Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯМ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ".
4. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕВОДЕ ПРИСОЕДИНЕНИЙ С ОДНОЙ СИСТЕМЫ ШИН НА ДРУГУЮ 4.1. При переводе присоединений с одной системы шин на другую необходимость и последовательность операций с защитой шин и устройствами резервирования при отказе выключателей определяется указаниями инструкций энергопредприятий. 4.2. При переводе присоединений с одной системы шин на другую и необходимости проверки синхронности напряжений в электроустановках, где нет приборов контроля синхронизма, синхронность напряжений систем шин и переводимых присоединений подтверждается диспетчером, отдающим распоряжение о переводе. 4.3. Последовательность операций и действий персонала при переводе всех присоединений, находящихся в работе, с рабочей системы шин на резервную с помощью ШСВ следующая: а) убеждаются в отсутствии напряжения на резервной системе шин, а также в отсутствии включенных заземляющих ножей и наложенных переносных заземлений; б) проверяются уставки на защитах ШСВ (они должны соответствовать уставкам, указанным в инструкции энергопредприятия для режима "Опробование") и включаются защиты с действием на отключение ШСВ; в) включается ШСВ и проверяется наличие напряжения на резервной системе шин; г) снимается оперативный ток с привода и защит ШСВ; д) отключается АПВ шин (если оно предусмотрено); е) проверяется на месте установки, включен ли ШСВ; ж) включаются шинные разъединители всех переводимых присоединений на резервную систему шин; проверяется включенное положение разъединителей; з) отключаются шинные разъединители всех переводимых присоединений от освобождаемой системы шин; проверяется отключенное положение разъединителей; и) переключается питание цепей напряжения защит, автоматики и измерительных приборов на соответствующий трансформатор напряжения, если питание цепей не переключается автоматически; к) подается оперативный ток на привод и защиты ШСВ; л) убеждаются по амперметру в отсутствии нагрузки на ШСВ и отключают ШСВ; м) убеждаются в отсутствии напряжения на освобожденной системе шин; н) включается АПВ шин. Примечания. 1. Здесь и далее для открытых РУ с большим числом присоединений, шинные разъединители которых имеют электродвигательные приводы с дистанционным управлением, допускается перевод присоединений с одной системы шин на другую поочередно, по отдельным присоединениям. После перевода производится визуальная проверка положений шинных разъединителей переведенных присоединений на месте их установки. 2. Последовательность переключений при выводе в резерв систем шин в электроустановках с воздушными выключателями и трансформаторами напряжения серии НКФ, где возможно возникновение феррорезонанса, указывается в инструкциях энергопредприятия. 4.4. Перевод присоединений с одной системы шин на другую без шиносоединительного выключателя допускается при условии, когда резервная система шин не включена под напряжение и на нее переводятся все находящиеся в работе присоединения. Последовательность операций и действий персонала при переводе присоединений: а) проверяется наружным осмотром готовность резервной системы шин к включению под напряжение; б) убеждаются в отсутствии напряжения на резервной системе шин; в) отключается АПВ шин (если оно предусмотрено); г) включается шинный разъединитель присоединения, находящегося в работе и выбранного исходя из местных условий, на резервную систему шин; д) включаются шинные разъединители всех остальных присоединений на резервную систему шин; проверяется положение разъединителей; е) переключается питание цепей напряжения защит, автоматики и измерительных приборов на соответствующий трансформатор напряжения, если питание не переключается автоматически; ж) отключаются шинные разъединители всех переводимых присоединений от освобождаемой системы шин и проверяется положение разъединителей; з) убеждаются по щитовым вольтметрам в отсутствии напряжения на освобожденной системе шин; и) включается АПВ шин. Примечание. Наряду с наружным осмотром резервная система шин в случае необходимости опробуется напряжением, подаваемым от смежной подстанции по одной из линий, которая предварительно переключается (с отключением) на опробуемую систему шин. Непосредственно перед опробованием резервной системы шин напряжением отключается ДЗШ или выводятся токовые цепи трансформаторов тока линии, по которой будет подаваться напряжение на шины, из схемы ДЗШ, а на смежной подстанции вводится ускорение резервных защит. 4.5. Последовательность операций и действий персонала при переводе всех присоединений, находящихся в работе, с одной системы шин на другую с помощью шиносоединительного выключателя в электроустановках с фиксированным распределением присоединений по системам шин: а) включается ШСВ (если он был отключен); б) переводятся УРОВ и защита шин в режим работы с нарушением фиксации; в) снимается оперативный ток с привода и защит ШСВ; г) отключается АПВ шин (если оно предусмотрено); д) проверяется на месте, включен ли ШСВ; е) включаются шинные разъединители всех переводимых присоединений на ту систему шин, которая остается в работе, и проверяется положение разъединителей; ж) отключаются шинные разъединители всех переводимых присоединений от освобождаемой системы шин; проверяется положение разъединителей; з) переключается питание цепей напряжения защит, автоматики и измерительных приборов на трансформатор напряжения той системы шин, которая остается в работе, если питание не переключается автоматически; и) подается оперативный ток на привод и защиты ШСВ; к) убеждаются по амперметру в отсутствии нагрузки на ШСВ и отключают его; л) убеждаются по вольтметрам в отсутствии напряжения на освобожденной системе шин. 4.6. Перевод части (двух-трех) присоединений с одной системы шин на другую в электроустановках с фиксированным распределением присоединений допускается выполнять поочередно, по отдельным присоединениям. При этом перед каждой операцией отключения шинных разъединителей проверяется, включены ли шинные разъединители присоединения на другую систему шин. После выполнения операции включения или отключения шинных разъединителей проверяется их положение. 4.7. Переключение части присоединений с одной системы шин на другую без шиносоединительного выключателя при раздельной работе систем шин возможно только с предварительным отключением переключаемых присоединений. При переключениях генераторов производится их синхронизация. Синхронность напряжений проверяется при переключении присоединений, на которых после их отключения возможно появление несинхронных напряжений. Последовательность операций и действий персонала при переключении присоединения с одной системы шин на другую без шиносоединительного выключателя: а) проверяется допустимость режима, который установится после отключения присоединения для переключения его на другую систему шин; б) отключается выключатель присоединения; в) отключается АПВ шин; г) проверяется на месте, отключен ли выключатель переключаемого присоединения; д) отключается шинный разъединитель переключаемого присоединения; проверяется отключенное положение разъединителя; е) включается шинный разъединитель переключаемого присоединения на ту систему шин, на которую оно переводится; проверяется включенное положение разъединителя; ж) выполняются необходимые операции с устройствами релейной защиты, автоматики, измерительными приборами в соответствии с указаниями инструкции энергопредприятия; з) производится синхронизация, если она требуется, и включается выключатель присоединения, проверяется по амперметру наличие нагрузки; и) при необходимости отключаются и приводятся в соответствие со схемой первичных соединений защита шин и УРОВ, защита шин проверяется током нагрузки и включается в работу, включаются УРОВ и АПВ шин. 4.8. Последовательность операций и действий персонала при переводе части или всех присоединений с одной системы шин на другую без шиносоединительного выключателя в электроустановках, где часть присоединений имеет по два выключателя на цепь (рис. 6) и имеется присоединение с дистанционным управлением шинными разъединителями <*>: ------------------------------------ <*> Присоединение, шинные разъединители которого оборудованы приводами с дистанционным управлением, в дальнейшем именуется базисным. Наиболее часто в качестве базисного присоединения используется присоединение обходного выключателя. а) включаются вторые выключатели двух-трех присоединений, имеющих по два выключателя на цепь; б) переводится защита шин в режим работы "с нарушением фиксации"; в) отключается АПВ шин; г) включаются дистанционно со щита управления шинные разъединители базисного присоединения на обе системы шин; д) снимается оперативный ток с приводов шинных разъединителей I и II систем шин базисного присоединения; проверяется включенное положение шинных разъединителей на месте их установки; е) включаются дистанционно или вручную разъединители переводимых присоединений на другую систему шин и проверяется включенное положение разъединителей; ж) отключаются шинные разъединители переводимых присоединений от той системы шин, на которую они были включены до переключения; проверяется положение разъединителей; з) проверяется наличие напряжения на устройствах релейной защиты и автоматики переведенных присоединений (или переключаются цепи напряжения на соответствующий трансформатор напряжения в случае их ручного переключения); и) подается оперативный ток на приводы шинных разъединителей I и II систем шин базисного присоединения; к) отключаются дистанционно со щита управления шинные разъединители обеих систем шин базисного присоединения; л) отключаются согласно принятой фиксации вторые выключатели присоединений, имеющих по два выключателя на цепь; м) отключаются УРОВ и защита шин, если новая фиксация присоединений по шинам предусматривается на длительное время; н) переключаются токовые и оперативные цепи переведенных присоединений на соответствующие комплекты защиты шин (если с одной системы шин на другую переводилась часть присоединений), производится переключение цепей УРОВ. Проверяется защита шин током нагрузки и включается в работу по нормальной схеме. Включаются УРОВ и АПВ шин. 4.9. В электроустановках с одной секционированной и резервной системами шин перевод присоединений с одной секции шин на другую при замкнутой реакторной связи между секциями выполняется переключением присоединений с секции на резервную систему шин, которая затем соединяется с помощью ШСВ с другой секцией шин. Последовательность операций и действий персонала при переводе линии Л1, питающейся от 1-й секции шин (рис. 7), на питание от 2-й секции шин: а) убеждаются в отсутствии напряжения на резервной системе шин; б) проверяется, включены ли защиты ШСВ 1-й секции с уставками согласно инструкции энергопредприятия; в) включается ШСВ 1-й секции; проверяется по вольтметрам наличие напряжения на резервной системе шин; г) вводится резервная система шин в зону действия ДЗШ 1-й секции; д) снимается оперативный ток с привода и защит ШСВ 1-й секции; е) проверяется на месте включенное положение ШСВ 1-й секции; ж) включается шинный разъединитель переводимой линии Л1 на резервную систему шин; проверяется положение разъединителя; з) отключается шинный разъединитель линии Л1 от 1-й секции шин; проверяется положение разъединителя; и) переводятся цепи напряжения защит, автоматики и измерительных приборов линии Л1 на питание от трансформатора напряжения резервной системы шин; к) включается ШСВ 2-й секции; проверяется по приборам наличие нагрузки на выключателе; л) вводится резервная система шин в зону действия ДЗШ 2-й секции; м) снимается оперативный ток с привода и защит ШСВ 2-й секции; н) подается оперативный ток на привод и защиты ШСВ 1-й секции; о) отключается ШСВ 1-й секции; по приборам убеждаются в отсутствии на нем нагрузки; п) отключается ДЗШ, выводится резервная система шин из зоны действия ДЗШ 1-й секции; переводятся цепи линии Л1 в комплект ДЗШ 2-й секции, ДЗШ проверяется под нагрузкой и включается в работу. 4.10. Последовательность операций и действий персонала при переводе всех присоединений с одной из секций шин (например, со 2-й секции шин) на резервную систему шин без шиносоединительного выключателя (ШСВ 2-й секции находится в ремонте) с сохранением в работе межсекционной реакторной связи в схемах, имеющих секционный реактор с двумя развилками шинных разъединителей (рис. 8): а) убеждаются в отсутствии напряжения на резервной системе шин; б) проверяется, включены ли защиты на ШСВ 1-й секции с уставками согласно инструкции энергопредприятия; в) включается ШСВ 1-й секции (резервная система шин опробуется напряжением от 1- й секции шин); г) отключается ШСВ 1-й секции; проверяется, что напряжение на резервной системе шин отсутствует; д) включается шинный разъединитель секционного выключателя со стороны 2-й секции шин на резервную систему шин; проверяется включенное положение разъединителя; е) включаются шинные разъединители всех работающих присоединений 2-й секции шин на резервную систему шин; проверяется положение разъединителей; ж) отключаются шинные разъединители всех работающих присоединений от 2-й секции шин, кроме шинных разъединителей секционного выключателя, проверяется отключенное положение разъединителей; з) переводятся цепи напряжения защит, автоматики и измерительных приборов, питающихся от трансформатора напряжения 2-й секции шин, на питание от трансформатора напряжения резервной системы шин; и) отключается шинный разъединитель секционного выключателя от 2-й секции шин, проверяется отключенное положение разъединителя; к) убеждаются по вольтметрам в отсутствии напряжения на 2-й секции шин. 4.11. Не допускается в схемах электроустановок, где секции шин нормально замкнуты через межсекционный реактор, шунтирование и расшунтирование межсекционного реактора развилками шинных разъединителей присоединений. Эти операции рассматриваются как операции, проводимые под нагрузкой. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯМ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ".