ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ". Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 12.01.04 31

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
          ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ ОРИЕНТИРОВАННЫМИ МЕТОДАМИ

     Безопасность   -   это  состояние  защищенности  жизненно  важных
интересов  личности,  общества  и  государства от внутренних и внешних
угроз.
     К основным объектам национальной безопасности относятся: личность
(ее  права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные
ценности);  государство  (его  конституционный  строй,  суверенитет  и
территориальная    целостность).    Основным   субъектом   обеспечения
национальной безопасности является государство, осуществляющее функции
в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной
властей.  Другими  субъектами  обеспечения  безопасности,  обладающими
правами   и  обязанностями  по  участию  в  обеспечении  безопасности,
являются   также   граждане,   общественные   и   иные  организации  и
объединения.
     Безопасность   достигается   проведением  единой  государственной
политики    в   области   обеспечения   безопасности,   системой   мер
экономического, политического, организационного и иного характера.
     Законодательные   основы   обеспечения  безопасности  составляют:
Конституция   Российской  Федерации,  Закон  Российской  Федерации  "О
безопасности",   законодательные  и  иные  нормативные  правовые  акты
Российской  Федерации,  регулирующие отношения в области безопасности;
конституции,   законы,   иные   нормативные  правовые  акты  субъектов
Российской  Федерации,  принятые  в  пределах  их компетенции в данной
сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные
Российской Федерацией.
     Закон  Российской  Федерации  от  5  марта  1992  г.  N 2446-1 "О
безопасности"  устанавливает  правовые основы обеспечения безопасности
личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее
функции,  устанавливает  порядок  организации и финансирования органов
обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их
деятельности.
     К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную
базу   для   обеспечения   безопасности   образовательных  учреждений,
относятся:
     Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы
общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;
     Трудовой  кодекс  Российской  Федерации, в котором сформулированы
требования  к  обеспечению безопасности работников во время исполнения
ими своих трудовых обязанностей;
     Кодекс  Российской  Федерации об административных правонарушениях
(КоАП),  в  котором  сформулированы  требования к должностным лицам по
соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;
     Уголовный  кодекс  Российской Федерации, в котором сформулированы
положения   об   уголовной  ответственности  за  нарушение  требований
безопасности;
     Федеральный   закон   "Об   основах  охраны  труда  в  Российской
Федерации";
     Закон   Российской   Федерации   "Об   образовании",   в  котором
сформулированы    обязанности    и   ответственность   образовательных
учреждений  и  должностных лиц по соблюдению требований в части охраны
жизни  и  здоровья  обучающихся,  воспитанников  и работников во время
образовательного процесса;
     Федеральный   закон   "О   пожарной   безопасности",   в  котором
установлены  требования  к  федеральным  органам исполнительной власти
субъектов    Российской    Федерации    и   местного   самоуправления,
работодателям в области пожарной безопасности;
     Федеральный   закон   "О   техническом   регулировании",  который
устанавливает принципы технического регулирования на основе требований
технических  регламентов  по обеспечению безопасности с учетом степени
риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
     Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения
жизни  и  здоровья  обучающихся,  воспитанников  и работников, а также
материальных   ценностей   образовательного  учреждения  от  возможных
несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
     Безопасность   образовательного   учреждения  включает  все  виды
безопасности,  содержащиеся в Законе "О техническом регулировании", и,
в  первую  очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность,
взрывобезопасность,  безопасность,  связанную с техническим состоянием
среды обитания.
     Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений
приоритетными   являются   пожарная,   электрическая   и   техническая
безопасность.  Все  они  являются  взаимозависимыми,  и их обеспечение
должно решаться во взаимосвязи.
     Проблема  построения эффективной системы обеспечения безопасности
должна  решаться  с  учетом  специфики  образовательных  учреждений  и
вероятности   возникновения  тех  или  иных  угроз  путем  поддержания
безопасного   состояния   объекта   в   соответствии   с  нормативными
требованиями,   обнаружения   возможных  угроз,  их  предотвращения  и
ликвидации.
     Система    безопасности   составляет   совокупность   методов   и
технических  средств,  реализующих мероприятия, направленные на объект
угрозы  с  целью  ее  снижения, на объект защиты с целью повышения его
безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью
задержания,  замедления продвижения, ослабления последствий реализации
угрозы.
     Настоящее    положение   с   материально-техническим   оснащением
образовательных    учреждений    характеризуется    высокой   степенью
изношенности  основных  фондов  (зданий,  сооружений,  оборудования  и
инженерных  коммуникаций),  недостаточным финансированием мероприятий,
направленных  на  повышение  инженерной  безопасности  образовательных
учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со
стороны  руководителей  и  специалистов за поддержанием их в исправном
состоянии.
     Наиболее  проблемными,  требующими  вмешательства соответствующих
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  и  местного  самоуправления,
остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий,
требующих вложения значительных финансовых средств.
     Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на
объектах образования являются:
     слабые  знания  и  навыки  поведения  обучающихся и сотрудников в
чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
     отсутствие   или  неисправность  систем  автоматической  пожарной
сигнализации, оповещения людей при пожаре;
     неукомплектованность      объектов      первичными     средствами
пожаротушения;
     эксплуатация  с  нарушениями  требований  норм электроустановок и
устаревших электросетей, которые требуют замены;
     невыполнение   работ   по   противопожарной  обработке  чердачных
перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
     отсутствие  источников  наружного  противопожарного водоснабжения
или их неисправность.
     Многие   субъекты   Российской   Федерации   и   органы  местного
самоуправления   (особенно   дотационные)   не  могут  в  полной  мере
профинансировать  мероприятия  по  обеспечению  пожарной  безопасности
образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.
     Практическое    отсутствие    средств   на   поддержание   систем
безопасности  образовательных  учреждений на должном уровне приводит к
ежегодному  увеличению  числа  несчастных  случаев  и пожаров, которые
наносят  не  только  материальный ущерб, но и приводят к гибели людей.
Так,  по  данным  Государственной противопожарной службы МЧС России, в
Российской  Федерации  в  2002  году  зарегистрирована  1121  пожар, в
которых  погибло  28  человек, в том числе 3 детей, материальный ущерб
составил более 70 млн. рублей. В апреле 2003 г. произошли чрезвычайные
происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха
(Якутия)  и  школе-интернате  для  глухонемых  детей  в  г.  Махачкале
(Республика  Дагестан),  в результате которых погибло 54 обучающихся и
воспитанника  и  156  человек  получили  ожоги и травмы разной степени
тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
     Всего  пожаров  и  возгораний  за  три  последних  года  -  3266.
Наибольшее  количество  пожаров наблюдалось в Иркутской области - 176,
Красноярском  крае - 166, Свердловской области - 151, г. Москве - 101,
Республике  Татарстан - 100, Республике Саха (Якутия) - 96, Республике
Башкортостан  -  95, Мурманской области - 95, Республике Бурятия - 95,
Алтайском крае - 93.
     За  период  с  2000 года по настоящее время в системе образования
произошло  358  несчастных  случаев  со  смертельным  исходом во время
образовательного   процесса,   в   т.ч.   погибло  256  обучающихся  и
воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха (Якутия) - 30,
Республика  Дагестан  -  28,  Краснодарский край - 15, г. Москва - 13,
Челябинская  область - 10) и 102 работника (Свердловская область - 27,
Нижегородская область - 9, Пермская область - 8).
     По  инициативе Минобразования России в период летних каникул 2003
года было проанализировано состояние зданий образовательных учреждений
на  пригодность к эксплуатации. В результате проведенного обследования
признано  аварийными  2518 объектов, из которых планируется ликвидация
69  и  проведение  капитального  ремонта или нового строительства 1845
зданий (без вузов и ссузов).
     Следует  отметить  недостатки  в  состоянии  нормативной  базы  в
области безопасности образовательных учреждений.
     Действующие  Правила пожарной безопасности в Российской Федерации
(ППБ 01-03) не отражают специфику образовательных учреждений.
     СНиП   21-01-97   "Пожарная  безопасность  зданий  и  сооружений"
приводит  пожарно-техническую  классификацию  зданий,  их  элементов и
частей,    помещений,    строительных    конструкций   и   материалов,
устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений зданий
на  этапах  их  строительства и эксплуатации. Однако эти требования не
связаны с функциональным назначением зданий и их помещений. Справочные
пособия  к  СНиП  2.08.02-89  ("Проектирование  учебных  комплексов  и
центров",  "Проектирование  высших учебных заведений", "Проектирование
профессионально-технических,  средних  специальных учебных заведений и
комплексов")  вообще  не  содержат  требований  к зданиям по оснащению
средствами пожарной защиты.
     Все  это  свидетельствует  о  необходимости  создания  отраслевой
нормативной   базы   по   пожарной  безопасности  для  образовательных
учреждений  различного  уровня,  которая  должна  включать: отраслевые
нормы и правила пожарной безопасности, в том числе правила по пожарной
автоматике;   специализированные   разделы,  дополняющие  существующие
нормативы.
     В  системе  образования  крайне  слабо  функционирует  обучение и
тренинг  персонала  учебных заведений, обучающихся по безопасности, не
организована   подготовка  и  переподготовка  специалистов  в  области
пожарной  безопасности,  обучение руководящих кадров и преподавателей.
Этот    процесс   не   обеспечен   необходимыми   научно-методическими
разработками  и  материалами  и  требует  широкого  привлечения к этой
проблеме    ученых    и    специалистов    в    области   безопасности
жизнедеятельности.
     Приоритетность     обеспечения    безопасности    образовательных
учреждений  очевидна,  она  является  одной  из важнейших составляющих
государственной  политики в области образования и должна подкрепляться
надежной   финансовой  и  материально-технической  базой.  Решать  эту
проблему  необходимо  комплексно  с  созданием и развитием современных
правовых,  организационных,  научных  и методических основ обеспечения
безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов
всего государства.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа