ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ). Письмо. Генеральная прокуратура РФ. 22.12.03 36-12-03

Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
             О ВЫБОРАХ И МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ
     
     Статья 79  Закона  об  основных  гарантиях   устанавливает,   что
нарушение   избирательного   законодательства  может  влечь  за  собой
уголовную,  административную  и   иную   ответственность.   Под   иной
ответственностью    следует    понимать    допускаемую   избирательным
законодательством  возможность  наступления  определенных   негативных
последствий для лиц,  нарушающих требования отдельных норм законов.  К
ней относятся,  например,  отказ в регистрации  и  отмена  регистрации
кандидатов,    избирательных    объединений    и   блоков,   а   также
расформирование избирательной комиссии.  Данная ответственность  может
наступать в силу решений избирательных комиссий либо суда.
     Уголовная ответственность предусмотрена за:
     воспрепятствование осуществлению  избирательных  прав  или работе
избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);
     нарушение порядка     финансирования    избирательной    кампании
кандидата,   избирательного   объединения,    избирательного    блока,
деятельности  инициативной  группы  по  проведению  референдума,  иной
группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ);
     фальсификацию избирательных  документов,  документов  референдума
(ст. 142 УК РФ);
     фальсификацию итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).
     Согласно ст.  151 УПК РФ расследование  дел  названных  категорий
отнесено к подследственности органов прокуратуры.
     Административная ответственность  за   нарушения   избирательного
законодательства предусмотрена ст.  ст.  5.1,  5.3 - 5.25, 5.45 - 5.52
КоАП РФ.
     Рассмотрение дел названной категории отнесено к компетенции суда.
При этом нужно учитывать установленные КоАП РФ правила подсудности.
     В частности,    если   административные   проступки   в   области
избирательного   законодательства   совершены   военнослужащими    или
гражданами, призванными на военные сборы, то рассмотрение дел отнесено
к компетенции судей гарнизонного военного суда.
     Следует иметь в виду, что согласно ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие
и призванные на военные сборы граждане,  а  также  сотрудники  органов
внутренних  дел,  органов уголовно-исполнительной системы и таможенных
органов (несущие в обычных  условиях  за  совершение  административных
проступков   наказание   в   дисциплинарном   порядке)   за  нарушения
законодательства о выборах и референдуме подлежат  ответственности  на
общих основания. Однако к военнослужащим, проходящим военную службу по
призыву, не может применяться административный штраф. Поэтому в случае
совершения военнослужащим правонарушения,  наказуемого,  к примеру, по
ст.  5.14 КоАП РФ (умышленное  уничтожение  или  повреждение  печатных
материалов,   относящихся   к  выборам,  референдуму),  учитывая,  что
единственной мерой наказания,  установленной Кодексом за такое деяние,
является именно штраф,  следует,  не возбуждая производства по делу об
административном правонарушении,  посредством  внесения  представления
ставить  вопрос  перед  соответствующим  органом военного управления о
наказании военнослужащего,  проходящего военную службу по  призыву,  в
дисциплинарном порядке. Это объективно обосновано, поскольку процедура
привлечения к административной ответственности такого  лица  в  лучшем
случае   может   завершиться  объявлением  судьей  нарушителю  устного
замечания  в  соответствии  со  ст.  2.9  КоАП  РФ,  да   и   то   при
малозначительности деяния.
     Согласно ч.  3 ст.  23.1 КоАП РФ рассмотрение  дел  о  нарушениях
законодательства о выборах и референдуме во всех остальных случаях (не
относящихся к подсудности судей гарнизонных военных  судов)  входит  в
компетенцию мировых судей.
     Однако нужно учитывать,  что при совершении таких  правонарушений
несовершеннолетними,  достигшими  16-летнего  возраста  (там,  где они
могут  выступать  в  качестве   субъекта   правонарушения),   дела   в
соответствии  со ст.  23.2 КоАП РФ будут рассматриваться комиссиями по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
     Необходимо также  учитывать,  что  ст.  29.5  КоАП  РФ  допускает
возможность рассмотрения дела об административном  правонарушении  как
по месту его совершения, так и по месту жительства нарушителя, если им
заявлено соответствующее ходатайство.
     Составлять протоколы    об    административных    правонарушениях
названной категории на основании ст. 28.3 Кодекса вправе:
     члены избирательной   комиссии,  комиссии  референдума  с  правом
решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями
референдума,  -  об административных правонарушениях,  предусмотренных
статьями:  5.3 (неисполнение решения избирательной комиссии,  комиссии
референдума);   5.4   (нарушение  порядка  представления  сведений  об
избирателях,  участниках референдума);  5.5 (нарушение порядка участия
средств  массовой  информации  в  информационном  обеспечении выборов,
референдумов);  5.6  (нарушение  прав  члена  избирательной  комиссии,
комиссии   референдума,   наблюдателя,  иностранного  (международного)
наблюдателя,  доверенного  лица  или   уполномоченного   представителя
кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, члена или
уполномоченного  представителя  инициативной  группы   по   проведению
референдума,  иной  группы  участников  референдума  или представителя
средства  массовой   информации);   5.8   (нарушение   предусмотренных
законодательством   о   выборах   и  референдумах  порядка  и  условий
проведения предвыборной агитации,  агитации по вопросам референдума на
каналах  организаций,  осуществляющих теле- и (или) радиовещание,  и в
периодических изданиях);  5.9 (нарушение в ходе избирательной кампании
условий   рекламы   предпринимательской  и  иной  деятельности);  5.10
(проведение предвыборной агитации,  агитации по  вопросам  референдума
вне  агитационного  периода  и  в местах,  где ее проведение запрещено
законодательством  о  выборах  и   референдумах);   5.11   (проведение
предвыборной   агитации,  агитации  по  вопросам  референдума  лицами,
которым участие в ее проведении запрещено федеральным  законом);  5.12
(изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением
требований закона); 5.15 (нарушение установленного законодательством о
выборах  и  референдумах  права  на  пользование  помещениями  в  ходе
избирательной кампании,  подготовки и  проведения  референдума);  5.16
(подкуп  избирателей,  участников  референдума  либо  осуществление  в
период избирательной кампании,  кампании референдума благотворительной
деятельности  с нарушением законодательства о выборах и референдумах);
5.17  (непредоставление  или  неопубликование   отчета,   сведений   о
поступлении   и  расходовании  средств,  выделенных  на  подготовку  и
проведение  выборов,  референдума);  5.18  (незаконное   использование
денежных средств кандидатом, избирательным объединением, избирательным
блоком,  инициативной группой по проведению референдума,  иной группой
участников  референдума);  5.19 (использование незаконной материальной
поддержки  кандидатом,  зарегистрированным  кандидатом,  избирательным
объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению
референдума);  5.20 (финансирование избирательной  кампании,  кампании
референдума помимо избирательных фондов, фондов референдума и оказание
иной запрещенной законом  материальной  поддержки);  5.22  (незаконная
выдача гражданину избирательного бюллетеня,  бюллетеня для голосования
на  референдуме);  5.46  (подделка  подписей  избирателей,  участников
референдума);  5.47 (сбор подписей избирателей, участников референдума
в запрещенных местах,  а также сбор подписей лицами, которым участие в
этом   запрещено   федеральным   законом);   5.50   (нарушение  правил
перечисления   средств,   внесенных   в   избирательный   фонд,   фонд
референдума);  5.51  (нарушение  полиграфической  организацией  правил
изготовления агитационных материалов);
     должностные лица  органов  внутренних  дел  (милиции)  <*>  -  об
административных  правонарушениях,  предусмотренных   статьями:   5.10
(проведение  предвыборной  агитации,  агитации по вопросам референдума
вне агитационного периода и в  местах,  где  ее  проведение  запрещено
законодательством   о   выборах   и  референдумах);  5.11  (проведение
предвыборной  агитации,  агитации  по  вопросам  референдума   лицами,
которым  участие в ее проведении запрещено федеральным законом);  5.12
(изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением
требований  закона);  5.14  (умышленное  уничтожение  или  повреждение
печатных  материалов,  относящихся  к  выборам,   референдуму);   5.15
(нарушение  установленного  законодательством о выборах и референдумах
права  на  пользование  помещениями  в  ходе  избирательной  кампании,
подготовки   и  проведения  референдума);  5.16  (подкуп  избирателей,
участников  референдума  либо  осуществление  в  период  избирательной
кампании,   кампании   референдума  благотворительной  деятельности  с
нарушением законодательства о  выборах  и  референдумах);  5.47  (сбор
подписей избирателей,  участников референдума в запрещенных местах,  а
также  сбор  подписей  лицами,  которым  участие  в   этом   запрещено
федеральным  законом);  5.49 (нарушение запрета на проведение в период
избирательной кампании,  кампании референдума  лотерей,  тотализаторов
(взаимных  пари)  и  других основанных на риске игр,  объектом которых
являются выборы, референдум и их результаты);
------------------------------------
     <*> Перечень  таких  лиц  установлен  Приказом  МВД   России   от
21.08.2002  N 803 "О должностных лицах системы Министерства внутренних
дел  Российской  Федерации,  уполномоченных  составлять  протоколы  об
административных   правонарушениях   и  осуществлять  административное
задержание" // Российская газета.  2002. 4 сентября (зарегистрирован в
Минюсте России 29 августа 2002 г. за N 3757).
     
     должностные лица  органов,  уполномоченных  в  области  печати  и
средств   массовой   информации    <*>,    -    об    административных
правонарушениях,  предусмотренных  статьями:  5.5  (нарушение  порядка
участия  средств  массовой  информации  в  информационном  обеспечении
выборов,   референдумов);   5.10  (проведение  предвыборной  агитации,
агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах,
где   ее   проведение   запрещено   законодательством   о   выборах  и
референдумах);  5.11 (проведение предвыборной  агитации,  агитации  по
вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено
федеральным законом);  5.13 (непредоставление возможности обнародовать
опровержение  или  иное  разъяснение  в защиту чести,  достоинства или
деловой  репутации);  5.51  (нарушение  полиграфической   организацией
правил изготовления агитационных материалов);
------------------------------------
     <*> Перечень  таких  лиц  установлен Приказом Минпечати России от
22.08.2002 N  159  "Об  организации  работы  по  реализации  положений
Кодекса  Российской  Федерации об административных правонарушениях" //
Российская газета. 2002. 18 сентября (зарегистрирован в Минюсте России
11 сентября 2002 г. за N 3787).
     
     должностные лица  органов,  уполномоченных в области телевидения,
радиовещания и  государственного  контроля  за  техническим  качеством
вещания,   -   об  административных  правонарушениях,  предусмотренных
статьями: 5.5 (нарушение порядка участия средств массовой информации в
информационном  обеспечении выборов,  референдумов);  5.10 (проведение
предвыборной  агитации,   агитации   по   вопросам   референдума   вне
агитационного   периода  и  в  местах,  где  ее  проведение  запрещено
законодательством  о  выборах  и   референдумах);   5.11   (проведение
предвыборной   агитации,  агитации  по  вопросам  референдума  лицами,
которым участие в ее проведении запрещено федеральным  законом);  5.13
(непредоставление   возможности  обнародовать  опровержение  или  иное
разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации);
     инспектора Счетной    палаты    Российской    Федерации    -   об
административных   правонарушениях,   предусмотренных   статьей   5.21
(несвоевременное   перечисление   средств   избирательным   комиссиям,
комиссиям   референдума,   кандидатам,   избирательным   объединениям,
избирательным блокам,  инициативным группам по проведению референдума,
иным группам участников референдума).
     В соответствии  со ст.  28.4 КоАП РФ к исключительной компетенции
прокурора  отнесено  право  возбуждать  производство   по   делам   об
административных   правонарушениях,   предусмотренных   статьями:  5.1
(нарушение права гражданина на ознакомление  со  списком  избирателей,
участников  референдума);  5.7  (отказ  в  предоставлении  отпуска для
участия в выборах,  референдуме);  5.21 (несвоевременное  перечисление
средств  избирательным комиссиям,  комиссиям референдума,  кандидатам,
избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам
по проведению референдума,  иным группам участников референдума); 5.23
(сокрытие остатков тиражей избирательных  бюллетеней,  бюллетеней  для
голосования  на  референдуме);  5.24 (нарушение установленного законом
порядка подсчета голосов);  5.25 (непредоставление сведений об  итогах
голосования  о  результатах выборов);  5.45 (использование преимуществ
должностного или служебного положения в период избирательной кампании,
кампании   референдума);   5.48   (нарушение  прав  зарегистрированных
кандидатов,   избирательных   объединений,    избирательных    блоков,
инициативных  групп  по проведению референдума,  иных групп участников
референдума  при  выделении  площадей  для   размещения   агитационных
материалов);   5.52   (невыполнение   должностным   лицом   требований
законодательства о выборах об обеспечении равных условий  предвыборной
деятельности зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков).
     Кроме того,   прокурор  вправе  возбудить  дело  о  любом  другом
административном  правонарушении,  выявленном  в   ходе   прокурорской
проверки.
     Необходимо иметь в виду,  что в соответствии со ст.  4.5 КоАП  РФ
нарушители   законодательства  о  выборах  и  референдуме  могут  быть
привлечены к административной ответственности в течение одного года со
дня  совершения  правонарушения,  а  ст.  27.8 Кодекса предусматривает
возможность проведения административного  расследования  по  указанной
категории составов.
     Применение прокурорами таких  мер  реагирования,  как  принесение
протеста,  внесение  представления  об  устранении  нарушения закона и
объявление  предостережения   о   недопустимости   нарушения   закона,
обуславливается   характером   правонарушений,  дающих  основания  для
прокурорского   вмешательства,    и    осуществляется    в    порядке,
предусмотренном  соответственно  ст.  ст.  23,  24  и  25.1  Закона  о
прокуратуре.
     Вместе с  тем  при  решении  вопроса  об  опротестовании судебных
решений  о  наложении  административных   взысканий   на   нарушителей
законодательства  о  выборах  и  референдуме  необходимо  принимать во
внимание,  что согласно ч.  3 ст.  30.3 КоАП  РФ  срок  подачи  жалобы
(принесения  протеста)  на не вступившее в законную силу постановление
составляет пять дней со дня вручения или получения его копии.  В своею
очередь,   ч.   2   ст.   30.5  Кодекса  установлен  пятидневный  срок
рассмотрения судами такого рода жалоб и протестов.
     Нужно учитывать  ряд  весьма  специфичных  средств  реагирования,
предусмотренных законодательством о выборах. В частности, на основании
ст.   24   Временного   положения   о   проведении  выборов  депутатов
представительных   органов   местного   самоуправления   и    выборных
должностных   лиц   местного  самоуправления  в  субъектах  Российской
Федерации,  не обеспечивших реализацию  конституционных  прав  граждан
Российской  Федерации  избирать  и  быть  избранными в органы местного
самоуправления,  утвержденного Законом об обеспечении  конституционных
прав,  прокурор  вправе  своим  протестом потребовать от избирательной
комиссии  отмены  решения  о  регистрации   кандидата,   продолжающего
исполнение служебных обязанностей на государственной или муниципальной
службе,  а также работающего в средствах массовой информации в  период
со   дня   регистрации   в  качестве  кандидата  до  дня  официального
опубликования общих итогов  выборов.  Статья  37  этого  же  документа
предусматривает право прокурора при выявлении ошибок, несоответствий в
протоколе участковой избирательной комиссии направлять  в  вышестоящую
избирательную   комиссию  заявление  о  контрольном  подсчете  голосов
избирателей соответствующего избирательного участка.
     В последние  годы  прокуроры  стали  активнее  применять судебные
процедуры  восстановления  законности  в  сфере   избирательных   прав
граждан.  Так, в 2001 - 2002 гг. ими предъявлено 125 заявлений в суды.
Безусловно,  предстоящие   выборы   депутатов   Государственной   Думы
Федерального  Собрания РФ,  а также Президента РФ обязывают прокуроров
быть готовыми  обращаться  в  суды  общей  юрисдикции  по  основаниям,
предусмотренным  избирательным законодательством,  с учетом требований
нового гражданско-процессуального законодательства.
     Так, пунктом 5 ст. 10 Закона об основных гарантиях предусмотрено,
что,  если уполномоченным на то органом  или  должностным  лицом  либо
соответствующей   избирательной  комиссией  в  установленный  срок  не
назначены выборы,  а также если соответствующая избирательная комиссия
отсутствует  или  не может быть сформирована в порядке,  установленном
этим  законом,  прокурор   наряду   с   избирателями,   избирательными
объединениями,   избирательными   блоками,   органами  государственной
власти,  органами  местного  самоуправления  вправе  направить  в  суд
заявление о назначении выборов.
     В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об обеспечении конституционных
прав суд по заявлению прокурора или жалобе гражданина, проживающего на
территории  муниципального  образования,  или   жалобам   общественных
объединений  либо  их  региональных и местных отделений назначает дату
выборов депутатов представительных органов местного  самоуправления  и
выборных  должностных  лиц местного самоуправления,  предусмотренных в
уставе муниципального образования, если:
     выборы депутатов представительных органов местного самоуправления
и выборных должностных лиц  местного  самоуправления  не  назначены  в
установленный законом срок;
     полномочия органов   местного    самоуправления    осуществляются
должностными лицами, назначенными в противоречащем закону порядке;
     истекли установленные сроки полномочий  представительных  органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
     выборы депутатов представительных органов местного самоуправления
и  выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления,  в  том числе
повторные или досрочные выборы,  не назначены  уполномоченным  органом
или должностным лицом в установленные сроки;
     отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить
выборы  депутатов  представительных  органов местного самоуправления и
выборных должностных лиц местного самоуправления;
     муниципальные образования      упразднены,     объединены     или
преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
     органы местного  самоуправления  упразднены  или  самораспущены в
порядке,  противоречащем законодательству,  либо фактически  перестали
исполнять свои обязанности;
     в нарушение законодательства не реализуются конституционные права
проживающих  на территории муниципального образования граждан избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления.
     Необходимо также учитывать требования,  установленные гражданским
процессуальным законодательством:
     1. Дела  о  защите  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
референдуме граждан Российской Федерации относятся  к  категории  дел,
возникающих   из  публичных  правоотношений,  и  производство  по  ним
осуществляется в соответствии с нормами главы 26 ГПК РФ.
     2. Согласно  ст.  259  ГПК  РФ  прокурор  наряду  с избирателями,
кандидатами,  их  доверенными  лицами,  избирательными  объединениями,
избирательными блоками, их доверенными лицами, политическими партиями,
их  региональными  отделениями,  иными  общественными   объединениями,
инициативными  группами  по  проведению  референдума  и  наблюдателями
вправе обратиться с заявлением в суд в  случаях,  если  решениями  или
действиями   (бездействием)   органа  государственной  власти,  органа
местного  самоуправления,  общественных   объединений,   избирательной
комиссии,   комиссии   референдума,   должностного   лица   нарушаются
избирательные  права  или  право  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской Федерации.  Таким образом,  с учетом специального характера
приведенной процессуальной нормы требования ч.  1  ст.  45  ГПК  РФ  о
необходимости  обоснования прокурором невозможности самого гражданина,
чьи избирательные права были нарушены,  обратиться с заявлением в суд,
в рассматриваемом случае не должны приниматься во внимание.
     3. Статьей 260 ГПК РФ установлены специальные сроки для обращения
в суд, а именно:
     заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со  дня,
когда  заявителю  стало  известно  или  должно  было  стать известно о
нарушении   избирательного   законодательства,   законодательства    о
референдуме,  избирательных  прав  или  права на участие в референдуме
заявителя (учитывая аналогичную позицию законодателя в ст. 256 ГПК РФ,
следует  предположить,  что  к  заявлению прокурора эта норма не имеет
отношения);
     заявление, касающееся  решения  избирательной комиссии,  комиссии
референдума о регистрации,  об отказе в регистрации кандидата  (списка
кандидатов),  инициативной группы по проведению референдума, об отмене
регистрации кандидата (списка кандидатов) подается  в  течение  десяти
дней со дня принятия соответствующего решения;
     заявление о нарушениях избирательных прав или права на участие  в
референдуме, имевших место в период избирательной кампании, подготовки
и проведения референдума,  может быть подано в суд в течение  года  со
дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
     4. Правила подсудности, установленные ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ,
определяют, что:
     Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве  суда
первой  инстанции  дела  об обжаловании решений (уклонения от принятия
решений) Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации,  за
исключением   решений,   оставляющих   в   силе   решения  нижестоящих
избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
     верховный суд  республик,  краевой,  областной  суд,  суд  города
федерального  значения,  автономной  области  и   автономного   округа
рассматривает  в  качестве  суда  первой инстанции дела об оспаривании
решений  (уклонения  от  принятия  решений)   избирательных   комиссий
субъектов  Российской  Федерации,  окружных  избирательных комиссий по
выборам  в  федеральные  органы   государственной   власти,   окружных
избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные)
органы  государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации,
соответствующих   комиссий   референдума,   за   исключением  решений,
оставляющих в силе  решения  нижестоящих  избирательных  комиссий  или
соответствующих комиссий референдума.  Согласно п.  7 ст.  3 Закона об
обеспечении конституционных прав дела об  обеспечении  конституционных
прав  граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления в первой инстанции  рассматривают  также  суды
этого звена;
     суд районного звена соответственно рассматривает в качестве  суда
первой  инстанции  дела  об оспаривании решений (уклонения от принятия
решений):  а) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,
оставляющих  в  силе  решения  нижестоящих  избирательных комиссий или
соответствующих  комиссий  референдума;  б)   избирательных   комиссий
субъектов  Российской  Федерации,  окружных  избирательных комиссий по
выборам  в  федеральные  органы   государственной   власти,   окружных
избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные)
органы  государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации,
соответствующих  комиссий  референдума,  оставляющих  в  силе  решения
нижестоящих  избирательных  комиссий  или   соответствующих   комиссий
референдума; в) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации,
окружных избирательных комиссий,  территориальных (районных, городских
и  т.п.) избирательных комиссий,  участковых избирательных комиссий по
выборам глав исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
депутатов  представительных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления и  иные  дела,  не  отнесенные
законом к подсудности Верховного Суда РФ и верховного суда республики,
краевого,  областного  суда,  суда   города   федерального   значения,
автономной области и автономного округа.
     5. При   обращении   в   суд   следует    соблюдать    требования
субординационного  характера,  согласно  которым  прокурор  направляет
заявление в суд соответствующего ему уровня либо в нижестоящий суд.
     6. В  соответствии  с  ч.  3  ст.  260 ГПК РФ участие прокурора в
рассмотрении судом заявлений является обязательным вне зависимости  от
того, кто был инициатором обращения в суд.
     Наконец, необходимо учитывать установленные  законодательством  о
выборах  и референдуме требования о согласовательной функции прокурора
при решении вопроса  о  привлечении  к  уголовной  и  административной
ответственности отдельных категорий лиц:
     1. В соответствии с п.  18 ст.  29 Закона об  основных  гарантиях
член комиссии с правом избирательного голоса не может быть привлечен к
уголовной  ответственности,  подвергнут  административному  наказанию,
налагаемому  в  судебном  порядке,  без  согласия  прокурора  субъекта
Российской Федерации,  а член Центральной избирательной комиссии РФ  с
правом решающего голоса,  председатель избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации - без согласия Генерального прокурора РФ.
     2. На  основании  ст.  20 Федерального конституционного закона от
10.10.95 N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" член комиссии по
проведению  референдума  Российской  Федерации не может быть привлечен
без согласия соответствующего прокурора  к  уголовной  ответственности
или подвергнут взысканию, налагаемому в судебном порядке.
     3. Согласно  п.  4  ст.   41   Закона   об   основных   гарантиях
зарегистрированный  кандидат  не  может  быть  привлечен  без согласия
прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности,
арестован   или   подвергнут   в  судебном  порядке  административному
наказанию.  Так,  в соответствии с  п.  7  ст.  50  Закона  о  выборах
депутатов  и  п.  6  ст.  42  Закона  о  выборах  Президента санкцию в
отношении соответствующих кандидатов в указанных случаях вправе давать
только  Генеральный  прокурор  РФ.  О принятом решении прокурор обязан
известить избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
     Следует иметь  в  виду,  что  под  прокурором  понимается  только
Генеральный прокурор РФ,  прокурор  субъекта  Российской  Федерации  и
прокурор   районного   звена,  что  исключает  возможность  участия  в
указанной процедуре заместителей прокурора,  не  исполняющих  временно
его обязанности.
     

Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа