РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ 35 КВ И ВЫШЕ. Приказ. Министерство энергетики РФ. 30.06.03 284

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ 35 КВ И ВЫШЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Опоры и фундаменты
     
     3.1. Нормальная эксплуатация запроектированных,  изготовленных  и
установленных  конструкций опор и фундаментов обеспечивается в течение
всего срока службы ВЛ. Для этого:
     выбор материалов,   конструирование   и   расчеты  выполняются  в
соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
     при изготовлении,   транспортировании,   монтаже  и  эксплуатации
обеспечивается     пространственная     неизменяемость,     прочность,
устойчивость и жесткость опор в целом и их отдельных элементов;
     предусматриваются меры по обеспечению  долговечности  конструкций
(защита от коррозии, износа, истирания и т.п.).
     3.2. Нагрузки и воздействия на опоры и фундаменты ВЛ в конкретных
условиях   принимаются   согласно   положениям  нормативно-технических
документов.
     3.3. Климатические    районы    строительства    принимаются    в
соответствии со стандартами.
     За расчетную   зимнюю   температуру   наружного  воздуха  следует
принимать среднюю температуру воздуха наиболее холодной  пятидневки  в
зависимости от района строительства согласно стандарту на строительную
климатологию.
     3.4. По   своему   конструктивному   решению   опоры  могут  быть
свободностоящими или закрепляемыми с помощью оттяжек.
     Все типы опор могут быть выполнены в одностоечном, двухстоечном и
многостоечном вариантах.
     3.5. Разрабатываются     и    применяются    конструкции    опор,
удовлетворяющие требованиям расчета по несущей способности (предельные
состояния  первой  группы)  и по пригодности к нормальной эксплуатации
(предельные состояния второй группы).
     3.6. При     проектировании     ВЛ     рекомендуется    применять
унифицированные и типовые опоры и фундаменты.
     Новые типы  массовых опор и фундаментов ВЛ проверяются испытанием
опытных образцов.
     Опоры и   фундаменты   индивидуальной   конструкции   (как  вновь
разработанные,  так   и   изготавливаемые   по   чертежам   повторного
применения) целесообразно применять в тех случаях,  когда неэкономично
или нетехнологично использование унифицированных и типовых конструкций
(например,   в   сильно  пересеченной  горной  местности,  на  больших
переходах,  в поймах и на  болотах,  в  районах  вечной  мерзлоты,  на
территориях со сложными климатическими условиями по п. 7.1 и др.).
     Выбор конструкций (унифицированных и типовых или  индивидуальных)
должен быть обоснован.
     3.7. Выбор  материала  и  типа  опор   производится   исходя   из
технической целесообразности применения проектных решений в конкретных
условиях строительства и эксплуатации с учетом обеспечения  надежности
ВЛ  в эксплуатации.  При этом для труднодоступных участков учитываются
дополнительные затраты,  связанные с доставкой грузов  на  пикеты  при
строительстве  ВЛ  и проездом эксплуатационного персонала к опорам при
их обслуживании.
     Рекомендуется применение  на ВЛ конструкций опор и высот подвески
проводов  на  них,  обеспечивающих  соблюдение   допустимых   значений
напряженностей   электрического  и  магнитного  полей  без  применения
дополнительных экранирующих устройств.
     При замене на существующей ВЛ отдельных опор (одиночных или целых
участков)  с  целью  приведения  характеристики   ВЛ   к   современным
нормативным  требованиям или взамен дефектных и при подстановке опор в
пролеты материал и тип новых опор выбираются с  учетом  конструктивных
решений существующей ВЛ.
     3.8. Стальные опоры рекомендуется проектировать из горячекатаного
фасонного     проката     открытых    профилей,    а    при    наличии
технико-экономической целесообразности  -  из  тонкостенных  и  гнутых
профилей,  замкнутых  многогранных  профилей,  бесшовных горячекатаных
труб;  специальные опоры больших переходов высотой более  60  м  -  из
бесшовных горячекатаных труб.
     Отдельные элементы опор, работающие на растяжение (оттяжки, тяги,
затяжки),  рекомендуется  выполнять  из  стальных канатов или из стали
круглого сечения.
     3.9. Для    уменьшения    перемещения   опор   с   оттяжками   от
горизонтальных нагрузок до монтажа  проводов  и  грозозащитных  тросов
рекомендуется  предусматривать  предварительное  натяжение  оттяжек не
менее 1,5 - 3,0 тс.
     3.10. Железобетонные     опоры    выполняются,    как    правило,
комбинированными:  стойки - из центрифугированного,  а для  ВЛ  35  кВ
также из вибрированного железобетона; траверсы, тросостойки, оттяжки -
из других материалов (сталь, полимерные материалы).
     Регулировочные элементы  тяг  траверс  располагаются  со  стороны
стойки опоры в верхней части тяги.
     Вид армирования  железобетонных  стоек назначается в соответствии
со стандартами или техническими условиями на изготовление стоек.
     3.11. Деревянные  опоры  могут  выполняться  цельностоечными  или
составными из стоек и приставок (пасынков).  Последние,  как  правило,
должны быть железобетонными (вибрированными или центрифугированными).
     Для элементов деревянных опор могут применяться как круглый  лес,
так и пиломатериалы или клееная древесина.
     Все элементы деревянных опор защищаются от гниения (биологической
коррозии).
     3.12. В  качестве  фундаментов   рекомендуется   применять,   как
правило, унифицированные железобетонные подножки и сваи.
     В сложных  грунтовых  условиях  при  соответствующем  обосновании
могут   применяться   другие   рациональные   конструкции  фундаментов
(буронабивные сваи, сваи с закрылками, скальные заделки, поверхностные
фундаменты, винтовые сваи и др.).
     Допускается применение монолитных бетонных фундаментов.
     3.13. При  проектировании  предусматривается  защита строительных
конструкций опор и фундаментов,  включая  тросовые  оттяжки  опор,  от
коррозии  в  соответствии с требованиями Строительных норм и правил по
защите строительных конструкций от коррозии.
     При техническом  перевооружении  и реконструкции ВЛ необходимость
выполнения (восстановления) защиты от  коррозии  существующих  опор  и
фундаментов, оставляемых на трассе ВЛ, решается проектной организацией
на основании анализа коррозионного состояния  конструкций  и  защитных
покрытий.
     3.14. Стальные  опоры  и   стальные   детали   железобетонных   и
деревянных опор защищаются от коррозии горячей оцинковкой.
     При отсутствии   производственных   возможностей    осуществления
горячей  оцинковки возможно применение лакокрасочных покрытий и других
способов защиты,  за исключением опор ВЛ 500 - 750  кВ  независимо  от
района  их  расположения  и  опор  ВЛ  35  - 330 кВ,  расположенных по
побережьям  морей  в  зоне  до  5  км  от  берега  и   в   районах   с
сильноагрессивной степенью воздействия среды.
     Стыки элементов опор из бесшовных горячекатаных  труб  защищаются
от проникновения внутрь влаги (атмосферных осадков).
     3.15. Конструкции  и  детали  опор,   изготовленные   из   сталей
повышенной коррозионной стойкости (СПКС), могут применяться без защиты
от коррозии в районах со слабоагрессивной степенью воздействия среды.
     В районах с неагрессивной и слабоагрессивной степенью воздействия
среды возможно применение стальных конструкций (кроме  конструкций  из
СПКС  - см.  ранее) без специальных поверхностных покрытий (оцинковка,
окраска) при условии обеспечения их достаточной коррозионной стойкости
(прочности  на  требуемый  срок  службы)  за  счет использования части
металла  конструкций  на  коррозионный  износ.   Расчет   коррозионной
стойкости   элементов   конструкций   выполняется   в  соответствии  с
методическими рекомендациями.
     3.16. Защита   железобетонных  фундаментов  (в  том  числе  и  их
надземной части) от  воздействия  агрессивных  сред  выполняется,  как
правило, на заводах-изготовителях.
     3.17. Выбор места установки опор производится с  учетом  рельефа,
грунтовых условий, условий строительства, монтажа и эксплуатации.
     3.18. Количество типов опор,  примененных при проектировании  ВЛ,
обосновывается  с  учетом  расхода  материалов  и  обеспечения  единой
технологии строительства и эксплуатации.
     Не рекомендуется применять типы опор, используемые в единственном
числе, за исключением опор больших переходов и ответвительных опор.
     Опоры с   подставками   различной   высоты,   пониженные   опоры,
образованные  из  нормальных  путем   снятия   секций,   и   опоры   с
тросостойками  для  подвески  различного количества тросов не являются
отдельными типами опор.
     3.19. Для ВЛ напряжением до 330 кВ применение опор с оттяжками на
обрабатываемых землях не рекомендуется.
     На участках     трассы,    проходящих    по    землям,    занятым
сельскохозяйственными культурами,  на больших переходах  в  населенной
местности   и   в  местах  стесненных  подходов  к  электростанциям  и
подстанциям   рекомендуется   применять   двухцепные   и   многоцепные
свободностоящие опоры.
     3.20. Выбор  высоты  и   типа   опор   ВЛ,   устанавливаемых   на
обрабатываемых  землях,  производится  исходя  из  условия наименьшего
изъятия земель сельскохозяйственного назначения.
     3.21. При  прохождении  ВЛ,  сооружаемых  на стальных опорах,  по
массивам орошаемых и осушенных  земель,  земельным  участкам,  занятым
сельскохозяйственными  культурами  или обладающими высоким плодородием
почв,  зонам  санитарной   охраны   курортов,   заповедникам,   вблизи
памятников  культуры и истории в целях сохранения природного ландшафта
и земельных  угодий,  а  также  в  стесненных  условиях  рекомендуется
применять конструкции свободностоящих опор, обеспечивающих возможность
их монтажа методом наращивания.
     3.22. Для   участков  ВЛ,  проходящих  по  вечномерзлым  грунтам,
просадочным    грунтам,    барханным    пескам,    болотам,    широким
глубокозатапливаемым  поймам,  а  также  для  участков  с  лавинами  и
камнепадами рекомендуется  рассматривать  целесообразность  применения
повышенных опор.
     3.23. При проектировании ВЛ на просадочных грунтах  рекомендуется
предусматривать  установку  опор  на  площадках с минимальной площадью
водосбора с выполнением  комплекса  противопросадочных  мероприятий  и
минимальным  нарушением  растительного покрова.  При этом предпочтение
отдается   типам   опор,   приводящим   к    минимальному    нарушению
поверхностного слоя грунта.
     3.24. Опоры ВЛ располагаются вне зон воздействия  на  них  водных
объектов <*> (рек, ручьев, периодических водотоков, озер и т.д.).
------------------------------------
     <*> Под  понятием  "воздействие  водного объекта" подразумеваются
русловые и пойменные деформации,  затопление и размыв высокими водами,
ледоход, переработка берегов волновой деятельностью и т.д.
     
     При невозможности  или  технической  нецелесообразности установки
опор вне указанных зон с учетом развития воздействия в  течение  срока
службы  ВЛ  при проектировании предусматриваются мероприятия по защите
опор  от  таких  воздействий  (специальные  фундаменты,   обвалование,
ледорезы, надолбы, укрепление откосов, берегов и др.).
     На участках ВЛ, проходящих в затапливаемых поймах, рекомендуется:
     устанавливать опоры   на  повышенных  отметках,  не  подверженных
затоплению во время паводка;
     применять повышенные опоры;
     глубину заложения   фундаментов   на   естественных    основаниях
принимать не менее 1 м от уровней общего и местного размыва, а глубину
заложения свайных фундаментов - не менее 4 м от этих уровней;
     предусматривать (при  необходимости) защиту грунта вокруг опор от
местного размыва;
     не производить  сплошной  вырубки  низкорослых  (до  4  м)  пород
деревьев и кустарников.
     3.25. Опоры   ВЛ  устанавливаются  вне  зон  воздействия  опасных
природных явлений (селей,  снежных лавин и др.).  Для определения  зон
воздействия   и  оценки  их  характеристики  рекомендуется  привлекать
специализированные организации.
     3.26. При  прохождении ВЛ по барханным пескам опоры рекомендуется
устанавливать   между    барханами    с    обязательным    выполнением
пескозакрепительных мероприятий.
     3.27. На углах поворота  трассы,  где  это  возможно  по  местным
условиям  и  когда не требуется установки анкерно-угловых опор,  могут
применяться  промежуточно-угловые  опоры.  При  этом  длины   анкерных
пролетов ограничиваются по условиям монтажа проводов.
     3.28. При    применении    опор    (унифицированных,     типовых,
индивидуальных, повторно применяемых) в условиях, отличающихся от тех,
на которые они рассчитаны, выполняются поверочные расчеты этих опор на
конкретные  условия  их  установки  (на  реальные  значения  весовых и
ветровых нагрузок, разность тяжений и др.).
     3.29. На  территориях,  где  имеют место частые случаи расхищения
элементов болтовых опор,  в  целях  предотвращения  хищения  элементов
рекомендуется  предусматривать  применение  опор  со  сварными нижними
секциями или приварку гаек к стержню  болта  с  последующей  покраской
мест сварки в узлах опор до высоты 6,0 м.
     3.30. Для обеспечения соответствия  прочности  существующих  опор
новым  нагрузкам  при  техническом перевооружении или реконструкции ВЛ
110 - 220 кВ по причине утяжеления климатических  условий  допускается
отказ  от подвески грозозащитного троса в районах с продолжительностью
гроз до 20 ч в год (кроме подходов к подстанциям).
     3.31. В проектно-сметную документацию технического перевооружения
и реконструкции ВЛ включаются (с учетом п. п. 1.8 и 1.9):
     3.31.1. Мероприятия   по   устранению   дефектов   и  повреждений
существующих  опор   и   фундаментов   с   восстановлением   прочности
конструкций   и   заделок   до   уровня,  установленного  требованиями
нормативных документов.
     3.31.2. Устройство  вновь  или восстановление защиты существующих
опор от воздействия  опасных  физико-геологических  и  гидрологических
явлений (просадок грунта, выпучивания, ледохода, размыва грунта талыми
и дождевыми водами, выдувания песка и т.п.).
     3.31.3. Мероприятия  по обеспечению нормируемой прочности заделки
существующих  железобетонных   и   деревянных   опор   и   фундаментов
металлических  опор  (обвалование,  установка дополнительных ригелей и
пр.).
     3.31.4. Замена  загнивших,  расщепленных  и  обгоревших элементов
существующих деревянных опор.
     3.31.5. Замена стоек существующих железобетонных опор,  прочность
и устойчивость которых  из-за  имеющихся  дефектов  и  повреждений  не
отвечает требованиям норм.
     3.31.6. Замена стальных опор, неработоспособность которых в целом
установлена расчетом или имеющих неработоспособные элементы (узлы), не
обеспечивающие   условия    безопасного    подъема    и    перемещения
эксплуатационного персонала.
     3.31.7. Замена  или  усиление  элементов  металлических  опор,  у
которых  из-за  коррозии  произошло  уменьшение поперечного сечения до
величины, не обеспечивающей прочности элемента, требуемой нормами.
     3.31.8. Работы  по  ремонту железобетонных опор (заделка трещин и
выбоин,  установка бандажей,  защита от  агрессивной  среды  и  ремонт
подземной части опор, замена оттяжек и узлов крепления, выправка опор,
устранение перекосов траверс, усиление металлических узлов и деталей),
стальных  опор  (замена  или  усиление  элементов,  потерявших несущую
способность, выправка элементов, замена оттяжек, ремонт фундаментов) и
деревянных  опор (защита деталей опор от загнивания,  замена и окраска
бандажных и болтовых соединений).
     3.31.9. Мероприятия   по   обеспечению   безопасного   подъема  и
перемещения  эксплуатационного  персонала   по   стойкам,   траверсам,
тросостойкам или их элементам.
     3.32. При подвеске на ВЛ волоконно-оптического кабеля любого типа
выполняется  проверка  опор  и (или) их элементов и закреплений опор в
грунте на возникающие при этом дополнительные нагрузки, в том числе на
повышенные    гололедноветровые    нагрузки,   и   при   необходимости
предусматривается усиление опор или их замена.
     

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ 35 КВ И ВЫШЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа