ОБ ОТЧЕТЕ ФАТФ ПО ТИПОЛОГИЯМ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА ЗА 2003 - 2004 ГГ.. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 17.08.04 100-Т

Фрагмент документа "ОБ ОТЧЕТЕ ФАТФ ПО ТИПОЛОГИЯМ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА ЗА 2003 - 2004 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Различные системы и подходы к надзору

     45.  Эксперты, участвовавшие как в дискуссиях по типологиям этого
года,  так  и  в  семинаре  по  НкО,  были  единодушны во мнении, что,
вероятно,  потребуется  принятие  дополнительных  мер  для того, чтобы
снизить   степень  уязвимости  НкО  перед  злоупотреблениями  в  целях
финансирования  терроризма. Масштабы и характер таких мер, однако, еще
требуют  уточнения. В частности, об отсутствии четкой направленности в
данной  сфере  свидетельствует  факт  наличия существенных расхождений
между  государствами  в  вопросах  надзора  и обеспечения прозрачности
внутри  сектора  НкО.  У  некоторых стран, например, существует давняя
традиция активного государственного надзора за деятельностью НкО, в то
время  как  другие  страны  делают  больший  акцент  на  требованиях о
расследованиях   преступлений  и  детализованном  ведении  документов.
Третья  группа  стран  располагает  широко распространенными системами
регулирования,  которые  включают  в  себя требования о детализованном
ведении  документов  и  об  отчетности, привлечение внешних аудиторов,
лицензирование,   обязательное   использование  счетов  уполномоченных
банков,   получение   разрешений   для   осуществления   международных
трансакций  и  требования  к  банкам о применении в работе с клиентами
процедур  должной  осмотрительности  (customer due diligence - CDD) (в
отношении НкО).
     46. Очевидно, что различия в подходах среди стран главным образом
касаются   различных   принципов  в  отношении  роли  правительства  в
регулировании   благотворительных  организаций  и  других  типов  НкО.
Некоторые   страны   считают,  что  защита  финансирующих  организаций
является  легитимным  обоснованием  для всестороннего государственного
регулирования   и   надзора   за  НкО.  Другие  полагают,  что  защита
финансирующих  организаций является основной обязанностью организаций,
делающих  взносы  в  НкО,  то  есть  вопросы  надзора  и  контроля  за
законностью  совершения  операций  относятся  к  сфере ответственности
финансирующих организаций.
     47.  Во  многих  странах  в  той  или  иной  мере  осуществляется
регулирование  и надзор за НкО, получивших от налоговых органов полное
или  частичное освобождение от уплаты налогов. В некоторых странах эти
органы  могут  даже  играть важную и активную роль в надзоре за такими
организациями.  Например,  налоговые органы вправе требовать детальные
ежегодные отчеты от каждой зарегистрированной НкО и затем на основании
соответствующих  запросов  раскрывать эту информацию. В других странах
государственные  регулирование и надзор в основном сводятся к контролю
за  правомерностью  деятельности определенных типов юридических лиц, у
которых имеются специальные лицензии на проведение операций с крупными
суммами благотворительных средств.
     48.   Наконец,   существует   еще   одна   причина  для  усиления
регулирования  и  надзора  за  сектором НкО, а именно - предотвращение
преступных   злоупотреблений   не   только   в   целях  финансирования
терроризма, но и в целях отмывания преступных доходов и мошенничества.
Независимо  от  применяемого подхода очевидно, что в большинстве стран
все  еще  имеются существенные пробелы в их системах. Эксперты выявили
целый   ряд   важных  ограничений,  которые  препятствуют  юрисдикциям
эффективно  снижать угрозу использования сектора НкО для осуществления
финансирования терроризма и иных преступлений.
     49.   Большинство   стран   в   состоянии   использовать   только
ограниченную  часть  своих  ресурсов  для  регулирования  и надзора за
сектором   НкО,   состоящим   в   некоторых  случаях  из  сотен  тысяч
организаций,  которые  имеют  дело  с суммами, достигающими нескольких
процентов  ВВП  государства.  Это  наблюдение  особенно  справедливо в
отношении   многих   стран   -   получателей   финансовой  помощи  или
развивающихся   стран,   в   которых   НкО   всех  размеров,  зачастую
основывающиеся  на  общинных  связях,  играют критически важную роль в
экономике.   Иногда   сектор  НкО  в  этих  экономиках  имеет  больший
экономический вес и значение, чем государственный сектор.
     50.  В  большинстве стран значительное количество (до 90%) общего
числа  НкО составляют небольшие организации. Для этих мелких НкО может
быть  достаточно  сложно  нести  расходы,  связанные  с необходимостью
детального  соблюдения требований государственного регулирования. Даже
для  более  крупных  организаций  существуют  пределы,  которые  могут
рассматриваться  как  разумное  бремя  соблюдения этого регулирования,
поскольку  НкО  по  своей сути обладают весьма небольшими ресурсами по
отношению  к  зачастую  значительным  услугам,  которые они оказывают.
Более  того,  в  некоторых  странах  существуют  определенные правовые
нормы,  которые  препятствуют  или  ограничивают введение регулятивных
требований  в  отношении  определенных  категорий НкО. Примерами таких
норм   служат  свобода  объединений  или  особый  статус  организаций,
основывающихся на религиозной основе.

Фрагмент документа "ОБ ОТЧЕТЕ ФАТФ ПО ТИПОЛОГИЯМ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА ЗА 2003 - 2004 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа