ОБ ОТЧЕТЕ ФАТФ ПО ТИПОЛОГИЯМ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА ЗА 2003 - 2004 ГГ.. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 17.08.04 100-Т

Фрагмент документа "ОБ ОТЧЕТЕ ФАТФ ПО ТИПОЛОГИЯМ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА ЗА 2003 - 2004 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Практическое применение

     23.  Руководство  по  предотвращению  и выявлению злоупотреблений
системами  безналичных  переводов  со стороны террористов (и других не
связанных   с   терроризмом   преступников)   изложено   в  VII  СР  и
Пояснительной  записке  по ее применению. Рекомендация предусматривает
документальное  фиксирование,  сохранение  и,  в случае трансграничных
переводов,  передачу  ключевой информации об отправителе перевода. Эта
информация,  будучи  доступной  в  пункте  назначения  перевода,  даст
возможность  финансовому  учреждению  произвести первоначальные оценки
потенциальных   террористических/преступных  связей  (т.е.  для  целей
сообщения о подозрительных трансакциях) и в итоге направить информацию
в  ОФР,  правоохранительным  или  иным  компетентным органам (т.е. для
производства   начальных   стадий   аналитического  или  следственного
процесса).
     24.  Фиксирование и хранение основной информации о первоначальном
плательщике   (отправителе)   может   содействовать  в  борьбе  против
финансирования  терроризма  и  отмывания  преступных  доходов  по ряду
направлений.   Операции,   содержащие   полную   информацию,  помогают
финансовым   учреждениям   -   получателям   платежа  идентифицировать
подозрительные  операции. Последние потребуют дополнительного внимания
и,  возможно,  направления  сообщения в ОФР. Сообщения о необычных или
подозрительных  безналичных переводах, направленные в ОФР и содержащие
полную    информацию,    могут    быть    тщательно   расследованы   и
проанализированы.  Требование  о  возможности  доступа к информации об
отправителе перевода также помогает соответствующим правоохранительным
органам  выявлять,  расследовать  и  преследовать  в  судебном порядке
террористов и прочих преступников.
     25.   Хотя  в  задачу  семинара  не  входило  рассмотрение  общей
эффективности  или  правомерности  мер,  предусматриваемых  в  VII СР,
участники  дискуссий  поддержали  их.  Чтобы выявить или предотвратить
использование    безналичных    переводов   террористами   и   прочими
преступниками,   принципиально   важно  обеспечить  доступ  финансовых
учреждений и компетентных органов к полной и достоверной информации об
отправителе перевода.
     26.  Пояснительная  записка  по  применению  VII СР, выпущенная в
феврале  2003  г.,  допускает установление минимальных порогов до 3000
долл.  США  по  операциям  в отношении мер, предусматриваемых в данной
Рекомендации. Таким образом, страны должны требовать, чтобы информация
об  инициаторе электронных переводов на сумму, превышающую минимальный
порог,   фиксировалась   и  хранилась,  передача  этой  информации  по
безналичным  переводам,  совершаемым  на  сумму,  не  превышающую 3000
долларов  США,  не  является обязательной. Эксперты обсуждали вопрос о
необходимости  порога  в  связи  с  мерами, предусмотренными в VII СР.
Большинство  экспертов  отметили  небольшой  размер  суммы безналичных
переводов,   потенциально   связанных  с  финансированием  терроризма.
Поэтому  эксперты  пришли  к выводу, что наличие порога при выполнении
мер,  предусмотренных  VII  СР,  может мешать выявлению подозрительных
операций. Кроме того, отмечалось, что отсутствие порога могло бы также
выступать   в   качестве   сдерживающего   фактора  для  использования
безналичных  переводов  террористами  и прочими преступниками, повышая
вероятность следственных действий.
     27.  Одновременно  эксперты  признали,  что при отсутствии прочих
специальных  признаков  отсутствие порога может привести к чрезмерному
количеству  сообщений,  направляемых  в  ОФР.  Возможно,  сообщения  о
некоторых  трансакциях могут быть менее ценны с точки зрения выявления
финансирования  терроризма,  но,  с  другой  стороны, они могут помочь
воссоздать  общую  картину финансовой поддержки террористов в случаях,
когда финансирование терроризма выявляется через другие источники. Как
указывалось  выше, наиболее важным элементом при выявлении безналичных
переводов, связанных с террористами, являются имена участвующих сторон
и  название места отправления или места назначения трансакции. Поэтому
эксперты   согласились  с  тем,  что  для  установления  более  четких
признаков  использования безналичных переводов террористами необходимо
провести  дополнительную  работу.  Такие  признаки  помогут финансовым
учреждениям   идентифицировать   трансакции,   которые  требуют  более
тщательного  изучения  и,  как  следствие, информирования компетентных
органов о том, что они являются подозрительными или необычными.
     28.  В  качестве  возможного  решения  необходимо развитие систем
информационных  технологий,  которые  могли  бы  выявлять  объективные
признаки  в  составе  безналичных переводов. Одна делегация предложила
использовать   систему,   которая   идентифицирует  такие  показатели,
основываясь  на ключевых словах, встречающихся в платежных поручениях.
Применение системы баллов, основанной на выявлении отличий от ключевых
слов,  позволяет  системе  выбирать меньшее количество трансакций, для
которых может потребоваться дополнительный анализ.

Фрагмент документа "ОБ ОТЧЕТЕ ФАТФ ПО ТИПОЛОГИЯМ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА ЗА 2003 - 2004 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа