Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ".
4. Примерный порядок проведения проверки ККТ 4.1. Проверка соблюдения организацией (индивидуальным предпринимателем) законодательных и нормативно-правовых актов о применении ККТ может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии руководителя (владельца) проверяемого объекта. Работникам налоговых и других контролирующих органов, участвующих в проверке, категорически недопустимо провоцирование в ходе проверки работников проверяемых объектов на действия, нарушающие Закон. 4.2. Проверки проводятся следующими методами: - визуального наблюдения проверяющими за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам); - приобретения проверяющими товаров в личное пользование; - приобретения товаров сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки, участвующих в проведении проверки, с последующим оформлением соответствующего акта; - выявления нарушений Закона в ходе выездных налоговых проверок и проверок полноты оприходования денежной наличности (в случае, если с момента нарушения до момента проверки прошло менее двух месяцев). 4.3. На начальном этапе проведения проверки проверяющими по результатам наблюдения за продажей товаров (оказанием услуг) покупателям (клиентам) дается предварительная оценка состоянию соблюдения законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением на конкретном объекте проверки (точке). Однократного нарушения достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а в случае установления факта неприменения ККТ - акта и протоколов об административном правонарушении). 4.4. С учетом оснований, полученных в результате визуального наблюдения, проверяющие приступают к проведению проверки. При необходимости в установленном порядке производится контрольная (проверочная) закупка товаров сотрудниками органов, наделенных соответствующим полномочием и участвующих в проведении проверки, которая оформляется соответствующим актом. После этого проверяющие предъявляют руководителю или другому должностному лицу организации поручение налогового органа, документы, удостоверяющие их личность (должность), и приступают к более детальной проверке соблюдения законодательства о применении ККТ и документальному оформлению материалов проверки. 4.5. Проверяется весь комплекс документов, характеризующих статус организации (индивидуального предпринимателя), устанавливаются личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, аттестатов, удостоверений и т.п.), документов на право осуществления той или иной конкретной деятельности, на право пользования помещением, документов, подтверждающих регистрацию организации (индивидуального предпринимателя) и постановку ее (его) на учет в налоговом органе, наличие лицензий на право торговли винно-водочными изделиями и другими подакцизными товарами и т.п. Одновременно проверяются: соответствие применяемых моделей ККТ требованиям Госреестра, Классификатора ККТ, установленным срокам использования моделей, исключенных из Госреестра, соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим, их исправность, наличие договора на техническое обслуживание, карточки регистрации ККТ, наличие средств визуального контроля, маркировочной таблички ККТ, пломб и т.д. 4.6. Проверка выполнения организацией (индивидуальным предпринимателем) требований Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (в редакции постановления Правительства РФ от 07.08.98 N 904), наряду с требованиями Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104, производится непосредственно на месте установки ККТ. Сверяется фактическое место установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККТ; путем осмотра внешнего состояния ККТ устанавливаются тождественность заводского номера на машине и в документах, наличие пломб на кожухе машины, наличие голограмм, качество чека и полнота напечатанных на нем реквизитов и др. 4.7. После осмотра контрольно-кассовой техники рекомендуется тщательно проверить имеющиеся контрольные ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте порядковых номеров, даты и времени совершения торговой операции, количество гашений счетчиков и т.д. Следует иметь в виду, что в некоторых моделях ККТ дата начала работы должна вводиться механически кассиром-операционистом ежедневно в начале смены, что не исключает возможности злоупотреблений при использовании ККТ. В то же время на всех электронных ККТ с фискальной памятью, включенных в Государственный реестр, дата и время покупки, нумерация чеков осуществляются в автоматическом режиме, что позволяет установить допущенные злоупотребления относительно утраты или замены части контрольной ленты. 4.8. Проверяются нулевые чеки: их количество, время пробития, если их несколько в течение смены, устанавливается, чем была вызвана эта необходимость. 4.9. Проверяется наличие прошитого и скрепленного подписью и печатью (штампом) налогового органа журнала кассира-операциониста по ф. N КМ-4 (при наличии его на проверяемом объекте), надлежащим образом оформленных ценников на товары (прейскурантов на услуги). При проверке наличия прейскуранта на оказываемые услуги (работы) проверяющий обращает внимание на обоснованность этого документа (кем утвержден, когда, для какой отрасли, ведомства, организации), внешнее оформление (четкость написания, наличие заверяющей подписи, печати и др.), а также на размещение его в доступном для клиентов месте. 4.10. Одновременно проверяется наличие договора с ЦТО на сервисное обслуживание ККТ, а также ведение записей в журнале вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме N КМ-8. 4.11. При проверке организаций (индивидуальных предпринимателей), которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники, т.е. с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности, следует проверить правомерность применения данной организацией (предпринимателем) документов строгой отчетности. 4.12. Право утверждения форм документов строгой отчетности по представлению заинтересованных министерств, ведомств и организаций предоставлено Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Все остальные бланки неустановленного образца не являются документами строгой отчетности и не дают права на прием наличных денежных средств без применения ККТ. 4.13. Организация (индивидуальный предприниматель), которая(ый) в соответствии с законодательством вправе применять при осуществлении денежных расчетов с населением документы строгой отчетности по утвержденным формам и не применяет их, а равно использует бланки неутвержденных форм, не освобождается от обязанности применения ККМ и несет ответственность, установленную ст. 14.5 КоАП РФ. 4.14. В случае выявления факта невыдачи клиенту квитанции или другого приравниваемого к чеку документа строгой отчетности или выдачи документа с указанием суммы менее уплаченной проверяющий делает соответствующую запись в акте и составляет протоколы как за неприменение ККМ. 4.15. В акте и протоколах отражаются все факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. При описании составов правонарушений необходимо использовать те формулировки, которые содержатся в законодательных актах. Также акт и протоколы должны содержать ссылки на конкретные статьи Закона, пункты нормативно-правовых актов, которые организация (индивидуальный предприниматель) нарушила(ил). Обстоятельства совершения правонарушения должны подтверждаться документами, оформленными в ходе проверки, объяснениями должностных лиц, свидетельскими показаниями (заявлениями) покупателей товара (оказанной услуги) и другими документами. В качестве доказательств нарушений законодательства о применении ККТ могут использоваться также документы и фактические данные организации (индивидуального предпринимателя), акты контрольных (проверочных) закупок, чеки, объяснения должностных лиц проверяемой организации, документы предыдущих проверок, проведенных налоговыми инспекциями, а также государственными контролирующими или правоохранительными органами (акты, протоколы, постановления инспекций и др.). В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Объяснения должностных лиц проверяемого объекта следует получить по каждому факту выявленного в процессе проверки правонарушения. В случае отказа должностных лиц проверяемого объекта от дачи объяснения и подписания акта и протоколов этот факт отмечается и в акте, и в протоколах после подписи проверяющих записью примерно такого содержания: "От подписания акта (протокола) и дачи объяснения причины нарушения действующего законодательства должностные лица организации (указывается, кто конкретно) отказались", которая удостоверяется подписями проверяющих или лица, составившего протокол. 4.16. На организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований Закона налоговыми органами налагаются административные штрафы в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ. 4.17. Проверяющими разъясняются представителю объекта проверки права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и делается соответствующая запись в акте и протоколах. 4.18. По окончании проверки составляется акт в двух экземплярах в соответствии с действующими требованиями. Изменения, дополнения или уточнения после подписания акта не допускаются. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения, выразившегося в неприменении ККМ (ст. 14.5 КоАП РФ), налоговые органы составляют протоколы об административном правонарушении. Протокол на юридическое лицо составляется во всех нижеперечисленных случаях. Протокол на физическое лицо (продавца) составляется в случае непробития кассового чека (неоформления или невыдачи бланка строгой отчетности) или выдачи чека с суммой менее уплаченной, в остальных случаях составляется протокол на должностное лицо организации (или на индивидуального предпринимателя). Под неприменением в установленных Законом случаях контрольно-кассовой машины понимается: - фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (неоформление бланка строгой отчетности), в том числе по причине их отсутствия; - использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах или зарегистрированной на иного субъекта предпринимательской деятельности; - использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; - использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; - использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; - пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом). Акт и протоколы подписываются всеми проверяющими лицами и представителем организации (индивидуальным предпринимателем или его представителем), присутствующим при осуществлении проверки. Один экземпляр акта и протокола (копия) передается руководителю (представителю) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю, другой передается должностному лицу налогового органа, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении в день проведения проверки (в исключительных случаях при проведении проверок в вечернее время (в выходные и праздничные дни) допускается передача актов и протоколов на следующий день). При выявлении нарушения, выразившегося в невыдаче чека покупателю и (или) отсутствии ценника на товар, находящийся в реализации, проверяющими составляется акт, который направляется в органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, которые в соответствии со ст. 23.49 КоАП РФ имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ. ---------------------------------------------------------------------- Примечание. При осуществлении производства по делам о неприменении ККМ также следует руководствоваться Методическими рекомендациями Управления от 31.10.2002 N 29-08/52188. ---------------------------------------------------------------------- В случае выявления нарушения при проведении выездной налоговой проверки акт и протоколы могут быть составлены по совершенному ранее правонарушению при условии его доказанности. При составлении акта и протоколов следует учитывать сроки наложения административного наказания, установленные ст. 4.5 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования. Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей, к которому в том числе относится законодательство о применении ККМ, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в том числе для выявления фактического местонахождения и доставления лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в случае отсутствия его на объекте проверки. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 4.5 Кодекса постановление о назначении административного наказания не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. 4.19. По окончании проверки соблюдения Закона проверяющими осуществляется оперативный контроль полноты учета выручки. В обязательном порядке составляется акт проверки наличных денежных средств (форма N КМ-9). При наличии излишков или недостачи денежных средств в кассе проверяющим необходимо взять объяснения у представителей объекта проверки по данному факту. Проверяющие сопоставляют размер фактической выручки за рабочий день (смену), полученный путем ревизии наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, и данных сменных отчетов ("X" и "Z" отчетов) контрольно-кассовой машины, а также данных журнала кассира-операциониста. Данные фиксируются в составляемом акте проверки наличных денежных средств. ---------------------------------------------------------------------- Примечание. Перед подсчетом наличных денежных средств необходимо взять расписку об отсутствии в кассе личных денег и иных неоприходованных денежных средств, о представлении всех квитанций приходных кассовых ордеров по сданной выручке. ---------------------------------------------------------------------- 4.20. Проверочные мероприятия наличных денежных расчетов между юридическими лицами проводятся по следующей схеме. На начальном этапе проведения проверки наличных денежных расчетов между юридическими лицами, проверяющими по результатам наблюдения за продажей товаров (оказанием услуг) покупателям (клиентам), наличием ценников (прейскурантов), соблюдением порядка выдачи покупки (оформления услуги, работы), осуществляется предварительная оценка соблюдения организацией законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов на объекте проверки. В установленном порядке производится покупка и предъявляются руководителю организации поручение налогового органа на проведение проверки, документы, удостоверяющие личность (должность) проверяющих. В соответствии с п. 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право в том числе осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. На основании вышеизложенного в поручении на проверку указывается период, предшествующий дате проведения проверки. Кроме того, у проверяемой организации в соответствии со ст. 7 Закона РФ N 54-ФЗ требованием (приложение N 4) запрашиваются документы, связанные с применением ККТ и оприходованием денежной выручки, а также с ведением наличных денежных расчетов с другими организациями (договор, подтверждающий факт взаимоотношений между покупателем и продавцом (поставщиком) товара). Результаты проверки оформляются в соответствии с п. 4.16 настоящего Порядка. |
Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ".