Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА И ОКАЗАНИИ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ".
2.1.1. Оценка рисков При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом. В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу. При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль, оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д. Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п). ТЕСТ "ОЦЕНКА НЕОТЪЕМЛЕМОГО РИСКА" ---------------------------------------------------------------------- |Наименование аудируемого лица | | РД 1п | |---------------------------------------|-----------|----------------| |Проверяемый период | | | |---------------------------------------|-----------|----------------| |ФИО лица, составившего | | | |документ | | | |---------------------------------------|-----------|----------------| |Дата составления документа | | | |---------------------------------------|-----------|----------------| |ФИО лица, проверявшего | | | |документ | | | |---------------------------------------|-----------|----------------| |Дата проверки документа | | | ---------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------ | Факторы риска |Оценка риска| |---------------------------------------------------|------------| | 1 | 2 | |---------------------------------------------------|------------| |I. Особенности деятельности, осуществляемой| | | аудируемым лицом | | |---------------------------------------------------|------------| | 1. Операционная деятельность: | | |---------------------------------------------------|------------| | производство товаров с непрерывным циклом | | |---------------------------------------------------|------------| | оказание услуг специфического характера| | | в т.ч. | | | - связанных с использованием объектов,| | | обслуживающих производств и хозяйств | | | - профессионального участника рынка ценных| | | бумаг | | | - лизинг (сублизинг) | | |---------------------------------------------------|------------| | выполнение строительно-монтажных работ| | | (в т.ч. для собственных нужд) | | |---------------------------------------------------|------------| | производство сельскохозяйственной продукции | | |---------------------------------------------------|------------| | реализация покупных товаров (оптовая или| | | розничная торговля) | | |---------------------------------------------------|------------| | 2. Инвестиционная деятельность | | |---------------------------------------------------|------------| | приобретение (реализация) объектов| | | недвижимости | | |---------------------------------------------------|------------| | осуществление строительных, монтажных,| | | пусконаладочных работ | | |---------------------------------------------------|------------| | осуществление НИОКР | | |---------------------------------------------------|------------| | осуществление финансовых вложений | | |---------------------------------------------------|------------| | реализация ценных бумаг | | |---------------------------------------------------|------------| | осуществление совместной деятельности | | |---------------------------------------------------|------------| | осуществление операций по уступке прав| | | требований | | |---------------------------------------------------|------------| | 3. Финансовая деятельность | | |---------------------------------------------------|------------| | выпуск акций, облигаций, векселей | | |---------------------------------------------------|------------| | получение (погашение) кредитов и займов | | |---------------------------------------------------|------------| | 4. Осуществление внешнеэкономической| | | деятельности | | |---------------------------------------------------|------------| | 5. Наличие отраслевых методических| | | рекомендаций, имеющих свою специфику и| | | отличия от общепринятых нормативных| | | документов | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | 6. Продажа имущества | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | 7. Наличие налоговых льгот | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | 8. Осуществление мероприятий за счет средств,| | | имеющих целевой характер (бюджетное| | | финансирование, прочие источники) | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | 9. Доля расчетов денежными средствами в общем| | | объеме расчетов | | |---------------------------------------------------|------------| | менее 20% | | |---------------------------------------------------|------------| | от 20 до 50% | | |---------------------------------------------------|------------| | более 50% | | |---------------------------------------------------|------------| | 10. Наличие незавершенного производства и| | | специфика его оценки | | |---------------------------------------------------|------------| | оценка и инвентаризация запасов и НЗП| | | сложны и специфичны | | |---------------------------------------------------|------------| | запасы легко поддаются оценке и| | | инвентаризации | | |---------------------------------------------------|------------| | у организации отсутствует НЗП и значительная| | | величина запасов | | |---------------------------------------------------|------------| |II. Структура организации | | |---------------------------------------------------|------------| | 1. Соответствие организационной структуры| | | размеру и степени сложности бизнеса клиента | | |---------------------------------------------------|------------| | недостаточное | | |---------------------------------------------------|------------| | относительное | | |---------------------------------------------------|------------| | высокое | | |---------------------------------------------------|------------| | 2. Наличие обособленных подразделений и| | | филиалов, имеющих отдельный баланс | | |---------------------------------------------------|------------| | отсутствуют | | |---------------------------------------------------|------------| | имеются обособленные подразделения и| | | филиалы | | |---------------------------------------------------|------------| | головная организация осуществляет функции| | | расчетного центра (расчеты между филиалами| | | отражаются в бухучете головной организации) | | |---------------------------------------------------|------------| | 3. Наличие территориально удаленных| | | подразделений, выполняющих отдельные учетные| | | функции либо оформляющих первичные документы | | |---------------------------------------------------|------------| | 4. Географическое положение обособленных| | | подразделений | | |---------------------------------------------------|------------| | на территории одного субъекта РФ и| | | муниципального образования как головная| | | организация | | |---------------------------------------------------|------------| | на территории одного субъекта РФ, но иного| | | муниципального образования, чем головная| | | организация | | |---------------------------------------------------|------------| | на территории иного субъекта РФ, чем головная| | | организация | | |---------------------------------------------------|------------| | за пределами РФ | | |---------------------------------------------------|------------| |III. Информационная обеспеченность организации | | |---------------------------------------------------|------------| | 1. Наличие специальной периодической литературы| | | в организации | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | 2. Наличие регулярно обновляемых| | | справочно-информационных электронных баз | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |IV. Опыт и квалификация работников, ответственных| | | за ведение бухгалтерского и налогового учета| | | и составление отчетности | | |---------------------------------------------------|------------| | 1. Главный бухгалтер имеет высшее или среднее| | | специальное образование | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | Стаж работы в данной должности | | |---------------------------------------------------|------------| | менее 2 лет | | |---------------------------------------------------|------------| | от 2 до 10 лет | | |---------------------------------------------------|------------| | свыше 10 лет | | |---------------------------------------------------|------------| | Стаж работы в проверяемой организации | | |---------------------------------------------------|------------| | менее 1 года | | |---------------------------------------------------|------------| | от 1 года до 5 лет | | |---------------------------------------------------|------------| | свыше 5 лет | | |---------------------------------------------------|------------| | 2. Средний возраст работников бухгалтерии и| | | налоговой службы: | | |---------------------------------------------------|------------| | от 20 до 30 лет; | | |---------------------------------------------------|------------| | свыше 30. | | |---------------------------------------------------|------------| | 3. Доля работников бухгалтерии и налоговой| | | службы, имеющих высшее или среднее| | | экономическое образование | | |---------------------------------------------------|------------| | менее 30% | | |---------------------------------------------------|------------| | от 30 до 65% | | |---------------------------------------------------|------------| | более 65% | | |---------------------------------------------------|------------| | 4. Доля работников бухгалтерии и налоговой| | | службы, обучавшихся за последний год на| | | курсах повышения квалификации,| | | посещающих семинары, получающих| | | дополнительное образование | | |---------------------------------------------------|------------| | менее 20% | | |---------------------------------------------------|------------| | от 20 до 40% | | |---------------------------------------------------|------------| | свыше 40% | | |---------------------------------------------------|------------| | 5. Текучесть кадров бухгалтерии и налоговой| | | службы | | |---------------------------------------------------|------------| | высокая (свыше 40%) | | |---------------------------------------------------|------------| | средняя (от 10 до 40%) | | |---------------------------------------------------|------------| | низкая (менее 10%) | | |---------------------------------------------------|------------| |V. Наличие информации о нарушениях налогового| | | законодательства | | |---------------------------------------------------|------------| |VI. Наличие обстоятельств, влияющих на возможность| | | искажения показателей финансовой и налоговой| | | отчетности | | |---------------------------------------------------|------------| | 1. Угроза непрерывности деятельности | | |---------------------------------------------------|------------| | 2. Реорганизация | | |---------------------------------------------------|------------| | 3. Наличие внешнего давления на руководителей и| | | персонал (со стороны собственников,| | | проверяющих органов, вышестоящих организаций)| | |---------------------------------------------------|------------| |VII. Роль и место средств вычислительной техники в| | | ведении учета и подготовки отчетности | | |---------------------------------------------------|------------| | 1. Применяемая система КОД | | |---------------------------------------------------|------------| | универсальная | | |---------------------------------------------------|------------| | адаптированная к условиям данной организации | | |---------------------------------------------------|------------| | разработанная специально для данной| | | организации | | |---------------------------------------------------|------------| | 2. Наличие разработанной единой внутренней| | | отчетности и единой системы свода данных для| | | структурных подразделений | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |Итого оценок: | | |---------------------------------------------------|------------| | "Высоких" | | |---------------------------------------------------|------------| | "Средних" | | |---------------------------------------------------|------------| | "Низких" | | |---------------------------------------------------|------------| |Итоговая оценка неотъемлемого риска | | ------------------------------------------------------------------ Примечание. Оценка неотъемлемого риска производится на основе профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как "низкий", "средний", "высокий". По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска аудируемого лица в целом. Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей работе. Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля (Рабочий документ РД 2п). ТЕСТ "ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ" ---------------------------------------------------------------------- |Наименование аудируемого лица | | РД 2п | |--------------------------------|--------------------|--------------| |Проверяемый период | | | |--------------------------------|--------------------|--------------| |ФИО лица, составившего | | | |документ | | | |--------------------------------|--------------------|--------------| |Дата составления документа | | | |--------------------------------|--------------------|--------------| |ФИО лица, проверявшего | | | |документ | | | |--------------------------------|--------------------|--------------| |Дата проверки документа | | | ---------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------ | Факторы риска |Оценка риска| |---------------------------------------------------|------------| | 1 | 2 | |---------------------------------------------------|------------| |I. Учетная политика и основные принципы ведения| | | бухгалтерского и налогового учета | | |---------------------------------------------------|------------| | 1. Учетная политика применяется | | |---------------------------------------------------|------------| | последовательно от одного отчетного периода к| | | другому | | |---------------------------------------------------|------------| | непоследовательно | | |---------------------------------------------------|------------| | 2. Изменения в учетную политику | | |---------------------------------------------------|------------| | вносятся в соответствии с требованиями| | | нормативных актов по бухгалтерскому учету | | |---------------------------------------------------|------------| | с несоблюдением требований нормативных актов по| | | бухгалтерскому учету | | |---------------------------------------------------|------------| | 3. Учетная политика применяется | | |---------------------------------------------------|------------| | всеми структурными подразделениями организации | | |---------------------------------------------------|------------| | не всеми структурными подразделениями| | | организации | | |---------------------------------------------------|------------| | не применяется структурными подразделениями| | | организации | | |---------------------------------------------------|------------| | 4. В учетной политике направления хозяйственной| | | деятельности и способы их учета | | |---------------------------------------------------|------------| | раскрыты достаточно полно | | |---------------------------------------------------|------------| | частично раскрыты | | |---------------------------------------------------|------------| | не раскрыты | | |---------------------------------------------------|------------| | 5. Наличие в учетной политике противоречивых| | | положений | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | 6. Наличие в учетной политике методов учета,| | | отличных от установленных нормативными актами| | | по бухгалтерскому учету и налоговым| | | законодательством | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |II. Структура и характеристика| | | финансово-бухгалтерской и налоговой служб | | |---------------------------------------------------|------------| | 7. Наличие в структуре организации обособленной| | | налоговой службы, отвечающей за ведение| | | налогового учета и составления налоговой| | | отчетности | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | 8. Степень взаимодействия между бухгалтерской и| | | налоговой службой | | |---------------------------------------------------|------------| | взаимодействие отсутствует (налоговая служба| | | самостоятельно формирует регистры налогового| | | учета без применения данных регистров| | | бухгалтерского учета) | | |---------------------------------------------------|------------| | первичные документы обрабатываются в| | | бухгалтерии, а затем передаются в налоговую| | | службу с необходимыми пояснениями и справками | | |---------------------------------------------------|------------| | 9. Наличие и соблюдение графика документооборота | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |10. Наличие должностных инструкций на работников| | | финансово-бухгалтерской и налоговой службы: | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |11. Наличие отдела внутреннего контроля (аудита) | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |III. Формы и методы отражения хозяйственных| | | операций в бухгалтерском и налоговом учете | | |---------------------------------------------------|------------| |12. Применение единого рабочего плана счетов| | | бухгалтерского учета (в том числе всеми| | | филиалами и структурными подразделениями) | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | частично | | |---------------------------------------------------|------------| |13. Система налогового учета организована на| | | основании: | | |---------------------------------------------------|------------| | только регистров бухгалтерского учета | | |---------------------------------------------------|------------| | самостоятельно разработанных регистров| | | налогового учета | | |---------------------------------------------------|------------| | регистров бухгалтерского учета и самостоятельно| | | разработанных регистров налогового учета по| | | отдельным операциям | | |---------------------------------------------------|------------| |14. В организации разработаны регистры налогового| | | учета доходов и расходов от реализации и| | | внереализационных доходов, расходов | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | частично | | |---------------------------------------------------|------------| |15. В организации разработаны регистры налогового| | | учета наиболее сложных операций (на ремонт,| | | НИОКР, по определению финансового результата| | | при реализации основных средств, ценных бумаг,| | | уступки прав требования и т.д.), по которым| | | налоговым законодательством определен особый| | | порядок учета | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| | частично | | |---------------------------------------------------|------------| |16. Финансово-хозяйственные операции отражаются в| | | бухгалтерском и налоговом учете | | |---------------------------------------------------|------------| | только на основании первичных документов | | |---------------------------------------------------|------------| | без подтверждающих первичных документов | | |---------------------------------------------------|------------| |17. Исправления в бухгалтерском и налоговом учете | | |---------------------------------------------------|------------| | всегда обоснованы | | |---------------------------------------------------|------------| | не обоснованы | | |---------------------------------------------------|------------| |18. Ошибки при переносе из одного учетного регистра| | | в другой | | |---------------------------------------------------|------------| | отсутствуют | | |---------------------------------------------------|------------| | происходят часто | | |---------------------------------------------------|------------| | происходят иногда | | |---------------------------------------------------|------------| |IV. Компьютерная обработка данных (КОД) | | |---------------------------------------------------|------------| |19. Ведение бухгалтерского и налогового учета| | | автоматизировано | | |---------------------------------------------------|------------| | полностью | | |---------------------------------------------------|------------| | частично | | |---------------------------------------------------|------------| | не автоматизировано | | |---------------------------------------------------|------------| |20. Система КОД | | |---------------------------------------------------|------------| | охватывает отдельные участки учета,| | | автоматизирует работу отдельных подразделений | | |---------------------------------------------------|------------| | охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет | | |---------------------------------------------------|------------| | охватывает всю деятельность организации| | | (полностью интегрированная система) | | |---------------------------------------------------|------------| |21. Разработанные при помощи КОД формы документов и| | | регистров соответствуют требованиям| | | унифицированных и утвержденных форм | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |22. Алгоритмы обработки данных соответствуют| | | действующему законодательству | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |V. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности| | |---------------------------------------------------|------------| |23. Бухгалтерская и налоговая отчетность| | | составляется: | | |---------------------------------------------------|------------| | с соблюдением требований законодательства | | |---------------------------------------------------|------------| | с нарушением требований законодательства | | |---------------------------------------------------|------------| |24. В случае обнаружения ошибок изменения в| | | бухгалтерскую и налоговую отчетность вносятся | | |---------------------------------------------------|------------| | с соблюдением установленного порядка | | |---------------------------------------------------|------------| | с нарушением установленного порядка | | |---------------------------------------------------|------------| |VI. Осуществление контроля | | |---------------------------------------------------|------------| |25. Служба внутреннего аудита | | |---------------------------------------------------|------------| | действует | | |---------------------------------------------------|------------| | отсутствует | | |---------------------------------------------------|------------| |26. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел) | | |---------------------------------------------------|------------| | действует | | |---------------------------------------------------|------------| | отсутствует | | |---------------------------------------------------|------------| |27. Инвентаризационная комиссия | | |---------------------------------------------------|------------| | утверждена руководителем и действует | | |---------------------------------------------------|------------| | отсутствует | | |---------------------------------------------------|------------| |28. Комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и| | | списанию основных средств | | |---------------------------------------------------|------------| | утверждена руководителем и действует | | |---------------------------------------------------|------------| | отсутствует | | |---------------------------------------------------|------------| |29. Служба по контролю за выполнением обязательств| | | по заключенным договорам, предъявлением| | | претензий и выполнением обязательств по| | | предъявленным организации претензиям | | |---------------------------------------------------|------------| | утверждена и действует | | |---------------------------------------------------|------------| | отсутствует | | |---------------------------------------------------|------------| |30. Наличие приказа о проведении плановых| | | инвентаризаций имущества и финансовых| | | обязательств | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |31. Документы по проведению инвентаризации| | | составляются с соблюдением требований| | | нормативных актов по бухгалтерскому учету | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |VII. Кадровая политика | | |---------------------------------------------------|------------| |32. Прием на работу специалистов производится на| | | конкурсной основе, по результатам собеседования| | | (тестирования) | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |33. Проводятся мероприятия по обучению и повышению| | | квалификации кадров | | |---------------------------------------------------|------------| | да | | |---------------------------------------------------|------------| | нет | | |---------------------------------------------------|------------| |Итого оценок: | | |---------------------------------------------------|------------| | "Высоких" | | |---------------------------------------------------|------------| | "Средних" | | |---------------------------------------------------|------------| | "Низких" | | |---------------------------------------------------|------------| |Итоговая оценка надежности системы учета и| | |внутреннего контроля | | | | | |Оценка риска средств контроля | | ------------------------------------------------------------------ Примечание. Оценка риска средств контроля производится на основании профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения их уровня, как "низкий", "средний", "высокий". По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень риска средств контроля аудируемого лица. При получении отрицательного ответа на вопрос N 15 или ответа "только регистров бухгалтерского учета" на вопрос N 13 уровень риска средств контроля сразу устанавливается "высоким" без дальнейшего анализа результатов тестирования. В случае, если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как "высокая" или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему. В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, он обязан соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита налога на прибыль. |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА И ОКАЗАНИИ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ".