ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ. Приказ. Министерство энергетики РФ. 19.06.03 231

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6. Контроль качества при приеме,
                  хранении и отпуске нефтепродуктов
     
     6.1. До подачи транспортных средств под слив:
     проверку качества   подготовки    или    зачистки    резервуаров,
предназначенных  для приема прибывающих нефтепродуктов,  исправность и
чистоту технологического оборудования;
     подготовку приборов   и  посуды  для  отбора  проб  и  проведения
лабораторных испытаний.
     6.2. По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами:
     сверяются номера железнодорожных цистерн  (вагонов)  с  номерами,
указанными в товарно-транспортных накладных;
     проверяются наличие  и  исправность  пломб   на   железнодорожных
цистернах  (вагонах)  и  чистота  нижних  сливных  устройств,  наличие
маркировки  на  таре  с   нефтепродуктами,   соответствие   маркировки
отгрузочным документам и исправность тары;
     проверяются наличие,  полнота и правильность заполнения  паспорта
качества и копии сертификатов (деклараций) соответствия или информации
о сертификации (декларировании), приложенных к документам отправителя,
и сверить данные паспортов с требованиями нормативного документа;
     проверяется наличие воды (с помощью водочувствительной  пасты)  и
механических  примесей  в  нефтепродуктах путем отбора донной пробы из
каждого транспортного средства или тары, выбранных для отбора точечных
проб;
     отбираются точечные пробы и составляются  объединенная  проба  (в
соответствии    с    установленными   требованиями)   для   проведения
приемо-сдаточного анализа;
     регистрируется отобранная   объединенная  проба  нефтепродукта  в
журнале регистрации проб и проводится приемо-сдаточный анализ;
     сравниваются данные  приемо-сдаточного анализа с данными паспорта
качества поставщика и дается разрешение на слив нефтепродукта;
     заносятся данные   паспорта   качества  поставщика  и  результаты
приемо-сдаточного анализа в журнал анализов;
     делается отметка  в  паспортах  качества  поставщика  и в журнале
регистрации проб номеров  транспортных  средств,  которыми  доставлены
нефтепродукты,  и  номер  резервуара,  в  который  они  слиты (в какое
хранилище помещены);
     при сливе  нефтепродукта в резервуар на остаток нефтепродукта той
же марки после двухчасового отстоя  продукта  отбирается  объединенная
проба и проводится контрольный анализ;
     разрешается слив   нефтепродуктов,   поступивших    автомобильным
транспортом,  при наличии паспорта качества поставщика после проверки:
плотности,  цвета,  прозрачности  нефтепродукта,  отсутствия  воды   и
механических примесей.
     Если нефтепродукт некондиционный либо невозможно  установить  его
качество, слив его осуществляется в отдельный резервуар. В этом случае
отбирается проба  в  присутствии  представителя  железной  дороги  или
незаинтересованной  организации.  Одну  часть  пробы  хранят на случай
необходимости проведения арбитражного анализа, другую часть подвергают
анализу в объеме требований нормативного документа.
     6.3. О  нарушениях,  выявленных  в  ходе  подготовки   к   приему
нефтепродуктов,   осмотра   прибывших  транспортных  средств  и  тары,
проверки  сопроводительной  документации   и   фактического   качества
поступившего   нефтепродукта   необходимо   поставить   в  известность
руководителя организации.
     6.4. При  приеме нефтепродуктов объединенную пробу для проведения
приемо-сдаточного анализа отбирают и разделяют ее на  три  части.  Две
части  оформляют  как арбитражные пробы,  а третью - как контрольную -
проверяют с  использованием  экспресс  методов.  Если  на  предприятии
отсутствует  комплект  экспресс методов,  то в пробе проверяют наличие
воды  и   механических   примесей   (визуально).   При   положительных
результатах  анализа  и  отсутствии  других  замечаний  разрешают слив
нефтепродукта.  После двух часов  отстоя  продукта  из  резервуара,  в
который  слит  нефтепродукт,  отбирают пробу и направляют на анализ (в
объеме контрольного) в прикрепленную лабораторию.
     Если по   результатам   контрольного  анализа  будет  установлено
несоответствие   качества   нефтепродукта   требованиям   нормативного
документа,  то  вторая  часть  пробы  направляется на анализ (в объеме
требований  нормативных  документов)  в  аккредитованную  лабораторию.
Третью  часть  пробы  используют как арбитражную в случае предъявления
претензии поставщику нефтепродукта.
     6.5. При приеме нефтепродуктов из наливных судов, кроме измерений
в резервуарах и отбора проб из них до и после их заполнения,  проводят
измерения  в  танках  судна  и отбор проб из них.  Отобранные пробы из
судна  опечатываются  представителем  пароходства  и   получателем   и
хранятся до окончания сдачи нефтепродукта вместе с капитанской пробой.
     6.6. В  случае,  когда  подтоварной  воды  окажется  больше,  чем
указано в накладной, из обводненных танков отбирается проба и отдельно
анализируется.
     6.7. При  бортовой  перегрузке  нефтепродукта  (из одного судна в
другое) пробы отбираются  из  судна,  отпускающего  продукт,  а  судно
поданное  под  погрузку,  должно  быть  подготовлено  в соответствии с
установленными требованиями.
     6.8. Учет качественного состояния хранимых нефтепродуктов ведут в
журналах анализов (приложения N N 6 - 9).
     6.9. Для   предупреждения   порчи   нефтепродуктов  при  хранении
периодически проводится  проверка  их  качества  в  объемах  и  сроки,
определенные графиком проведения анализов, согласно приложению N 10.
     6.10. Все образующиеся в организации  остатки  нефтепродуктов  от
зачистки    резервуаров,    технологических    трубопроводов,    смеси
нефтепродуктов от  перекачек,  ловушечные  пробы  и  т.п.  актируют  и
реализуют только после проведения анализа в лаборатории.
     Для решения  вопроса  об  их   реализации   оформляют   следующие
документы:  паспорт качества, акт отбора проб, акт комиссии о причинах
и  количестве  остатка,  образовавшегося  при  зачистке  или  смешении
нефтепродуктов.
     6.11. Качество масел, расфасованных в заводскую герметичную тару,
проверяют  в  объеме  контрольного  анализа  или  в  объеме требований
нормативного документа после истечения гарантийного срока.
     6.12. В процессе хранения нефтепродуктов необходимо:
     осуществлять периодическую проверку соблюдения  условий  хранения
нефтепродуктов в резервуарах и таре;
     отбирать пробы и проводить анализы нефтепродуктов:
     после каждого   налива  нефтепродукта  в  резервуар  (контрольный
анализ);
     после слива прибывшего нефтепродукта - (контрольный анализ, а при
необходимости - в объеме нормативного документа);
     в соответствии  с графиком проведения анализов (контрольный или в
объеме нормативного документа);
     вести в  журналах  анализов  учет  качественного  состояния  всех
хранящихся нефтепродуктов, при этом:
     в случае  перекачки  нефтепродукта  из одного резервуара в другой
порожний резервуар,  подготовленный в соответствии  со  стандартом,  в
журнал  анализа  для  этого  резервуара  записывают результаты анализа
пробы,  отобранной из первого резервуара (сохраняется  старый  паспорт
качества, в котором указывается номер нового резервуара);
     в случае  перекачки  из  одного  резервуара  в  другой,   имеющий
нефтепродукт  той  же  марки,  в  журнале  анализов  делать  запись по
результатам контрольного анализа пробы,  отобранной после перекачки, а
по  другим  показателям - на основании данных анализов нефтепродукта в
обоих резервуарах до перекачки с указанием значений,  имеющих  меньший
запас качества;
     6.13. При  возникновении   подозрения   на   ухудшение   качества
нефтепродукта  независимо  от  графика или гарантийного срока хранения
проводят анализ в объеме требований нормативного документа и оценивают
численное значение каждого показателя качества нефтепродукта.
     6.14. Нефтепродукт  отпускают  при  наличии  данных  контрольного
анализа  или  анализа в объеме требований нормативного документа.  При
этом  срок  действия  анализа  должен   составлять   половину   срока,
указанного в п. п. 3.7 и 3.8.
     Нефтепродукт в  резервуарах  и  не  запаянной  таре,  отгружаемый
железнодорожным  или водным транспортом,  подвергают приемо-сдаточному
анализу не позднее, чем за 10 суток до отгрузки.
     6.15. Перед наливом нефтепродуктов в транспортные средства и тару
получателя производят осмотр  внутренней  поверхности  предназначенных
под налив цистерн (танков) и тары. Налив нефтепродуктов в грязные и не
соответствующие установленным требованиям цистерны и тару запрещается.
     6.16. По  окончании  налива  из железнодорожных цистерн (наливных
судов) отбирают пробу нефтепродукта для  определения  его  качества  в
объеме  контрольного  анализа  и  на  случай  проведения  арбитражного
анализа.  Контрольный анализ проводят не позднее 24 часов после налива
транспортного средства. При установлении некондиционности отгруженного
нефтепродукта об этом немедленно сообщают руководителю  организации  и
получателю.
     6.17. При отпуске нефтепродуктов наливным судном в  адрес  одного
получателя  каждую  пробу  делят на три равные части (одну часть - для
проведения  приемо-сдаточного  анализа,  две   части   -   на   случай
арбитражного  анализа  отправителю  и  получателю).  Пробы  отбирают в
присутствии представителя судна с  оформлением  акта  на  отбор  проб,
опечатывают  печатью отправителя и вручают капитану судна для передачи
получателю.  При  отпуске  нефтепродуктов  наливным  судном  в   адрес
нескольких  получателей число проб,  вручаемых капитану судна,  должно
соответствовать числу получателей.
     6.18. Паспорт  качества  прилагают  к каждой товарно-транспортной
накладной,  а при отпуске авиационных топлив  и  смазочных  материалов
паспорта  качества  во  всех  случаях прилагают к товарно-транспортной
накладной на каждый вагон (цистерну).
     Приложение одного  паспорта  на  весь  маршрут или группу цистерн
допускается только в случае,  если маршрут или группа цистерн с  одним
нефтепродуктом  адресуется  одному получателю в один пункт слива и при
условии,  что  загрузка  этого  маршрута   производилась   из   одного
резервуара,  о  чем делается соответствующая отметка в паспорте.  Если
налив  производится  из  двух   резервуаров,   то   паспорт   качества
оформляется  по  пробе  из  резервуара,  в  котором нефтепродукт имеет
меньший запас качества.
     6.19. При отпуске нефтепродуктов необходимо:
     проверить дату  последнего  контрольного  (в  объеме   требований
нормативного   документа)   анализа  нефтепродукта  в  резервуаре,  из
которого предполагается его отпуск;
     отобрать пробу   нефтепродукта,  отгружаемого  железнодорожным  и
водным транспортом,  из резервуара,  не запаянной  тары  и  произвести
приемо-сдаточный  анализ  (не  позднее  чем  за  10  суток  до отпуска
нефтепродукта);  проверить состояние  внутренней  поверхности  танков,
тары  (в  том  числе  и  тары  получателя),  предназначенных под налив
нефтепродукта, и дать разрешение на налив;
     оформить паспорт качества и передать его для отправки;
     по окончании налива проверить отсутствие воды  в  железнодорожной
цистерне  (танке  судна),  отобрать  пробы для проведения контрольного
анализа и на случай арбитражного анализа;
     провести контрольный анализ, оформить и опечатать пробы на случай
арбитражного анализа и для передачи (при  отпуске  в  наливное  судно)
получателю нефтепродукта.
     6.20. Прием нефтепродуктов,  подлежащих обязательной сертификации
и поступающих на автозаправочную станцию (далее - АЗС) в автоцистернах
и расфасованных в мелкую  тару,  производят  по  паспорту  качества  и
товарно-сопроводительным  документам  с  указанной в них информацией о
сертификации  нефтепродукта  или  с  приложением   копии   сертификата
соответствия.
     6.21. На нефтепродукты,  поступающие на АЗС из одного  резервуара
организации  (нефтебазы)  в  течение дня (если в течение,  дня налив в
данный резервуар не  производился),  может  действовать  один  паспорт
качества, выданный предприятием с первым рейсом автоцистерны на АЗС. В
этом случае в дальнейшем на  товарно-транспортной  накладной  ставится
номер  паспорта  качества  и  номер резервуара нефтебазы,  из которого
заполнялась автоцистерна.
     6.22. Перед  сливом нефтепродукта из автоцистерны в резервуар АЗС
в ней проверяют наличие  подтоварной  воды  и  механических  примесей,
отбирают   контрольную   пробу   в   соответствии   с   установленными
требованиями,  которая   используется   в   качестве   арбитражной   и
определяют:
     для автобензинов - плотность,  температуру и  визуально  -  цвет,
прозрачность, содержание воды и механических примесей;
     для дизельного топлива - плотность,  температуру, содержание воды
и механических примесей (визуально).
     Контрольную пробу,    на    случай    необходимости    проведения
арбитражного   анализа,   сохраняют   в  течение  суток  после  полной
реализации принятого нефтепродукта в резервуаре АЗС.
     6.23. Для   выполнения   перечисленных   работ  АЗС  обеспечивают
лабораторными комплектами (специально разработанным набором  приборов,
лабораторной   посуды   и   приспособлений),  содержащими  необходимое
оборудование,  приборы и  принадлежности,  позволяющие  контролировать
качество  поступающих на АЗС нефтепродуктов.  В состав комплекта могут
входить экспресс-методы,  позволяющие оператору  определять  некоторые
показатели   качества  поступающих  нефтепродуктов  (октановое  число,
содержание свинца, серы и др.).
     Если с   помощью   экспресс-методов  определена  некондиционность
нефтепродукта,  то выдачу  нефтепродукта  необходимо  приостановить  и
полученный результат проверить в лаборатории стандартными методами.
     6.24. Запрещается принимать нефтепродукты в резервуары АЗС при:
     несоответствии качества  принимаемого  нефтепродукта  (по  данным
паспорта поставщика) требованиям нормативного документа;
     отсутствии пломб   на   автоцистерне  в  соответствии  со  схемой
пломбировки;
     неисправности нижнего сливного устройства автомобильной цистерны;
     неправильном оформления товарно-транспортной накладной;
     отсутствии паспорта   качества   или  информации  о  сертификации
нефтепродукта, подлежащего обязательной сертификации;
     неправильном оформлении   паспорта   качества   на   нефтепродукт
(отсутствие номера, заполнен не по всем показателям качества);
     наличии воды и механических примесей в нефтепродукте;
     несоответствии нефтепродукта по результатам испытаний по п.  6.22
требованиям нормативного документа.
     6.25. Сохранение качества нефтепродуктов на АЗС  обеспечивают  за
счет:
     исправности и   чистоты   сливных   и   фильтрующих    устройств,
резервуаров, топливо- и маслораздаточных колонок;
     постоянного контроля за герметичностью резервуаров, трубопроводов
и  запорной  аппаратуры с целью исключения попадания в них атмосферных
осадков, воды и пыли, а также смешения различных марок нефтепродуктов;
     слива нефтепродуктов   из   автоцистерн   через  сливной  фильтр,
самотеком или под напором;
     проведения не  реже  1 раза в месяц,  а также немедленно в случае
поступившей   жалобы   на   качество    отпускаемых    нефтепродуктов,
лабораторных    испытаний    реализуемого   нефтепродукта   в   объеме
контрольного анализа;
     хранения нефтепродукта    в    пределах    гарантийного    срока,
установленного нормативными документами;
     отбором контрольной  пробы  из  резервуара  при  истечении смены,
которая хранится в течение суток после реализации нефтепродукта.
     6.26. Резервуары,  предназначенные для приема, хранения и отпуска
нефтепродуктов,  должны быть обеспечены и зачищаться в соответствии  с
установленными  требованиями  согласно  графику  с  составлением  акта
зачистки.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа