,    являющиеся    филиалами    и    (или)
представительствами  и  указанные  в  качестве таковых в учредительных
документах  создавших  их  организаций,  организации,   имеющие   иные
обособленные   подразделения,   вправе  применять  упрощенную  систему
налогообложения на общих основаниях.
     Таким образом,  действия  инспекции  по уведомлению организации о
невозможности применения упрощенной системы  налогообложения  являлись
неправомерными.
     Учитывая изложенное,   Управление    признало    недействительным
уведомление    о    невозможности    применения   упрощенной   системы
налогообложения.
     2. Подача организацией заявления о переходе на упрощенную систему
налогообложения в произвольной форме не может служить  основанием  для
отказа  налоговым  органом  в  праве  на применение данного налогового
режима.
     Как следовало  из жалобы организации и представленных материалов,
инспекция уведомлением о невозможности применения  упрощенной  системы
налогообложения  отказала  организации в применении упрощенной системы
налогообложения на том основании,  что в заявлении не указана дата,  с
которой организация переходит на упрощенную систему налогообложения.
     Организация не согласилась с указанным уведомлением,  считала его
незаконным  и  просила  Управление его отменить.  При этом организация
утверждала,  что она не могла указать дату,  с  которой  переходит  на
упрощенную систему налогообложения,  так как подавала одновременно три
заявления (о государственной регистрации,  о постановке  на  налоговый
учет  и  о переходе на упрощенную систему налогообложения) и на момент
подачи заявления не могла знать,  какого числа руководитель  инспекции
примет решение о государственной регистрации организации.
     Порядок и    условия    начала    и    прекращения     применения
налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения установлены ст.
346.13 Кодекса.
     В соответствии со ст. 346.13 Кодекса организации и индивидуальные
предприниматели,  изъявившие желание  перейти  на  упрощенную  систему
налогообложения,  подают  в  период  с  октября  по  30  ноября  года,
предшествующего году,  начиная с которого налогоплательщики  переходят
на  упрощенную  систему  налогообложения,  в  налоговый орган по месту
своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в
заявлении  о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о
размере доходов за девять месяцев текущего года.
     В соответствии  с  п.  2  ст.  346(13)  Кодекса  вновь  созданные
организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели,
изъявившие  желание  перейти  на  упрощенную  систему налогообложения,
вправе   подать   заявление   о   переходе   на   упрощенную   систему
налогообложения  одновременно с подачей заявления о постановке на учет
в налоговых  органах.  В  этом  случае  организации  и  индивидуальные
предприниматели  вправе применять упрощенную систему налогообложения в
текущем календарном году с момента создания организации или с  момента
регистрации    физического    лица    в    качестве    индивидуального
предпринимателя.
     При этом  следует учитывать,  что формы документов для применения
упрощенной системы налогообложения, утвержденные приказом Министерства
Российской  Федерации  по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495
"Об утверждении форм  документов  для  применения  упрощенной  системы
налогообложения",  в  соответствии  с  пунктами  1 и 3 данного приказа
носят рекомендательный характер.
     Из представленных    материалов   следовало,   что   организацией
соблюдено условие,  установленное п.  2 ст.  346.13 Кодекса, а именно:
подача  заявления  о  переходе  на  упрощенную систему налогообложения
одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
     Таким образом,  действия  инспекции  по уведомлению организации о
невозможности применения упрощенной системы  налогообложения  являлись
неправомерными.
     Учитывая изложенное,   Управление    признало    недействительным
уведомление    о    невозможности    применения   упрощенной   системы
налогообложения.
     3. При  применении  упрощенной  системы налогообложения выбранный
налогоплательщиком  объект  налогообложения  не  может  изменяться   в
течение всего срока применения данного специального налогового режима.
     Как следовало  из   представленных   материалов,   заявителем   в
инспекцию  подано  заявление  от  26.11.2002  о переходе на упрощенную
систему налогообложения,  в котором в качестве объекта налогообложения
указаны доходы индивидуального предпринимателя.
     5 февраля 2003  года  заказным  письмом  заявителем  в  инспекцию
направлено  заявление  от  31.01.2003  об изменении выбранного объекта
налогообложения (исключить - доходы  индивидуального  предпринимателя;
считать   правильным   -   доходы   индивидуального   предпринимателя,
уменьшенные на  величину  расходов).  Письмом  инспекции  в  изменении
объекта налогообложения заявителю отказано.
     В соответствии  с  п.  2  ст.  346.14   Кодекса   выбор   объекта
налогообложения   осуществляется   самим   налогоплательщиком.  Объект
налогообложения не может меняться налогоплательщиком в  течение  всего
срока применения упрощенной системы налогообложения.
     Согласно абзацу второму  п.  1  ст.  346.13  Кодекса,  введенному
Федеральным  законом  от  31.12.2002  N 191-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового
кодекса  Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской  Федерации"  (далее  -  Закон  N  191-ФЗ),  выбор   объекта
налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового
периода,   в   котором   впервые    применена    упрощенная    система
налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения
после   подачи   заявления   о   переходе   на   упрощенную    систему
налогообложения  налогоплательщик  обязан  уведомить об этом налоговый
орган до 20 декабря года,  предшествующего  году,  в  котором  впервые
применена упрощенная система налогообложения.
     Заявление от   31.01.2003   об   изменении   выбранного   объекта
налогообложения направлено в инспекцию 5 февраля 2003 года,  то есть в
период применения  заявителем  упрощенной  системы  налогообложения  и
после вступления в силу положений Закона N 191-ФЗ.
     Таким образом, действия инспекции по отказу заявителю в изменении
объекта налогообложения являлись правомерными.
     Исходя из изложенного,  Управление оставило жалобу заявителя  без
удовлетворения.
     4. При    решении    вопроса    о    правомерности     применения
налогоплательщиками   упрощенной  системы  налогообложения  необходимо
учитывать  дату,  с  которой  изменения,  вносимые   в   учредительные
документы, приобретают силу для третьих лиц.
     Как следует  из  жалобы,  20  ноября  2002  года  организацией  в
инспекцию  направлено  заявление  о  переходе  на  упрощенную  систему
налогообложения с 1 января 2003 года.
     Инспекцией вынесено   уведомление   о   невозможности  применения
организацией упрощенной системы налогообложения. Основанием для отказа
в применении упрощенной системы налогообложения послужил тот факт, что
на момент  подачи  организацией  в  инспекцию  заявления  учредителями
организации  являлись юридические лица,  доля которых составляла более
25%.
     В соответствии с п.  3 ст.  346.12 Кодекса организации, в которых
доля непосредственного участия  других  организаций  составляет  более
25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
     Как указывала организация,  на основании протоколов от 17.07.2002
и  от  20.09.2002  из  состава  учредителей  организации исключены три
юридических лица.  На основании протокола от  20.11.2002  организацией
утверждена новая редакция учредительного договора.
     Организацией в  инспекцию  24  декабря   2002   года   направлены
документы   на   государственную  регистрацию  изменений,  вносимых  в
учредительные документы.
     Регистрирующим органом  указанные  документы  получены 30 декабря
2002 года.
     В соответствии  с  п.  3  ст.  52  ГК  РФ изменения учредительных
документов  приобретают  силу   для   третьих   лиц   с   момента   их
государственной регистрации,  а в случаях,  установленных законом, - с
момента   уведомления    органа,    осуществляющего    государственную
регистрацию, о таких изменениях.
     Согласно п.  3 ст.  19 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
"О   государственной  регистрации  юридических  лиц  и  индивидуальных
предпринимателей"  изменения,  внесенные  в  учредительные  документы,
приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего
органа о таких изменениях.
     Следовательно, изменения,  внесенные организацией в учредительные
документы, приобрели силу для третьих лиц с 30 декабря 2002 года.
     Учитывая тот   факт,   что   на  момент  подачи  соответствующего
заявления  и  вынесения   уведомления   о   невозможности   применения
организацией    упрощенной   системы   налогообложения   у   инспекции
отсутствовали  сведения  об  изменениях  в  учредительных   документах
организации   и  об  исключении  из  состава  учредителей  организации
юридических  лиц,   действия   инспекции   по   вынесению   указанного
уведомления являлись правомерными.
     На основании изложенного Управление жалобу  организации  оставило
без удовлетворения.
     5. Некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему
налогообложения  при  соблюдении  условий,  установленных  в главе 262
Кодекса, в том числе касающихся доли участия других организаций.
     Организация, учрежденная  в  форме  фонда,  в жалобе указывала на
необоснованное решение инспекции о невозможности применения упрощенной
системы налогообложения.
     Организация обратилась в инспекцию с  заявлением  о  переходе  на
упрощенную систему налогообложения.  Инспекцией на основании подп.  14
п.  3 ст.  346.12 Кодекса 30 декабря 2002 года вынесено уведомление  о
невозможности     применения     организацией    упрощенной    системы
налогообложения.
     Пунктом 3  ст.  346.12  главы 26.2 Кодекса определены критерии по
видам деятельности,  среднесписочной численности работающих,  по  доле
участия   других   организаций  и  по  стоимости  основных  средств  и
нематериальных активов,  в  соответствии  с  которыми  организации  не
вправе применять упрощенную систему налогообложения.
     Главой 26.2 Кодекса  не  установлено  ограничений  по  применению
упрощенной  системы налогообложения для некоммерческих организаций.  В
то же время согласно подп.  14 п.  3  ст.  346.12  Кодекса  не  вправе
применять  упрощенную  систему налогообложения организации,  в которых
доля непосредственного участия  других  организаций  составляет  более
25%.  Данное ограничение не распространяется на организации,  уставный
капитал которых полностью состоит из вкладов общественных  организаций
инвалидов,   если   среднесписочная  численность  инвалидов  среди  их
работников составляет не менее 50%,  а их доля в фонде оплаты труда  -
не менее 25%.
     По смыслу данного положения под "долей непосредственного  участия
других  организаций"  понимается  суммарная  доля  участия  одной  или
нескольких других организаций, которая не должна превышать 25%.
     Ввиду отсутствия  у некоммерческой организации уставного капитала
при  определении  понятия  "доля  непосредственного   участия   других
организаций" в целях применения законодательства об упрощенной системе
налогообложения   следует   руководствоваться   нормами   гражданского
законодательства Российской Федерации.
     В соответствии  с  положениями  ст.  48  ГК  РФ  под  участием  в
организации   следует   понимать   участие   в  учреждении  (создании)
организации ее учредителей  и  участников,  в  том  числе  пайщиков  и
собственников.
     Кроме того,  в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 48 ГК РФ в связи
с  участием  в  образовании имущества юридического лица его учредители
(участники)  могут  иметь  имущественные  права  в  отношении  данного
юридического лица, а могут и не иметь таких прав.
     К юридическим  лицам,   в   отношении   которых   их   учредители
(участники)  не  имеют  имущественных  прав,  относятся общественные и
религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды,
объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
     Поскольку в подп.  14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не указано, что под
непосредственным  участием в организации других организаций понимается
только участие учредителей и участников,  которые  имеют  в  отношении
этой   организации   имущественные  права,  то  в  данном  случае  под
непосредственным участием в организации других организаций  понимается
любое  участие  учредителей  и  участников (организации) независимо от
того, имеют они имущественные права в отношении данной организации или
не имеют их.
     В соответствии с п.  1 ст.  7 Федерального закона от  12.01.96  N
7-ФЗ  "О  некоммерческих  организациях"  фондом  признается не имеющая
членства некоммерческая организация,  учрежденная гражданами  и  (или)
юридическими  лицами  на  основе  добровольных имущественных взносов и
преследующая      социальные,      благотворительные,      культурные,
образовательные или иные общественно полезные цели.
     Согласно уставу  организации,   утвержденному   общим   собранием
учредителей,  источниками формирования имущества организации являются,
в  частности,  взносы  учредителей  при  ее  учреждении.  Учредителями
организации   являются   два   юридических   лица.   Следовательно,  у
организации доля участия других организаций составляет более 25%.
     Таким образом,    уведомление    о    невозможности    применения
организацией упрощенной системы  налогообложения  вынесено  инспекцией
обоснованно.
     Учитывая изложенное,  Управление оставило жалобу организации  без
удовлетворения.
     Аналогичным образом при  возникновении  описанной  выше  ситуации
разрешались  жалобы  некоммерческих  организаций,  образованных в иных
организационно-правовых формах.
     6. Вновь   зарегистрированный  индивидуальный  предприниматель  и
вновь  созданная  организация  вправе  применять  упрощенную   систему
налогообложения   в   текущем  календарном  году  при  условии  подачи
соответствующего  заявления  одновременно  с   подачей   заявления   о
постановке на налоговый учет.
     Из представленных материалов следует,  что 10 февраля  2003  года
инспекцией   по  результатам  рассмотрения  заявления  индивидуального
предпринимателя  о  переходе  на  упрощенную  систему  налогообложения
заявителю   было   вручено   уведомление  о  невозможности  применения
упрощенной системы налогообложения.
     В соответствии с п.  2 ст. 346.13 Кодекса, регулирующей порядок и
условия   начала   и   прекращения   применения   упрощенной   системы
налогообложения,  установлено, что вновь созданные организации и вновь
зарегистрированные индивидуальные предприниматели,  изъявившие желание
перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление
о  переходе  на  упрощенную  систему  налогообложения  одновременно  с
подачей  заявления  о  постановке на учет в налоговых органах.  В этом
случае организации и индивидуальные предприниматели  вправе  применять
упрощенную  систему  налогообложения  в  текущем  календарном  году  с
момента создания организации или  с  момента  регистрации  физического
лица в качестве индивидуального предпринимателя.
     Из этого следует,  что законодателем введено условие,  соблюдение
которого  влечет  право  налогоплательщика  на  применение  упрощенной
системы налогообложения,  а именно: заявление о переходе на упрощенную
систему налогообложения должно быть подано одновременно с заявлением о
постановке на налоговый учет.
     Из материалов  дела  следует,  что  заявитель 14 января 2003 года
зарегистрирован  Московской   регистрационной   палатой   в   качестве
индивидуального предпринимателя.
     16 января 2003 года заявителем было подано в инспекцию  заявление
о  постановке на учет в налоговом органе по месту жительства в связи с
осуществлением     деятельности     в     качестве     индивидуального
предпринимателя.
     Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано
заявителем в инспекцию 17 января 2003 года.
     Таким образом,  заявителем нарушено требование п.  2  ст.  346.13
Кодекса,   установившей   порядок   перехода   на  упрощенную  систему
налогообложения.
     В связи  с  этим уведомление инспекции о невозможности применения
заявителем в 2003 году  упрощенной  системы  налогообложения  являлось
правомерным.
     Учитывая изложенное,  Управление жалобу  заявителя  оставило  без
удовлетворения.
     

Фрагмент документа "ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа