О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ". Постановление. Правительство Москвы. 31.08.04 602-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

II. Цели и задачи проекта закона
                  города Москвы "О городских почвах"

     1. Необходимость  подготовки  и  принятия  закона  "О   городских
почвах"  обусловлена  важными экологическими функциями почвы в городе,
определяющими экологический баланс в системе город-здоровье человека.
     Городские почвы   представляют   собой   неотъемлемый   компонент
городской  природной  среды,  основными  функциями  которого  являются
продуктивность,  пригодность  для  произрастания  зеленых  насаждений,
способность  абсорбировать  в  своей  толще  загрязняющие  вещества  и
удерживать их от проникновения в сопредельные среды. Почвы участвуют в
биохимическом  круговороте  веществ,  в  формировании   поверхностного
стока,   обеспечивают  зеленые  насаждения  необходимыми  питательными
компонентами,  микроэлементами и  условиями  произрастания.  Основными
экологическими  функциями  почвы  являются  ее плодородие,  очищение и
воспроизводство компонентов окружающей среды,  санитарно-гигиеническая
функция,   консервация   и  накопление  жизненно-необходимых  веществ,
энергии, поддержание биоразнообразия и другие. Однако главные свойства
городских  почв  (плодородие,  сорбционная  и  очищающая  способность)
обеспечивают  выполнение  указанных  экологических  функций  лишь   до
определенного  (критического)  уровня  антропогенной нагрузки.  Утрата
этой способности приводит  к  возникновению  в  городе  долговременных
негативных экологических явлений,  в частности: снижение биологической
продуктивности почвы и качества зеленых насаждений,  резкое  ухудшение
санитарно-эпидемиологического   состояния  территории  города  в  силу
накопления  в  почвах  опасных  для  здоровья   человека   веществ   и
микроорганизмов и прочее.
     В результате  сложившейся  общей  неблагоприятной   экологической
ситуации   в   городе   Москве,   вызванной,  в  первую  очередь,  все
возрастающей антропо-техногенной  нагрузкой,  значительно  увеличилось
воздействие    на   городские   почвы   (деградация,   загрязнение   и
захламление).  Интенсивное   промышленное   воздействие   приводит   к
повсеместным  очагам техногенного загрязнения городских земель и почв,
что в значительной мере связано с накоплением в них тяжелых  металлов.
Одним  из  наиболее  значимых источников антропогенного воздействия на
состояние почв города является автомобильный транспорт.  Актуальна для
города  Москвы  проблема,  связанная  с поступлением в городские почвы
химических  веществ  и  элементов  при  применении   противогололедных
материалов,   использование   которых   с  превышением  норм  расхода,
несоблюдением  правил  их  хранения  и  складирования  также  ведет  к
загрязнению  почв  и  уничтожению  зеленых насаждений и животного мира
города.
     Критическое положение  почв  города  Москвы  напрямую  связано  с
отсутствием необходимого правового регулирования  отношений  в  данной
области.  Недостаточно  регламентируется осуществление хозяйственной и
иной деятельности с  точки  зрения  воздействия  на  городские  почвы,
предусмотренная  законодательством ответственность за правонарушения в
области охраны почв не может эффективно  применяться  к  хозяйствующим
субъектам   за  невыполнение  обязательных  мероприятий  по  охране  и
рациональному использованию городских почв.
     2. Разрабатываемый  проект  закона  города  Москвы  "О  городских
почвах"  призван  устранить  указанный  пробел   в   законодательстве,
установить  правовые  основы  регулирования  отношений  по сохранению,
восстановлению  и  использованию  почв   как   важнейшего   компонента
городской   природной   среды  и  неотъемлемой  части  среды  обитания
человека,  растений и животных.  Закон обеспечит проведение  городской
политики  не только в области сохранения почв как природного ресурса и
компонента городской природной среды,  но также в  области  охраны  от
негативных воздействий почв на окружающую среду.
     3. Закон  позволит   определить   правовой   статус   почвы   как
самостоятельного природного объекта и,  соответственно, объекта охраны
от негативных последствий антропогенной деятельности. В связи с этим в
проекте  будет  сформулировано  понятие  "городские почвы",  проведено
разграничение между понятиями "городские почвы" и  "городские  земли".
Необходимость такого разделения обусловлена тем, что "городская земля"
рассматривается в основном как социально-экономическая  категория  для
обеспечения   хозяйственной  и  иной  деятельности  в  городе  Москве.
"Городские почвы" - это базовый природный компонент  городской  среды,
выполняющий  важные  экологические  функции.  Объектами  регулирования
закона являются почвы в традиционном понимании,  а  также  важные  для
городской    среды    почвоподобные   тела   ("искусственные   почвы",
конструктоземы) и так называемые "растительные грунты".
     4. Почву   как   динамичное   образование  необходимо  не  только
охранять,  но  и  непрерывно  поддерживать  в  надлежащем   состоянии,
формировать,  окультуривать.  В противном случае почва в короткий срок
теряет свои экологические функции и плодородие, превращаясь в исходный
грунт,  безжизненный субстрат.  Таким образом, цель закона - не просто
охрана  почв,  а  регулирование   общественных   отношений   в   сфере
природопользования,    направленное    на    обеспечение   устойчивого
функционирования почвенного покрова как  важнейшего  условия  жизни  и
благосостояния всего населения города.
     5. Задачами проекта закона в области охраны  почв  города  Москвы
являются установление следующих правовых основ регулирования:
     - сохранение плодородного слоя городских почв;
     - предотвращение деградации почв,  загрязнения почв,  минимизация
других неблагоприятных воздействий на  почвы,  устранение  последствий
негативных воздействий и восстановление почв.
     Также задачами проекта закона являются:
     - установление  нормирования  в  области  охраны  и использования
почв;
     - учет состояния городских почв;
     - контроль за охраной  и  рациональным  использованием  городских
почв;
     - обязательность   оценки   воздействия   на   городские    почвы
планируемой к осуществлению хозяйственной и иной деятельности;
     - закрепление положения об установлении предельного  минимального
(критического)    размера    площади,    которая   должна   оставаться
"незапечатанной"  (незастроенной,  незаасфальтированной  и   т.п.)   в
пределах конкретных районов (участков) города.
     Законодательно не   регламентируется   соблюдение   экологических
интересов в случае изъятия городских почв из городской природной среды
в  процессе  строительной  или  иной  деятельности   (так   называемое
"запечатывание"  почв).  В  связи с этим одной из важных задач проекта
закона является введение обязательного  компенсационного  оздоровления
городских  почв  застройщиками  (инвесторами) в случае "запечатывания"
почв.
     Мероприятия по   компенсационному   оздоровлению  городских  почв
должны проводиться также гражданами и юридическими лицами, виновными в
их порче или уничтожении.
     6. В связи с принятием закона города Москвы "О городских  почвах"
потребуется  разработка  и  принятие  ряда постановлений Правительства
Москвы,  в частности:  "Об определении порядка составления  и  ведения
почвенной карты города Москвы", "О мониторинге почв в городе Москве".
     Далее предлагается  концептуальный  вариант   структуры   проекта
закона "О городских почвах".

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа